МАЛАХИТОВАЯ ФАБРИКА ДЕМИДОВЫХ НА ПЕРВОЙ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКИ (ЛОНДОН, 1851)
МАЛАХИТОВАЯ ФАБРИКА ДЕМИДОВЫХ: ПО СЛЕДАМ ЭКСПОНАТОВ ПЕРВОЙ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКИ (ЛОНДОН, 1851)
Л. А. БУДРИНА
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
XIX век отмечен расцветом декоративно-прикладного искусства. Свою лепту внесло увлечение историческими стилями, благодаря которому искусство оформления интерьеров приобрело необыкновенную популярность: не только дворцы монархов и вельмож, но и скромные дома буржуа наполняются утварью, внешний вид которой интерпретирует разнообразные стили и эпохи.
В середине века — 40-е-50-е годы — одним из наиболее востребованных направлений становится «второе рококо». Стиль, ставший почти официальным для французского искусства второй империи (под названием «стиль Людовика XV»), быстро распространился по Европе и широко использовался в русском интерьере.
Второе рококо является наглядной иллюстрацией взаимопроникновения элементов дворянской культуры, теряющей влияние, тоскующей по ушедшим временам, и набирающей силу культуры нового буржуа с его тяготением ко всему эффектному, пышному, богатому, но в силу воспитания не всегда отмеченному достаточным вкусом. Наряду с заимствованными из оригинального направления стилистическими особенностями, второе рококо обладает и рядом специфических характеристик.
Так, в отличие от XVIII столетия, резьба становится грубее, ее рисунок — крупнее, основные резные детали концентрируются посередине элементов (навершия спинок, карнизы) и тяготеют к симметрии. Частым приемом становится применение колесиков на ножках кресел, диванов и небольших столов.
Еще один отличительный признак мебели XIX века — эксперименты с использованием новых материалов, не свойственных изделиям подлинного рококо.1
Триумфом второго рококо в интерьере, будь то мебель или столовое серебро, стала Лондонская выставка 1851 года.
Всемирная выставка (The Great Exhibition ot the Works of Industry of All Nations) впервые объединила в одном выставочном пространстве более 17000 экспонентов, представлявших чуть меньше сотни стран Европы, Азии, Северной и Южной Америк, Африки, Австралии — действительно, всех наций.
Участие Российской империи в этом смотре достижений было не самым представительным — меньше четырехсот участников. Но, несмотря на это, русский отдел стал одним из «гвоздей» выставки: без малого шесть миллионов посетителей пришли лично познакомиться с экспонатами, миллионы читателей во всем мире благодаря официальным изданиям и публикациям в периодической печати узнали о почти чрезмерном богатстве российской экспозиции.
Например, французский журнал «Хрустальный дворец» помещает интервью с главным редактором парижского «Журналь де Деба» г-ном Лемуанном (“Journal des Debat”, M. John Lemoinne), где тот в следующих выражениях характеризует русский отдел: «Россия подготовила роскошную экспозицию. Придется специально построить дворец, чтобы разместить эти огромные двери и большие вазы из малахита. Это немного тяжело, но это — подлинное великолепие».2
Значительная (если не главная) роль в формировании этого образа принадлежала экспоненту, вошедшему в официальный каталог под номером 324 в разделе «Россия» с лаконичной записью: «Demidoff, Messrs. Nijne-Taghilsk-Siberia. Prop. — Copper vases».3
В «Официальном описательном и иллюстрированном каталоге» выставки мы находим уже более детальное перечисление экспонатов, представленных Демидовыми 4
323. Demidoff, Messrs., St. Petersburg — Proprietors And Manufacturers Articles, made of malachite, viz.:
Doors. Chimneypiece. Writing tables, oval and square. Large and small round table. Chairs in variety. Various sized book paper weights. An assortment of paper pressers. Pedestals with bust of Peter the Great, Charles XII, and with fi gure of Peter the Great at Poltava. Clock. Several specimens and blocks of malachite.
В каталоге русского отдела, изданном к выставке в Санкт-Петербурге, приведен список отправленных предметов с указанием цен 5:
№ 57 от управления гг. Демидовых, изделия из малахита собственной их фабрики в Санкт-Петербурге
Двери, вышина 6 аршин 3 верш., ширина 3 аршина, 1, 35000 р.
Ваза № 1 Медицейская, 1, 13000 —
№ 2 Китайская, 1, 12000 —
№ 3 Рококо, 1, 20000 —
№ 4 Формой большой чаши, 1, 15000 —
Вазы маленькие, по 1000 р. за каждую, 4, 4000 —
Камин, вышиною 1 арш. 124 верш., шириной 2 арш. 14 верш., 1, 10000 —
Четвероугольный стол, 1, 2500 —
Письменный стол, 1, 2500 —
Круглый стол на изогнутых ножках, 1, 2500 —
То же на одной ножке большой, 1, 2000-
То же маленький, 1, 1500 —
Кресла, по 800 р. за штуку, 2, 1600 —
Стульев, по 500 р. за штуку, 6, 3000 —
Пресс-папье из цельного малахита весом 1 пуд. 26 фунт. по 6 р. 50 к. за фунт, или 260 р. пуд, 11, 1190
То же в виде книги большого формата по 40 р. сер., 10, 400 —
То же среднего по 35 р., 10, 350 —
То же малого по 30 р., 300 —
Бронзовые часы на малахитовом пьедестале, 1, 1600 —
Пресс-папье овальное с 8 бронзовыми фигурами, 1, 250 —
То же с 6, 1, 200 —
То же с 3, 1, 160 —
То же четвероугольное, с 1, по 50 р., 2, 100 —
То же, 1, 50 —
То же, побольше величиной, с 1 бронз. фигурою, по 125 р. за каж-
дое, 2, 250 —
То же круглое с бронзовой фигурою, 1, 50 —
То же с бюстами Петра 1-го и Карла XII-го, по 200 р. за каждое, 2, 400 —
Кроме того, два пьедестала из зеленого мрамора, добытого в Нижнетагильских гг. Демидовых заводах, с бронзовыми деталями по модели Барона Клодта, 2, 700 —
(Далее — «Список экспонатов»)
Любопытно, что в этих изданиях Демидовы указаны не только как владельцы, но и как производители малахитовых вещей — ведь ранее демидовский малахит встречался только в чужой обработке.
Контактам с европейскими мастерами посвящен целый ряд публикаций, наиболее значительные из них связаны с деятельностью Томира.
О «собственной фабрике» Демидовых в Санкт-Петербурге известно очень немногое: единственная публикация, где можно найти информацию о ней — двухтомник «Малахит», вышедший в Свердловске (Екатеринбурге) в 1987 г.6
Большая часть произведений фабрики долгое время считалась утраченной и была знакома исследователям только по описаниям современников лондонской выставки. Однако изображения предметов, помещенные в «Иллюстрированном каталоге», позволили выявить актуальное местонахождение наиболее значительных произведений демидовской фабрики.
Это, в свою очередь, заставило обратиться к истории производства, его сырьевой базе и технологическим приемам, пересмотреть ряд существовавших ранее атрибуций.
Своей известностью в XIX веке уральский малахит обязан двум месторождениям, давшим наибольшее количество качественного поделочного материала: Гумешевскому, где поделочный камень добывали с шестидесятых годов XVIII в.,7 (г. Сысерть, принадлежало семье Турчаниновых) и демидовскому Меднорудянскому (г. Нижний Тагил), известность к которому пришла в середине 1830-х годов.
