ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УРАЛА В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ
Об основных направлениях деятельности органов государственной безопасности СССР Уральского региона по защите и укреплению промышленного потенциала страны в предвоенные годы
ДВЕ ВЕЛИКИХ ВОЙНЫ
Сборник научных трудов к 100-летию начала Первой мировой войны и 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Уральский государственный юридический университет Кафедра истории государства и права. Екатеринбург 2015
Гоцуленко Алексей Викторович – аспирант кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета.
Создание в СССР крупного промышленного производства и преодоление отставания от развитых стран в 30-е годы XX века проходило в сложной внешней и внутренней политической обстановке. Смена экономического курса в конце 20-х гг. XX века, возвращение к жёсткому администрированию во всех отраслях общественной жизни, включая промышленность и сельское хозяйство, неизбежно привели к усилению мер государственного принуждения, одним из инструментов которого были органы государственной безопасности.
В сложившейся обстановке защита и укрепление оборонно промышленного потенциала советского государства стали одними из основных направлений деятельности органов НКВД СССР в предвоенный период.
Не могла указанная задача не отразиться на деятельности органов государственной безопасности в таком исторически индустриально-развитом регионе, как Урал. Большая концентрация производственных предприятий на территории Свердловской, Челябинской и Молотовской (ныне Пермский край – А.Г.) областей ставила перед территориальными подразделениями ГУГБ НКВД СССР уральского региона в число приоритетных задачу по ограждению важных промышленных объектов, железнодорожного транспорта, узлов и линий связи от подрывных действий шпионов, диверсантов и других враждебных элементов.
Выполнение указанной задачи в исследуемый период возлагалось на различные органы ГУГБ НКВД СССР и их структурные подразделения на местах. В первоначальный период это были Экономический, Транспортный и Секретно-политический отделы.
При последующей реорганизации органов НКВД СССР функции обеспечения объектов промышленности и транспорта выполняли последовательно Контрразведывательный отдел (1936 год), а с 1938 года
– Главное экономическое и Главное транспортное управления, имевшие в своем составе соответственно по 5 и 3 отдела в зависимости от направлений оперативного обслуживания (оборонная, тяжелая промышленность, водный и железнодорожный транспорт и т. п.).
Особое внимание, с учётом сложной международной обстановки 30-х гг. XX века, советское правительство уделяло оборонной промышленности, отводя при этом существенное место органам НКВД СССР.
В соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) от 11 июля 1934 года1,\1 В органах НКВД СССР было объявлено приказом № 004 от 14 июля 1934 года «О мероприятиях по охране 68 важнейших предприятий военной промышленности и установлении нового порядка найма и увольнения рабочей силы» // Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. Р-9401. Оп. 1а. Д. 5. С. 4-11.\ органы государственной безопасности обеспечивали особый порядок найма и увольнения рабочих и служащих на 68 важнейших предприятиях военной промышленности, перестраивали систему охраны указанных заводов, составлявших ядро оборонной промышленности Советского Союза.
В последующем количество данных объектов возросло до 117. На территории Урала к ним относились: «номерные» заводы (завод № 19 и № 10 – Пермь; завод им. Молотова – Молотово). Позднее список был расширен путём постепенного дополнительного включения заводов № 98 (г. Пермь) и № 78 (г. Челябинск)2, \2 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1а. Д. 9. С. 324-328.\ ТЭЦ, Средне-Уральской ГРЭС и ТЭЦ Березниковского химкомбината3, \3 Отдел регистрации и архивных фондов Управления ФСБ РФ по Свердловской области (далее ОРАФ УФСБ РФ СО). Ф. 2. Оп. 49. С. 5-11.\ Челябинской электростанции4 \4 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1а. Д. 14. С. 27-28 \ и Свердловского аффинажного завода.5 \5 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1а. Д. 33. С. 81-82.\
Отметив в постановлении, что «хозяйственные и партийные руководители наших военных заводов страдают беспечностью и отсутствием бдительности и не поняли до сих пор, что опасность войны есть совершенно реальная вещь, и первый удар врага направляется и будет направлен на наши военные заводы», ЦК ВКП (б) потребовал коренного улучшения защиты предприятий военной отрасли.
