АКАДЕМИК – ЕВГЕНИЙ ОСКАРОВИЧ ПАТОН
НАШ АКАДЕМИК – ДЕДУШКА ПАТОН
(К 150-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА Е.О.ПАТОНА)
ВЕСИ 2020 ОКТЯБРЬ №8 СПЕЦВЫПУСК \166\
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Ставцев Евгений Михайлович – заведующий историко-техническим музеем «Дом Черепановых» – филиалом Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», г. Нижний Тагил. evgeny-stavcev@yandex.ru
В 2020 году мы отмечаем великую памятную дату в истории нашей страны – 75 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. С этой датой перекликается еще одна юбилейная дата – 150-летие со дня рождения академика Евгения Оскаровича Патона – человека, чья научная и практическая деятельность неразрывно связаны с вкладом в общую победу над врагом, а также и с историей нашего города.
Тагильчане старшего поколения наверняка знакомы с этим именем, а труженики тыла не только слышали, но и непосредственно знали этого человека не понаслышке.
Жители Дзержинского района, именуемого в народе Вагонкой, в особенности те, кто проживает в старой ее части, знают о небольшой уютной улице, носящей имя Патона, и старинный дом довоенной постройки, на фасаде которого прикреплена мемориальная табличка из черного мрамора с надписью, что здесь в годы войны проживал академик Патон. А работники Уралвагонзавода всегда укажут на вагоносборочный цех, в стенах которого работал академик.
Так кем же был этот человек, чьим именем увековечена улица, кому посвящены мемориальные таблички на зданиях Нижнего Тагила? Но если брать шире, то его именем назван научный институт в Киеве, мост через Днепр, технологические методы и аппараты и многое другое. Что же это за человек?
Евгений Оскарович Патон (1870–1953) вошел в историю инженерной мысли как выдающийся мостостроитель, новатор производства, изобретатель электросварки, талантливый ученый и педагог.
Академик Е.О.Патон относился к людям такого редкого дарования, чьи знания, умения и достижения сложно уместить в рамках какого то конкретного временного периода, одной сферы деятельности и даже одной жизни.
Как говорили про него современники: «Его одной жизни хватило бы на несколько, и все они служили одному делу – созидательному труду на благо своему народу и своей родине».
Евгений Оскарович происходил из старинного дворянского рода, он родился в семье русского консула в 1870 году в Ницце, на Лазурном берегу Франции. Само место рождения и семейное происхождение уже обеспечивали беззаботное детство в курортном солнечном городке. Однако юный Эжен (как по-французски звали Евгения) пренебрег праздностью, отдавшись ненасытному труду и вечному поиску применения своих знаний и сил в созидательной деятельности.
До 25 лет Евгений Патон жил в Европе. Он учился во Вроцлаве и в Штутгарте, окончил Дрезденский политехнический институт, где начинал преподавательскую деятельность и осуществил свои первые инженерные замыслы, одним из которых стал проект здания Дрезденского вокзала. Но мечтой Евгения Патона было строительство мостов, и не в Европе, а в России, куда он рвался всей душой.
В конце XIX века Российская империя переживает бум железнодорожного строительства. Через великие полноводные русские реки воздвигаются огромные мосты – чудо русской инженерной мысли. Патон пытается успеть включиться в этот процесс.
С 1895 года, получив диплом русского инженера, Патон принимает активное участие в проектировании и строительстве железнодорожных мостов в России. Одновременно он преподает мостостроение в Московском инженерном училище, а с 1905 г. – в Киевском политехническом институте организует и начинает возглавлять кафедру мостостроения.
За свою жизнь Патоном было спроектировано более 100 (!) дорожных, шоссейных и железнодорожных мостов. Он изобрел и внедрил в производство метод стальных составных мостов, так называемые «мосты Патона», позволяющий быстро и надежно производить ремонт разрушенных мостов.
В 1922–1928 гг. Патон руководил работами по восстановлению железнодорожного транспорта и железных дорог России, разрушенных Гражданской войной. За самоотверженный труд и вклад в развитие инженерной мысли Евгений Оскарович был избран Академиком Украинской Академии наук и действительным членом Академии наук СССР.
В 1933 году Патон создает в Киеве первый в мире Научно-исследовательский институт электросварки и изобретает метод автоматической сварки под слоем флюса, вошедшего в историю под названием «метод Патона».
Он внедрил электросварку в серийное производство железнодорожной техники и речных судов, и создал непробиваемый знаменитый «патонов шов», укрепивший броню наших танков, самолетов и кораблей в годы Великой Отечественной войны.
Производственные отношения между институтом электросварки и Уралвагонзаводом стали складываться еще до войны, в 1938 году, когда коллектив тагильских вагоностроителей обратился к сотрудникам института с просьбой разработать проект установки и технологии автоматической сварки продольных балок большегрузных железнодорожных платформ.
Может быть, поэтому, когда в начале Великой Отечественной войны перед руководством Института электросварки встал вопрос о месте эвакуации, его директор Е.О.Патон, не раздумывая, выбрал Нижний Тагил.
В августе 1941 года Институт разместился на территории Уральского вагоностроительного завода, чье мирное производство, в связи с начавшейся войной, в считанные месяцы было перестроено под выпуск боевой техники.