Слава Меднорудянского месторождения связана с нахождением в нем в 1835 г. уникального малахитового монолита. В его описании, помещенном в «Горном журнале» есть очень интересное для нас место: «малахит цвета от темно-зеленого до высокого бирюзового, выходящего с превосходными в полировке фигурами».8
Касаясь особенностей тагильского малахита один из ведущих исследователей уральских месторождений, Г. Н. Вертушков пишет о том, что подобные образцы из двух месторождений — Гумешевского и Меднорудянского — отличить невозможно, в изделиях они также трудноразличимы. Однако далее он добавляет, что Нижне-Тагильский малахит более изменен (т.е. значительно хуже изолирован от действия поверхностных вод).
Малахит этого месторождения замещался, главным образом — хризоколлой, и здесь чаще встречается более светлая окраска камня.9
Таким образом, несмотря на значительное сходство материала двух основных месторождений, мы можем сформулировать одну из возможных особенностей произведений демидовской малахитовой фабрики — использование малахита более светлых тонов, часто имеющего включения хризоколлы в виде округлых пятен бирюзово-голубого цвета.
Мысль об организации Демидовыми собственной фабрики малахитовых изделий В. Б. Семенов связывает с открытием запасов поделочного малахита в шахте «Надежной» Меднорудянского месторождения.10
История фабрики была восстановлена В. Б. Семеновым на основании документов из Центрального государственного архива древних актов и Отдела письменных источников Государственного исторического музея. 11
Позволим себе кратко изложить эти сведения. Работы по организации фабрики начали в апреле 1847 года и были закончены к 1 ноября, руководителем фабрики Семенов называет «архитектора Леопольда Жоффрио, приглашенного Демидовыми из Флоренции специально для производства малахитовых работ».
Работали над созданием малахитовых предметов крепостные мальчики 15–17 лет. Под фабрику была отведена галерея во дворе конторы на 3-ей линии Васильевского острова в принадлежавшем Демидовым доме № 18.
31 июля 1847 г. [у Семенова ошибочно стоит 1837 г.] Жоффрио подает заявку на выдачу привилегий на изобретенные им устройства для обработки малахита, которая была удовлетворена 22 ноября 1848 г.
Таким образом, была получена привилегия на 5 лет на использование приспособлений, позволяющих обрабатывать края малахитовых пластинок, следуя рисунку камня — создавая швы в виде волнистых линий (шов «жоффрио»).
25 июля 1847 г. фабрика получила первую партию малахита и приступила к работе, 11 ноября было завершено первое изделие — камин «в стиле Людовика XV» для графа Закревского, в январе следующего года в Москву отправляется круглый стол для А. С. Мельгунова.
Следующие два года фабрика готовит коллекцию предметов для Всемирной выставки. 10 октября 1853 г. фабрика была закрыта, крепостные мальчики отпущены домой.
Итоги работы фабрики были подведены 1 мая 1858 г., тогда же составлена ведомость исполненных вещей — «Перечень работ, сделанных на фабрике малахитовых изделий А. Н. Демидова. 1847–1853».
Далее, обращаясь к этому списку, мы будем называть его «Список изделий».
Благодаря этой публикации, мы располагаем целым рядом интересных сведений, которые, однако, нуждаются в некотором уточнении. Основным источником для них послужили документы Демидовых, хранящиеся в РГАДА. Прежде всего, обратимся к мотивам создания фабрики и, позднее, причине ее столь эффектного участия во Всемирной выставке.
В отчете по доходам и расходам нераздельного имущества Демидовых указано, что фабрика построена с целью увеличения продаж малахита, который без этого «не имеет удовлетворительного сбыта».12
Обратим внимание на личность руководителя фабрики — Жоффрио (Joffriaud). Семенов неоднократно называет его «флорентийским архитектором» и указывает имя — Леопольд 13.
Обратившись к замечательному источнику информации о проживавших в Петербурге иностранцах — обширной картотеке персональных сведений об иностранцах, живших и работавших в России, составленной профессором Эриком Амбургером,14 — мы выяснили, что в Петербурге в это время проживал Людвиг Жоффрио (Louis Joffriaud) — француз, гражданский инженер.
Сведений о нем немного: в 1851 г. он занимается промывкой золота, в 1857 г. закупает в Париже у фирмы Pechene & Colan патент на печь для обжига, в 1860 г. состоит в «Товариществе по выделке и обжигу кирпича, извести, алебастра и гончарных изделий».
На сайте «Архивные учреждения Республики Карелия» есть информация об одном из документов Государственного архива Республики Карелия — «Рапорте петрозаводского земского исправника олонецкому губернатору о выбытии из г. Петрозаводска в феврале 1845 г. сыновей французского инженера Людвига Иванова Жоффрио в г. Санкт-Петербург».15
В книге, посвященной камнерезному делу в российских центрах, опираясь на документы из РГИА, Н. М. Мавродина включает имена Людвига (Леопольда) Жоффрио и его сына Эмиля в список сотрудников Петергофской гранильной фабрики: в 1840-х годах они занимались устройством разнообразных механизмов для обработки поделочного камня. 16
Подтверждает сотрудничество Л. Жоффрио с разными камнеобрабатывающими фабриками российской столицы и его переписка за 1848 г. с главноуправляющим петербургской конторой Демидовых Д. Кожуховским. В марте-апреле обсуждается вопрос поставки тагильского мрамора для исполнения на императорской гранильной фабрике мозаичных полов для дворцов. 17
В более поздних письмах речь идет уже о малахитовой фабрике Демидовых. В одном из них француз уведомляет о получении привилегии на машинку для обработки малахита, которая была им испрошена для господ Демидовых, которым он обязуется ее передать по первому же требованию. 18
В силу большой своей занятости и невозможности полностью посвятить себя малахитовой фабрике, Жоффрио соглашается получать 2/3 ранее согласованной суммы годового жалования. 19
В документах Демидовского фонда в РГАДА есть несколько писем Жоффрио, подписанных «Leopold Joffriaud». 20
Несмотря на очевидную необходимость дальнейших уточнений, со значительной степенью уверенности можно утверждать, что Демидовы нанимают для своей фабрики Леопольда Ивановича Жоффрио — французского инженера, которому они поручают техническое руководство.
Это предположение подкрепляется сведениями из «Трудов французской комиссии о промышленности народов», где мы читаем: «всего несколько лет как господа Демидовы создали для этого [малахитовой мозаики — Л.Б.] специальную фабрику в Петербурге, под руководством бывшего конструктора француза Жоффрио». 21
Насколько велик вклад этого человека в художественную часть, был ли он автором эскизов или талантливым исполнителем еще предстоит выяснить
Существенное влияние на стилистику произведений малахитовой фабрики Демидовых оказало сотрудничество с исполнителями бронзового убранства малахитовых предметов. В книге Семенова приводятся сведения об изготовлении бронзы в «Петербургском гальванопластическом и бронзолитейном заведении (под руководством И. Дюваля)»22 для одного из произведений — камина, выполненного для графа Закревского.
