ПЕРВОПОСЕЛЕНЦЫ УРАЛЬСКИХ ЗАВОДОВ ДЕМИДОВЫХ
Беглопоповцы и строительство первых заводов на Урале
Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев /часовенных XVIII – начала XX в. – Екатеринбург :Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 382 с
С. А. Белобородов, Ю. В. Боровик
Одним из самых распространенных мифов, бытующих в современной науке и краеведении, можно признать «историю» о том, что большинство демидовских заводов построено старообрядцами-кержаками (то есть выходцами из Поволжья, с Керженца). На самом деле это, мягко говоря, не совсем верно.
Для постройки «среднего» по масштабам завода требовалось не так много квалифицированных специалистов. Плотинный мастер с помощниками и десяток каменщиков. А также около 20 кузнецов, столяров и оконщиков, полсотни кирпичников, 100–150 плотников. Основное же количество строителей приходилось на землекопов – до 500 и возчиков – до 200 человек.
Людей (исключая первые две категории) проще всего можно было рекрутировать из крестьян, приписанных к заводам слобод и деревень, что и практиковалось на Урале повсеместно. То есть строили первые заводы на Урале по большей части сами уральцы.
Не были кержаки в 1710-е – начале 1720-х гг. и в числе первых работников демидовских заводов. Чтобы подтвердить этот тезис, приведем статистику.
Так, например, в Невьянском заводе по переписи 1721 г. числилось 317 дворов мастеровых и работных людей8.
Если расположить жителей Невьянска по количеству «выходцев»
с прежних мест проживания, то получаем следующую картину:
Верхотурский уезд – 56 домовладельцев;
Тульский уезд – 40;
Соликамский уезд – 22;
Тотемский уезд – 16;
Сорокинский з-д – 15;
Устюжский уезд – 14;
Важский уезд – 11;
Кунгурский уезд – 10;
Вятский уезд – 7;
Сольвычегодский уезд – 6;
Москва – 6.
Чердынский, Каргапольский уезды и г. Невель – по 5 хозяев. Кайгородский, Ярославский, Крапивненский, Олонецкий, Вологодский уезды – по 3 семейства. Уфимский, Яренский, Сарапульский, Тюменский уезды – по 2. Казанский, Симбирский, Архангелогородский, Тамбовский, Уржумский и некоторые другие уезды «дали» по 1 семейству.
Упоминаются и выходцы из нижегородчины (но всего 4 (!) домовладельца – якорный мастер Иван Федоров сын, 52 лет, и доменный подмастерье Дмитрий Филиппов сын, 40 лет, из Нижнего Новгорода; плотник Никифор Лукьянов сын Усолец, 60 лет, из д. Мереновой и доменный подмастерье Сава Иванов сын Петров, 40 лет, из д. Высоковой Нижегородского уезда9).
Аналогичную ситуацию можно наблюдать и на других первых демидовских заводах – Быньговском, Верхнетагильском и Шуралинском (основаны в 1716–1718 гг.)10 (табл. 1).
Из Звенигородского, Тотемского, Кагородского, Обвинского, Вятского, Вологодского и некоторых других уездов на заводы пришло по 1–2 семейства. А из нижегородского Поволжья – нет никого11.
Ситуация начала существенно меняться в 1720–1730-е гг., особенно после того, как Демидовы приобрели несколько вотчин, расположенных на нижегородчине и в соседних регионах: Фокинская, Варганская, Юркинская, Высоковская, Ветлужская, Санчурская и другие.
Из них на Урал было переселено несколько тысяч человек, в том числе и старообрядцев.
В качестве примера приведем сводные данные переписи, проведенной механиком Н. П. Бахоревым в 1746 г. в Ревдинском заводе (начал работать в 1734 г.) Всего в ведомости учтено 412 человек (мужского пола). По местам «выходов» представительство такое:
Ветлужская вотчина (Унженский уезд Архангелогородской губ.) – 123 человека
Санчурская вотчина (Царевосанчурского уезд Казанской губ.) – 44 человека
Фокинская вотчина (Нижегородский уезд Нижегородской губ.) –43 человека
Варганская вотчина (Нижегородский уезд Нижегородской губ.) – 34 человека
Высоковская вотчина (Нижегородский уезд Нижегородской губ.) – 23 человека
Алексеевская вотчина (Лаишевский уезд Казанской губ.) – 18 человек
Юркинская вотчина (Нижегородский уезд) Нижегородской губ. – 9 человек
Саканская вотчина (Арзамасский уезд Нижегородской губ.) – 7 человек
Аятская слобода (Верхотурский уезд) – 1 человек
Учтенные «старыми» переписями Толбузина 1734 г. и Молокова 1738 г. – 23 человека
Куплены у разных владельцев – 87 человек12.
Работая с документами о демидовских вотчинах, нам стала понятна незатейливая, но достаточно эффективная схема легализации беглых (вернее, один из ее многочисленных вариантов).
Итак, если переселенец сам отправлялся «искать счастья» на демидовских заводах, он должен был получить от своего хозяина увольнительную и выправить «прокормежное письмо» (паспорт). Если паспорта не было – он беглый бродяга, которых Демидовы «строго запрещали» принимать на заводы.
Другое дело, если крестьянин проживал в демидовской вотчине. Тогда его переселением занимались приказчики Фокинской конторы. Они собирали людей и к назначенному времени в условленное место на Волге подходили барки, куда грузились переселенцы. Барки следовали до Уткинской пристани на Чусовой, откуда прибывшие на подводах добирались до конечного пункта (завода).
Примечательно, что керженские и ветлужские леса, служившие прибежищем тысячам беглых, находились в непосредственной близости от поволжских вотчин Демидовых. Если какой-то беглец или даже целая группа решали перебраться на Урал, то им достаточно было договорится с демидовскими приказчиками или их доверенными лицами и попасть в списки переселенцев.
В «час Х» они выходили из убежищ к пристани и спокойно грузились на барки. Позже, когда на Урале их спрашивали: «Откуда вы?», они говорили чистую правду: «Из Фокинской (или Ветлужской, или Варганской вотчины)».
Конечно, если бы кто-нибудь задался целью проверить эту информацию, то это можно было сделать, сличив данные вотчинных переписных книг и списки переселенцев, но Фокинская контора несколько раз горела, и многие документы были утрачены. Копии же хранились в приказных архивах Москвы, где их еще нужно было долго искать. Да и кому это надо, если сам Демидов твердо заявлял, что беглых на его заводах нет 13.
8 РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 1394. Л. 243–333
9 Там же. Л. 265 об., 266, 272 об., 304 об.
10 Там же. Л. 334–360.
11 Сразу же оговоримся, что приведенные свидетельства вовсе не говорят об отсутствии старообрядцев на демидовских заводах в конце 1710-х – начале 1720-х гг. И среди «туляков», и среди выходцев из Верхотурского уезда (особенно – из Краснопольской и Аятской слобод), и среди переселенцев северорусских регионов было немало тех, кто придерживался «старой веры», только вот кержаками их называть не корректно.
12 ГАСО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1127. Л. 334–350
13 Белобородов С. А. Демидовские вотчины: с Волги в Ревду // Город. вести. Ревда. № 2302 от 17.03.2017 г. С. 7.