КАКОЕ БУДУШЕЕ У ЗАСТРОЙКИ ХОЛМА В ЦЕНТРЕ ГОРОДА-ВШИВОЙ ГОРКИ

Весь ТАГИЛ — № 8(31) • 2 марта 2011 год

Что нам делать с Вшивой горкой?

Читатель ставит проблему

Всегда, когда попадаю в историческую часть родного города, меня обуревают сложные переживания. С одной стороны, это воспоминания детства. С другой – осознание того, что по этим местам ходили со своими заботами и чаяниями твои далекие предки. О чем-то думали, говорили, глядя на тот же рельеф местности, на те же строения…

Сейчас, когда Нижний Тагил разросся ввысь и вширь, для его центральной части исчезло определение «город». А еще в шестидесятые годы прошлого века оно бытовало:
– Куда пошел?
– Да, в город…

Это при том, что люди жили в непосредственной близости: по улицам Мира, Карла Маркса, Газетной, Пархоменко, не говоря уже о более отдаленных районах.

И вот с начала двадцать первого века интерес к этой части города вновь будоражит умы радеющих за красоту своего города тагильчан. В местных СМИ развернулась нешуточная полемика по поводу будущей застройки природного холма в центре этого района – Вшивой горки.

Интересна топонимика этого места. В своей статье, опубликованной в газете «Тагильский рабочий» 14 января 2003 года, краевед Леонид Толмачев рассматривает несколько версий данного названия. От некой травы мытницы, отваром которой лечили педикулез, до вкрапления золотых крупинок в суглинке холма, которые назывались «вошки».

Отметая эти объяснения, он настаивает на своем понимании. Цитирую:
«Южный склон горки, выходящий на улицу Уральскую, летом покрывался весь зеленью. Ее создавало растение сорное, которое может расти по дорогам, на пустырях и т. д., называемое просвирник. Плоды просвирника напоминают малюсенькую просвирку, которая белым калачиком запрятана в пазухах листьев. Плоды эти съедобны и казались нам, мальчишкам, очень вкусными. После занятий в школе мы обязательно заходили на эту горушку и, ползая на коленках, раздвигая траву, разыскивали в пазухах листьев эти вкусные, как мы их называли, царские пуговки. Назывался этот процесс: искать «вошек». Возможно, наши деды и прадеды, когда бегали еще босиком, говорили друг другу: пойдемте искать вошек на Вшивую горку»

Я в детстве слышал от своей бабушки Александры Николаевны, урожденной Питерских, двоюродной сестры Александра Питерских – академика Демидовской академии искусств и ремесел, еще одну версию, тоже связанную с травой.

Если Демидовский парк считался местом отдыха, то Вшивая горка всегда была местом уединения молодых пар. И поводом для шуток был еще один факт: когда на растущую там траву наступали или садились, ломаясь, она издавала характерный щелчок, похожий на звук лопающегося хитинового панциря вши, когда ее давят между ногтей.

Откуда бы ни возникло название горки, страсти, разгоревшиеся в последнее время вокруг ее, касаются будущего решения властей о характере застройки этого места.

Например, Т. К. Гуськова, доктор  исторических наук, краевед и профессор кафедры истории Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии предлагает построить там смотровую площадку, по примеру Эйфелевой башни, мотивируя тем, что на Лисью гору подниматься утомительно. Здесь же при помощи лифта сей процесс можно автоматизировать.

Появилось несколько «душещипательных» статей, ратующих за постройку на горке еще одного православного храма.

Объяснение всплеску активности воинствующих христиан дает И. Г. Семенов – координатор проекта «Демидов-парк», заслуженный работник культуры РФ, почетный академик Демидовской академии искусств и ремесел, Почетный гражданин Нижнего Тагила:

– Нельзя не высказать соображений и о том месте, которое выбрано членами фонда «Благое дело» для создания нового храма. Выбор явно неудачен, так как основан лишь на самом приблизительном знакомстве как с историческими источниками, так и с генеральным планом реконструкции исторической части города, так называемого «Демидов-парка».

Этот документ разрабатывался творческой группой Екатеринбургской архитектурной академии по материалам тагильских коллег, историков и музейных работников, но без их повседневного участия. В нем представлены и варианты, и предложения к обсуждению, которые при дальнейшей детальной проработке отдельных зон «Демидов-парка» могут быть или приняты или сняты. Высотная доминанта на Вшивой горке обозначена на генплане как «№ 33. Собор. (предложение)». И не более того.

В настоящее время на территории Тагила находятся около пятнадцати действующих православных церквей. И если со дня возникновения города по тысяча девятисотый год у нас было построено семь церквей, то за последнее десятилетие только новых возведено восемь.

В их числе Воскресенская, Георгиевская, Натальинская, Николаевская, Феодоровская, Покровская церкви, храмы Димитрия Донского на Вагонке и Сергия Радонежского на Тагилстрое. Не многовато ли для многонационального и многоконфессионального города?

Прежде церкви строились по неким законам. Например, если соединить прямой линией на плане города храм Александра Невского и Казанскую церковь, а Святотроицкую с Введенской (ныне не существующей, которая находилась рядом с музыкальным училищем), то получится крест с перекрестьем на месте бывшего Входо-Иерусалимского собора (торговый колледж).

Картину христианского креста дополняет линия, соединяющая Выйско-Николаевскую церковь (ДК «Юбилейный») с Николо-Пантелеймоновской церковью (к сожалению, тоже утраченной), которая находилась в районе третьей горбольницы.

Расположение храмов Тагила в виде креста

Вновь построенные храмы никакой закономерности не подвластны, как и предполагаемый к возведению на Вшивой горке. Так не лучше ли там возвести некий другой храм? «Храм», представляющий светскую власть. Власть, которая должна решать проблемы ныне живущих людей.

Построить некую современную «свечку» из стекла и бетона, этажей на восемнадцать, с наружными прозрачными лифтами. Разместить здесь и мэрию, и городскую Думу, и еще несколько структур для управления городом. С рестораном и смотровой площадкой на верхних этажах для туристов.

Для удовлетворения же духовных потребностей многочисленных религиозных конфессий на площади вокруг этого здания возвести небольшие культовые сооружения православной, католической, иудейской, буддийской, мусульманской направленности в виде небольшой церкви, кирхи, синагоги, пагоды и мечети… И особенно важно не забыть при этом стилизованное языческое капище – как памятник исторической вере мансийских племен, на родовых землях которых находится наш город.

Мне это видится как мраморное изваяние на середине расширяющейся книзу лестницы к перекрестку улиц Уральская и Красноармейская. Уверен, все религиозные конфессии города с радостью помогут финансами.

В свете современных противостояний верований, этим комплексом Нижний Тагил покажет всем пример национальной терпимости и приверженности к конституционной свободе вероисповедания.

Игорь Широглазов, тагильчанин в десятом колене.