НИЖНЕТАГИЛЬСКИЕ ПОДНОСЫ В СОБРАНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО МУЗЕЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИССКУСТВА
Нижнетагильские расписные подносы в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Художественная культура уральских заводов конца XVIII — первой половины XIX века: сборник докладов всероссийской научно-практической конференции. 9-12 октября 2019
Юлия Валерьевна Маслова, заведующая отделом металла и камня, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва joli-maslova@yandex.ru
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) хранит нижнетагильские расписные подносы первой трети XIX—начала ХХ века. Это небольшое, но репрезентативное собрание музея, насчитывающее 18 предметов. Подносы поступили в 2000 году из Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), куда попали и предметы из его структурного подразделения —Музея народного искусства (МНИ).
Многие из них находились в неудовлетворительной сохранности. Предметы имеют два типа шифрование: МНИ КП и МХП1 КП.
В графе «примечание» МХПКП нередко можно встретить фразу: «краски потемнели, стерты и выщерблены». Однако подобная сохранность компенсируется редкостью предметов собрания.
Характер росписи распределяется так: 12 подносов—сюжетных, 4— с цветочной росписью, 1—с изображением вазы, 1—с архитектурным пейзажем.
Помимо подносов из НИИХП в музей поступили рабочие материалы сотрудников института.
Так, в рукописи И. А. Крапивиной, посвященной лаковой росписи [3], содержится анализ некоторых предметов из собрания МНИ. Насколько нам известно, рукопись не была опубликована 2 и вместе с собранием нижнетагильских подносов представляет самостоятельную музейную ценность.
Нижнетагильские сюжетные подносы из собрания музея изображают исторические, героические, аллегорические и романтические сцены, близкие к классицизму. Подносы, как правило, имеют характерные приклепанные прорезные борта, завершающиеся рядом бусин. Борта окаймляет орнаментальная рама цветочного и/или травного орнамента.
Ряд сюжетных подносов имеет клейма нижнетагильских мастерских. В коллекции музея насчитывается три нижнетагильских подноса, вышедших из мастерской Якова Морозова: «Петр I на ужине у Меньшикова» («Ассамблея Петра»; МХП КП 2491; 1830-е-1850-е), «Спасение Петром I тонущих рыбаков» («Петр I на Ладожском озере»; МХП КП 2492; 1820-е-1830-е) и «Танец в гареме сул-тана» («Восточный танец»; МХП КП 2606; 1830-е-1850-е).
Также в собрании ВМДПНИ хранятся предметы с клеймами: поднос «Обручение» (МХП КП 2489; нач. 1830-х) имеет на обороте клеймо «Я-I»; у подноса «Встреча с Наполеоном» (МХП КП — 2493; 1830-е-1850-е) на обороте—буквы серого цвета «Б.С.».
Поднос с сюжетной темой (МХП КП 2478; 1830-е-1850-е) не имеет точного названия. Он представляет романтическую сцену и в МХП КП описан так: «Поднос железный овальной формы с решетчатым бортом с росписью в голландском стиле. Изображена девушка в голландском костюме, идущая под руку с юношей в треуголке с сюртуком в виде фрака, в белых рейтузах и черных ботфортах; навстречу им идет человек в таком же костюме. На борту следы золотого орнамента растительного типа». Краски росписи сильно потемнели, поэтому фигуры едва можно разглядеть.
Поднос «Переправа» (МХП КП 2482; 1830-е–1850-е) ценен своей мемориальной значимостью. В графе «место и время происхождения и бытования» МХП КП он обозначен как «старинная работа», а в графе «способ и источник поступления» —«получен от С. Т. Морозова». Сергей Тимофеевич Морозов (1860–1944) —знаковая фигура для нашего музея.
Купец-старообрядец, предприниматель и меценат являлся фактическим основателем и многолетним благотворителем московского Кустарного музея, который со временем был переименован в Музей народного искусства и стал носить имя С. Т. Морозова.
Поднос «Переправа» крупного размера (4,5 х 67,5 х 51,0), прямоугольный формы, с отогнутым бортом и просечными фигурными ручками. Фон росписи черный. В центре изображен восьмиугольный медальон, обрамленный орнаментальной полосой золотистого цвета, составленной из повторяющихся распустившихся семилепестковых цветов с зубчатыми листьями. Аналогичная орнаментальная полоса, повторяющая контур подноса, расположена ближе к краю зеркала.