В ходе изучения архивных документов, нам удалось установить, что эта информация опирается на счет от С.-Петербургского гальванопластического и литейного заведения герцога Лейхтенбергского, адресованный «г-ну Жоффрио». 23
Это предприятие было основано в 1844 г. зятем императора Николая I, герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. В основу технологического процесса лег изобретенный незадолго до того российским профессором Якоби способ гальванического золочения. По мере расширения предприятия появились новые производства: бронзолитейный, механический цеха.
Бронзовое отделение возглавил Адольф Моран, бывший сотрудник фабрики Шопена, характерным для работ которой было направление неорококо. Исследователи бронзы полагают, что Моран перенес эту стилистику в работы гальванопластического заведения.
Предприятие герцога получало поддержку, пользовалось рядом привилегий. Возможно, этой близостью ко двору объясняется получение грандиозного заказа на оформление строящегося Исаакиевского собора. После смерти герцога заведение перешло Главному обществу российских железных дорог и позднее было распродано по цехам. 24
Некоторое время это предприятие возглавлял Владимир Карлович Рашет, перешедший затем на службу к Демидовым в качестве главного управляющего Нижнетагильскими заводами и золотыми приисками в Сибири. 25
Сотрудничество малахитовой фабрики Демидовых и гальванопластического заведения не ограничилось оформлением упомянутого камина. В делах петербургской конторы есть счета за оправы из золоченой бронзы для малахитовых предметов, а также сведения о сверке счетов по поставкам с демидовских заводов листовой меди и чугуна на это предприятие. 26
Чрезвычайно интересен счет, выставленный 31 декабря 1851 г.: из него видно, что бронзовые оправы для всех предметов демидовской экспозиции на лондонской выставке вышли из бронзового отделения заведения герцога Лейхтенбергского. 27
Таким образом, рассматривая предметы демидовской малахитовой фабрики, мы можем существенно расширить круг известных работ гальванопластического заведения, ограниченный на сегодняшний день несколькими примерами, приведенными в книге Игоря Сычева.
Единственными опубликованными в качестве произведений демидовской «Фабрики малахитовых изделий» долгое время оставались вазы из собрания Государственного Эрмитажа.
В. Б. Семенову удалось обнаружить в фонде Канцелярии министерства императорского двора в Российском государственном историческом архиве документ, согласно которому 22 декабря 1852 г. было дано распоряжение поместить в залы Нового Эрмитажа «вазы работы фабрики Демидовых (бывшие на Лондонской выставке)». 28
Впрочем, надо заметить, что эта атрибуция не находит поддержки у исследователя российских камнерезных произведений Н. М. Мавродиной. Основываясь на архивных документах, она называет эти вазы произведениями Петергофской императорской гранильной фабрики, датирует их 1848 годом, и уточняет время поступле- ния в Эрмитаж — 1850 г. 29
Сегодня пара относительно небольших ваз «Медичи» на кубовидных пьедесталах (инв. № Э-2624 и Э-2625) почти теряется в великолепии каменного убранства Большого итальянского просвета, выделяясь лишь более светлым тоном среди прочих малахитовых предметов.
На боковых плоскостях пьедесталов отчетливо видна специфическая форма стыковки плиточек мозаики — шов «жоффрио». Вполне вероятно, что в основе этих разночтений — одновременное сотрудничество Л. Жоффрио и с Петергофской фабрикой, и с предприятием Демидовых.
Закономерно возникает вопрос о том, где находятся другие работы из обширной выставочной коллекции, насчитывавшей 72 предмета? Как выделить их из богатейшего русского малахитового наследия XIX века, памятники которого щедро рассыпаны по странам и континентам?
В книге «Малахит» были опубликованы два изображения из «Русского художественного листка»: из № 13 — гравюра с экспонатами русского отдела, среди которых стул демидовской фабрики, и из № 26 «Посещение русского отдела королевой Викторией». К сожалению, малый размер изображений дает лишь смутное представление об очертаниях предметов малахитовой коллекции. 30
Первым толчком к поиску работ демидовской фабрики стал «Иллюстрированный и описательный каталог великой выставки промышленности всех народов»31 лондонской выставки.
Помимо рассказа о самом эффектном из экспонатов — колоссальных дверях, — он содержит семь гравюр с изображениями малахитовых предметов: дверей, трех столов, стула, камина, четырех ваз и пресс- папье с фигурами.
Сопоставляя изображения с данными из «Списка экспонатов» и «Списка изделий», мы можем утверждать, что на гравюрах представлены следующие предметы:
Лист 180 «A fi re-place, in malachite and ormolu. Messrs. Demidoff. Russia» — камин;
Лист 189 «Large vases of malachite. Messrs. Demidoff. Russia» — вазы
«Китайская» и «Медицейская»;
Лист 192 «An ornamental time-piece, in malachite. Russia» — двери,
письменный стол и бронзовые часы на малахитовом пьедестале;
Лист 193 «A large vase, in malachite. Russia» — ваза «Большая чаша»;
Лист 195 «A chair and tables, forming part of a suite of furniture, in
malachite. Russia» — круглый стол на изогнутых ножках, стул и четырех-
угольный стол;
Лист 271 «Vase in malachite. Messrs. Demidoff. Russia» — ваза «Рококо»;
На странице 1379 «Figure in Silver and malachite» — Пресс-папье
овальное с 6 бронзовыми фигурами.
Работа с изображениями из каталога подтолкнула к поиску других видов русского отдела и представленных в нем экспонатов. В результате удалось собрать интересный материал, позволяющий соотнести размеры экспонатов, уточнить детали их облика.
Прежде всего, необходимо назвать два редких цветных изображения. Первое из них — работа Г.-К. Пиджина (Pidgeon, Henry Clarke) «Русский отдел» (акварель, гуашь, перо, бумага, 1851) из собрания Музея Виктории и Альберта (V&A E.15-2007). 32
Слева на высоком подиуме, на фоне вазы из серой яшмы выставлены небольшие предметы на малахитовых подставках (вероятнее всего, — это коллекция пресс-папье). Далее, в глубине отдела на отдельном подиуме — бронзовая группа на кубообразном малахитовом основании (возможно, часы).
Перед ними видна часть камина и развернутое спинкой кресло. На фоне камина возвышается ваза «Китайская», правее из-за большой фарфоровой вазы виднеется часть вазы «Большая чаша». В центре, доминируя над отделом, возвышаются двери. Справа от дверей, почти на одной линии, стоят ваза «Рококо» и почти скрытая за ней ваза «Медичи».
Более детальной прорисовкой отличается изображение, опубликованное в вышедшем в 1854 г. «Dickinson’s comprehensive pictures of the Great Exhibition of 1851»33 (собрание воспроизведений рисунков, созданных для Принца Альберта художниками Nash, Haghe и Roberts).
В отличие от предыдущей работы, здесь представлен общий вид отдела. Благодаря этому, мы получаем некоторое представление о небольших вазах (в каталоге они обозначены как «ваза маленькая»), установленных на том же подиуме, что и пресс-папье. На иллюстрации слева видно одну вазу овоидной формы, богато декорированную бронзой по основанию ножки, под туловом, на тулове (ручки?), на плечиках и по краю горлышка (крышка?).
