ПЕРВЫЙ НАЧАЛЬНИК ВАГОНОСБОРОЧНОГО ЦЕХА УВЗ-ДАВИД КЛЕММ

Весь ТАГИЛ — №32(55)четверг, 18 августа 2011 год

К 75-летию Уралвагонзавода

Несгибаемый инженер Клемм

В преддверии юбилея Уралвагонзавода хочется вспомнить и рассказать о человеке, о котором не писали никогда. Однако он сыграл немалую роль в становлении предприятия.

Сложным был для завода период освоения массового производства вагонов. Начальником вагоносборочного корпуса был назначен выпускник Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского Давид Абрамович Клемм.

Казалось бы, что делал высокообразованный военный инженер-авиатор, каких в стране было немного, на вагоностроительном заводе?

В биографии Давида Абрамовича Клемма вообще много парадоксов. Он родился в 1900 году в деревне Дюсянтой Костромской (Ковенской) губернии. Окончил гимназию в маленьком городке Нерехте. Семнадцатилетним подростком ещё до революции вступил в партию большевиков и после 7 ноября 1917 года работал в уездном, потом губернском комитетах ВКП(б).

С 1919 по 1921 годы участвовал в Гражданской войне. Воевал на Юго-Западном и Кавказском фронтах в должности политработника, затем – начальника политотдела 12 кавалерийской дивизии.

Талантливого юношу заметили. И в 1922 году он был снова отозван в армию и направлен учиться сначала в Военно — электротехническую, а потом в Военно-воздушную академию РККА.

В 1927 году окончил инженерный факультет Военно — воздушной академии и был направлен на завод «Большевик» (бывший Обуховский), где работал с 1927 по 1930 годы. В течение трех лет Д.А. Клемм прошёл путь от рядового инженера до главного инженера прославленного завода.

С именем Обуховского завода, созданного в 1863 году, связана история отечественной тяжёлой артиллерии, особенно для военно-морского флота.

В 1930 году нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе издал приказ о назначении Давида Клемма членом правления Всесоюзного объединения котлотурбинной промышленности по технической части и спецпроизводству.

В 1931 году он был избран заместителем председателя Ленинградского совета, где работал до марта 1935 года. Эта дата и стала переломной, роковой в судьбе Давида Абрамовича.

В декабре 1934 года в Ленинграде был убит первый секретарь горкома ВКП(б) С.М. Киров. После его гибели тысячи большевиков, особенно с репутацией свободомыслящих, примыкавших к различного толка группировкам и течениям в партии, отправлялись в отдалённые уголки страны.

Так, в начале 1935 года была откомандирована в распоряжение Свердловского обкома ВКП (б) жена Клемма – «пламенная большевичка», троцкистка Татьяна Яковлевна Мусатова. Да и сам Д. А. Клемм в 1923 году во время внутрипартийной дискуссии, будучи студентом Военно-воздушной академии, выступал и голосовал за троцкистскую резолюцию, но позже раскаялся.

Давид Абрамович последовал за женой на Урал, добровольно оставив свой высокий пост в Ленсовете. По путёвке Наркомтяжпрома был направлен на Уралвагонзавод.

На Уралвагонзаводе 13 июля 1935 года он был назначен начальником ещё недостроенного вагоносборочного корпуса. В это время начался монтаж тысяч единиц оборудования: десятков мостовых кранов, трансформаторов и сварочных установок, конвейерных линий, прессов, подъёмно -транспортных средств и т. д. Больше года Клемм контролировал ход строительных работ, руководил установкой технологического оборудования.

Наступил 1936 год. Главный вагоносборочный готовился к пуску. Как известно, 8 октября была пущена в эксплуатацию первая из шести ниток конвейера. Началось долгое, мучительное освоение технологий сборки грузовых вагонов. Трудностей хватало.

Управлять сложным, огромным производственным корпусом, да ещё недостроенным и недоукомплектованным, предназначенным для выпуска невиданного в стране количества грузовых вагонов новейших конструкций, было очень непросто.

Не было подготовленных кадров сварщиков. Несколько инженеров-сварщиков работали в сварочном бюро под руководством Н. И. Трофимова.

В 1937 году вагоносборочный корпус с гордостью показывали участникам 17 международного геологического конгресса.
Приведём описание, опубликованное в памятке для членов конгресса: «Вагоносборочный корпус. Самое большое здание комбината. В нём расположен вагоносборочный цех с его основными производственными отделениями: прессовым, заготовительным, сварочным, сборочным, обшивочным и подсобными: ремонтно механическим, электроремонтным, трубным, кровельным, тормозных резервуаров. Цех имеет в длину 843 метра».

Далее в документе подробно описывались все отделения вагоносборочного цеха. В заключение подчёркивалось: «Вагоносборочный цех –крупнейший в мире по объёму сварочных работ. В нём будет установлено 1950 сварочных точек переменного тока и 200 – постоянного. Установленная мощность 30000 ква. В цехе семь пролётов, из них пять заняты под сборку и сварку вагонов, 1 трансформаторный, в одном размещаются отделения: ремонтное, кровельное и др.