В центральном медальоне в золотисто-коричневых тонах изображен лесной пейзаж с рекой и плывущей по ней лодкой. В ней находятся три человека, одетых в красные одежды. Еще одна фигура в красном стоит на левом берегу. Борт подноса украшен полосой повторяющегося стилизованного растительного орнамента. Роспись напоминает старинный голландский пейзаж.
Особняком стоит сюжетная роспись «Подноса с аллегорией на морскую тему» (МХП КП 2484; середина XIX века), изображающая сидящую у берега моря женскую фигуру, правой рукой —опирающуюся на колонну, а в левой – держащую якорь. Вдали в море виднеется парусник с флагом. И. А. Крапивина в своей работе упоминает этот поднос, называя его «Надеждой» [3, с. 28].
Это позволило переатрибутировать место изготовления предмета с «подмосковной мастерской» на Нижний Тагил. По периметру зеркала подноса идет золотая полоса с черным обрамлением. Борта— с прорезными ручками по бокам.
Вместо характерного для первой половины XIX века просечного и бусовидного декора борта идет орнамент, выполненный в виде сеточки с белыми ягодками. По углам борта написаны яблоки с листьями.
Три сюжетных подноса из собрания ВМДПНИ вошли в постоянную экспозицию музея «Декоративно-прикладное искусство России XVIII первой трети XIX»: «Спасение Петром I тонущих рыбаков», «Встреча с Наполеоном» и «Призвание варягов». Как известно, сюжетные росписи являлись «списками» с «печатных картинок», то есть гравюр.
Коллекции гравюр были и у заводовладельцев Демидовых, некоторых мастеров-живописцев и в нижнетагильском живописном училище. В. А. Барадулин и И. А. Крапивина отмечают, что использование гравюр было далеко от механического копирования.
Скорее, речь идет о творческой переработке, так как мастер, расписывавший поднос, должен был придумать цветовое решение черно-белой гравюры, вписать ее в форму подноса, решить, каковы будут пропорции и композиционное построение росписи. Тем не менее, роспись, сделанная с гравюры, не лишалась своей декоративности, дополняясь узорными бордюрами.
Подробней остановимся на подносе «Спасение Петром I тонущих рыбаков». О смерти первого российского императора сложилось много легенд, одна из которых гласит об его роковой простуде, полученной после спасения тонущих рыбаков. В альбоме «Русские расписные подносы» опубликована гравюра первой половины XIX века «Петр Великий на Ладожском озере» из Государственного исторического музея [7, с. 28], послужившая прототипом росписи.
Интересна моделировка лиц персонажей, напоминающая о том, что нижнетагильская роспись—наследница староверов-иконописцев. Динамично смотрятся рвущийся парус и тщательно выписанные обломки мачты, которые на гравюре уходят за рамку изображения. Гроза на озере изображена мастером как сплошная черная туча с отблесками молний на горизонте, что придает трагичность происходящему.
Значительное место нижнетагильские мастера отводили орнаментальным обрамлениям подносов. Они играли не только роль «привязки» изображения (копируемой гравюры или литографии), но и придавали всему изделию особое декоративное звучание.
И. А. Крапивина указывает на источники узоров бордюра: архитектурные росписи (главным образом, плафонные), гравюры, литографии, акварели, цветочные узоры тканей, золотошвейных платков, фарфора [3, с. 36].
Полагаем, что и природа с ее многообразными формами цветов, ягод и трав играла роль вдохновительницы художников. Орнамент подноса «Спасение Петром I тонущих рыбаков» с условным изображением растительных форм в виде плоских кружков, разделенных несложными зигзагообразными линиями и штришками, И. А. Крапивина считает довольно простым [3, с. 37].
Однако нам видится, что орнамент бортика очень напоминает ягоды крыжовника и малины, которые мастер взял у природы. Отголоски цветочных узоров набоек и рукописных орнаментов XVII века чувствуются в орнаменте бордюра подноса «Танец в гареме султана».