Далее следует упомянуть публикации в «Иллюстрэйтед Лондон Ньюс (The Illustrated London news)». 26 июня в этой газете была опубликована гравюра, на которой скомпонованы четыре больших вазы на фоне дверей и помещена краткая аннотация к этим предметам. 34
Кроме того, газета поместила на своих страницах заготовку, склеив которую можно было получить «Большую панораму» — изображение отделов выставки, запечатленных из центрального прохода. Изображения русского отдела и больших ваз с дверью в лучшем качестве печати были использованы в английском издании «Хрустальный дворец и его содержимое». 35
Три предмета — двери, ваза рококо и китайская ваза — воспроизведены на детальной иллюстрации к статье о мозаике в седьмом томе «Трудов французской комиссии о промышленности народов».36
Нельзя не упомянуть французский журнал «Хрустальный дворец», издававшийся в Париже во время работы лондонской выставки. В нескольких номерах мы находим подробные описания малахита, рассказ о технике малахитовой мозаики, разъяснения особенностей позолоты бронзовых деталей.
Эти обширные статьи проиллюстрированы большими гравюрами с изображением ряда предметов, представленных Демидовыми: китайской вазы, дверей и пары стульев, камина и стоящих на нем часов, большой вазы-чаши. 37
Наконец, изображения двух ваз («Большой чаши» и «Медичи») и дверей было помещено на страницах «Тэйлисовской истории и описания Хрустального дворца».38
Уникальным памятником является альбом фотографий с экспонатами выставки, созданный Клодом-Мари Феррье и Фридрихом фон Мартенсом. В настоящее время он находится в собрании Рейксмузеума (Амстердам). Одна из фотографий отображает часть демидовской экспозиции — две вазы фланкируют двери (инв. № RP-F-F25214-AJ) 39.
Эти изображения существенно дополняют иконографический материал и делают возможным атрибуцию существующих в разных собраниях малахитовых предметов. Необходимо отметить, что только сопоставление разных изображений дает объективную информацию.
Так, в «Иллюстрированном каталоге» ваза «Медичи» имеет пропорции, существенно отличающиеся от тех, что мы видим на других изображениях (возможно, на автора рисунка повлияло знакомство с гигантской вазой аналогичной формы, подаренной императором Николаем I королеве Виктории в 1839 г.).
На иллюстрации из «Дикенсона» искажена форма «Китайской» вазы и изменен пьедестал вазы «Рококо». В целом этот комплекс изобразительных источников позволил из достаточно большого числа произведений, выполненных из уральского камня, выделить работы фабрики малахитовых изделий Демидовых, установить местонахождение ряда предметов, а в некоторых случаях и внести существенные изменения их атрибуцию.
Первое, что удалось обнаружить, это предметы, подаренные Анатолием Демидовым в Испанию. В «Списке изделий» есть упоминание о том, что стол с четырехугольной столешницей был подарен испанской королеве. 40
Так как в данном списке фигурирует только один стол с таким описанием, можно предположить, что речь идет о «четвероугольном столе» из списка экспонатов (стоимость изготовления — 2050 руб. 75 коп., в каталоге выставки цена — 2500 руб.), изображение которого мы находим на листе 195 из «Иллюстрированного каталога».41
В 1854 г. во французской газете «Ля Пресс» была опубликована статья «Испанские дела» (с пометкой «частная корреспонденция, из Мадрида, 23 сентября»). Из текста, подписанного «L. Couailhac», мы узнаем, что в Каза Лабрадор можно видеть «прекрасный стол из малахита, подарок графа Демидова королеве Изабелле.
Указание на местонахождение этого предмета содержится и в появившейся в 1909 г. книге А.-Ф. Калверта «Королевские дворцы Испании: исторический и описательный отчет о семи основных дворцах испанских королей».
Характеризуя роскошное убранство интерьеров павильона Каза Лабрадор в Аранхуэце, Калверт среди прочего упоминает «кресло и стол из малахита, подаренные князем Демидовым бывшей королеве Изабелле Испанской, стоимостью около 1500 фунтов».42
Таким образом, помимо стола, в собственности испанской короны находилось еще и одно из кресел.»43
Эти сведения уточнил хранитель национального наследия в Аранхуэце Фернандо А. Мартин в опубликованной в 1998 г. статье «Стол и кресло из малахита в Каза Лабрадор в Аранхуэце». Отвергая фантастические версии о возможных источниках и адресатах этих подарков (среди которых фигурируют в разных источниках Александр I и Карл IV), опираясь на дворцовые архивы, он доказывает, что эта мебель — сделанный в 1852 году дар Королеве Изабелле II от Анатолия Николаевича Демидова князя Сан-Донато.
Основанием для такого вывода послужила переписка Главного мажордома (Mayordomo Mayor), из которой становится известно, что подарки были отправлены из Марселя в Валенсию морем, затем доставлены в Мадрид.
Испанский исследователь выдвигает предположение, что малахитовая мебель была выражением благодарности за содействие экспедиции Демидова, результаты которой были опубликованы в 1852 г. под заголовком «Etapes maritimes sur les côtes de la Catalogne et de L’Andalousie».44
Эти предметы сегодня можно увидеть в Salon de Baile (Casa del Labrador, Aranjuez, Испания). Стол (инв. № 10052205, 75,0×125,0×88,0 см) в мельчайших деталях соответствует изображению на гравюре. Кресло (инв. № 10052206, 110,0×68,0×60,0 см), также выполненное в духе второго рококо, аналогично воспроизведенному на одной из гравюр стулу.
На предметах хорошо сохранилась мозаика, выполненная малахитом светлого тона с выраженным замещением хризоколлой. На столешнице и боковых частях подстолья встречается шов «жоффрио». Мебель была отреставрирована путем восполнения утрат каменной мозаики живописью (на кресле — множественно, на сто- ле — фрагментарно). Темно-красный бархат спинки, сидения и подлокотников кресла вытерт до основы.45
Аналогичная пара — стол и сиденье к нему — находятся сегодня в Галерее Современного искусства в Палаццо Питти во Флоренции (Palazzo Pitti, Galeria d’Arte Moderna, Florence, Италия).46
Соотнести эти предметы с демидовской фабрикой помогла публикация в книге Анны-Марии Джусти «Pietre dure: твердые камни в мебели и оформлении». На одной из страниц был воспроизведен роскошный облицованный малахитом письменный стол из собрания этого музея с подписью: «Письменный стол облицованный малахитом. Русская фабрика, 19 век».47
В книге «Королевские покои дворца Питти» мы находим интересную информацию относительно стола и входящего в комплект стула, подготовленную Энрико Колле: «Письменный стол; отреставрирован в 1875 г. и впервые упомянут в продолжающемся Инвентаре мебели дворца Питти, ведущемся с 1846 г.
Возможно, речь идет о даре Демидовых семье Великих герцогов или о приобретении у флорентийской фирмы Гаетано Бьянкини (Gaetano Bianchini), которая, специализируясь на обработке твердых камней с пятого десятилетия XIX века, в 1861 представляла на выставку во Флоренции два кресла, покрытых малахитовыми пластинами и декорированных позолоченной бронзой».48
В каталоге воспроизведена эта пара предметов (стол — инв. № OdA 1911 n. 832, 78 х 151 х 72 см; стул инв. № OdA 1911 n. 833, 96 х 55 х 46 см). Очертания спинки стула существенно отличаются от воспроизведенного в каталоге лондонской выставки 49, однако рисунок ножек и характер их декора идентичны указанному изображению. Сопоставление современных изображений письменного стола с гравюрой 50 показывает их полное соответствие.