В сентябре-октябре 1941 года в бывших вагоносборочных цехах завода начинают размещать оборудование эвакуированного из Харькова танкового «Завода имени Коминтерна». С этого момента Уралвагонзавод превратился в Уральский танковый завод, проходивший по отчетным документам военного времени, под кодовым названием – Завод № 183.
Производство новых средних танков Т-34 ставится на поток. Вот где понадобились разработки и знания научных сотрудников Института электросварки.
Под руководством директора Института Е.О.Патона на заводе начинает активно применяться автоматическая скоростная сварка в поточном производстве танков. Благодаря этому, с мая 1942 г. на заводе начинает действовать первый в мире танковый конвейер, оборудованный сварочными аппаратами скоростной сварки (АСС), прозванных «патонами».
Как показало время, автоматизированная сварка не только увеличивала в восемь раз производство боевых бронированных машин, но и оказалась во много раз прочнее ручной сварки. Причем новый метод не сразу был принят рабочими, поэтому Е.О.Патону потребовалось приложить немало усилий, чтобы убедить их перейти от ручной сварки к автоматической.
В качестве аргумента академик предложил вблизи города, на полигоне провести испытания корпуса танка, на одном из бортов которого швы были сварены вручную, на другом – автоматом под флюсом.
«Танк подвергся жестокому обстрелу из орудий с короткой дистанции бронебойными и фугасными снарядами. Первые же попадания снарядов в борт, сваренный вручную, вызвали солидные разрушения шва, – вспоминал Е.О. Патон. – После этого танк повернули, и под огонь попал второй борт, сваренный автоматом. Стрельба велась наводкой с ничтожного расстояния. Семь попаданий подряд! Наши швы выдержали, не поддались».
Так называемый «метод Патона», то есть, автоматическая сварка под слоем флюса, разработанная еще в 1939 г. получила широкое применение в цехах Нижнетагильского танкового завода, и не имела аналогов нигде в мировом производстве. Это отмечали даже гитлеровские инженеры, признавая, что сварочные швы русских танков гораздо прочнее немецких. Уральские рабочие называли их «патоновы швы», добавляя с гордостью «прочнее, чем сама броня!»
За огромный вклад в производство военной техники, в укрепление обороноспособности страны и вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков сотрудники Института электросварки получили правительственные награды, а его директор, Е.О.Патон, в 1942 году был награжден боевым орденом Красной Звезды, а в 1943 году был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.
Под руководством Евгения Оскаровича Патона институтом была создана упрощенная сварочная головка, открывшая дорогу автоматизированной сварке не только на танковых, но и на десятках артиллерийских и авиационных заводах.
Уральцы, тагильчане, уралвагонзаводцы, все кто работал тогда с Патоном, запомнили его статным, мудрым и седоусым старцем, которого с теплотой и почтением называли «наш Академик», «Академик Патон» или даже «дедушка Патон». Это не удивительно, ведь Евгению Оскаровичу, когда началась война, исполнился 71 год!
Достаточно вспомнить, что большинство работников танкового завода, кто осваивал автоматическую систему скоростной сварки, были подростками 12–14 лет. Патон с теплотою их называл «мой механизированный детский сад», и к каждому мог найти доброе слово, дать совет, а в качестве награды отыскивал гостинец – кусок хлеба или сахара, сэкономленные от скудной продовольственной карточки.
Для них Академик с мировым именем, которого они видели ежедневно на заводе, которого любили и уважали, он был настоящим дедушкой – «дедушкой Патоном». Именно таким он и вошел в историю нашего города, в историю Уралвагонзавода.
Несмотря на то, что Институт электросварки в 1944 году вернулся в Киев, связь с Уралвагонзаводом он сохранял еще долгие годы.
Сам Евгений Оскарович до конца своих дней, в 1953 году, с теплотой продолжал вспоминать уральцев, приютивших институт, вместе с которыми мерзли, недоедали и недосыпали, но делали одно общее дело – великое дело в борьбе за независимость нашей Родины.
Раньше наша родина не делилась на Россию или Украину, она была одной, единой и неделимой. Тысячи украинцев, из Харькова, Киева, Мариуполя, Николаева трудились на Уральском танковом заводе, и ни у кого тогда не возникало вопроса, кто из них – украинцы или русские – внес больший вклад в создание танка Т-34. Это было одним общим делом и общим достижением, где сплелись знания, мысли, опыт и труд советских людей.
Трудно себе представить, как бы ответил на поставленный выше вопрос академик Патон – потомственный русский дворянин, с европейским образованием, стремившийся в Россию, чтобы строить мосты, ставший впоследствии президентом Украинской академии наук – нас бы просто не понял.
Когда он стал заниматься научным изучением электросварки, его жизненный девиз как инженера-мостостроителя: «Не рядом, а вместе!», приобрел еще большую значимость и силу.
Евгений Оскарович Патон всю свою долгую наполненную свершениями жизнь посвятил налаживанию мостов и соединению частей в единое целое. За что ни брался Патон, он соединял – будь то берега рек или листы броневой стали, и соединял на века. Вот потому у нас тогда всё получилось и потому танки наши были самые лучшие и народ самый твердый и непобедимый. Слова великого человека всегда останутся актуальными, а в наше непростое время «патонов шов» очень бы пригодился.