Тагильский рабочий — №120 (23764)  Среда, 3 июля 2013 года

Отдыхать нельзя строить

Согласно документам территориального планирования, 50 метров от берега Тагильского пруда вглубь старой Гальянки – водоохранная зона, 20 – прибрежная защитная полоса. Последняя освобождается от застройки. По логике, берег пруда – это достояние всех тагильчан и может использоваться как место для отдыха.

Но так ли это на самом деле? Чтобы ответить на вопрос, мы решили проинспектировать территорию на катере. Сопровождать нас согласилась Ольга Мякишева, главный специалист отдела градостроительного планирования управления архитектуры и градостроительства администрации города. Маршрут – улицы Береговая-Ударная, Бригадная, Водная.

С катера участки видны как на ладони. Многие из них огорожены забором до самого берега. У воды стоят бани, организованы персональные зоны отдыха с местами для принятия солнечных ванн, распаханы огороды (что тоже запрещено).

На газонах припаркованы машины, хотя в границах водоохранной зоны разрешается стоянка автомобилей только на асфальтированных площадках с отводами талой и дождевой воды в канализацию. Однако никто об этом не задумывается.

Далее огибаем мыс и берем курс на улицу Фотеевскую. Картина не меняется.
— А раньше по берегу любой мог пройти, — между делом говорит Владимир Александренко, начальник Нижнетагильской поисково-спасательной службы, управляющий нашим катером.

Подъезжаем к добротному причалу дома № 9а, знакомимся с хозяйкой. Татьяна живет здесь всего четыре года, о зоне общего пользования слышит впервые. Но обещает «прозондировать» тему. С нашими доводами насчет недопустимости строительства причала она соглашается частично:
— Я все понимаю, но ведь к воде должен быть спуск?!
— Значит, ничего убирать не будете?
— Конечно, нет. Посмотрите вокруг. Плотики стоят по миллиону лет, а вон те построили три года назад, другие – в этом году.
— Земля оформлена?
— Да.
— Прямо до самого берега?
— Нужно у мужа спрашивать. Я знаю, что это водоохранная зона, но у нас приватизация сделана.

Отчаливаем.
— Как же это может быть? — спрашиваю у Ольги Мякишевой.
— В 20-метровой зоне жилые участки в собственность вообще не предоставляются. Но здесь историческая застройка. У некоторых хозяев есть старые документы. Если мы пытаемся как-то «урезать» участок для приватизации в соответствии с Водным кодексом, они обращаются в суд. Судья может принять сторону граждан.

Впрочем, причалы – еще цветочки. У соседей Татьяны (Фотеевская, 11) планы куда грандиознее. На берегу отсыпан аля пляж, не хватает зонтиков и шезлонгов. Тяжеловесный особняк обнесен
плитами, но даже за ними не скроется техника для забивания свай.
— Забьет сваи глубоко, поставит хорошую баньку… — полушутя произносит Владимир Александренко.

Было бы смешно, если бы не было так печально, как говорится у нас в народе. Жители Фотеевской жалуются, что окрестный берег начал разрушаться. Согласовано ли здесь строительство с управлением архитектуры и градостроительства администрации города? Вероятнее всего, нет.

Водный кодекс, между тем, указывает, что в границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство и реконструкция. Тут уж ничего не поделаешь. Другое дело, что такие объекты должны быть оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод. Стоимость установки, к примеру, локальных очистных сооружений сегодня достигает 400 тысяч рублей. Соблюдать законодательство в этой части не каждому по карману, предпочтительнее отделаться штрафом.

Улицей Фотеевской наш объезд, к сожалению, закончился. Нам не удалось попасть за Муринские пруды.
— В двух километрах от Руша начинаются заводи. Там все осокой затянуто, — поясняет Владимир Александренко.

За Муринскими прудами (урочище «Нива») предприимчивые горожане уже начали возводить дачи, имея на руках свидетельство собственности только на полевые участки. Суд вынес решение о сносе домов, но оно пока не выполняется. Так же дело обстоит и с захватом территорий вблизи Тагильского пруда.

В том, что рекреационная зона исчезла за заборами частных территорий, возможно, виноваты и сами
тагильчане. От разгульных компаний и той помойки, которую оставляют после себя отдыхающие, так и хочется отгородиться. Словом, вопрос, где в заголовке поставить запятую, пока повис в воздухе.

Анастасия ВАСИЛЬЕВА.
Фото  Николая АНТОНОВА