ЛЕГЕНДАРНЫЙ ДИРЕКТОР НТМК-УДОВЕНКО ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ

Тагильский рабочий — Четверг, №10 (24912) 30 января 2020 года

Легендарный директор

Виктор Григорьевич Удовенко для Нижнего Тагила – человек-легенда. Даже те, кто не был знаком с ним лично, не работал рядом и не слышал о нем от коллег-металлургов, знают улицу Удовенко в микрорайоне ГГМ, отправляют детей на отдых в оздоровительный комплекс «Звездный», носящий его имя. В свое время руководство города и Нижнетагильская дума сделали для знаменитого земляка, легендарного директора НТМК, исключение, присвоив ему звание «Почетный гражданин города Нижний Тагил» посмертно.

Родился Виктор Григорьевич 29 января 1930 года в городе Славянске Донецкой области. Окончив в 1953 году Киевский политехнический институт, по направлению прибыл на НТМК. И с тех пор вся его жизнь была связана с родным комбинатом, с родным Нижним Тагилом.

Молодой и дерзкий

Начинал Удовенко помощником мастера в мартеновском цехе №2, довольно быстро стал начальником смены, заместителем, а затем и начальником мартена. Карьера его развивалась стремительно.

Умный, активный, жадный до всего нового, Виктор Григорьевич достаточно смело высказывал свое мнение и часто навлекал на себя недовольство высших руководителей. Но, учитывая, что в большинстве случаев молодой и дерзкий специалист оказывался прав, его поддерживали.

В 1962 году Удовенко предложили возглавить строительство конвертерного цеха, а затем и стать его руководителем. Виктору Григорьевичу в то время было 32 года.

Вот как вспоминает свою первую встречу с Удовенко помощник управляющего директора ЕВРАЗ НТМК Михаил Аршанский – многолетний друг и соратник Виктора Григорьевича:

— Весной 1962 года меня пригласили в администрацию строящегося конвертерного цеха (администрация – громко сказано, одна комната недалеко от кабинета гендиректора). Увидел двух молодых людей в светлых рубашках, играющих в шахматы. Так я познакомился с Виктором Григорьевичем и его замом Владимиром Барановым. Удовенко предложил мне сесть, мы поговорили, потом тоже сыграли партию, и я получил предложение работать в конвертерном цехе…

Пуск первого в Советском Союзе мощного конвертерного цеха, выход его на проектные показатели, освоение ванадиевой плавки – это во многом заслуга Виктора Удовенко. Не случайно за эту работу он наряду с другими специалистами был удостоен Государственной премии СССР.

Хотя трудностей преодолеть пришлось немало:
перед пуском цеха регулярно собирались вместе ученые и специалисты-металлурги, анализировали, советовали, рекомендовали. Но выходило так, что самые ценные и правильные решения исходили от Удовенко.

— Есть у нас талантливые актеры, писатели, — говорит Михаил Иосипович, — так вот, Виктор Григорьевич был таким же талантливым сталеплавильщиком. У него было открытое лицо и светлая улыбка, говорил всегда интересно, зажигательно. Мог позвать за собой, и за ним хотелось идти, подражать ему.

В Удовенко, с одной стороны, присутствовало некоторое мальчишество – мог совершать непредсказуемые горячие поступки, с другой стороны – он был очень дисциплинированным и требовательным. В нем сохранилось заложенное с детства и юности понятие товарищества, истинной дружбы. Но при этом Виктор Григорьевич умел разделять и правильно сочетать дружбу с долгом и ответственностью.

Михаил Аршанский приводит такой пример:
— Работая в конвертерном цехе, мы, небольшая группа инженеров, крепко сдружились. Часто ходили вместе на стадион, болели за одну футбольную команду. После работы шли на матч, брали пива, устраивались на полянке: сидим, выпиваем, болеем, разговариваем, расходимся по домам.

Однажды после такой посиделки Виктор Григорьевич утром делал обход и зашел в мастерскую, где были члены моей бригады. Естественно, я чувствовал себя достаточно свободно: мы же накануне с начальником цеха смеялись, шутили… Но он увидел, что в мастерской недостаточно чисто, запчасти лежат не на месте, а мы неопрятно выглядим. В общем, устроил нам нагоняй по полной программе. Я даже немного обиделся. Но потом понял, что это мне преподнесен урок: нельзя никогда путать отдых и производство. Этот урок запомнил на всю жизнь.

