КУРСИРОВАЛ ПО АКВАТОРИИ ТАГИЛЬСКОГО ПРУДА ЕЩЁ В СЕРЕДИНЕ XIX в
Тагильский рабочий — №83 (24835) Четверг, 25 июля 2019 года
В поисках «Тагила»
О том, что Нижний Тагил готовится к своему 300-летию, знают все. Мы не раз писали и еще напишем о крупных проектах, задуманных к юбилею. Немалое внимание уделяется истории муниципалитета – недаром в планах проект «Старый город».
На этом фоне повышенного интереса к прошлому буквально всплыла история парохода «Тагилъ».
«Из истории судоходства по реке Чусовой в XIX веке» уральского исследователя Бориса Сутырина известно, что в 1858 году было проведено первое опытное плавание парохода «Тагил», построенного на Нижнетагильском заводе.
На 30-метровом судне была установлена паровая машина мощностью 15 лошадиных сил. Пароход курсировал до Черноисточинска по рекам Тагил и Чёрная. С пуском Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги «Тагилъ» переоборудовали в прогулочный и передали в аренду купеческому клубу.
В 1919 году после основательного ремонта судно направляют на пассажирские перевозки.
В начале 30-х пароходу вновь понадобился ремонт паровой машины и гребного устройства. Он был пришвартован к причалу у городского пруда в ожидании своей участи. Тогда на странице «Тагильского рабочего» был задан вопрос директору завода товарищу Щербине: «На снимке пароход Тагильского завода. Он сможет сыграть большую роль в организации отдыха рабочих. Но вот уже несколько месяцев его ремонтируют. Мы спрашиваем: когда же пароход будет спущен на пруд?»
В 1937 году потоками вешних вод он был сорван со стоянки и затонул в пруду.
Пару лет назад водолазы водно-спасательной станции нашли на дне пруда большое судно. Глубина – более 7 метров. Нулевая видимость. Обследовать и, уж тем более, поднять судно на поверхность не удалось. Пароход «Тагилъ» был колесным. На фото это видно. Но у затонувшего судна их нет. Поэтому, скорее всего, это не тезка города.
Дно Тагильского пруда сильно заилено. Найти что-то там без специальной современной техники невозможно.
Глава города Владислав Пинаев посетил базу спасателей. Тогда снова была затронута тема парохода. Идея поднять судно есть. Мэр в качестве подарка за отличную службу предложил приобрести для спасателей профессиональный эхолот для поиска предметов под водой. Тогда найти легендарный пароход будет намного проще.
Поднять судно, если его найдут, вряд ли полностью получится. Но элементы паровой системы, наверняка, сохранились.
Конечно, судно – тезка города, курсировавшее по акватории Тагильского пруда, стало бы еще одним символом, наравне с колоннами драматического театра, памятником Черепановым и танком Т-34. Пусть этот пароход станет «Авророй» для Тагила.
Антон ИСАЕВ.
Комментарий, Gurkhan Modeller. (Алексей Хлопотов)
«Пароход «Тагил» не тонул — его разобрали на металл, а паровую машину некоторое время использовали на заводе. Утопла скорее всего баржа, которую он таскал. Но это не точно. Вода в пруду, да — не прозрачная и в глубине разглядеть что-либо трудно. Но дно не заилено — это звиздешь. Оно плотное, глинистое. Но в районе парка имеются глинисто-графитовые отложения (выбросы из домен). В 2007 году лично обследовал, траля дно магнитом и замеряя глубины».