Для этого предусматривалось создание новой заводской управленческой структуры – Отдела найма и увольнения, выделенного из состава отдела кадров и подчинявшегося непосредственно помощнику директора по найму и увольнению рабочих и служащих, назначавшемуся из числа действующих или находившихся в запасе сотрудников НКВД после утверждения ЦК ВКП (б).1\1См: Лейбович О., Колдушко А., Казанков А. «Включен в операцию». Массовый террор в Прикамье в 1937–1938 гг. – М.: РОССПЭН, 2009. С. 126-133.\
Так, приказом НКВД СССР № 033 от 19 августа 1934 года «согласно решению ЦК ВКП (б) от 17 июля 1934 года были направлены в распоряжение Промышленного отдела ЦК для использования в качестве помощников директоров по найму и увольнению рабочей силы военных заводов: – на завод № 19 (г. Пермь) – Г.П. Пустозеров – начальник Шабалинского районного отделения УГБ НКВД СССР по Горьковскому краю; – на завод № 10 (г. Пермь) – А.А. Лебедев – из запаса НКВД СССР (Московская область); – на завод им. Молотова (г. Молотово) – А.И. Шварц Исак – из запаса НКВД СССР (Ленинградская область)».2\2 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1а. Д. 5. С. 15-18\
В последующих нормативных актах неоднократно подчеркивалось, что помощники директоров по найму и увольнению рабочей силы заводов особого списка «находятся в постоянной командировке от НКВД и продолжают числиться в действующих кадрах ГУГБ»3, \3 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1а. Д. 19. С. 3.\ в связи с чем, они подлежали аттестованию, и им присваивались специальные звания в соответствии с положением о прохождении службы начальствующим составом ГУГБ НКВД.
Приказ НКВД СССР № 004 от 14 июля 1934 года «О мероприятиях по охране 68 важнейших предприятий военной промышленности и установлении нового порядка найма и увольнения рабочей силы» определил основные задачи органов НКВД СССР, сводившиеся к «недопуску впредь социально чуждых и контрреволюционных элементов на предприятия военной промышленности, а также к усилению
внешней и внутренней охраны заводов и упорядочению пропускной системы».1\1 ОРАФ УФСБ РФ СО. Ф. 2. Оп. 49. С. 5-11\.
Требования по приёму рабочих и служащих на указанные заводы были определены в постановлении ЦК ВКП (б) «О мероприятиях по охране важнейших предприятий военной промышленности от проникновения на них дезорганизаторов производства, диверсантов и шпионов и установлению нового порядка найма и увольнения рабочей силы», и включали: предоставление паспорта, учётно-воинского билета, трудового списка, автобиографии, справки с прежнего места службы, заполнение установленной анкеты и соответствующей подписки о неразглашении секретов производства и т. п.
При соблюдении указанных требований и при отсутствии явных подозрений, допуск к работе производился местными органами НКВД условно на срок до 1 месяца, в течение которого должны были производиться тщательная проверка и окончательное оформление.
Приказ устанавливал перечень лиц, приём на работу которых запрещался:
а) иностранцы;
б) лица, лишенные избирательных прав;
в) лица, пораженные в правах по суду;
г) все лица, уволенные с заводов в порядке чистки;
д) уволенные с заводов, колхозов и совхозов за воровство, злостное нарушение трудовой дисциплины, дезорганизацию производства;
е) бывшие белые, перебежчики, реэмигранты, харбинцы, бывшие полицейские, жандармы, служители культа и кулаки;
ж) осужденные за вредительство, контрреволюцию, диверсионные акты, шпионаж, подделку документов, насилие в отношении общественников-активистов, похищение секретных и особо важных документов, выезд за границу или въезд в СССР без разрешения, передачу изобретений оборонного значения, умышленное убийство, грабеж, разбой, поджог, побег из воинских частей и уклонение от военной службы;
з) административно-выселенные.
С одной стороны, меры, направленные на отказ в приёме на работу по причинам привлечения к уголовной ответственности за ряд уголовных преступлений и злостные нарушения трудовой дисциплины, способствовали формированию качественного состава рабочей силы; с другой стороны, целые категории населения подвергались дискриминации в трудовых, и как следствие в социальных правах, по признакам политической неблагонадежности и происхождению.
В течение 1934-1936 годов в руководящих документах наркомата неоднократно поднимался вопрос об «очистке военных заводов особого списка от опасных для производства лиц», что означало применение ограничений, установленных приказом от 14 июля 1934 года, не только в отношении вновь принимаемых на завод рабочих и служащих, но и увольнение по указанным основаниям уже работающих.
