Французские книги с гравюрами XVIII начала XIX века из коллекции Демидовых в фондах Свердловского областного краеведческого музея
 
Елена Викторовна Борщ,
кандидат искусствоведения, доцент, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург
 
В ходе просмотра редких французских изданий с гравюрами в Свердловскомобластном краеведческом музее было обнаружено восемь книг XVIII.началоXIX века из личных библиотек Демидовых. Особое значение для изучения художественно-прикладных интересов владельцев имеют «Сборник гравюр по наукам, свободным искусствам и искусствам механическим »(1762) и« Описания искусств и ремесел »(1762–1767).
 
К теме описания книжных коллекций, принадлежавших разным представителям России промышленников Демидовых, не раз обращались историки и краеведы. Как правило, в центре внимания оказывалась история «Судьба» демидовских библиотек [2].
 
Во второй половине XIXначала XX века в Нижнем Тагиле существовало крупное книжное собрание, созданное на средства Демидовых и известное как «Библиотека Нижне-Тагильских заводов». В него вошли коллекции Демидовых, в том числе, редкие книги XVIII века, принадлежавшие Никите Акинфиевичу Демидову [2, с. 145]. 
 
После революции 1917 года библиотека частично погибла. Ныне её фрагменты находятся в разных музеях и библиотеках Нижнего Тагила и Екатеринбурга [2, с. 146].
 
Редкие французские книги из коллекций Демидовых, сохранившиеся в уральских собраниях, до сих пор были предметом искусствоведческого исследования и не подлежали описанию как произведения книжного искусства. Между тем, это важный аспект культурного наследия Демидовых.
 
Анализ тематики изданий раскрывают художественно-прикладные интересы владельцев. Описание и атрибуция книг дает возможность определить авторов гравированных иллюстраций и установить стиль оформления книг, убедиться в редкости отдельных экземпляров и уточнить  их происхождение. Детальное знакомство с французскими книгами из коллекций Демидовых позволяет привлечь внимание к проблеме сохранности экземпляров.
 
Сплошной просмотр редких французских изданий XVIIIначала XIX века из Свердловского областного краеведческого музея в Екатеринбурге (далее СОКМ) позволил найти книги из ряда личных коллекций Демидовых. 
 
Среди трех сотен изданий с гравюрами на основании распознавания книжных знаков были идентифицированы восемь книг  принадлежавшие  Демидовым. Все найденные экземпляры отмечены штампом «Библиотека Нижне-Тагильских заводов», но лишь три из них имеют экслибрисы или суперэкслибрисы Демидовых. 
 
Представим издания в хронологическом порядке, включая описание внешнего оформление, книжных знаков, гравюр и сохранности экземпляров.
 
К числу лингвистических академических изданий относится «Новый французский словарь »П. Ришле 1719 года, представленный в собрании СОКМ одним томом из двух [9]. Страницы книги имеют ксилографический декор: флерон, буквицу, заставку («C. Pls.») и концовку. Обращает на себя внимание неординарное внешнее оформление экземпляра. 
 
Переплетные крышки книги, обтянутые пергаменом цвета слоновой кости, украшены огромными парными суперэкслибрисами в виде картышей в стиле барокко. Характерно то, что оба картуша имеют незаполненные резервы, из-за чего невозможно установить раннего владельца книгизаказчика переплета. Одно, сохранился другой книжный знак, проясняющий провенанс книги: на форзаце есть ярлык петербургского книгопродавца Клостермана («Св. Петербург… Клостерманн »).
 
Типичным по составу и исполнению изданием века Просвещения является книга «Путешествия по нескольким провинциям Барбарии и Леванта» Т. Шоу 1743 года, переведенная с английского [12]. В наличии второй том в переплете светло-коричневой кожи с золоченым корешком и форзацем, оклеенным бумагой ручной орнаментации «павлинье перо».  Страницы украшает ксилографический декор в стиле Регентства: флерон, заставка, буквица, концовки. 
 
