ПОЭТ ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ

В СТРАШНОМ СОРОК ПЕРВОМ НА УРАЛЕ…

В сборнике: Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории. Сборник научных статей. Под общей редакцией С.А. Минюровой, Ю.И. Биктуганова, М.В. Богинского. 2020. С. 271-275.

Карфидов Алексей Николаевич,
старший научный сотрудник, ГАУК СО «Невьянский государственный историко-архитектурный музей»; 624192, Свердловская обл., г. Невьянск, ул. Комсомольская, 21; e-mail: metodic@museumnev.ru

В 1981 году была опубликована поэма Евгения Евтушенко «Непрядва», посвященная Куликовской битве [3]. Одна из глав этой поэмы описывает трудовой подвиг уральцев в годы Великой Отечественной войны. Написана глава по личным впечатлениям и материалам, собранным Е. Евтушенко во время его поездки по Уралу летом 1976 года.

В течение нескольких лет Евгений Александрович обдумывал замысел поэмы о металлургах. «Меня всегда интересовала большая индустрия, – признавался поэт. – В 1955 году я впервые побывал на крупном металлургическом комбинате и вот с той поры, как говорят, «тянет» к металлу. Мне захотелось написать о труде и жизни рабочего класса».

Материал для поэмы Евгений Евтушенко рассчитывал найти в посещении промышленных гигантов и старинных предприятий Урала, на которых зарождалась слава местной металлургии, во встречах с рабочими-металлургами. «Урал – белое пятно на карте моих странствий, – рассказывал Евгений Евтушенко в интервью газете «Тагильский металлург». – Как-то так случилось, что, исколесив и исходив почти всю нашу Родину, побывав в различных уголках Земли, я почти не бывал в этой удивительной стране с кратким названием “Урал”» [2, с. 4].

Почему «почти не бывал»? Поэт дважды соприкасался с нашим краем, но полноценным знакомством эти поездки назвать трудно. Суровой зимой 1941 года, добираясь из Москвы к бабушке на станцию Зима, восьмилетний мальчик Женя пел на перроне свердловского железнодорожного вокзала – а люди давали ему хлеб.

Второй раз начинающий тогда поэт побывал в Свердловске в 1959 году в составе группы литераторов, но времени для знакомства с городом и его жителями не было. Поездка 1976 года должна была стать его первым настоящим знакомством с Уралом.

Уральский маршрут поэта охватывал старинные и современные центры металлургии края – Челябинск, Миасс, Златоуст, Магнитогорск, Свердловск, Невьянск, Нижний Тагил. В поездке Евгения Александровича сопровождал восьмилетний сын Петя. А в Свердловске к ним присоединился ответственный секретарь областной писательской организации поэт Лев Сорокин [1, с. 3].

Субботним утром 14 августа Евгений Евтушенко с сыном и Лев Сорокин прибыли в Невьянск, бывшую «демидовскую столицу» горного края. Поэт побывал в цехах механического завода, где его сопровождал директор предприятия В. В. Хохонов. Затем посетил заводской музей, с экспозицией которого его познакомила директор музея Н. А. Силина [7, с. 2].

Мне довелось несколько раз беседовать с Ниной Александровной незадолго до ее выхода на заслуженный отдых и последовавшего затем ухода из жизни. Однажды речь зашла и о Евгении Евтушенко.

По словам Нины Александровны, за тридцать лет ее работы в музее побывало много почетных гостей завода, но такой неподдельный интерес к невьянской истории у своих экскурсантов она видела всего лишь несколько раз. При этом поэта заинтересовала не столько история заводовладельцев Демидовых, создавших в крае «горную державу», или тайны знаменитой наклонной башни, как это часто бывает, а тема Великой Отечественной войны.

Евгений Александрович с интересом рассматривал снаряды, которые выпускали на заводе в военные годы. Особенно его внимание привлекла старая потертая фотография с изображением заводского митинга 1943 года, где в первых рядах стояли рабочие военных лет – подростки, с недетским вниманием и волнением слушая выступление оратора.

По словам Нины Александровны, Евтушенко настолько был впечатлен этим снимком, что попросил сделать ему копию, которую намеревался использовать на съемках фильма о своем военном детстве (этот фильм под названием «Детский сад» вышел в 1983 году).

Побывал поэт и в знаменитой наклонной башне Демидовых. Экскурсию по башне провел заводской рабочий Александр Саканцев, незадолго до этого сумевший восстановить старинные башенные часы-куранты, от чего отказались именитые реставраторы [7, с. 2].

Во второй половине дня Евгений Евтушенко из Невьянска отправился в Нижний Тагил. Предваряя его приезд, газета «Тагильский рабочий» писала: «сейчас, работая над новой поэмой, посвященной металлургам, Евгений Евтушенко знакомится с жизнью индустриального Урала. Он уже был гостем челябинцев и сталеваров знаменитой Магнитки. Оттуда путь его лежит к нам в Нижний Тагил. Он осмотрит достопримечательности города, побывает в цехах металлургического комбината, а завтра в помещении цирка состоится творческий вечер поэта» [6, с. 4].

В Нижнем Тагиле Е. Евтушенко посетил цеха металлургического комбината, доменный цех завода имени Куйбышева, встретился, как тогда говорили, со знатными людьми комбината. Среди них была первая в мире женщина-горновая Фаина Васильевна Шарунова, вставшая в годы войны к доменной печи.