Таким образом, мы может говорить о том, что в королевских апартаментах палаццо Питти находятся предметы из коллекции, подготовленной в Петербурге в 1849–1851 гг. к лондонской выставке: письменный стол (стоимость изготовления по списку изделий — 1702 руб., в каталоге выставки цена — 2500 руб.) и один из стульев (на фабрике было изготовлено семь таких предметов, стоимость их варьировалась от 471 руб. 18 коп. до 962 руб. 31 коп., в каталоге выставки заявлены шесть стульев по 500 руб. за штуку).
Еще один из воспроизведенных в иллюстрированном каталоге столов был найден благодаря публикации в двух электронных версиях аукционных каталогов. В 2000 г. он был продан на лондонском аукционе «Christie’s» с датировкой «около 1860 г.» и указанием на более позднее изготовление основы (подстолья).51 Через 6 лет мы находим его в Лондоне на аукционе «Sotheby’s».52
При сопоставлении данных с каталогом русского отдела, можно заключить, что речь идет о «круглом столе на изогнутых ножках», оцененном для выставки в 2500 рублей. В списке изделий фабрики есть два похожих предмета: «круглый стол к дивану» (1451 руб. 07 коп.) и «стол преддиванный» (1728 руб. 81 коп.).
В аннотациях к лотам этих продаж в качестве библиографического источника указана публикация в книге «A Taste for Splendor, Russian Imperial and European Treasures from the Hillwood Museum».53
Обратившись в поисках информации о столе в Хиллвудский музей, мы нашли не только сведения о нем, но и сам стол. Согласно полученным данным, предмет находился в собрании миссис Марджори Мериуэзер Пост (Marjorie Merriweather Post).
Будучи супругой Джозефа Дэвиса, посла США в России в 1936–1938 гг., она собрала уникальную коллекцию русского искусства, которая легла в основу созданного в Хиллвуде музея. Стол упоминается в описи вашингтонской резиденции миссис Пост в 1947 г., в 1960-х годах владелица продала его.
В 2006 г. стол был вновь приобретен музеем в память о Walter Beach и Eleanor Barzin (Walter Beach был членом попечительского совета музея, а Eleanor Barzin — средней дочерью миссис Пост, — оба они умерли в 2006 году).54
В настоящее время этот предмет находится в запасниках Хиллвудского музея (Hillwood Estate, Museum & Gardens, Washington, США, инв. № 32.33, 66,0×100,5×75,5 см).
К сожалению, в ХХ веке в конструкцию стола были внесены существенные изменения. Сравнение гравюры 55 и современных изображений выявляет искажение пропорций стола и изменение формы ножек — они укорочены за счет уничтожения верхних валют. Тот факт, что стол стал ниже, нашел свое подтверждение в документах, обнаруженных Еленой Грант.
Так, в письме от 9 марта 1943 г. нью-йоркского декоратора Фреда Фогеля (Fred Vogel), который активно сотрудничал с миссис Пост, есть упоминание о том, что он укоротил для нее малахитовый стол с целью улучшения его пропорций, при этом был нанесен существенный ущерб малахитовому покрытию.
Действительно, в настоящее время значительная часть малахитовой мозаики с ножек стола утрачена, реставрация выполнена гипсом с последующей росписью под малахит.
Практически полное совпадение своеобразной формы подстолья с изображением на гравюре заставляет обратить внимание на существенное отличие верхней части стола. В каталоге 1851 г. мы видим столешницу меньшего относительно размеров подстолья диаметра, кроме того на гравюре она имеет форму четырех полукружий.
У хиллвудского стола — овальная столешница (однако, необходимо отметить, что узор малахитовой мозаики задан центральным Х-образным фрагментом) с четырьмя заостренными выступами, прикрытыми накладками из бронзы, рисунок которых перекликается с рисунком бронзовых деталей ножек.
Мозаика выполнена из малахита светлого тона с множественными включениями хризоколлы с обильным использованием шва «жоффрио». Нижняя сторона столешницы сохранила следы прежних креплений ножек под выступами.
Все это позволяет допустить неточность воспроизведения формы столешницы на гравюре (в дальнейшем мы столкнемся с этим еще раз), которая, однако, не может оказать существенного влияния на идентификацию стола как созданного в 1849–1851 гг. произведения петербургской фабрики малахитовых изделий.
Следующий предмет, о котором пойдет речь, отличается от прочих экспонатов большим числом воспроизведени. На гравюре из каталога 56 изображен камин рокайльной формы с роскошным бронзовым убранством, дополненный подставками для дров со скульптурными изображениями Венеры и Вулкана. В каталоге указаны размеры: «вышиною 1 арш. 12 верш. шириной 2 арш. 14 верш» (125,0×205,0 см), и цена — 10 000 руб.
У В. Б. Семенова мы находим информацию о трех каминах, исполненных на демидовской фабрике. Первый «в стиле Людовика XV» закончен в ноябре 1847 г. по заказу графа Закревского (ценой в 3 944 руб. 80 коп.); затем обозначенный в списке изделий как исполненный для А. Н. Демидова (5026 руб. 18 коп.) и, наконец, сделанный для П. Н. Демидова и установленный в доме на Большой Морской (5229 руб. 68 коп.).57
Один из этих каминов фигурировал на Петербургской выставке изделий промышленности в качестве образца работы Жофрио Ивана Ивановича.58
В 1843–1848 гг. по заказу графа А. А. Закревского архитектор Гаральд Боссе занимается перестройкой и руководит новой отделкой интерьеров особняка на Исаакиевской площади, д. 5. Камин, выполненный для опекуна Павла Павловича Демидова, был смонтирован в декорированной в стиле рококо Зеленой гостинной дома.59
Интерьер этого помещения, утратив малахитовое убранство окон, сохранил основные формы своего декора. Остался на месте и камин. Основное его отличие от изображений экспоната лондонской выставки — отсутсвие кариатид на боковых ризалитах, — в доме Закревского на их месте мы видим раковины.
Причудливо сложилась судьба камина выполненного для П. П. Демидова и установленного в малахитовом зале особняка на Большой Морской, 43. Основная работа по перестройке дома была выполнена Огюстом Монферраном в 1836–1840 гг. Тогда же был оформлен парадный Малахитовый зал. Однако работы по внутренней отделке строителем Исаакиевского собора завершены не были, в связи с чем в 1848 г. А. К. Карамзина обращается к архитектору Г. Э. Боссе, который оформляет комнаты тертьего этажа, внутреннюю лестницу и столовую на втором этаже. 60
Вероятно, в ходе этих перестоек в Малахитовом зале производится замена мраморного камина на новый, малахитовый, в стиле Людовика XV. Фотография этого интерьера была опубликована в в журнале «Столица и усадьба» в 1914 г. На этом, воспроизведенной в книге В. Б. Семенова, изображении, мы видим камин, аналогичный экспонировавшемуся в Лондоне: рокайльной формы, с явно различимыми фигурами на дровянных подставках.
В России декор малахитового зала особняка Демидовых на Морской долгое время считался утраченным. С 1863 г. дом занимало итальянское посольство, выкупившее его в начале ХХ в. После Октябрьской революции отозванные в Италию сотрудники сняли каменный декор и вывезли его из России.61
Нам удалось обнаружить этот памятник в собрании флорентийского музея Фабрики поделочных камней (Opificio delle Pietre Dure): в 1959 г. Министерство иностранных дел Италии передало на реставрацию в существующие при музее мастерские несколько ящиков малахита, вывезенного из посольства в России.62
Отреставрированный камин остался в музее, и сегодня его можно увидеть в первозданном блеске, с полным бронзовым убранством.