Книгу путешествий по Северной Африке Ближнему Востоку , иллюстрируют гравированные на меди анонимные иллюстрации документального характера: географические карты, предметы древнеегипетского искусства, экзотические животные и растения.
 
Бесспорно, самый известный французского издание XVIII век был «Энциклопедия или Словарь о науках, искусствах и ремеслах» Дидро и д’Аламбера, выпущенная в 17-ти томах в 1751–1772 годах. [11, с. 487].
 
Это издание явно было представлено во всех демидовских библиотеках. В СОКМ удалось выполнить три тома «Энциклопедии», происходящие из трех коллекций, о чем свидетельствует оформление переплетов.
 
Переплетные крышки третьего тома «Энциклопедии» обтянуты коричневой кожей, орнаментированной черными разводами «под камень» [5]. Форзацы оклеены мраморной бумагой с «Завитками». В книге сохранился геральдический экслибрис в виде герба Демидовых с инициалами «ПД» (ил. 1). Экслибрис исполнен в технике гравюры по металлу и напечатан на бумаге ручного изготовления. 
 
Переплет шестого тома «Энциклопедии», сделанный из коричневой кожи, оформлен иначе. Его крышки орнамен-тированы диагональными полосами из черных пятен. Форзацы оклеены мраморной бумагой с завитками, но в другую версию [6]. Отличается от двух предыдущий переплет девятого тома, применяющий по технике применения декора третий том. Однако, его крышки обтянуты светло-коричневой кожей, а мраморные форзацы не похожи на предыдущие [7].
 
В «Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера практически нет гравюр, за исключением титульных листов, имели которые серийное оформлениемногофигурный ксилографический флерон Ж.-М. Папильона (Papillon, 1748). Иллюстрации для «Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера входили в специальное приложение, «Сборник гравюр по наукам, свободным искусствами искусственным механическим, с их объяснением », которое было выпущено в 11-ти томах в 1762–1772 годах [11, № 487]. В СОКМ был обнаружен первый том, происходящий из коллекции Демидовых [8].
 
В первом томе «Сборника гравюр», который содержит иллюстрацию к статьям на букву «А», сохранилось 184 листа гравюр из 269-ти возможных. Рисунки документального характера занимают полностраничные или разворотные гравюры. Среди них: 78 листов по агрикультуре; 1 лист по игольному делу; 1 лист по крахмальному делу; 20 листов по анатомии; 1 лист по Античности (артефакты); 40 листов по энергии и ауре (ил. 2); 6 листов по аркебузному делу; 31 лист по военному делу; 6 листов по пиротехнике .
 
По эскизам анонимного рисовальщика гравюры исполнили Дефер (De Fehrt), Леканю (Ле Кану), Прево (Прево). К сожалению, практически все гравюры имеют механические повреждения и утраты.
 
Суд я по оформлению переплета, первый том «Сборника гравюр» принадлежал той же коллекции, что и девятый том «Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера. Его переплет выполнен из светло-коричневой кожи, орнаментов. тированной «под камень». Форзацы оклеены той же мраморной бумагой, которая была замечена в девятом томе «Энциклопедии» [7].
 
Действительно, тома «Энциклопедии»  Дидро и д’Аламбера и «Сборника гравюр », принадлежали трем разным коллекциям Демидовых, прежде чем, судя по штампам, они оказались в «Библиотеке Нижне-Тагильских заводов », а затемв библиотеке Института Марксизма-ленинизма («ИМЛг. Свердловск»), «Библиотеке обл. парт. курсов. при Свердл. обкоме ВКП(б)» и, наконец, в СОКМ. Книги объединяет не только происхождение, но и состояние: повреждения, утраты переплета, следы огня и воды.
 
Ценным французским изданием декоративно прикладного плана было «Описания искусств и ремесел », выпущенный в 113 брошюрах в 1762–1767 годах [11, № 459]. В наличииодин том 1764 года. 
 
Это издание альбомного формата включает девять частей (брошюр) разных составителей: А.-Д. Фужеру де Бондаруа, Гарсо, Ж. де Лаланда.  Страницы тома украшают ксилографические концовки, иногда подписанные (Лиже / Liger). В общей сложности, том содержит 19 листов гравюр, частично купированных [3]. 
 
