ОДНАЖДЫ В ХIХ веке В НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ПОСЕЛКЕ ЗАДУМАЛИ СОЗДАТЬ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАРОСТИ

 

75-летию Нижнетагильского драматического театра

 

Воспоминания Ольги Павловны Череповой по трудовой книжке  её работа в  театре с 1980 — 2020 гг. заведующая литературной частью

 
…К 140-летию городской театральной жизни мы с музеем-заповедником издали настольный календарь на 2002 год, где в уникальных, впервые публикующихся фотографиях, афишах, именах и датах была представлена история тагильской Мельпомены.
 
…Однажды в ХIХ веке фонтанирующие техническими и творческими идеями молодые специалисты задумали создать любительский театр. Получив согласие управления демидовских заводов и деревянный дом в придачу, они собрали пожертвования с желающих увидеть их творчество, построили сцену и зрительный зал на 108 мест, приобрели мебель, парики, пьесы, музыкальные принадлежности, занавес и задник, который, говорят, расписывал Василий Худояров.
 
И 30 декабря 1862 года сыграли свой первый спектакль! Его название неизвестно, а имена создавших театр энтузиастов сохранились в истории — Александр Петерюхин, Лука Петров, Иван Шушканов и Георг Вишневский.
 
Думаю, они и их соратники обладали не только актерскими, но и менеджерскими талантами. Не случайно их затея не заглохла, как только они утолили творческую жажду. И не случайно их поддержал владелец заводов Павел Павлович Демидов, пожаловавший театру значительную по тем временам сумму — 500 рублей.
 
Через 15 лет из-за участившихся пожаров заводоуправление закрыло тот театральный дом, но вскоре передала любителям сценических представлений помещение каменной конюшни на территории завода.
Здесь они устроили зал уже на 300-350 мест, а в 1890-х в нем появились восемь лож, 12 рядов партера и балкон с галереей.
 
Все места заполнялись, когда приезжали гастролеры из Ирбита, Екатеринбурга и столичных театров. Но зал не пустовал и на концертах, спектаклях, поставленных заводской интеллигенцией, женами и детьми служащих. Этот театр на заводе проработал с небольшими перерывами около 40 лет.
 
Не могу не процитировать одну из афиш того времени: «Сбор в пользу голодающих от неурожая. При благосклонном участии господ любителей драматического искусства будет дано: «Грех да беда на кого не живет» — комедия А.Н.Островского. В антрактах в особом буфете будут подаваться вина, фруктовые воды, чаи, фрукты, шоколад и прочее. Выручка от продажи назначается в пользу голодающих. Всякое пожертвование сверх платы за билеты будет принято с глубокой благодарностью. Билеты заблаговременно можно покупать и записывать в квартире станового пристава И.Крюкова».
 
В нашем архиве есть копия афиши, скорее всего, последнего выступления любителей сценических представлений, которое состоялось в феврале 1918. Выполненную на розовом атласе, прислали нам ее в середине 80-х годов из Чехословакии. Она хранилась в семейном архиве тагильчанки, в гражданскую войну бежавшей из дому вместе с возлюбленным белочехом. К сожалению, их наследники, не пожелали назвать нам фамилии родителей.
 
 
…Многие годы ведущим артистом и художественным наставником коллектива был любимец публики Александр Иванович Боташев — лесной смотритель по профессии, актер и режиссер по призванию. В начале 20-х он ратовал за возобновление театральной деятельности, прекращенной по понятным причинам, и был избран руководителем театра, созданного и недолго существовавшего при отделе народного образования.
 
В 1922 постаревший А.Боташев «благословил» на творчество самодеятельный коллектив «Ансамбль», участвовал в его спектаклях и шефствовал над молодыми актерами.
 
Любимец публики Александр Иванович Боташев — лесной смотритель по профессии, актер и режиссер по призванию.
 
А среди этих актеров был «назначенный на амплуа любовника» (так и написано в рукописном документе) Борис Григорьевич Гронский. Его настоящая фамилия Копылов, он был в родстве с известными тагильскими купцами. Но нам важно другое. Во второй половине 1920-х Б.Гронский возглавлял «Живую театрализованную газету». В 30-е — активно участвовал в деятельности Театра рабочей молодежи.
А в 1958 году был назначен главным режиссером Нижнетагильского драматического театра!
 
Борис Григорьевич Гронский. Его настоящая фамилия Копылов, он был в родстве с тагильскими купцами.
 
Зачем я о них рассказываю? Затем, что, по-моему, вырисовывается интересная цепочка, по которой передавались традиции заводского любительского театра от его создателей — А.Боташеву, а от него — Б. Гронскому, с которым связаны годы творческого рассвета нашего театра.
 
Можно было бы и не публиковать все эти «древности». Но если бы не они, Тагил мог и не стать таким по-настоящему театральным городом, какой он сегодня, и не возвышалась бы над его главной — Театральной площадью Муза, парящая в облаках