ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРЫ В ПЕЙЗАЖЕ КОМСОМОЛЬСКОГО СКВЕРА

 

Прототипы «Девушки с веслом»

Уральский следопыт № 7 июль 2009 год

Наталия Владимировна Позднякова

 

 В центре Нижнего Тагила напротив гостиницы «Северный Урал» есть сквер, названный ещё в советские времена Комсомольским. До революции на этом месте была базарная площадь с многочисленными лавками, палатками и складами.

В 1837 году Нижнетагильский завод посетил молодой цесаревич, будущий император Александр II. Много позже в честь такого знаменательного события на этой площади был заложен памятник, открытый в 1895 году. Он имел вид пирамидальной часовни из серого мрамора.

Комсомольский сквер. Памятник павшим за свободу, бывший памятник Александру II. 1920-е гг. В 1930-е гг. памятник был демонтирован. Снимок из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»


В советские времена все монументы Нижнего Тагила, в том числе и царю-освободителю, были снесены. На месте пирамиды позже был установлен бетонный монумент вождя всех народов Иосифа Виссарионовича Сталина. Мощная фигура на высоком постаменте глядела вдаль, наверное, видела на горизонте очертания светлого будущего. Рынок тоже снесли и на его месте разбили два сквера — Пионерский и Комсомольский.  

Заслуга в создании этих скверов принадлежит незаслуженно забытому пионеру уральского садоводства Кузьме Осиповичу Рудому. Он служил тогда в Горзеленстрое, и все работы по озеленению города велись при его участии, а саженцы, высаженные в городе, были выращены в питомнике его сада.

Судьба Кузьмы Осиповича трагична. Не смотря на то, что в 1937 году он был награждён грамотой и денежной премией от наркома земледелия за выдающиеся заслуги в садоводстве, в декабре этого же страшного года он вместе со своим старшим сыном Сергеем был арестован по вздорному обвинению и через несколько дней расстрелян.  

Новые скверы стали лучшим украшением центра города, расточая по весне аромат цветущих яблонь и сирени. Вокруг скульптуры вождя с весны до осени пестрели цветы на клумбах, и жители с благоговением взирали на лик великого человека.

В центре Комсомольского сквера был сооружен фонтан, рядом с которым установили статную нимфу эпохи тоталитаризма — «девушку с веслом». В те времена подобные скульптуры ставились в парках, скверах и стадионах по всей стране, тысячекратно тиражируя известное изваяние гениального Ивана Шадра. Они воплощали собой идею здоровья, силы и энтузиазма молодых строительниц коммунизма, в скорое наступление которого тогда очень многие искренне верили, слушая нескончаемые потоки государственной пропаганды.

В начале 50-х годов я была маленькой девочкой и жила с родителями на Вые, рабочей окраине Нижнего Тагила. Телевизоров тогда не было, и мы почти каждое воскресенье всей семьёй ходили в кино. Кинотеатров было всего два — «Искра» и «Горн». Оба располагались почти рядом в самом центре города. Не смотря на то, что для «важнейшего из искусств» приспособили лучшие здания, некогда принадлежащие богатым купцам, залы для просмотра были тесными и неудобными. Хорошо видно экран было только с мест у прохода, который располагался почему-то в самом центре зала.  

Транспорт в те годы почти не ходил, и мы довольно долго шли пешком. Наш путь пролегал через Комсомольский сквер. Мы обязательно подходили к изваянию великого вождя, отдавая дань его гению, а затем шли мимо обезвоженного ещё с военных времён облупленного фонтана.

Как-то раз мама, глядя на стоящую рядом скульптуру «девушки с веслом», вдруг обмолвилась, что та списана с неё, и её подруги Лоры. Я стала расспрашивать, и она поведала, как это было.  

В мае 1934-го года мама окончила Свердловский Химико-технологический техникум, который потом стал именоваться техникумом Советской торговли. Маме было в ту пору 18 лет. По направлению, она приехала в Нижний Тагил и поступила на работу в недавно созданный трест столовых. Ей поручили организовать химическую лабораторию для анализа качества пищевых продуктов, что вскоре она успешно осуществила.  

В бухгалтерии треста она познакомилась с Лорой Кулагиной, красивой местной девушкой, которая была немного старше её. Как-то летом Лора уговорила Соню, мою будущую маму, зайти в мастерскую знакомого ей скульптора. Имя и фамилию ваятеля мама за давностью лет забыла.

Мастерская эта находилась на улице Первомайской, в том самом месте, где сейчас книжный магазин, рядом с только что засаженными скверами. Скульптор был молод и улыбчив. Он напоил девушек чаем с сушками и после оживлённого разговора на злободневные темы предложил Соне помочь ему в выполнении срочного заказа для города — послужить моделью для новой парковой скульптуры.  

Накануне он уже начал было ваять эту статую с красавицы Лоры, и голова изделия была уже почти готова, но натурщица была слишком худенькой, что не соответствовало идеалу красоты тех лет. Тогда он попросил Лору поискать девушку с более пышными формами. Фигура Сони была идеальной для его замыслов — стройная, длинноногая, с очень женственными рельефами. Энергичная, выносливая, спортивная, она вполне соответствовала тагильскому варианту символа эпохи. Вскоре скульптура спортсменки украсила Комсомольский сквер. Лицо «девушки с веслом» было Лорино, а фигура и причёска — Сонины.

Соня Тимофеева, одна из прототипов девушки с веслом в Нижнем Тагиле. Фото 1936 г. [Из семейного архива] Соня Тимофеева, фото 30-х годов

Соня Тимофеева, 30-е годы, скульптура Нижний Тагил

 Гипсовое изваяние долго красовалось в тени окружающих его густых зарослей сирени, но, простояв более 20 лет, обветшало под колючими уральскими ветрами. Когда вместо старого фонтана стали устанавливать мраморный «Каменный цветок», заодно снесли и «девушку с веслом». Это случилось в середине 50-х годов. Фотоаппарата тогда в нашей семье не было, и к великому сожалению, не сохранилось ни одного изображения этого зримого воспоминания о маминой юности.  

Городской сквер. Начало 1950 годов. Фото Самойлова.

Фотооткрытка союзфото тираж 5000 Союзфото.

В постсоветские времена какие только хлёсткие эпитеты не употреблялись, осмеивая стать состарившихся к тому времени многоликих «девушек с веслом», и они быстро исчезли из городских пейзажей. Тагильская физкультурница не была, конечно, нетленным шедевром, но не являлась и безликим произведением массовой культуры.  

В наше время, когда так резко сменились идеологические и нравственные ориентиры, появились совсем другие герои. В Комсомольском сквере Нижнего Тагила на месте, где некогда возвышался монумент Иосифу Сталину, сейчас красуется бюст Николая Никитича Демидова, памятник которому был бы совершенно немыслим в советский период.

Внук легендарного Акинфия, талантливого и жестокого создателя уральской металлургической империи, Николай Демидов был богатейшим человеком России, умудрившимся живя в Италии приумножить огромное состояние, унаследованное им от предков. Этот человек поистине достоин быть увековеченным в наше время возродившегося капитализма. Такие понятия, как гнёт, эксплуатация, забота о рабочих сейчас не котируются и никого не волнуют.  

Памятник торжественно открыли в октябре 2007 года. Интересно, что при его строительстве были найдены осколки серого мрамора, из которого некогда была сооружена часовня в честь царя-освободителя.

 Памятник Николаю Демидову в парке Нижнего Тагила.