ИСТОРИЯ ТЕРРИТОРИИ ДЕМИДОВСКОЙ ДАЧИ

Приветствуем Вас в музее «Демидовская дача», https://museum-nt.ru/index.php который открылся в 2013 г. после реконструкции одного из самых примечательных зданий Нижнего Тагила.

Эта загородная усадьба, построенная на рубеже 1830-1840-х гг., принадлежала управляющему Нижнетагильским горнозаводским округом по технической части Фотию Ильичу Швецову (1805-1855). Впоследствии её приобрел Павел Павлович Демидов, князь Сан-Донато (1839-1885). После этого на долгие годы за ней закрепилось название «Демидовская дача».

В музее воссозданы интерьеры загородной усадьбы первой половины XIX века. Экспозиция музея раскрывает историю строительства и использования Демидовской дачи, представляет рабочий кабинет горного инженера, парадный зал для приема гостей. В отдельно стоящем флигеле расположена экспозиция «Русская кухня XIX века».

Западный фасад музея «Демидовская дача». 2013 г.

 

Экспозиция «История застройки Демидовской дачи»

Дача — единственный в Нижнем Тагиле образец частной загородной усадьбы первой половины XIX  века. Изначально она была построена в стиле классицизма с элементами неоготики. Во время реконструкции в начале XX века ее облик дополнили элементами неорусского стиля. Усадьба состоит из главного (господского) дома и двух флигелей, используемых для хозяйственных нужд. Осмотр экспозиции начинается 

с цокольного этажа господского дома, окна которого выходят на заводской пруд. В цоколе разместились три комнаты – два кабинета, холл, а также лестница на верхний этаж в парадный зал. Цокольный этаж всегда имел отдельный выход – на тихий и живописный берег пруда.

Экспозиция, представленная в холле, раскрывает историю строительства и использования усадьбы.

Предположительно, строительство дачи происходило в конце 1830-х гг, когда Ф.И. Швецов  получил должность управляющего по технической части. На генеральном плане Нижнетагильского заводского селения, составленном французскими топографами Э. Бержье и А. Аллори в 1846 г., усадьба уже зафиксирована.

 

Фрагмент Генерального плана Нижнетагильского заводского селения Э. Бержье, А. Аллори, на котором изображена усадьба Ф.И. Швецова. 1846 г.

 

Дача расположена на берегу тагильского пруда, у подножья покрытого лесом холма (Птахиной горы), благодаря чему, с восточной стороны она имеет один этаж, а с западной – два. На прилегающей территории зафиксировано расположение огорода, небольшого пейзажного английского парка и беседки у самой воды.

Первым владельцем и заказчиком строительства усадьбы был Ф.И. Швецов(1805 – 1855).  Крепостной заводчиков Демидовых, владельцев Нижнетагильских заводов, он проявлял незаурядные способности
к техническим наукам и окончил Высшую горную школу в Париже. С 1828 по 1848 гг. Фотий Ильич служил на Нижнетагильских заводах, сначала управляющим Меднорудянского рудника, а  с 1839 по 1848 гг. — управляющим по технической части округа.

Работая в такой должности, Ф.И. Швецов получал солидное жалование, что позволило ему заказать и построить вдали от заводского шума загородный дом с огородом, садом, цветниками, теплицами-оранжереями, хозяйственными  службами.

После смерти Ф.И. Швецова дача была приобретена Павлом Павловичем Демидовым, князем Сан-Донато, который планировал её реконструкцию. Об этом свидетельствует чертеж «План и фасад дачи Павла Павловича Демидова, князя Сан-Донато, бывшей Ф.И. Швецова» 1876 г.

Чертеж «План и фасад дачи Павла Павловича Демидова, князя Сан-Донато, бывшей Ф.И. Швецова». Серапион Шорин. 1876 г.

 

Чертеж выполнен тушью, акварелью, на нем  надпись: «Чертил Серапион Шорин». На чертеже изображены: фасады с пруда, со стороны дороги, а также торцевой. Представлены планы нижнего и верхнего этажей.

Судя по данному чертежу, центральный корпус планировали украсить резными деталями из дерева, что придавало зданию своеобразный облик.  Но задуманная реконструкция была осуществлена намного позже – в начале XX века.

Облик Демидовской дачи неоднократно менялся в зависимости от того, как она использовалась в тот или иной период. В советское время она передана Нижнетагильскому управлению железной дороги: сначала здесь размещался комитет комсомола, в 1923 г. – дом отдыха железнодорожников, позднее – детский сад, затем – железнодорожный техникум. В 1933–1935 гг. на территории бывшего дачного огорода была поставлена водокачка. 

Дом отдыха железнодорожников. 1925 г.

 

В 1940-х гг. на территории дачи располагался парк железнодорожников, действовала танцевальная площадка.

Танцевальная площадка с эстрадой. 1949 г. 

 

До недавнего времени здесь располагалась спортивная база железнодорожников, работали спортивные секции общества «Локомотив». На территории бывшей Демидовской дачи находился городской теннисный корт, рядом располагался яхт-клуб. Об этом периоде рассказывают старые фотографии, и свидетельствует гипсовая скульптура «На море» работы ленинградского скульптора  В.И. Гордона (1927-2012 гг.), сохранившаяся в парке.

Экспозиция «Кабинет горного инженера  середины XIX  века»

В следующем небольшом зале цокольного этажа  представлен интерьер кабинета горного инженера. Таким мог быть кабинет первого владельца дачи, инженера Ф.И. Швецова: рабочий стол с письменными принадлежностями того времени: мраморным письменным прибором, медными бумаго- и грифеле-держателями, транспортиром и образцом минерала  празема с Горбуновского месторождения.

