ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «УРАЛЬСКИЙ СЛЕДОПЫТ»

Географическая викторина

Журнал «Уральский следопыт»

1935 год.  №4 июль

Автор: Попов-Штарк Владимир Алексеевич

 

Какой это курорт?

На месте слияния двух рек построен один из многочисленных Демидовых чугунолитейный завод. Завод залег в ложбине между горами. Железную руду добывали руками крепостных башкир и русских тут же, поблизости. Хоть и не очень хорошего качества была эта руда, но все же это было лучше, чем возить издали — выгоднее.

Переходил завод из поколения в поколение, пока один из потомков грозного уральского царька не проиграл этот завод в карты такому же, как и сам, фабриканту-промышленнику Губину.

Вскоре и Губину пришлось отдать завод за долги в Акционерное общество.

Во время гражданской войны завод не работал.

Но вот пришли советские люди, стали отстраивать и реставрировать старые цехи: чугунолитейный, доменный, достроили новые: листопрокатный и механический.

Сейчас завод довольно крупный. В поселке при нем свыше 7 тысяч жителей. Помимо работы на заводе, они занимаются огородничеством и отчасти охотой, так как километрах в 12—15 встречаются медведи, лисицы, зайцы, а еще дальше, километров за 60—70 попадаются лоси.

На сравнительно небольшой территории завода протекает пять рек. Две небольшие и разливаются только в половодье, на третьей речке, довольно многоводной, устроен пруд для нужд завода. Вытекая небольшим ручьем из пруда, она за горой впадает в большую сплавную реку.

В полуторых километрах от завода, недалеко от станции железной дороги, находится один из лучших уральских курортов, построенный у источников серно-соляных вод.

Источники эти были открыты случайно, благодаря тому, что животные охотно ходили туда на водопой. Люди заметили это, и один из дельцов того времени решил воспользоваться этим и построил там в 1785 г. солеварни. Однако, его надежды не оправдались. Соль была плохая из-за довольно большого процента серы в воде, и солеварни пришлось забросить.

Но вот, в 1830 году, один из служащих завода раз как-то попробовал лечиться от ревматизма, принимая ванны из этой воды, и через некоторое время совершенно вылечился.

С 1833 года воду эту стали употреблять в местной больнице, как лечебное средство. Еще позже, в 80-х годах здесь образовался уже настоящий курорт, который действует и в настоящее время, привлекая к себе многочисленных больных.

Вопросы:
1. Какой завод описывается здесь?
2. Как называется большая сплавная река?
3. Как называется курорт?

 

„Человек с луны“

В сентябре 1871 г. один русский путешественник высадился с двумя своими спутниками-слугами на пустынный северо-восточный берег. Это был величайший после Гренландии остров земного шара, который лежит в южной части Тихого океана, по соседству с Австралией, от которой его отделяют Торресов пролив, Коралловое море и Арафурское море. А путешественник — натуралист и этнолог, т. е. человек, изучающий человеческие расы.

С помощью матросов с русского корвета «Витязь», он построил небольшой домик, в котором и поселился со своими двумя спутниками.
Недалеко от того места, где основался натуралист, находилось несколько поселков, населенных папуасами. Они никогда еще не видели белых и жили как люди каменного века.

Через несколько дней путешественник один, без всякого оружия, направился в ближайший поселок. При виде белого человека женщины и дети убежали от страха в лес. Гость показывал папуасам свои пустые руки и старался объяснить им, что желает жить с ними в дружбе. Он оделил их разными мелкими подарками и, зазвав к себе в хижину, показывал им топор, пилу, лопату и учил, как надо работать этими инструментами. Все это заинтересовало папуасов, и они стали меньше дичиться белого человека.

Однажды он собрался сделать экскурсию вглубь острова и просил береговых жителей указать ему дорогу. Но папуасы стали отговаривать белого от этого предприятия, ссылаясь на то, что его могут убить горные жители. Тогда белый заявил, что он один пойдет в горные поселки.

Вынув компас и показав на его двигавшуюся стрелку, он сказал:
— Эта стрелка покажет мне дорогу туда и обратно,— и отправился один в незнакомые горы.

Через некоторое время его догнали несколько папуасов и объявили ему, что согласны проводить его в горы.

После того, как белому удалось залечить рану одному папуасу, доверие к нему с их стороны выросло.

Как-то раз вечером, чтобы потешить своих курчавых гостей, путешественник зажег на веранде своего домика голубой бенгальский огонь. Папуасы решили, что белый умеет доставать голубой свет с луны и прозвали его с тех пор „каарам-тамо“, что значит «человек с луны».

Местность, в которой поселился натуралист, оказалась малярийной, и белый пришелец заболел. Положение стало критическим. Папуасы, видя, что белый человек слег, усомнились в его лунном происхождении, в которое они верили. И вот некоторые из папуасов, подговариваемые своими знахарями, которым не хотелось терять своего влияния, стали вести себя угрожающе по отношению к «человеку с луны». К счастью, последний поправился и своим врачеванием больных женщин и детей, а также взрослых мужчин, до некоторой степени восстановил свое влияние.

