АМАЛИЯ РОССАДОВИЧ В РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ УРАЛЬСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Весь ТАГИЛ — №27(50) четверг, 14 июля 2011 год.
Нижнетагильскому музею-заповеднику – 170 лет
«Распахнутая земля» Амалии Россадович
Для многих тагильчан старшего поколения имя Амалии Иосифовны Россадович связано с первым детским увлечением такой романтической наукой, как археология. Ведь именно к Амалии Иосифовне в краеведческий музей прибегали мальчишки и девчонки в 1950 – 1970-е годы с просьбой взять их на раскопки поселений и стоянок древнего человека.
И каково же было, в частности, и мое, тогда еще девчонки, удивление, когда свой рассказ о работе археолога Амалия Иосифовна начала с вопроса: «А делаете ли вы по утрам зарядку?» Силу воли, выносливость, крепкое здоровье – вот что, считала она, нужно иметь археологу помимо увлеченности и знаний.
А как вдохновляли ребят из кружка юных археологов научного общества учащихся рассказы Амалии Иосифовны об археологических исследованиях и научных проблемах, совместные поездки в экспедиции, когда «распахнутая земля» дарила новые находки и открытия!
Более 60 лет она отдала изучению древнейшего прошлого нашей страны, 40 из них – изучению Тагильского края.
Жизнь А. И. Россадович (13.01.1913 – 29.06.1994 гг.) не назовешь легкой и простой. Родилась она в Германии в городе Оффенбахе на реке Майне. С 1924 года проживала в Днепропетровске. Здесь окончила школу, затем педагогический техникум в городе Хортица Запорожского района. Работала учительницей в немецком селе Фроснланд-Джулановка, затем в городе Днепропетровске, а с 1933 года – в Киеве.
В 1934 году поступила на исторический факультет Киевского государственного университета. Лекции корифеев археологической науки П. П. Ефименко, Б. Н. Гракова, Л. М. Славина, В. Д. Блаватского, прослушанные в аспирантуре при Киевском университете, ежегодные раскопки поселений и стоянок, скифских курганов и грунтовых могильников стали солидной подготовкой молодого специалиста.
После окончания университета была принята в аспирантуру к профессору Л.М. Славину. Тема ее диссертации – «Скифы Каневского района Приднестровья», но работа над ней была прервана войной. Работала военным переводчиком и библиотекарем в госпитале 1568 на Кавказе. В 1945 году вернулась в Киев, участвовала в работе по восстановлению исторического музея.
Волна антисемитизма 1952 года прервала ее работу. Амалия Иосифовна решила переехать к мужу Якову Васильевичу Генку, который в июле 1941 года был отправлен в город Нижний Тагил и проработал в трудармии до 1953 года.
В Тагиле Амалия Иосифовна преподавала в школах города, а с 14 июля 1952 года и до конца дней являлась внештатным сотрудником Нижнетагильского краеведческого музея. Была руководителем экспедиций, исследовавших памятники археологии от стоянок эпохи неолита до металлургических заводов XVII-XVIII веков.
А.И. Россадович принимала живейшее участие в разработке проблемных вопросов уральской археологии – о периодизации истории первобытного общества на территории Урала, этногенезе угро-финских племен и русском заселении Урала о технике древней металлургии.
Итогом ее многочисленных исследований явилось создание карты археологических памятников Тагильского края, а также выставок и экспозиций в краеведческом музее. Причем в подаче археологического материала в экспозиции использовался метод наглядного представления, реконструкции древнего хозяйствования: не просто показ обработанного человеком камня или глины, а сам процесс изготовления каменных, глиняных, деревянных орудий и изделий и то, для чего они были предназначены.
После демонтажа старой экспозиции в 1986 году были сделаны фотографии с этих планшетов, и я, работая заведующей сектором учета Нижнетагильского историко-революционного музея, часто использовала их в лекциях в качестве наглядного материала к рассказу о жизни древних уральцев.
Раскопки А. И. Россадович таких памятников, как плавильные места на Лайском мысу, на горе Синей, Голом Камне, остатков болгарской домницы на реке Лебе, раскопки Ницинского, Долматовского и Каменск-Уральского заводов дали богатейший материал по истории металлургии железа от I тысячелетия до н. э. до XVII века нашего времени. Так постепенно археологические исследования Амалии Иосифовны раскрывали истоки уральской металлургии.
К сожалению, тесно сотрудничать с А. И. Россадович мне не пришлось. В конце 1960-х и в 1970-е годы я работала в лаборатории археологических исследований УрГУ и жила в г. Свердловске. Мы работали по хоздоговорам на новостройках (газопроводах, нефтепроводах) в разных областях Южного Урала и Западной Сибири.
Амалия Иосифовна же была археологом Нижнетагильского краеведческого музея и свои исследования на базе музея проводила в Свердловской области. Но она приезжала в университет, где делала доклады по истории уральской металлургии, и ее сообщения вызывали живейший интерес среди уральских археологов.
А. И. