МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОПАГАНДА УРАЛА В 1920-30 гг
ПЛАН МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ «ПО-УРАЛЬСКИ»: ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ УРАЛА В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Художественный металл в России и Европе в XIX-XX веках Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции 14-15 апреля 2015 г.
Петрова Дарья Игоревна, Гилева Ксения Александровна. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
12 апреля 1918 года в газете «Известия» был опубликован «Декрет Совета Народных Комиссаров о снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Советской социалистической революции », что означало официальное утверждение план монументальной пропаганды и первый шаг по сотворению новой, советской истории.
Одной из проблем выполнения задач, поставленных в этом декрете, стала нехватка долговечных материалов. Уральские заводы как нельзя лучше подходили для реализации монументальной пропаганды. В годы Гражданской войны в Каслях, Кусе, Златоусте не прекращалась выплавка металла и, несмотря на тяжелые условия и резкое сокращение производства художественных изделий, оставались работать многие мастера.
Если крупные уральские заводы смогли так или иначе выдержать все потрясения Гражданской войны и спасти художественное производство, переориентировав его для реализации новых идей, для уральских народных художественных промыслов поставленные цели и задачи скорее оказались губительным.
К началу 1920-х годов в Нижнем Тагиле работало более 20 кустарных мастерских по производство подносов. Некоторые из них после революции объединились в артели, одну из самых крупных и образцовых стала «Пролетарий», возникшая в 1925 году. Ее мастера, начинавшие свою работу с украшения маховой росписью обыкновенной домашней утвари — ведер, подойников и кастрюль, вскоре вернулись к подносам, спрос на которые изначально поддерживался собственный капитал.
Кроме поточных изделий артель занималась изготовлением произведений лаковой росписи на заказ и для выставок народного хозяйства. Среди показательных работ выделяется галерея «портретов на металле »партийных деятелей — таких как прямоугольный поднос с портретом М.И. Калинина на ярко-зеленом фоне (1925) или желтый круглый поднос с портретом И.В. Сталина (1925).
Следует отметить, что эти вещи обладают скорее исторической, нежели художественной ценностью. К тому же подобных работ было сделано немного, а прямо приемы тагильской лаковой росписи из за необходимости выпускать подносы огромными тиражами были упрощены, а затем надолго забыты.
Воплощение плана монументальной пропаганды на Златоустовской фабрике ограничивается периодом двух десятилетий — 1920-ми — 1930-ми годами. После приезда М.И. Калинина, поставившего перед мастерами задача сделать гравюру доступной для широких слоев населения, в ассортименте появились подарочные топоры и пластины, украшенные портретами вождей, агитационными надписями, индустриальными пейзажами. Изображения были, как правило, заключены в орнаментальные рамки, которые использовались для украшения изделий в начале ХХ века.
В 1930-х годах выпускались календарные открытки с портретами вождей и деятелей революции, большие настенные пластины с агитационной и военной тематикой. Мастера-граверы редко разрабатывали собственные сюжеты для подобных изделий, предпочитающая копировать живописные произведения, что давало возможность совершенствовать новые техники украшения металла.
Начиная с 1920-х годов производство художественного чугунного литья на Кусинском и Каслинском заводах оказалось подвержено влиянию советской идеологии сильнее , чем на других художественно-промышленные предприятиях Урала.
Кусинский завод не прекращал выпуск кабинетного литья с 1918 по 1922 год, после чего он на два года был остановлен для ремонта и реконструкции производства. Однако к 1930-м годам на заводе выпускалось художественным литье по старым, дореволюционным моделям и лишь меньшая часть представляла собой новый модельный ряд — бюсты и скульптуры партийных деятелей и предметы быта с советской символикой.
Каслинский завод во многом зависел от приказов, приходящих из политизированного Екатеринбурга. В 1920 году по заказу города и в рамках претворения в жизнь плана монументальной пропаганды на Каслинском заводе были отлиты мемориальные плиты с портретами деятелей революции, которые были установлены на стенах екатеринбургских домов в трехлетнюю годовщину Октября. Благодаря этому проявлению началось восстановление производства каслинского художественного литья.
После того как отливка мемориальных плит была закончена, выпуск художественного литья в Каслях на некоторое время прекратился и возобновился лишь с приездом К.А.Клодта, ставшего первым главным скульптором завода. Мастер начал работать над ассортиментом художественного литья, по его эскизам отливались скульптуры, портретные барельефы, рельефы с советской символикой для бытовых вещей.
Через несколько лет после смерти К.А. Клодта на завод из Свердловска приехал Н.Н. Горский. Он организовал в Каслях курсы мастеров художественного литья, где обучались будущие ведущие скульпторы Каслинского завода, наладил творческое партнерство с Москвой, ввел в поточное производство барельефы и бюсты деятелей революции и вождей Советского Союза.
Художественное производство на крупных металлургических заводах смогло достаточно быстро адаптироваться к новым программным требованиям — во многом благодаря государственным заказам, а также огромному техническому и творческому опыту.
Тагильская лаковая роспись на металле, напротив, пострадала от необходимости организации поточного производства и неудавшихся попыток разработки советскую художественную тематику.