Но не все папуасы верили в его бессмертие и необычайное происхождение. За этим спором он застал однажды группу туземцев. Не желая лгать, что он бессмертен, но и не хотя подвергать себя опасности, „человек с луны» снял со стены хижины папуасский лук и стрелу, передал то и другое одному из споривших и сказал:
— Испробуй — и тогда узнаешь, могу ли я умереть.
Папуас взял лук и стрелу, пытливо посмотрел на белого и повесил их обратно на свое место.
— Теперь мы знаем, — сказал он,— если бы ты мог быть убитым, то не предложил бы нам пускать в тебя стрелу.

В другой раз, узнав о новом заговоре против него при участии знахарей, «человек с луны» сам явился к папуасам и заявил:
— Сейчас я иду спать. Если кто-нибудь из вас желает меня убить, то делайте это как можно скорее, пока сон не вернул мне сил. Такая речь тоже произвела впечатление на заговорщиков и отбила у них охоту покушаться на жизнь белого человека.

Натуралист прожил среди папуасов, сдружившись постепенно с ними, почти полтора года. За это время он сделал много наблюдений по зоологии и ботанике, изучил язык папуасов и их быт, а также собрал множество предметов для научных коллекций.

Он объехал в лодке ближайшие острова и открыл целый архипелаг, не известный до того времени.

Здоровье его, однако, становилось все хуже и хуже. Лихорадка расшатывала его организм. В декабре 1872 года ученый уехал на остров Яву, где скоро восстановил свое здоровье. Трижды на протяжении нескольких лет он посещал остров, на котором столько времени дружно прожил с папуасами, и дал им слово еще раз вернуться к ним.

Он умер в Петербурге в 1887 году вследствие надломленного утомительными и трудными путешествиями, лишениями и невзгодами здоровья. Но и перед смертью «человек с луны» вспомнил далекий тропический остров, своих друзей-папуасов, сознавая, что на этот раз он впервые не сдержит слова, данного им.

Умер друг папуасов в бедности, оставив после себя около 70 научных трудов на русском, английском и немецком языках и огромные материалы в виде записок и дневников, а также обширную коллекцию по антропологии и этнографии, которую каждый из советских граждан может обозревать, так как она находится в музее антропологии и этнографии при Академии наук в Ленинграде.

Вопросы:
1. Кто же такой «человек с луны»?
2. Как называется остров, на котором он жил среди папуасов?

 

Втроем к северному полюсу.

Судно вынуждено было зимовать в бухте Тихой у острова Гукера. Условия зимовки были тяжелыми. Судно отапливалось на стоянке звериным салом, пустыми ящиками, бочками и между каютными переборками.

Только трое участников экспедиции были совершенно здоровы. У остальных была цынга. Был болен цынгой и сам начальник. При таких условиях поход к полюсу, который решил предпринять начальник, был чистейшим безумием.

Однако он двинулся в поход с двумя матросами на трех нартах, не имея даже собачьей упряжки.

Начало похода не предвещало ничего хорошего. На благополучный исход его рассчитывать было нельзя. И вот, партия из трех человек двинулась по направлению к самой северной точке земного шара — к северному полюсу.
Это было 15 февраля.

Через месяц спутники начальника — два матроса — вернулись к месту зимовки судна.
Начальника с ними не было.
Печальную повесть поведали они.

Путь по тонкому молодому льду сменялся нагромождениями непроходимых ледяных торосов. Режущий леденящий ветер жег лица. Начальник слег в пути, и его пришлось положить на одну из нарт. Он был одет в эскимосскую меховую одежду, засунут в спальный мешок и крепко привязан к сиденью качающихся на ходу нарт, чтобы не вывалился. Матросы еле справлялись, таща вдвоем нагруженные нарты с больным начальником. Больной часто впадал в забытье. Голова и тело безвольно следовали движенью нарт и толчкам по неровностям ледяного пути.

Очнувшись, начальник, прежде всего, сверял курс с компасом и не выпускал его из рук в течение всего периода восстановления сознания. Он подолгу всматривался вдаль, словно стараясь, опознать острова, лежащие на пути.

Спутникам казалось иногда, что начальника беспокоило подозрение, как бы они самовольно не повернули назад, к зимующему судну, не сменили бы курса к заветной северной точке, к которой неудержимо и настойчиво стремилась его гаснущая воля.

Последние дни начальник не принимал пищи, дыхание его становилось все более затруднительным. Его приходилось поддерживать в сидячем положении, так как иначе он не мог дышать.

5 марта, во втором часу дня, он внезапно стал задыхаться.
— Поддержите меня, поддержите!— крикнул он слабеющим голосом и умер.
Матросы похоронили его на мысе Бророк.

Вопросы:
1. Как назывался корабль этой полярной экспедиции?
2. Имя знаменитого русского полюсоискателя, год его гибели?
3. Имена его спутников — двух известных, ныне здравствующих, арктических деятелей, оставшихся на зимующем судне?

Ответы на географические викторины „Уральского следопыта».

Человек с луны
Человек с луны — русский путешественник Миклуха Маклай. Остров, на котором он жил среди папуасов — Новая Гвинея.

Втроем к Северному полюсу
Корабль полярной экспедиции «Фока», полюсоискатель — Седов, который в 1914 году предпринял это путешествие. Спутник его — геолог Визе, ныне профессор, исследователь Арктики, и художник Пинегин, автор ряда книг об Арктике.