Влияние классицизма хорошо видно на овальном подносе с вазой (МХП КП 2483; 1830-е). На его зеркале на темном фоне написана золотисто-желтая ваза строгих очертаний, на которой едва угадывается изображение нереиды. Борт подноса украшен изящным орнаментом из цветов. Изысканность сюжета росписи может говорить о тонком вкусе заказчика.
В. А. Барадулин отмечает, что лакированные изделия с живописью были дорогими. Они украшали уральские и столичные дома хозяев и местной крепостной «аристократии» [1, с. 16].
Зачастую сюжеты подносов брались с лубочных картинок. Об этом упоминает Д. А. Ровинский, особо отмечая популярность в 1830-е-1840-е годы сюжета «Петр I на ужине у Меньшикова» [6, с. 179]. В собрании музея есть два подноса с данным сюжетом. Отличаются предметы своим орнаментальным украшением. В углах подноса МХП КП 2491 сидят амуры, по краю его зеркала идет орнаментальная полоса из крупных цветов с листьями, а по борту —орнамент из колокольчиков с листьями.
У подноса МХП КП 2608в углах изображены орлы с распростертыми крыльями, орнамент на зеркале цветочный, напоминающий узор набойки, а борт украшен мотивом виноградной лозы, распространенным в иконописи как символ Евхаристии.
В Егорьевском историко-художественном музее хранится картина второй половины ХIХ века «Петр I берет у Меншикова Екатерину» (Инв. № 3748/Ж 186), совершенно идентичная по сюжету нашим подносам. В аннотации к ней указано, что это вольная копия с гравюры 1833 года пунктиром с раскраской из серии, посвященной Петру I, напечатанной в мастерской А. Логинова и впоследствии неоднократно воспроизводившейся в различных тиражных техниках [2, с. 114].
Сюжетом из русской исторической мифологии украшен прямоугольный поднос «Призвание варягов» (МХП КП-2607; 1830-е–1840-е). Его прототипом стала работа Чорикова Бориса Артемьевича (1802–1866)—русского графика, автора иллюстраций уникального издания «Живописный Карамзин или Русская история в картинах», вышедшего в Петербурге в 1836 году (изд. Андрея Прево).
Всего к истории Карамзина Чориков создал более 300 рисунков. Тот, по которому расписан поднос, называется «Рюрик, Синеус и Трувор. 862 год. Принимают послов Словенских призывающих их на княжение». По меткому замечанию И. А. Крапивиной, «отличительной чертой уральских росписей является их крупно-фигурность» [3, с. 31].
Так, герои посольского приема изображены на переднем плане, за которым не видно глубокой перспективы. Даже лодка, на которой приплыли послы, находится совсем близко от них. Темно-зеленый цвет земли и варяжской палатки уравновешивают золотистый фон неба и красные одеяния действующих лиц. Орнаментальное обрамление выполнено из стилизованных цветов, в углах орнамента—вазоны.
На зеркале подноса «Встреча с Наполеоном» в восьмиугольном медальоне изображена сцена приема двух дам у императора. Он стоит перед входом в палатку. За ним у круглого стола расположилась группа из трех генералов. Женщина в темном платье преклонила колено перед Наполеоном, вторая стоит за ней в молитвенной позе с соединенными у груди руками. Позади женщин, развернувшись вполоборота к зрителю, находится военный в красном плаще и с головным убором в руке. Сцена обрамлена двумя полосами золотого растительного орнамента, причем в углах широкой полосы орнамента изображены вазоны, характерные для плафонной живописи.
У подноса также есть графический прототип—гравюра первой половиныXIX века «Наполеон прощает герцога Сен-Симона за его предательство» из собрания ГИМа [7, с. 38].
Сюжет подноса имеет в своей основе реальный исторический факт. Рувруа де Сен-Симон Клод-Анн (1743–1819)—герцог де Сен-Симон (Duc de Saint- Simon) с 13 октября 1814 года, Гранд Испании 1-го класса, генерал-лейтенант испанской службы. Родился в Шато де ла Фэ в семье маркиза Луи-Габриэля де Рувруа и Катрин Пино де Вьеннэ. Образование получил в Военной школе Страсбурга, откуда был выпущен на военную службу кадетом Оверньского пехотного полка. Эмигрировал из Франции. Был на военной службе у Испании.