Третий из созданных демидовской фабрикой каминов, представленный на лондонской выставке, вероятнее всего, был доставлен вместе с другими предметами экспонировавшейся коллекции в Италию, на виллу Сан-Донато. Подтверждение этого мы находим в каталоге, подготовленном к обширной распродаже имущества этого поместья в 1880 г.
В описании убранства галереи Людовика XVI мы встречаем «большой камин из малахита, в стиле Людовика XVI с бронзой, моделированной Фёшером (Feuchere), высотой 1 м 28 см и шириной 2 м 05 см»63 (размеры точно соответствуют приведенным в каталоге лондонской выставки).
Отдельным лотом были выставлены на продажу «подставки для дров из золоченой бронзы, представляющие Венеру и Вулкана, опирающихся локтями на мотивы из завитков», модели для которых исполнил тот же французский скульптор. 64 Детали этого описания не оставляют сомнений в том, что речь идет о камине работы малахитовой фабрики Демидовых.
Примечательно, что на это же время приходится последний этап в оформлении внутреннего убранства новой императорской резиденции в старой столице — Большого кремлевского дворца. В будуаре императрицы установлен малахитовый камин, форма которого, решетки, крылатые фигуры на боковых ризолитах и маскарон в центре — полностью соответствуют изображниям демидовских каминов.
В опубликованной в 2003 г. статье Наталья Вьюева, хранитель фондов Большого Кремлевского дворца, цитирует указание Николая I, данное в 1849 г., о размещении изготовленного на Петергофской гранильной фабрике малахитового с бронзой камина.65
В некоторой степени это подтверждается перечнем изделий Петергофской фабрики, составленным Н. М. Мавродиной, где в списке за 1849 год фигурирует «камин малахитовый с бронзовой отделкой» за 8800 руб.66 Впрочем, надо заметить, что окончательно прояснить авторство этого камина сложно.
Помимо предметов мебели, Демидовы демонстрировали на выставке восемь ваз. Две небольшие парные вазы «Медичи» мы уже рассмотрели. Перейдем к крупным — их высота составляла от двух до двух с половиной метров.
Отличительной особенностью этих ваз был малахитовый пьедестал с углубленными и обрамленными бронзовым жемчужником картушами на боковых плоскостях, обильно декорированный бронзой по углам. И на цветных изображениях, и на гравюрах этим деталям было уделено большое внимание.
Первой в каталоге обозначена «Медицейская» ваза. Сложность в обнаружении демидовской вазы связана с тем, что эта форма — с чашей в виде кратера — была одной из наиболее востребованных. Вазы такой формы создавались и в частных мастерских, и на императорских — екатеринбургской и петергофской — фабриках, размер их мог колебаться от пары десятков сантиметров до нескольких метров в высоту. Поэтому в поиске нужной вазы существенную роль играли ее изображения.
Выше мы обращали внимание на искажение пропорций этой вазы, допущенное на гравюре в каталоге. Однако, благодаря изображению из «Тэйлисовской истории…» и фотографии, на которых мы видим не только пропорции, но и специфический обильный бронзовый декор, атрибуция памятника существенно упрощается.
В собрании Lightner Museum (St. Augustine, Florida, США) находится ваза-кратер (высота 210 см), декор которой — выпуклые ложки по низу чаши, вогнутые на ножке — идентичен форме небольших ваз из собрания Эрмитажа. Пышная бронза ручек, кратера и пьедестала полностью соответствует стилистике демидовской коллекции.
В бронзовом декоре пьедестала изображение виноградных лоз и гроздей сочетается с элементами в виде овальных выпуклых щитков, идентичные мы встречаем в бронзе стола из коллекции Хиллвудского музея.
Необычное решение ручек-маскаронов, прорастающих виноградной лозой, отличают эту вазу «медичи» от многих подобных. Чаша выполнена из малахита насыщенного зеленого цвета, на пьедестале камень более светлый, с контрастным узором и включениями хризоколлы. Как и в предметах мебели, мозаичное покрытие плоских поверхностей выполнено с применением шва «жоффрио».
Сочетание этих признаков позволяет утверждать, что ваза из музея в Сан-Августин — это «Медицейская» ваза, стоимость изготовления которой составила 11962 руб. 19 коп., заявленная цена — 13000 руб.
Происхождение этого предмета отчасти восстановлено сотрудниками музея в Сан-Августине. Значительная часть коллекции была собрана основателем музея Otto Lightner в Чикаго в 1930-х-1940-х годах. К сожалению, он скончался, не оставив подробного описания своего собрания.
Однако на основании переписки музея можно заключить, что ваза в форме кратера была приобретена жителем Чикаго Вашингтоном Портером (Washington Porter) во время одной из его поездок в Европу вскоре после Первой мировой войны.
Согласно семейной легенде, ранее она находилась в одном из императорских дворцов. Ваза украшала дом Портера до его кончины в 1934 г. Сотрудники музея полагают, что именно в это время она попала в коллекцию Лейтнера.67
Более экзотической формой отличалась ваза, обозначенная в каталоге и в списке как «Китайская» (при стоимости изготовления в 9 899 руб. 69 коп. на выставке за нее просили 12 000 руб.). Ваза выполнена в форме очень широкой плоской чаши на тонкой ножке в виде балясины, установленной на ступенчатом основании. На многочисленных изображениях XIX века видно, что низ чаши и пьедестал украшены бронзовыми накладками.
Нам удалось обнаружить вазу такой формы в читальном зале библиотеки Линда Холл в Канзас Сити (Linda Hall Library, Kansas City, Missouri, США). Ваза, названная в английском варианте Википедии «самым крупным предметом из малахита в Северной Америке»,68 действительно обладает внушительными размерами (высота 198 см, диаметр чаши 145 см). Единственное отличие этого предмета от изображений 1851 г. — почти полное отсутствие бронзового декора (он сведен лишь к лаконичному пояску над нижним выступом пьедестала).
Любопытное свидетельство экономии материала и труда открывается при взгляде на вазу сверху (вероятно, в момент создания не предполагалось, что ее могут установить в двухсветном зале): центральная часть чаши (около трети диаметра) оставлена без малахитовой мозаики, мы видим здесь темный материал (вероятно, тонированный металл основы).
Сотрудники библиотеки предоставили нам возможность познакомиться со страницами неопубликованной истории библиотеки, в которой Thomas Gillies приводит сведения о происхождении вазы.
Из рукописи мы узнаем, что библиотека пользовалась щедрой поддержкой г-жи Спенсер и ее фонда, от которых были получены не только средства на создание нового зала и пополнение книжного фонда,
но и предметы декоративно-прикладного искусства.
Одним из них была большая малахитовая чаша, установленная в центральном читальном зале. Согласно Thomas Gillies, ваза была подарена в 1907 г. царем Николаем американскому послу в России Августу Хекшеру (August Heckscher). Впоследствии ваза попала на антикварный рынок где и была приобретена г-жой Спенсер. 69
В Верхней части пьедестала находится сегодня бронзовая пластина, на которой можно прочитать: «Малахитовая чаша / преподнесена царем Николаем II /Августу Хекшеру в 1910. / передана в библиотеку Линда Холл / 1972 г-жой Кеннет А. Спенсер».
