НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ОТМЕЧАЕТ СВОЕ 170-летие
Весь ТАГИЛ — № 5(28) • 10 февраля 2011 год
Музею-заповеднику «Горнозаводской Урал» – 170 лет
В этом году один из старейших музеев Урала – Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» отмечает свое 170-летие. Уникальное по богатству собранных экспонатов и коллекций, это учреждение известно далеко за пределами города и является предметом гордости тагильчан. Мы начинаем цикл юбилейных публикаций, рассказывающих о становлении и развитии музея.
Соприкосновение с историей
Чем могут привлечь музеи в наше время быстрого развития информационных и коммуникационных технологий?
Наверное, главным – возможностью соприкоснуться с «живой» историей.
Любой экспонат содержит огромный пласт информации, он хранит в себе энергетику и тепло людей, создавших его. Вот пояс, вышитый руками любимой, вот огромный резной шкаф – радость семьи и гордость хозяйки, а вот свадебное платье вековой давности… Ручки тачки горного рабочего отполированы его мозолистыми ладонями, а медные монеты наполняли чей-то кошелек. Любой музейный предмет – это рассказ о далеких днях, а экспозиция – большая повесть, где переплетаются многочисленные герои и сюжеты.
Музей не только хранит историю города, он сам имеет свою летопись. Хочется напомнить, какие вехи он прошел на своем пути, и сделать это не совсем обычным способом: пройдя по экспозициям разных эпох
краеведческого музея – самого старого подразделения музея-заповедника, с которого все началось. И увидеть их глазами посетителей того времени.
Собрание редкостей
1841 год. В лабораторном флигеле (ныне краеведческий музей) Главного окружного заводоуправления открыт «Музеум естественной истории и древностей». Он носил характер частного собрания и не являлся публичным – попасть туда мог далеко не каждый. К сожалению, описания его экспозиции пока не найдены, хотя можно предположить, что она носила коллекционный характер. А вот свидетельства, рассказывающие о коллекциях, есть.
В описи за 1844 год перечислены: коллекция геологических пород, находящихся в дачах Нижнетагильских заводов (48 штуфов), инструменты, употребляемые при составлении топографических карт, гербарий (23 растения), чучела птиц (144), старинная икона Божьей матери, которой благословлял Никиту Демидова и сына его Акинфия архиерей Тобольский.
Экспозиция Горнозаводского музеума Нижнетагильских и Луньевских заводов. Конец XIX в.
Бессовестно перекрученное железо
1891 год. Постановлением правления заводов на основе слияния музеума естественной истории и древностей и экспонатов выставки 1837 года (заводские изделия и модели), приуроченной к посещению Нижнего Тагила престолонаследником Александром, создан уже публичный, то есть общедоступный «Горнозаводской музеум Нижнетагильских и Луньевских заводов наследников П. П. Демидова».
Как он выглядел, мы можем узнать благодаря одному посетителю – Д. Н. Мамину — Сибиряку, знаменитому певцу Урала, который описал свое посещение Горнозаводского музеума в очерке «Платина»: «В Тагиле я оставался всего один день и постарался не потерять времени даром. Посмотреть здесь есть что, не в пример другим заводам и городам. Прежде всего, я направился в заводской музей, как учреждение в своем роде единственное, по крайней мере, ничего подобного на других не полагается…
Сначала музей составлялся из таких именно редкостей, а потом в него вошли выставочные экспонаты, какими тагильские заводы поражают выставочную публику. Экспоненты-заводчики выработали уже известный шаблон таких экспонатов: тут и железные крендели в несколько пудов весом, и до бессовестности перекрученное железо, и много другой железной, медной, стальной и чугунной выставочной оказии.
Собственно, для публики, не посвященной в горнозаводскую технику, главный интерес представляют коллекции постепенной выработки главных заводских продуктов, как чугун, железо, сталь и медь. Для специалистов интересно посмотреть сорта железа, выделываемые Тагильскими заводами – их счетом больше 2 000, но и это количество далеко еще не выражает требуемого рынком разнообразия.»
В 1908 году Горнозаводской музеум был закрыт в связи с экономическим кризисом.
Подготовили Ольга Халяева, Ольга Петелина, Екатерина Никонова, сотрудники музея заповедника.
Фото из фондов музея.
Продолжение следует
Весь ТАГИЛ — № 6(29) • 17 февраля 2011 год
Соприкосновение с историей
Окончание. Начало в № 5.
Окружной музей
1924 год. Начался новый период в жизни тагильского музея. Еще в 1922 году по инициативе доктора В. А. Ляпустина было создано Тагильское общество изучения местного края (ТОИМК), поставившее своей задачей воссоздание музея в Нижнем Тагиле.