Не в его характере работать вполсилы

…После полутора лет руководства конвертерным цехом Удовенко назначили главным сталеплавильщиком, позднее – начальником производственного управления, в этой должности Виктор Григорьевич смог хорошо изучить работу всех подразделений НТМК и в результате стать уже руководителем высокого уровня.

На комбинате все были уверены, что следующая ступень карьеры Удовенко – главный инженер предприятия. Однако сработал личностный фактор: в ту пору директор комбината решил, что сильный главный инженер ему не нужен, люди будут доверять авторитету Удовенко, минуя мнение главного на НТМК человека.

Но случилось, что пришлось-таки назначить В.Г. Удовенко главным инженером. Так и произошло: все важные для комбината решения, технические вопросы решались именно в кабинете Виктора Григорьевича.

Второй раз «задвинуть» Виктора Удовенко решили, отправив в длительную командировку в казахстанский город Темиртау на отстающий по всем показателям меткомбинат. Будучи главным инженером, и там Виктор Григорьевич оставил о себе славу выдающегося специалиста.

После Казахстана Удовенко позвали на работу в Москву в Министерство черной металлургии. Казалось бы, вот она – работа по заслугам. Но когда встал вопрос о смене директора на Нижнетагильском металлургическом комбинате, Виктор Григорьевич вызвался вернуться в Тагил и возглавить предприятие. Безусловно, это был мужественный шаг.

1978 год. Доменные печи без капремонта, оборудование крайне изношено, коллектив дезорганизован. Чтобы вывести комбинат из кризиса, требовались решительность и немалые усилия. Тем не менее, Виктор Григорьевич как человек, которому дорог НТМК, дорого свое дело, «ввязался в битву». Поступок настоящего мужчины и патриота!

— Началась тяжелейшая  работа, — продолжает вспоминать Михаил Иосипович. — Удовенко постоянно, днем и ночью, находился на заводе, в цехах. Однажды во время устранения целого цикла аварий на доменной печи № 6 ему прямо на площадке стало плохо с сердцем. Мы увидели, как он сильно побледнел, покачнулся, но продолжил работать. Потом, когда Виктор Григорьевич уже просто не мог стоять на ногах от боли, мы подхватили его, унесли в кабинет и вызвали «скорую». Это был его первый инфаркт.

Неугомонный директор и в больнице пытался руководить. Для него главным в жизни была работа, он был предан ей до конца. Виктор Григорьевич относился к тому поколению людей, для которых смысл жизни – в служении выбранному делу. Так они были научены.

И потому, когда в 1983 году впервые после долгих лет НТМК стал лучшим предприятием в отрасли, когда на сцене ДК директор принимал Знамя Министерства черной металлургии СССР, многие в зале заметили, что у Виктора Григорьевича едва хватает сил, чтобы не заплакать.

Удовенко был не только высококлассным специалистом, но и порядочным человеком. Когда в 1987 году он понял, что из-за здоровья ему трудно выполнять свои обязанности, он честно об этом сказал. Собрал у себя в кабинете близких соратников и сообщил: «Все, мужики, я больше в полную силу работать не могу. А работать вполсилы – это не в моем характере». И ушел.

Виктор Удовенко и Борис Ельцин (впереди) на НТМК

Любитель вареников и джаза

У Виктора Григорьевича Удовенко всегда был надежный тыл – его супруга Нина Николаевна. И хотя мужа практически не было дома, она называет его хорошим семьянином: вырастили замечательных детей.

Старшая Наталья пошла по маминым стопам, она врач, живет в Обнинске, работает в институте медицинской радиологии, кандидат наук. Андрей, как и отец, — металлург, кандидат экономических наук. Сейчас в УГМК возглавляет серовский завод. Вполне успешными стали и внуки Удовенко.

Нина Николаевна рассказывает, что познакомил их с Виктором Григорьевичем …волейбол. Оба приехали в Тагил по распределению, он – из Киева, она – после окончания Саратовского медицинского института. В студенчестве играла в волейбольной команде. А когда прибыла к месту работы и обустроилась в общежитии на улице Гвардейской, у всех стала спрашивать: где тут у вас можно найти хорошую баню и заняться волейболом?