В указанные годы (1907 в рукописи и 1910 на мемориальной доске) в Российской империи не было посла США с таким именем. Единственный Август Хекшер (1848–1941), о котором мы смогли найти информацию, был крупным промышленником, основателем Цинковой компании Нью-Джерси (New Jersey Zinc Company), меценатом и филантропом (он создал детский фонд, организовал несколько детских площадок в Нижнем Манхеттене, создал Музей искусств в Хаттингтоне). К сожалению, на данный момент мы не располагаем сведениями о связях этого предпринимателя с Россией, что не позволяет ни подтвердить, ни опровергнуть версию о царском подарке.
Самой дорогой вазой лондонской выставки фабрики Демидовых была ваза «Рококо». Ее цена в 20000 руб. приводила в изумление публику. Столь высокая стоимость объясняется как размерами вазы (высота 258 см, максимальные размеры основания — 106×106 см), так и крайней сложностью формы этого произведения, образованной сочетанием сфер разного диаметра.
Не только сама чаша, но и верхняя часть пьедестала не имеют ровных плоскостей, что делало процесс малахитового набора крайне сложным и кропотливым. Заимствованная из фарфора и столового серебра, мало приспособленная к технике мозаики форма не имеет аналогов в монументальном камнерезном искусстве.
Причудливых очертаний расширяющийся книзу пьедестал напоминает основание памятника Павлу I (И. П. Витали, 1850–1851 гг., Гатчина). Любопытно, что отливку скульптуры выполняли на Санкт-Петербургском гальванопластическом заводе герцога Лейхтенбергского под руководством И. Дюваля 70, о сотрудничестве которого с демидовской фабрикой мы уже упоминали.
Согласно списку изделий, фабрика создала две таких вазы: изготовление одной обошлось в 13 377 руб. 18 коп., второй — 14 590 руб. Последняя в списке снабжена припиской: «Подарена князю Эстергази с Лондонской выставки». Эти сведения входят в противоречие с опубликованным в «Русском художественном листке» (№ 27 за 1851 г.) сообщением о том, что князь Эстергази купил одну из ваз за 21 000 рублей серебром. 71
Письма, адресованные Л. Жоффрио из Лондона в Петербург, рассеивают сомнения. 22 октября он пишет о необходимости оставить при себе одного из рабочих, т.к. должен заехать в Вену где предстоит монтаж вазы, «которую г-н Анатоль подарил князю Эстергази».72
Это подтверждает и роспись путевых расходов Жоффрио: по дороге из Флоренции в Санкт-Петербург он проведет 9 дней в Вене.73
Семья Эстергази сохранила вазу (258,0×106,0×106,0 см, инв. № K364) — сегодня она украшает Садовый зал замка
Эстергази в Айзенштадте (Garten Saal, Schloss Esterhazy, Eisenstadt, Ав стрия). Это произведение является характерным памятником эпохи историзма и эклектики, сочетающим прихотливые рокаильные формы чаши и пьедестала с необычными для этого стиля рисунком бронзовых деталей.
Так, ручки, декор низа чаши, обрамление картушей пьедестала выполнены в традициях рококо с характерными элементами в виде раковин с изрезанными краями, а накладка на ножку вазы и, особенно, скульптуры драконов на углах основания пьедестала, интерпретируют готические средневековые мотивы.
Наиболее эффектные по своему профилю чаша и верх пьедестала покрыты малахитом светло-зеленого тона с многочисленными пятнами хризоколлы, на основании пьедестала мозаика из более темного сорта. На плоских поверхностях этой части можно встретить шов «жоффрио». Значительные утраты малахитовой мозаики в верхней части пьедестала позволили определить, что основа выполнена не из камня, а из бронзы, что является достаточно необычным для произведений подобного рода.
Информация о происхождении вазы, полученная от научного референта княжеской коллекции, оказалось неожиданной. Сейчас ваза считается подарком венгерской лейб-гвардии
1 Ботт И. К., Канева М. И. Русская мебель (История. Стили. Мастера). СПб, 2003. С. 288–298.
2 Le Palais de cristal : journal illustré de l’exposition de 1851. — Paris, 1851. № 11, le 19 juillet Р. 167.
3 Offi cial catalogue of the Great exhibition of the works of industry of all nation, 1851. London, 1851. Р. 301
4 Offi cial descriptive and illustrated catalogue of the great exhibition of the industry of all nation, Part V. Foreign states. London. 1851. Р. 1377
5 Каталог российским произведениям, отправленным на лондонскую выставку 1851 года. СПб. 1851. С. 36
6 Семенов В. Б. Малахит. Камни Урала. Свердловск, 1987. — Т. 1. 240 С. ; Т. 2. 160 С.
7 Вертушков Г. Н. Гумешевское месторождение малахита на Урале. // Минералогия и петрография Урала. Труды Сверд. горного института им. В. В. Вахрушева. Вып. 106. Свердловск. 1975. С. 4.
8 Вертушков Г. Н., Веретенникова Т. Ю., Мазурин К. П. Месторождение малахита в окрестностях Нижнего Тагила. // Минералогия и петрография Урала. Труды Сверд. горного института им. В. В. Вахрушева. Вып. 124. Свердловск. 1976. С. 6.
9 Вертушков Г. Н., Веретенникова Т. Ю., Мазурин К. П. Месторождение малахита в окрестностях Нижнего Тагила. // Минералогия и петрография Урала. Труды Сверд. горного института им. В.В. Вахрушева. Вып. 124.Свердловск. 1976.С. 12–13
10 Семенов В. Б.Малахит. Камни Урала.Свердловск,1987.Т.2.С. 82
11 Семенов В. Б. Малахит. Камни Урала. Свердловск, 1987. Т. 2. С. 82-84
12 РГАДА. Ф. 1267. Оп. 8. Д. 1476. Л. 13.
13 Семенов В. Б. Малахит. Камни Урала. Свердловск, 1987. Т. 2. С. 58, 80, 82, 99.
14 Оцифрованная версия доступна по адресу: http://88.217.241.77/amburger/
15 URL: www.rkna.ru
16 Мавродина Н. М. Искусство русских камнерезов XVIII-XIX веков. Каталог коллекции Государственного Эрмитажа. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. С. 510.
17 РГАДА. Ф. 1267. Оп. 8. Д. 1363. Л. 1-2.
18 РГАДА. Ф. 1267. Оп. 8. Д. 1363.Л. 3, 5.
19 РГАДА.Ф. 1267. Оп. 8. Д. 1363. Л. 8-8об.
20 РГАДА.Ф. 1267. Оп 16. Д. 300. Л. 1-2; Оп. 8. Д. 1480. Л. 1.
21 Travaux de la Commission française sur l’industrie des nations. Tome 7 / Exposition universelle de 1851 ; [introd. par M. le baron Charles Dupin,…]. — Paris. 1855. Р. 113
22 Подробнее рассказать о творческих контактов нескольких поколений этих семей в рамках небольшой статьи не представляется возможным.
23 РГАДА. Ф. 1267. Оп. 8. Д. 1286. Л. 8.
24 Подробнее о «Санкт-Петербургском Гальванопластическом и бронзолитейном заведении герцога Максимилиана Лейхтенбергского» см. Гончаров Л. Н. Русская художественная бронза XIX в. М. 2001. С. 91–93; Сычев И. Русская бронза. М. 2003. С. 162–170.