В 1801 году командовал испанской дивизией, действующей совместно с французскими войсками против Португалии, из-за чего на родине был исключен из списка эмигрантов. В 1808 году во главе гвардейских полков упорно защищал Мадрид от французов, был ранен, захвачен в плен и приговорен Военным советом к смертной казни, которой сумел избежать благодаря мольбам его дочери Франсуазы-Мари перед Наполеоном. Содержался в заключении в Безансоне под заботливой опекой своей дочери, не пожелавшей оставить отца, а в 1814 году был освобождён казаками и возвратился в Испанию [4].
Гравюра и роспись подноса изображают трагичный момент из жизни герцога Сен-Симона. Это, вероятно, это он стоит позади двух женщин, одна из которых—дочь Франсуаза-Мари—преклонила колено перед Наполеоном.
Поднос с восточным сюжетом «Прощание» (МНИ КП 920; начало XIX века)—прямоугольный, со следами клепанных ручек на обороте. Он расписывался по гравюре Ф. Бартолоцци «Отъезд детей Типпо-Саида из Зенаны». В Нижнетагильском государственном музее-заповеднике есть подобный поднос, расписанный Сидором Дубасниковым. Наш поднос замечателен тем, что на обороте имеет клеймо «Н. В. Г.», а под ним—арабскую (?) надпись. Восточный сюжет обрамляет гирлянда из контурных изображений цветов и листьев, уравновешивающая яркую живопись подноса.
Отличительной чертой подносной росписи второй половины XIX-начала ХХ века является полное исчезновение сюжетной живописи. На смену ей пришли «переведенные» гравюры. Переходную форму представляет поднос «Возвращение на родину» (МХП КП 2481; конец XIX века).
Процитируем МХП КП: «Поднос железный четырехугольный с росписью: на желтом фоне четырехугольный медальон в коричневых тонах „Возвращение на родину“. Старая женщина в чепце (тип французской крестьянки) обнимает молодого человека в шляпе; с ними рядом инвалид на деревянной ноге. Из дверейпротягивает руки к ним старик; на пороге девушка. По краю дна идет золотая полоска цветочного орнамента. По черному борту подноса идет тоже золотая полоска, но другого цветочного мотива».
Предмет имеет в борту прорезные ручки, на зеркале—крупные белые царапины, а сами борт и зеркало украшены полосами стилизованного растительного орнамента, выполненного по трафарету. И. А. Крапивина называет сюжет подноса «Возвращением в семью» и делает предположение, что клеймо с инициалами «С. Д.» может обозначать мастерскую Сидора Дубасникова, упоминавшуюся в архивных документах 1820-х–1840-х годов [3, с. 41].
В лаковой росписи подносов нередко встречаются пейзажи. Они, как правило, изображают полу-экзотические архитектурные сооружения, руины с колоннадами и башнями, расположенные на берегу водоема.
Многие пейзажи, как и исторические сюжеты, писались с западноевропейских гравюр. В собрании ВМДПНИ хранится поднос «Пейзаж» (МХП КП-2487;1830-е–1850-е) восьмиугольной формы, с приклепанными бортами.
На нем условно изображена усадьба: на берегу водоема стоят башня и здание с колоннами, позади которых видны деревья. На противоположном берегу растут пышные деревья, расписанные двумя цветами—коричнево-охристым и оливково-зеленым. Примечательно орнаментальное украшение, обрамляющее изображение— пальметты, которые пришли из архитектурного декора, причем в углах подноса красуются парные геральдические львы, стоящие на задних лапах. Пейзажная композиция несет покой своими очертаниями и лишена глубокого пространства.
В собрании нижнетагильских подносов ВМДПНИ есть предметы с цветочной росписью. В фондах хранится так называемая «Сухарница» (МХП КП 2479; конец XVIII — первая четверть XIX века). В МХП КП она записана как «подносик-хлебница». Выполнена из металла, восьмигранная, с перфорацией борта и росписью в виде букета цветов, перевязанного желтой ленточкой. Местом ее изготовления считается Нижний Тагил.