На  стенах –  портреты императора  Александра I и одного из учителей Ф.И. Швецова – профессора Александра Гумбольдта, а также миниатюра на фарфоре с изображением молодого человека в мундире горного инженера. В книжном шкафу из карельской березы – книги по горному делу и другим наукам, номера «Горного журнала». 

За двадцать лет службы Ф.И. Швецова на Нижнетагильских заводах под его руководством строились медеплавильные цеха, внедрялись паровые машины, новые технологии изготовления железа и стали, впервые в России применена идея использования теряющейся тепловой энергии плавильных печей и построена рельсовая дорога с паровой тягой, открыта Высшая заводская школа.

«Не было ни одной отрасли горнозаводского производства, в которую Швецов не внес бы усовершенствования» — констатировал его биограф, профессор В.С. Виргинский. 

В 1829 г. Ф.И. Швецов участвовал в уральской экспедиции А.Гумбольдта, по ходатайству которого в 1830 г. и  получил «вольную» от Демидовых. Фотий Ильич был членом Императорского минералогического общества, вел  научную переписку со многими европейскими учеными,  владел тремя иностранными языками.

В 1848 г., несмотря на колоссальный вклад в развитие округа, Швецов был уволен по идеологическим мотивам, из-за контактов с декабристами и выступлений в защиту старообрядцев.

Экспозиция «Русская кухня XIX  в.» находится в одном из флигелей рядом с основным зданием усадьбы.

Подпись. Экспозиция «Кухня середины XIX  века»

 

В господских домах, как правило, кухня размещалась отдельно от жилых помещений. Такой порядок объясняется, прежде всего, необходимостью каждый день, в любую, даже самую теплую, погоду жарко топить русскую печь для  выпекания хлеба и приготовления различных блюд.

Экспозиция представляет условный интерьер господской кухни XIX века. Здесь вы увидите кухонную утварь: посуду для приготовления пищи, бочонок для воды, самовар, медные сковороды, вазочки для варенья, емкости для хранения, а также парадную столовую фарфоровую посуду фабрики Кузнецова.

Подпись. Экспозиция «Парадная гостиная XIX  века»

 
Войдя вновь в господский дом, поднявшись по узкой лестнице на второй этаж, посетитель попадает в большой нарядный зал. Это реконструкция парадной гостиной XIX века. Подобные гостиные не использовались в повседневной жизни, а предназначались для приема гостей. Их интерьеры включали  столовую и мягкую мебель в классическом стиле, украшались живописными и графическими картинами, скульптурами, освещались  свечами в хрустальных люстрах, полы застилались коврами.
 

Статуэтка «Амуры, строящие капитель». Фарфор. Саксония, Мейсен.XIX в.

В интерьере гостиной находились шкафы-горки, в которых хранился дорогой фарфор, подчеркивающий хороший вкус и достаток хозяев.

Так в экспозиции парадного зала представлены образцы фарфора XVIII – XIX вв. Это великолепная посуда и статуэтки XVIII – середины XIX веков производства лучших западноевропейских и российских фарфоровых заводов – Севрского,  Мейсенского, Императорского фарфорового завода, заводов Гарднера, Попова и товарищества  Кузнецова.

Интерьер зала украшен традиционными в XIX веке предметами каслинского чугунного литья. В моде были ажурные столики, один из которых — «Знаки Зодиака» — представлен в экспозиции вместе с комплектом этажерок в итальянском стиле.

Столик ажурный «Знаки зодиака». Касли. Чугун, литье. XIX в.

 

Парадную гостиную украшают образцы знаменитого тагильского малахита с Меднорудянского рудника, разработка которого началась в 1814 году. Управляющим именно этим рудником был Ф.И. Швецов
с 1830 по 1839 год. Меднорудянское месторождение малахита в Нижнем Тагиле прославилось на весь мир. Свою известность оно получило не только из-за большого количества добытого здесь малахита, но и из-за его высокого качества. 

В 30-40-х гг. XIX в. малахит вошел в моду и стал излюбленным материалом для декоративных работ. При обработке уральского малахита получило расцвет искусство «русской мозаики» из камня. 

Малахит. Меднорудянское месторождение.

 

А.В. Брусницын. Никита Антуфьев Демидов. Бронза, яшма, литье. 2010 г.

Парадная гостиная неслучайно называется также «Демидовским залом». По скульптурным и живописным портретам представителей шести поколений знаменитых уральских заводовладельцев Демидовых можно проследить историю тагильской ветви династии Демидовых.

Представлены как оригиналы, так и копии портретов.

Р. Романелли. Скорбящая Андромаха. Бронза, литье.  1885 г.

Особое место в экспозиции занимает работа итальянского скульптора XIX века Р. Романелли «Скорбящая Андромаха». Бронзовая скульптура является единственным сохранившимся фрагментом многофигурного надгробного памятника Павлу Павловичу Демидову, князю Сан-Донато, и представляет собой портретное изображение его вдовы Елены Петровны Демидовой, княгини Сан-Донато (урожденной княжны Трубецкой) (1853 — 1917).  

Надгробие П.П. Демидову был установлено в склепе фамильной усыпальницы Демидовых, которая располагалась в Выйско-Никольской церкви, одной из красивейших церквей Нижнего Тагила, подвергшейся разрушению в период с 1924-1960-е годы.

В парадном зале проходят выставки, сменяющиеся два раза в год, а также мероприятия и презентации.

Не спешите покидать экспозицию Господского дома Демидовской дачи, не насладившись видом с балкона, откуда открывается прекрасная панорама горнозаводского поселения вокруг заводского пруда, окаймленного невысокими вершинами Уральских гор. 

Вид на Тагильский пруд и гору Лисью.