Эти гравированные на меди иллюстрации документально-пояснительного характера исполнили Л. Симонно (Симонно), П. Патт (Patte). Приведем описание гравюр по брошюрам с характерной сохранности.
 
Брошюра № 1 посвящена кожевенному ремеслу . Три листа гравюр с изображениями материалов и инструменты (Л. Симонно, 1708; П. Патт) срезаны сверху примерно наполовину.
 
Брошюра № 2 говорит о дубильном деле. Два листа гравюр с изображениями изделий и инструментов (Л. Симонно, 1708., аноним) срезаны сверху на половину и третью часть.
 
Брошюра № 3 вводит читателя в курс сапожного дела. Четыре анонимные листа гравюр посвящены моде и обуви, материалы и инструменты. Один лист срезан сверху примерно на треть.
 
Брошюра № 4 содержит сведения о выделке  пергамена. На единственном листе гравюры, срезанное наполовину, изображены ремесленные инструменты и оборудование (Л. Симонно по собственному рисунку, 1708; П. Патт, 1762 г.).
 
Брошюра № 5 имеет отношение к выделке марокена. Один анонимный лист гравюры, представляющий инструменты, срезан на две трети.
 
Брошюра № 6, посвященная выделке замши, включает 4 листа гравюр с изображениями инструментов, механизмами и рабочего помещения (Л. Симонно, 1710; П. Патт по собственному рисунку). Первый лист срезан сверху на одну треть.
 
Брошюра № 7 содержит информацию по выделке лайковой кожи. Два листа гравюр, дающие изображения инструментов и оборудования (Л. Симонно, 1710), купированы: срезаны сверху на треть и две трети.
 
Брошюра № 8 имеет прямое отношение к выделке золоченой и серебреной кожи. Сохранился один лист гравюры из возможных двух. На этом листе, срезанном сверху наполовину, даны изображения ремесленных инструментов и образцов изделий (Л. Симонно, 1708; П. Патт, 1762).
 
Брошюра № 9 вводит в курс выделки кожи мерина. Одна гравюра(Л. Симонно по собств. рис., 1708), представляющая инструментарий ремесла, срезана сверху на треть.
 
Обращает на себя внимание аккуратность действий книжного вандала: гравюры вырезаны частично, острым ножом, а не вырваны. Неужели, эта участь постигла их в период хранения в «Библиотеке Нижне-Тагильских заводов»? В любом случае, книга из коллекции Демидовых волей-неволей принесла пользу из-за практической информации.
 
Том увража «Описания искусств и ремесел» 1764 года, о котором идет речь, отличается эффектным внешним оформлением. Переплет выполнен из желто-коричневой кожи, корешок тиснен золотом, форзац оклеен мраморной бумагой с орнаментацией завитками. Верхняя переплетная крышка украшена крупным тисненым и золоченым суперэкслибрисом в виде вензеля «ND» (ил. 3).
 
Возможно, это инициалы Никиты Акинфиевича Демидова(1724–1789). Не исключено, впрочем, что владельцем был Николай Никитич Демидов (1773–1828). Кроме того, на форзаце тома находится уже знакомый экслибрис с гербом Демидовых и инициалами «PD» (ил. 1).
 
Сравнение доказывает, что том увража «Описания  искусств и ремесел» 1764 года имеет тождественное оформление с вышеупомянутым третьим томом «Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера, где есть тот же геральдический экслибрис «PD».
 
Это обстоятельство лишний раз свидетельствует в пользу принадлежности книг к одной коллекции. Предположительно, коллекции Павла Николаевича Демидова (1798–1840) или, как полагают публикаторы экслибриса, Павла Григорьевича Демидова (1809–1858) [1, № 178].
 
Французские литературно-художественные издания среди демидовских
книг из СОКМ представляет один из томов грандиозного издательского
проекта, запущенного «под занавес» XVIII века. Речь идет о так называемой «Библии Марилье»иллюстрированной Библии на французском языке