ТАГИЛЬСКАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОЙ НЕ ПРИНЯТО БЫЛО ГОРДИТЬСЯ
Журнал «Уральский следопыт»
№ 9 сентябрь 2004 год.
Дрова на площади «Железной столицы»
Автор: Шабаршина Ольга
В конце XIX в, когда была сделана эта фотография, Нижнетагильский завод, не имел статуса города, носил неофициальный титул «Железная столица России»
К середине XIX в. самостоятельные заводские поселки и близлежащие слились в единое селении получившее название «Нижнетагильского завода», или «Нижнетагильска». По статистике, к 1855 году его население составляло 27717 человек, но он был первым среди уездных городов Пермской губернии. В 1958 году здесь имелось более 200 кустарно ремесленных и 400 торговых заведений. Тагильские купцы держали лавки на ярмарках Ирбита и Нижнего Новгорода, отправляли товар в Бухару, Персию, на Кавказ. В это время Тагил был крупным промышленным, торговым, но и культурным центром горнозаводского округа. В нём действовали заводской «музеум», библиотека и семь образовательных учреждений, шли представление в заводском театре, работала свой литография, его площади украшали памятники и монументы.
Путешественников, приезжающих в Нижний Тагил в XIX веке, поражал архитектурный ансамбль главного заводского управления, по выражению Д. И. Менделеева, «сделавший бы честь любому губернскому городу»
Но была в центре старого Тагила еще одна достопримечательность, которой не принято было гордиться. Поленницы дров занимали почти всю главную заводскую площадь, оставляя лишь небольшие проходы.
Д. Н. Мамин-Сибиряк в своем очерке «Платина» так и пишет; «площадь была наполовину завалена дровами».
Т. К. Гуськова, исследуя развитие заводского хозяйства Демидовых во второй половине XIX в„ отмечала, что «технический прогресс и общее увеличение объема производства, а также крупнейшие рудники и прииски привели к увеличению потребления топлива », которым в это время были древесный уголь и дрова.
Ян Вильчковский, который проработал в должности главного лесничего с 1892 по 1910 год, в своих мемуарах писал, что «два горных округа (Нижнетагильский и Луньевский- О. Ш.) ежегодно расходовали 30 тысяч кубических саженей дров».
Уже то, что в Нижнетагильском правлении была должность главного лесничего, который был вторым помощником главного управляющего (первый — горный инженер — занимался делами заводов и рудников), говорит о значении дров в заводском хозяйстве.
Л. Шмаков в своём очерке «В старое время» отмечал, что на заводских складах хранилось громадное количество строевой древесины, «особенно лиственничной, которую требовал медный рудник для копей» Но, оказывается, не только на складах.
Вот и осталась запечатлённой на почтовой открытке, изданной в начале XX в. екатеринбургским фотографом В. Л. Метенковым для Всемирного почтового союза, отличительная особенность нижнетагильского заводского посёлка -дрова в самом его центре.