Все пролёты шириной 21 метр, трансформаторный – 6 метров. Строительные работы в цехе окончены, за исключением постройки склада для чёрного металла (с западной стороны). Оборудование установлено в размере 50% от запланированного».

Тем не менее, в 1936 году вагоносборочный выпустил 688 вагонов,  в 1937-ом – 5840 единиц.

Однако 28 января 1937 года с поста директора вагоносборочного корпуса Д. А. Клемм был смещён. Это вызвано было не упущениями в работе, просто 25 августа 1936 года его исключили из ВКП(б) как троцкиста, а в январе 1937 г. бюро ГК ВКП (б) подтвердило исключение. Ему поставили в вину то, что «голосовал в 1923 году за троцкистскую резолюцию и не развёлся с женой тов. Мусатовой».

Директор УВЗ Г. З. Павлоцкий несколько месяцев пытался отстоять талантливого и опытного инженера, но в конце концов был вынужден уступить.

Удивительно, но дальнейших репрессий в отношении Клемма в самые страшные 1937-1938 годы не последовало. В марте 1937 года партколлегия Свердловской области восстановила Д. А. Клемма в рядах ВКП (б). Через несколько месяцев, в июле, бюро обкома вновь исключило его из партии.

Давид Абрамович отчаянно боролся за восстановление в партии. Он вновь посылает заявление на апелляцию. В сентябре 1938 г. Свердловский обком ВКП(б), рассмотрев его дело, подтвердил исключение Клемма из партии.

Тогда Д. А. Клемм и Т. Я. Мусатова апеллируют к 18 съезду ВКП (б), и он восстанавливает их членство в партии. 22 апреля 1939 года партком УВЗ вновь рассматривает дело Клемма.

В протоколе записано: «Партийный отзыв на тов. Клема (так в документе – прим. автора) Д. А. утвердить. Парткомитет, исходя из его работы на УВЗ, считает возможным о пересмотре дела». Подписал документ парторг ЦК ВКП (б) на УВЗ Николаев.

Уралвагонзавод и его комитет ВКП (б) высоко ценили блестящего инженера и руководителя Давида Абрамовича и защищали его от репрессий.

Из-за большой занятости на производстве Клемм в течение трех лет с 1939 по 1941 гг. не ходил в отпуска. В промежутке между 1937-1941 годами руководил попеременно цехами гондол (полувагонов), крытых вагонов, платформ, часто его снимали из-за политической неблагонадёжности под давлением партийных органов, но с помощью различных казуистических уловок всё равно не отстраняли от руководства вагоносборочными цехами.

О роли Клемма в становлении вагоностроения говорит очень любопытный приказ по заводу: « Для укрепления непосредственного руководства рабочими местами, производственными участками, отделениями и сменами, для скорейшего достижения производительности, освоения норм выработки новыми рабочими кадрами и для выполнения сменных производственных заданий, начальника цеха платформ товарища Ширинкина П. А., зам. нач. цеха платформ товарища Шмоничева П. В. и инженера цеха Клемма Д. А. временно (сроком на 2-3 месяца) назначить начальниками смен, начальников смен товарищей Лебедева, Пчёлкина и Корниенко сохранить в качестве помощников начальников смен. Руководство производством осуществлять только через начальников смен».

30 сентября 1941 года вагоностроение на предприятии было прекращено. Клемм был назначен руководителем работ по демонтажу, консервации и сдаче на склады технологического оборудования. Работу закончил 4 февраля 1942 год и был рассчитан с Уралвагонзавода. Вместе с частью оборудования Давид Абрамович вынужден был уехать в Ирбит.

Жаль, что политические мотивы в то время оказались настолько сильны, что опытный, знающий специалист был уволен с УВЗ как раз в тот момент, когда туда были эвакуированы два авиационных завода.

Многолетние попытки восстановить нелёгкую, полную трагедии биографию одной из самых колоритных, ярких и ключевых фигур Уралвагонзавода предвоенного периода, первого начальника вагоносборочного цеха Давида Абрамовича Клемма, закончились в 2009 году.

На запрос Подольский Центральный военно-исторический архив Министерства обороны ответил: «Слесарь-пневматик 2-го мостового железнодорожного батальона 29 железнодорожной бригады рядовой Клемм Давид Абрамович, 1900 г.р., уроженец Ковенской губернии, деревни Дюсянтой, призван в СА Ирбитским РВК Свердловской области, погиб в период с 10 по 20 января 1944 г. (точная дата не указана – прим. авт.), похоронен: город Осипенко Запорожской области».

Так закончилась жизнь талантливого инженера, организатора производства и человека, проявившего мужество и верность супружескому долгу.

Алла Пислегина, директор
выставочного комплекса
Уралвагонзавода.
Фото из архива УВ