ТАГИЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ СДЕЛАЛ БОЛЬШОЙ ШАГ ВПЕРЕД

Тагильский рабочий — Четверг, №79 (24530) 13 июля 2017 года.

очевидное — невероятное

Едем на трамвае!

Как сокращение интервалов движения
может повлиять на приоритеты пассажира

Настоящий «тектонический» сдвиг происходит в пассажирском транспорте Нижнего Тагила: трамваи привычно ходят строго по графику (если не форс-мажорные обстоятельства), только вот пассажирам зубрить это расписание, открывающееся на сайте tagiltram.ru в виде столбиков со временем прохождения вагона через остановку, вовсе не обязательно.

Конечно, сейчас, в период летних ремонтов дорог и путей, когда временно что-то меняется, следить за новой информацией на сайте приходится, но, по крайней мере, на 12-м и 15-м маршрутах, не говоря уже о «десятке», вполне можно обойтись и без подсказки. И это действительно этапное достижение «Тагильского трамвая», ведомого его руководителем Игорем Темновым при поддержке главы Нижнего Тагила Сергея Носова.

Соратниками руководители-технари стали вполне логично. В городе десятилетиями копилась провинциальная отсталость и уже вроде бы вошла в норму, а тут «вдруг» что-то стало меняться: дороги, площади, места отдыха тагильчан… Тагил начал ориентироваться на лучшие образцы современной городской среды. И трамвай, у которого в Тагиле 80-летняя история и развитая сеть маршрутов, оказался востребованным.

Кстати, этот вид транспорта становится в мире поистине королем городов — экологически чистый, вместительный и завораживающий своим обликом: дизайнеры стараются изо всех сил, в том числе — в корпорации УВЗ. И, конечно, потерять трамвай было бы недальновидно. А ведь могли.

В 2011 году в городе вообще поднимался вопрос о закрытии в Тагиле трамвайного движения. Не закрыли, но от этого легче не стало.

Помню, как Игорь Темнов, умаявшийся за день от проблем, которым конца и края не видно, откровенно говорил:
— Были бы рады даже одному новому вагону!

Действительно, приходилось эксплуатировать физически и морально устаревшие усть-катавские трамваи еще из советской эпохи: с дырами в обшивке, с неплотно прилегавшими дверьми — ветер так и свистел…

И вот с 2013 года начал воплощаться в жизнь проект «Тагильский трамвай». Только в нынешнем году на тагильские пути встали сразу 30 новых, низкопольных в средней части, вагонов производства Уралтрансмаша (вдобавок к уже полученным ранее 35-ти). Они реально вышли на маршруты, для чего Игорем Темновым и его командой была проведена, не считая технической, огромная организационная работа.

И вот он, «тектонический сдвиг»: в расписание некоторых маршрутов можно особенно и не смотреть. В течение четверти часа, а то и меньше, трамвай придет и так!

Например, четыре года назад, в 2013-м, 15-й маршрут в час пик обслуживало восемь поездов с интервалом 11-12 минут, на 12-м было четыре поезда – они приходили на остановки раз в полчаса. Теперь на 15-й в час пик выходит 14 поездов (с 17-м маршрутом), интервал доводится в самые напряженные отрезки до 7-8 минут.

Восемь поездов с интервалом 14-15 минут курсируют на 12-м маршруте. Даже если не знаешь расписания, немного подождав, все равно уедешь на трамвае, например, с вокзала на Вагонку или на ГГМ. Конечно, на ситуации с тем же 12-м сказалось перераспределение вагонов с учетом временного закрытия движения на Красном Камне. И все же…

— Был сделан большой шаг вперед, когда на 15-м маршруте избавились от «обедов», — рассказывает руководитель городской общественной организации «Тагильчане за трамвай» Олег Козлов. — Шли к этому долго. В расписаниях были две «дыры». Интервал составлял в среднем 11-12 минут, но вагоны вставали на обед после утреннего и перед вечерним часами пик – примерно с 9 до 11 и с 13 до 15-ти. И трамвай с ГГМ обратно уже не возвращался – появлялась так называемая «дыра». Теперь на 15-м маршруте пассажиры не ощущают, что водитель и кондуктор ушли на обед: вместо них заступает подменная бригада, и вагон продолжает свою работу без простоев. Это дало стабильный интервал на протяжении всего дня.

