В НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАРОСТИ

К 75-летию Нижнетагильского драматического театра

Воспоминания Ольги Павловны Череповой по трудовой книжке  её работа в  театре с 1980 — 2020 гг. заведующая литературной частью

Этот снимок — единственный групповой портрет коллектива Нижнетагильского государственного драматического театра, родившегося 8 мая 1946 года.

Это они его открывали.

Это они, артисты из Ленинграда, Москвы, Ярославля, Горького, Кирова в первую послевоенную зиму, откликнулись, как тогда говорили, на призыв партии и правительства создать на Урале новый театр.

Это они с художественным руководителем Б.Рощиным, режиссерами П.Лешковым и Г.Энритоном больше трех месяцев репетировали в Ленинграде спектакли, с которых началась история тагильской драмы.

А в это время директор еще не открывшегося театра А.Гутковский в Тагиле набирал работников технических цехов, решал организационные, финансовые, жилищные вопросы…
И они все вместе услышали аплодисменты зрителей-тагильчан, для которых сыграли свой первый спектакль — «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского!

Афишу, «сбалансированную» и утвержденную вышестоящими инстанциями с учетом тогдашних требований, продолжили пьеса о войне «Под каштанами Праги» К.Симонова, классические русская и зарубежная комедии «Последняя жертва» А.Островского и «Мораль Пани Дульской» Г.Запольской и эстрадный спектакль «О любви еще не сказано».

Кто запечатлен на этой фотографии?

Шестой во втором ряду слева — артист Г. Постников. В начале 80-х мы обменялись с ним письмами. Отвечая на наши вопросы Герман Дмитриевич, тогда уже народный артист РСФСР, написал, что давно работает в Брянске, но тепло вспоминает свои тагильские годы, партнеров Ф. Валицкую, Д. Андреева, И. Волгина и других, любимые роли в «Анне Карениной», «Дворянском гнезде», конечно, в «Оптимистической трагедии», где он играл Сиплого. Написал, что спектакль этот продержался в афише только один сезон, так как режиссеры первых постановок были, по его мнению, командированы в Тагил специально, чтобы «запустить» театр. Выполнив эту задачу, они разъехались по разным городам, а за ними потянулись некоторые актеры, и вводить в масштабную работу новых исполнителей было некому…

Первый слева во втором ряду — композитор В. Куплетский. До 60-х годов он заведовал музыкальной частью, сочинял музыку для театра, для коллектива народного балета Дворца УВЗ, работал с театральным оркестром, с баянистами и пианистами, сольно сопровождавшими спектакли, пока не появилось возможности использовать звукозаписывающую технику…

Четвертый в верхнем ряду артист и заведующий труппой Д. Колпаков. Уже тогда он был старейшиной коллектива. В 1950 году большим бенефисом (скорее всего первым на тагильской сцене) отмечались два его юбилея: 70-летие и 50-летие творческой деятельности. А Дмитрий Сергеевич продолжал работать еще несколько лет…

Шестой в верхнем ряду — легенда театра Дмитрий Дмитриевич Черкасов. Он единственный из всего первого коллектива, кто не оставил театр ни через год, ни через десять и был верен тагильской сцене четыре десятилетия. Он не любил говорить, почему почти в 40 лет, вернувшись с фронта и узнав, что в блокаду погибла его семья, артист престижного Ленинградского театра комедии решил начать жизнь заново в неведомом ему Тагиле. Как-то в интервью он отшутился: «Хотел медведей посмотреть, говорили, они в Тагиле по улицам ходят. Но пока мы с товарищами шли между одноэтажных домиков в гостиницу «Северный Урал» (там квартировали первое время артисты) успел расстроиться, что медведей не встретил. Зато нам показали Дом культуры железнодорожников!» ДКЖ стал домом театру на 9 лет…

Больше мы не знаем имен тех, кто сфотографировался на память. И даже если бы знали, они ничего не сказали бы ни современным зрителям, ни сегодняшним актерам.
Ничего, кроме того, они были первыми.

Думаю, мы были правы, когда знакомя новых артистов с театром, показывали им этот снимок. Чтобы понимали, что история началась не с них…

В моем «личном архиве» театральных ценностей эта фотография занимает особое место еще и потому, что ее оригинал передала театральному музею Надежда Ивановна Серебренникова — вдова Д. Черкасова. Но во время ремонта в 90-е коллективный портрет и некоторые другие экспонаты исчезли, как мы думали, навсегда…Но почти через 20 лет Анатолий Аркадьевич Корякин (спасибо ему!) подарил театру копию хранившейся в домашнем архиве реликвии…