В статье О. Н. Силоновой о западноевропейском влиянии на нижнетагильский промысел [5] опубликована корзиночка XVIII века из Понтипула. Она тоже восьмигранной формы и с перфорацией бортика, как у нашей сухарницы. Однотипность формы предметов и близость приемов росписи требуют более тщательного исследования места изготовления сухарницы из фондов ВМДПНИ.
Поднос «Цветы и птицы» (МХП КП 2480; 1830-е)—овальной формы, с прорезным бортом строгого рисунка. На черном фоне написаны тонкие стебли с цветами. По бокам георгина изображены две «райские» птицы. Орнаментальные золотистые завитки, переходящие в стебли с листьями, говорят о влиянии псевдо-рококо, распространившегося в 1830-е–1840-е годы. В МХП КП описание подноса заключается словами: «роспись напоминает китайскую вышивку».
Более поздние по времени подносы с цветочной росписью существенно отличаются от уже рассмотренных нами. Один из таких подносов (МХП КП 2485; конец XIX века) имеет фигурную форму. Его зеркало поделено на секторы: сложное членение получается благодаря двум восьмиугольным фигурам, вписанных одна в другую.
Роспись подноса выполнена в сочетании темно-зеленого, красного и желтого цветов и по своему характеру напоминает народную роспись по дереву. Борт украшен орнаментом из пятнышек-ягодок. Композиция подноса несет следы позднего классицизма. Одним из источников, повлиявшим на подобное художественное решение, И. А. Крапивина называет плафонную роспись в архитектуре.
Другой поднос с цветочной росписью «Жарки» (МНИ КП 17362; конец XIX–начало XX века) поступил в музейных фонд от А. Н. Богоявленского в марте 1969 года. Он также фигурной формы. Зеркало—прямоугольник ярко- зеленого цвета, обведенный красной полосой. В центре мы видим два цветка с несколькими веточками листьев.
Это—пример маховой росписи, без выписывания деталей и многосложных цветочных композиций. Борт подноса с прорезными ручками украшают золотые завитки по черному фону, написанные «на скорую руку».
На обороте подноса клеймо: «Никита Александрович Перезолов в Н.-Тагиле». Фамилия Перезоловых была известна в подносном деле еще с первой половины XIX века.
Данный предмет—показательный пример эволюции художественного стиля подносного промысла. Со второй половины XIX века от мастеров росписи требовали быстроты работы и количества выпускаемой продукции, из-за чего, конечно, страдал художественный уровень.
Резюмируя обзор коллекции нижнетагильских подносов в фондах ВМДПНИ, можно с уверенностью сказать, что собрание не только охватывает все основные периоды творчества уральских мастеров, но является уникальным по своему составу и художественному исполнению.
1 МХП—Музей художественной промышленности.
2 В 1981 и 1986 годах в издательстве «Аврора» вышли альбомы «Русский расписной поднос» с вводной статьей И. А. Крапивиной, которая является сильно сокращенным вариантом рукописи, написанной в рамках научной работы в НИИХП. Альбомы вышли на английском, французском и немецком языке
Библиографический список:
1. Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу.Свердловск,1982.113 с
2. Егорьевские диковины. Сокровища, редкости, курьёзы и прочие замечатель-ные вещи из коллекции М. Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея. М., 2008. 384 с.
3. Крапивина И. А. Русский расписной поднос (XVIII—нач. ХХ вв.). Вводная статья к альбому. М., 1970. 96 с. // Архив НИИХП. Отдел печатных источников и изобразительных материалов ВМДПНИ
4. Рувруа де Сен-Симон (Claude-Anne de Rouvroy de Saint-Simon) Клод-Анн[Электронный ресурс] // «Наполеон и революция». URL: http://impereur.blogspot.com/2018/12/claude-anne-de-rouvroy-de-saint-simon.html (дата обращения29.05.2019).
5. Силонова О. Н. Влияние художественного декора западноевропейских лаковых центров XVIII—нач. ХХ вв.). Вводная статья к альбому. М., 1970. 96 с. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. № 3(142). Екатеринбург, 2015. С. 236–248.
6. Уханова И. Н. Лаковая живопись в России XVIII–XIX веков. СПб., 1995. 208 с.7. Russian Hand-painted Trays: Album / Compl. and introd. by I. Krapivina. Leningrad:Aurora Art Publishers, 1981