Баня нашлась на Матросова, а поиграть в мяч отправили в ДК НТМК. Вместе с тренером на игры в качестве болельщика приходил красивый молодой парень по имени Виктор. Познакомились. Ребята пригласили гостей в общагу – девчата согласились. Потом – свидания, долгие разговоры, приходил встречать Нину в больницу, она работала в хирургии 4-й городской.

«Женихались» около трех лет, так прямо и говорил: «Пока не узнаю все о мартеновском производстве, не женюсь». Свадьбу сыграли 1 марта 1957-го, когда Удовенко был заместителем начальника мартеновского цеха №2.

— Я всегда знала свое место, — вспоминает Нина Николаевна.  Интуитивно чувствовала, что не надо лезть с расспросами, когда муж поздно приходил страшно уставший. Особо не спрашивала о работе, захочет – сам расскажет. О многом догадывалась, кое-чем делились знакомые. Терпеть не могла интриг: вместе с мужем смеялись, когда он рассказывал о любовных записках — их поклонницы красавца начальника каким-то образом подкидывали в карманы пиджака. И Виктор Григорьевич всегда знал, что рядом с ним верный и надежный человек, никогда не предаст и не разлюбит.

В семье Удовенко очень любили читать: подписная периодика не помещалась в почтовом ящике, а уж книгами была заставлена вся квартира. Особенно Виктор Григорьевич любил исторические – Карамзина, Соловьева.

В еде Удовенко был непривередлив: «Я у тебя, Нина, хороший муж – мало ем, мало сплю». Конечно, как украинец, обожал вареники и борщ. Частенько, когда супруги возвращались домой с праздничного застолья, просил: «Мать, давай твоего поедим».

А еще был меломаном. Особенно любил джаз. В командировке в Западной Германии они с Михаилом Аршанским, несмотря на скудные командировочные, в первую очередь купили по пластинке с музыкой Гленна Миллера к фильму «Серенада Солнечной долины». Отдельная страсть – песни француженки Далиды.

Казалось бы, Удовенко – руководитель такого высокого уровня, но у них с женой не было ни дачи, ни сада. Поэтому, когда Виктор Григорьевич ушел на пенсию, его коллеги обратились в профком и к руководству комбината, там пошли навстречу – выделили участок на Капасихе, начали строить домик в коллективном товариществе. Но пожить там Виктор Григорьевич не успел. Так же, как и дождаться рождения первой внучки. Несколько месяцев не хватило…

Обидно короткая, но яркая жизнь

Он ушел из жизни 27 февраля 1988-го, и года не прожив после выхода на пенсию. В 58 лет. Очередной инфаркт. Не выдержало сердце. Хоронили его в ДК НТМК – в любимом дворце, где он провел много торжественных и веселых часов.

Нина Николаевна вспоминает:
— Стою на крыльце ДК, а передо мной на площади море народу. День солнечный, морозный, у людей пар изо рта. И мне вдруг пришла мысль: «Господи, как будто Ленина хоронят…» И самое главное: я тогда запомнила, – это были люди, а не толпа.

29 января 2020 года Виктору Григорьевичу Удовенко исполнилось бы 90 лет. Он прожил обидно короткую жизнь, но зато какую яркую! Удивительно, но, даже уйдя из жизни, он оставил работникам комбината добрую традицию. Вот уже много лет в этот день коллеги и друзья приходят на могилу Удовенко. Он продолжает объединять людей, сегодня к нему идут и те, кто не знал Виктора Григорьевича лично.

— Мы обязательно вспоминаем эпизоды из его жизни, рассказываем о нем современным руководителям, — говорит Михаил Аршанский. – Постепенно эти визиты на Рогожино стали днями памяти не только Виктора Григорьевича, но и всех ушедших из жизни металлургов НТМК.

Я думаю, наши рассказы дают возможность людям, которые никогда не знали ни Виктора Удовенко, ни других выдающихся инженеров, почувствовать связь времен, понять и принять традиции и негласные законы комбината.

Елена РАДЧЕНКО.
ФОТО ИЗ АРХИВА СЕМЬИ УДОВЕНКО.