25 РГАДА. Ф. 1267. Оп. 8, Д. 1790.
26 РГАДА. Ф. 1267. Оп. 8. Д. 1779. Л. 9.
27 РГАДА. Ф. 1267. Оп. 8. Д. 1532. Л. 27.
28 Семенов В. Б. Малахит. Камни Урала. Свердловск. 1987. Т. 2. С. 100
29 Мавродина Н. М. Искусство русских камнерезов XVIII–XIX веков. Каталог коллекции Государственного Эрмитажа. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. С. 126–127.
30 Семенов В. Б. Малахит. Камни Урала. Свердловск. 1987. Т. 2. С. 85–86
31 Offi cial descriptive and illustrated catalogue of the great exhibition of the industry of all nation, Part V. Foreign states. London. 1851
32 URL: http://collections.vam.ac.uk/item/O134840/watercolour-part-of-the-russiancourt/
33 Dickinson’s comprehensive pictures of the Great Exhibition of 1851 : from the originals painted for H. R. H. Prince Albert / by Messrs Nash, Haghe, and Roberts, R. A. — London: Dickinson, Brothers. 1854. V. 5. pl. 3
34 The Illustrated London news. July 26, 1851. — London. 1851. Р. 125.
35 The Crystal Palace and its contents; being an illustrated cyclopedia of the Great Exhibition of the Industry of all Nations. 1851 — London. 1852. Р. 4, 304.
36 Travaux de la Commission française sur l’industrie des nations. Tome 7 / Exposition universelle de 1851 ; [introd. par M. le baron Charles Dup in,…]. Parisю 1855. pl. XII
37 Le Palais de cristal : journal illustré de l’exposition de 1851. Paris. 1851. №№ 15, 19, 20.
38 Tallis’s History and Description of the Crystal Palace, and the Exhibition of the World’s Industry in 1851.London and New York.1851. pl. into Р. 126-127.
39 URL: http://www.rijksmuseum.nl/collectie/zoeken/asset.jsp?id=RPFF25214AJ&lang=en
40 Семенов В. Б. Малахит. Камни Урала. Свердловск, 1987. Т. 2. С. 84.
41 Offi cial descriptive and illustrated catalogue of the great exhibition of the industry of all nation, Part V. Foreign states. London. 1851. Р. 195.
42 Calvert A. F. Royal palaces of Spain; a historical & descriptive account of the seven principal palaces of the Spanish kings. — London, New York. 1909. Р. 53.
43 Couailhac L. Affaires d’Espagne (correspondance particuliere de la Presse). //La Presse. — Paris. 1854. — 28 septembre
44 Fernando A. Martin: La mesa y el sillon de malaquita de la Casa del Labrador de Aranjuez , Reales Sitios, XXXV, 137 (1998). Р. 78
45 Благодарю г-на Javier Jordan de Urriea и г-на Fernando Martin Garcia, Conservadors de Patrimonio Nacional en el Real Sitio de Aranjuez, за предоставленную информацию и изображения.
46 Благодарю г-жу Annamaria Giust и г-жу Lucia Tonini за предоставленную информацию.
47 Pietre dure: hardstone in furniture and decorations / A. M. Giusti; translated from the italian by J. Condie and M. Roberts. London. 1992. Р. 281, 141
48 Gli Appartamenti Reali di Palazzo Pitti. Una reggia per tre dinastie: Medici, Lorenae Savoia tra Granducato e Regno d’Italia. Firenze. 1993. Р. 283.
49 Offi cial descriptive and illustrated catalogue of the great exhibition of the industry of all nation, Part V. Foreign states. London. 1851. Р. 195.
50 Offi cial descriptive and illustrated catalogue of the great exhibition of the industry of all nation, Part V. Foreign states. London. 1851. Р. 192.
51 Christie’s, Sale 6364 The Nineteenth Century Interior, 26 October 2000 London. Lot 213. URL: http://www.christies.com/LotFinder/lot_details.aspx?from=salesummary&in tObjectID=1893902&sid=085324900074443fa1a38dc63da2ffb3.
52 Sotheby’s, The Russian Sale Sale L06111 28 Nov 06 London. Lot 454. URL: http://www.sothebys.com/app/live/lot/LotDetail.jsp?lot_id=159296117
53 A Taste for Splendor, Russian Imperial and European Treasures from the Hillwood Museum, Art Services International, Virginia. 1998. Р. 30.
54 Благодарю за предоставленную информацию сотрудников Hillwood Museum: г-жу Elena Grant, стажера; Dr. Scott Ruby, Associate Curator of Russian Art; г-жу Anne Odom, Curator Emeritus; г-жу Kristen Regina, Head Librarian; г-жу Stephanie Thornton-Grant.
55 Official descriptive and illustrated catalogue of the great exhibition of the industry of all nation, Part V. Foreign states. London. 1851. Р. 195
56 Offi cial descriptive and illustrated catalogue of the great exhibition of the industry of all nation, Part V. Foreign states. London. 1851.Р. 180
57 Семенов В. Б. Малахит. Камни Урала. Свердловск. 1987.Т 2. С. 83–84.
58 Указатель С.-Петербургской выставки изделий промышленности Российской империи, Царства Польского и Великого княжества Финляндского в 1849 г. СПб. 1849. С. 76.
59 Андреева В. И. Гаральд Боссе. — Санкт-Петербург. 2009. С. 137–138
60 Андреева В. И. Гаральд Боссе. — Санкт-Петербург. 2009. С. 102-103.
61 Семенов В. Б. Малахит. Камни Урала. Свердловск. 1987. Т. 2. С. 67
62 Gallerie e musei minori di Firenze. Il museo dell’Opifi cio delle Pietre Dure a Firenze. Collana diretta da Ugo Procacci. Milano. 1978. Р. 359.
63 Palais de San Donato. Catalogue des Objets d’art et d’ameublement, Tableaux don’t la vente aux encheres publique aura lieu a Florence, au Palais de San Donato le 15 mars 1880 et les jours suivants. Paris. 1880. P. 129.
64 Palais de San Donato. Catalogue des Objets d’art et d’ameublement, Tableaux don’t la vente aux encheres publique aura lieu a Florence, au Palais de San Donato le 15 mars 1880 et les jours suivants. Paris. 1880. P. 190.
65 Вьюева Н. Каминное великолепие. // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. М. № 7, май 2003. C. 13–14.
66 Мавродина Н. М. Искусство русских камнерезов XVIII–XIX веков. Каталог коллекции Государственного Эрмитажа. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. С. 440
67 Благодарю г-жу Irene Lewis Lawrie, сотрудника Lightner Museum, за предоставленную информацию.
68 http://en.wikipedia.org/wiki/Tazza
69 Thomas Gillies. History of the library. Р. 287. Благодарю г-на Christopher Olson, сотрудника Linda Hall Library, за предоставленную информацию.
70 Хмелева Е. Н. Скульптура Гатчинского парка.// Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия». http://history¬gatchina.ru/parks/parkscupture/ps9.htm
71 Семенов В. Б. Малахит. Камни Урала. Свердловск., 1987. Т. 2. С. 87.
72 РГАДА. Ф. 1267. Оп. 8. Д. 1480. Л. 17–18.