Кроме того, вечером трамваи стали ходить дольше: подменный водитель днем работает за обедающего, а вечером докатывает смену утреннего водителя: это дает еще несколько рейсов. Если я знаю, что интервал — минут 11-12, естественно, это меня как пассажира устроит. А если я стою на остановке, а они там у себя чай пьют, и трамвай будет только минут через 20, например, зимой, это уже критично. Холодно!

Такое стало возможным и благодаря подготовке новых водительских кадров, чем настойчиво занимается руководство «Тагильского трамвая». Было бы еще больше водителей – еще бы уменьшили интервалы. Проблемы здесь остаются, но перемены налицо.

— Даже возвращаются те, кто работал раньше, — отмечает Максим Барсуков, соратник Олега по общественной организации. — Зарплата небольшая, но выплачивается стабильно. И если глава города в кратчайшие сроки сдержит обещание заниматься укреплением кадрового состава, что подразумевает и повышение зарплаты, то ситуация, в том числе с вагоновожатыми, должна улучшиться.

Вечером интенсивность движения электротранспорта в Тагиле пока что заметно ниже. Но, например, сойдя с электрички, в будни и в выходные можно доехать на 12-м до Пихтовых гор с вокзала примерно в 20 и в 21 час. Быстро добраться на Вагонку на маршрутке в это время бывает сложновато. А с Новой Кушвы до ГГМ последний трамвай отправляется в будни – в 22.29, в выходные дни – в 22.15. Словом, все, что в его нынешних силах, «Тагильский трамвай» для вечерних пассажиров делает.

Еще бы пути получше на проблемных участках. Лишние минуты в дороге тоже влияют на приоритеты пассажира. Но, может, это только нам в Тагиле кажется, что мы сделали почти невероятное? Вовсе нет. Тагильский опыт возрождения трамвая могут взять на вооружение в столице Урала. Нынешним летом трамвайный цех Уралтрансмаша посетила делегация администрации Екатеринбурга во главе с Александром Якобом.

Как рассказал тогда гостям генеральный директор предприятия Владимир Городилов, уралтрансмашевские трамваи, удобные для передвижения пожилых, а также людей с ограниченными физическими возможностями, эксплуатируются, например, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле…

Как отмечалось на встрече, в Свердловской области есть хороший пример обновления городской трамвайной сети – целевая программа «Тагильский трамвай», такая же нужна и Екатеринбургу. Да, наш электротранспорт за неполные четыре года изменился круто.

— Даже внешне видно: и молодежи стало больше ездить! Как-никак, и вагончики новые, и ходят они почаще. Ездить молодым именно в трамвае становится даже престижно, — констатируют работающие в тесном контакте с Игорем Темновым энтузиасты трамвая Олег Козлов и Максим Барсуков. — Перемены просто фантастические.

Владимир МАРКЕВИЧ.
Фото Елены  ПЕШКОВОЙ

КСТАТИ

Как сообщили в организации «Тагильчане за трамвай», со среды, ориентировочно на две недели, закрыто движение на линии Тагилстроя для проведения ремонта трамвайных путей, также остается закрытым движение трамваев по улице Победы, части улицы Космонавтов, поэтому будет невозможно движение электротранспорта и по всему проспекту Мира.

Вводится временный маршрут №16а «Новая Кушва – вокзал – пр. Ленина – ул. Островского – ВМЗ», закрывается временный маршрут №2 «Тагилстрой – пр. Ленина – ул. Островского».

С четверга, 13 июля, изменяется расписание утренних дежурных поездов. Расписание маршрутов 1, 12, 15, 17 остается прежним. Движение трамваев по улицам Фрунзе и Космонавтов до кольца ВМЗ пока сохраняется ориентировочно до 20 июля, после чего и этот участок тоже будет закрыт на ремонт.