Директором открывшегося в 1924 году музея стал преподаватель горно-металлургического техникума А. Н. Словцов. 1920-е – период небывалого подъема краеведения.
Музейщики той поры не только разыскали многие экспонаты Горнозаводского музеума, но и активно занимались комплектованием новых коллекций – предметов хозяйства, быта, орудий труда, образцов кустарного производства и т. д. По настоянию музейщиков во Входо-Иерусалимском соборе был открыт художественный отдел.
В 1926 году Нижнетагильский музей получил статус окружного, его филиалы открылись в других городах, результаты научных исследований публиковались в сборниках «Материалы по изучению Тагильского края». А в 1928 году музей вернулся в «лабораторный флигель» бывшего заводоуправления.
В 1929 году создана первая систематическая экспозиция из трех разделов: общественно — экономического, культурно — исторического и естественно — научного.
Музей советского типа
1930-е годы в истории музея, как и в истории страны, окрашены в мрачные тона. В 1930 году распоряжением НКВД СССР ликвидировано ТОИМК, у музея изъято здание Входо-Иерусалимского собора, вскоре затем разрушенное, потом музей утратил статус «окружного», а его первый директор А. Н. Словцов арестован. Но музей всегда объединял вокруг себя неординарных, увлеченный людей.
Выставка «Двадцать лет Советской власти», 1937 год
С приходом в 1938 году в музей нового директора А. А. Саматовой при музее созданы секции, объединившие интеллигенцию города, любителей краеведения, садоводства.
Посетившая музей в 1942 году Маргарита Шагинян писала:
«В нынешнем музее собрано все, что осталось от демидовской обстановки, от геологической заводской коллекции, с добавлением присланного сюда из Москвы. Получился районный музей обычного советского типа, имеющий три отдела: общий, исторический и художественный. Всем, кто приезжает на Урал и остается работать на нем, совершенно необходимо посетить этот музей, потому что он – один из самых полных и показательных по уральской старине…»
Военные годы музей переживал со всей страной, часть экспозиций была свернута для размещения госпиталя. Приоритетной стала лекционная работа сотрудников на предприятиях, в госпиталях, школах города, пропаганда военной истории, героических подвигов русского народа в разных войнах.
Автограф Леонида Утесова
Работа в музее полна неожиданностей. Так, в процессе подготовки этого материала, перелистывая страницы книги отзывов за 1955 год, я неожиданно увидела подпись «Заслуженный деятель искусств Утесов».
19 января 1955 года Леонид Утесов со своими коллегами посетил музей и оставил запись: «К этим экспонатам мы стремились давно, так много прочитано, так много хочется узнать. Приезд в Нижний Тагил явился очень приятным событием в нашей «скитальческий жизни», мы увидели, к чему стремились, и наглядно познали историю этого замечательного края. Восторгает мужество, творческая мысль и талант русских людей. Мы сердечно благодарим администрацию и работников музея за предоставленную нам возможность ознакомиться с его замечательными экспонатами. Спасибо, товарищи!»
А это мы уже помним!
Так скажут люди старше 40 лет, увидев фотографии экспозиции 1960-70-х годов. В 1950-е годы в музей пришли новые квалифицированные сотрудники: зав. отделом природы Н. М. Грюнер и сотрудница этого отдела Ф. М. Попова, археологи Н. Н. Кипарисова и А. И. Россадович, историки Т. К. Гуськова, А. С. Аксенова и А. П. Агеева.
Несколько позднее пришли Л. П. Лепо и Н. И. Цыпушкина. В эти годы сотрудники музея сделали очень много для развития научной работы и комплектования коллекций, что сразу сказалось на содержании экспозиций – они стали более логичными, насыщенными, выразительными.
К оформлению экспозиций стали привлекать профессиональных художников – членов Союза художников П. С. Бортнова, М. В. Дистергефта, Е. В. Седухина. Это, несомненно, сделало залы музея более яркими и привлекательными. Великолепные диорамы отдела природы производили на посетителей неизгладимое впечатление.
Экспозиция исторического отдела, 1950-е годы.
В 1986 году краеведческий музей был закрыт на капитальный ремонт. После окончания его открылись современные экспозиции по дореволюционной истории края. Это результат огромного творческого труда музейных исследователей и художников, благодаря которому был значительно расширен диапазон показанных тем. Увидеть и оценить этот труд вы можете и сегодня, придя в краеведческий музей.
Подготовили Ольга Халяева, Ольга Петелина, Екатерина Никонова, сотрудники музея-заповедника.
Фото из фондов
музея-заповедника