На следующий день в помещении Нижнетагильского цирка прошел творческий вечер поэта, посетили который сотни тагильчан [7, с. 4]. Вечером этого же дня Евтушенко вернулся в Свердловск.

В конце августа на Свердловской киностудии прошли съемки документального фильма для местного телевидения «Наши гости. Евгений Евтушенко» [9]. Сюжет был построен в виде интервью, которое у знаменитого поэта взял его коллега по поэтическому цеху Лев Сорокин. На записи фильма Евгений Александрович еще раз отметил, что увиденное на Урале очень его впечатлило.

В интервью газете «Вечерний Свердловск» Е. Евтушенко рассказывал о замысле своей новой поэмы: «Я задумал большую вещь о сегодняшнем дне рабочего класса… Возможно, я назову ее «Куликово поле». На Куликовом поле (я был там в этом году) началось возрождение Руси. Уже тогда наши воины оборонялись щитами, выкованными русскими кузнецами, первыми металлургами-кустарями. Великая Отечественная была столь же великим испытанием, и щит, закрывший Родину от фашизма, был выкован на советском Урале» [5, с. 4].

Поэму, получившую в результате название «Непрядва», Евгений Евтушенко представил уральцам в апреле 1981 года, во время следующего приезда в наш край.

На выступлении в киноконцертном театре «Космос» Евгений Александрович рассказал о прошлой поездке по Уралу, вспомнил, как в местных музеях видел «незабываемые для него экспонаты времен Великой Отечественной» [6, с. 4], благодаря чему родились строчки, вдохновленные общением с нашими земляками.

Одна из глав поэмы целиком построена на уральском материале:
В страшном сорок первом на Урале
из детей рабочих набирали.
Бросив деревянные наганы,
делали снаряды мальчуганы.
И в свои пятнадцать и тринадцать
каждый был Димитрий Сталинградский.
Были на учете в главном штабе
внуки Пересвета и Осляби.
Только вот не вышли ростом внуки –
до станков не доставали руки.
Может, по звонку Верховной Ставки
у станков им ставили подставки.

Как на деревянном пьедестале,
дети на подставках вырастали.
Из отходов пиломатерьяла
памятник эпоха сотворяла.
На Урале видел я в музее
пьедестал такой на бумазее.
«Кто стоял на нем?» – спросил я тихо.
«Как тогда шутили мы – станчиха.
Было ей тринадцать, а стояла.
На своем, чертовка, настояла.
Делала снаряды, и толково.
Звали ее Поля Куликова».
Проступила Русь рублевским ликом
в этом совпадении великом.
Полю я искал, шепча шагами:
«Мы еще оденем вас шелками».
Около детсада заводского
шла с авоськой Поля Куликова,
и консервы стукались ребристо –
все сплошные «Завтраки туриста»,
и волос ее седые прядки
обмелели, как вода в Непрядве.
Но когда завидела внучонка,
стала, как снарядница-девчонка,
с ним играя голосом и взглядом,
словно с теплым новеньким снарядом… [8]

Димитрий Сталинградский, который упоминается в тексте – это московский князь Дмитрий (Димитрий) Донской, возглавлявший русские отряды в Куликовской битве. Пересвет и Ослябя – два монаха-отшельника из Троице-Сергиевой Лавры, сопровождавшие князя по благословению Сергия Радонежского и принимавшие участие в сражении.

Но более всего меня заинтересовало имя главной героини этого отрывка – Поля Куликова. Пытаясь отыскать хоть какие-то сведения о ней, я обращался в музеи, архивы, библиотеки, на предприятия Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Челябинска, к музейщикам и краеведам, к уральским поэтам, знавшим Евтушенко и общавшимся с ним, но следов Поли так и не нашел…

Как известно, автор имеет право на вымысел. Скорее всего, это имя выдумано поэтом из-за созвучия месту битвы – полю Куликову. Но прототип у Поли Куликовой все-таки был – это десятки и сотни уральских заводских девчонок, наравне со взрослыми приближавших Победу!

Фото Поэт Евгением Евтушенко, с сыном, возле заводоуправления 15 августа 1976 года., вечером в цирке состоялся его концерт. В газете «Тагильский рабочий» за 14 и 17 августа 1976 г была опубликована информация.

 

Библиографический список

1. Для встреч с рабочим краем // Уральский рабочий. – 1976. – № 193.

2. Евг. Евтушенко – гость металлургов // Тагильский металлург. – 1976. – № 90.

3. Евтушенко, Е. Непрядва / Е. Евтушенко // Евтушенко Е. Собрание сочинений. – Москва : АСТ, 2003. – Т. 6. – 624 с.

4. Евтушенко, Е. Поэта вне народа нет / Е. Евтушенко // Тагильский металлург. – 1976. – № 91.

5. Лобанцев, Ю. Урал – к поэзии пролог / Ю. Лобанцев // Вечерний Свердловск. – 1976. – № 193.

6. Матафонова, Ю. Пусть родятся уральские строки / Ю. Матафонова // Уральский рабочий. – 1981. – № 81.

7. Ханипова, Н. С. Евтушенко на заводе / Н. С. Ханипова // Трудовая вахта. – 1976. – № 73.

8. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 1105. Оп. 2. Д. 91.