К середине 1935 года из 469 тысяч инженеров, техников, рабочих и служащих этих 68 заводов было проверено 358 тысяч, из них более 27 тысяч были уволены, более 11 тысяч – не приняты на работу.1\1 Хаустов В.Н. Деятельность органов государственной безопасности НКВД СССР (1934–1941): дис… доктора ист. наук. – М., 1997. С. 169\
Усиление охраны заводов и упорядочение пропускной системы сводилось к «проверке и удалению из рядов вольнонаемной охраны чуждых и негодных элементов, лиц, не пригодных для службы в охране по возрасту, физическим недостаткам и по малограмотности».
Перестройка пропускной системы предполагала:
а) выдачу разовых пропусков в засекреченные цеха и производства, на электро- и паросиловые установки только с разрешения директоров заводов;
б) введение специальных пропусков (отличных от других) для лиц, работающих постоянно в секретных цехах, на электро- и паросиловых установках;
в) ограничение круга лиц, посещающих секретные производства, но не имеющих повседневной необходимости бывать в них, путем установления строго регламентированного списка, утверждаемого директором завода.
Позже с 1 января 1937 года такой усиленный режим охраны стал применяться не только в отношении 68 особорежимных предприятий, но и на всех предприятиях Наркомтяжпрома, охраняемых частями НКВД.1\1 Приказ НКВД СССР № 00388 от 29.11. 1936 г. «С объявлением Положения об охране и режиме пропусков на охраняемых частями НКВД предприятиях НКТП, не включенных в группу особорежимных» //ОРАФ УФСБ РФ СО. Ф. 2. Оп. 64. С. 287-298.\
В целях проверки эффективности режимных мер сотрудниками центрального аппарата ГУГБ и управлений НКВД СССР на местах регулярно проводились инспекции охраняемых объектов.
Так, в декабре 1934 и январе 1935 гг. были выявлены 154 случая несанкционированного проникновения на заводы особого списка, 8 из которых – на территории Свердловской области.2 \2 ГАРФ. Ф. Р-9401. Оп. 1а. Д. 6. С. 10-11.\
При проверке 16-17 апреля 1936 года охраны заводов особой группы в Перми и Молотове из 22 попыток проникновения с чужим пропуском на охраняемые заводы в 17 случаях проверяющие были пропущены, причём, в двух случаях – совсем без пропусков. Произведенные в эти же дни боевые тревоги войсковых нарядов 188 полка на заводах им. Молотова и им. Сталина показали неудовлетворительные результаты, а именно: боевой запас патронов не был роздан; дежурная часть вызывалась не вовремя; начальники караулов и их помощники (младшие командиры) при тревогах проявляли растерянность.1\1Приказ начальника УНКВД по СО № 607 от 16.05. 1936 г. «О результатах проверки охраны заводов особой группы 188-ым полком Внутренней охраны НКВД СССР» // ОРАФ УФСБ РФ СО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 69.С. 71\
– в Надеждинске члены организации (по материалам дела все завербованы германской разведкой – А.Г.) создали диверсионные группы на двух предприятиях района – металлургическом заводе и военном заводе № 76. Основной задачей групп являлась подготовка диверсионных актов на случай войны – вывод из строя электростанции Надеждинского завода, что должно было парализовать работу обоих Надеждинских заводов, Богословских угольных копей, медных и бокситовых рудников, расположенных в районе.
Источники и использованная литература :
1. ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации, фонд Р9401, опись 1а, дела 5, 6, 9, 14, 19, 33.
2. ОРАФ УФСБ РФ СО – Отдел регистрации и архивных фондов
Управления ФСБ РФ по Свердловской области, фонд 2, опись 26, 49, 64, 142.
3. Материалы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП (б) 1937 года // Вопросы истории. – 1993. № 3. С. 23-24; 1994. № 8. С. 12-13, 25.
4. Лейбович О., Колдушко А., Казанков А. «Включен в операцию». Массовый террор в Прикамье в 1937-1938 гг. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 318 с.
5. Лубянка: Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД: Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937-1938 / Под ред. А.Н. Яковлева. – М.: Международный фонд “Демократия”, 2004. – 736 с.
6. Петров Н., Янсен М. «Сталинский питомец» – Николай Ежов. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 447 с.
7. Хаустов В., Самуэльсон Л. Сталин, НКВД и репрессии 1936-1938 гг. – М.: РОССПЭН, 2010. – 432 с.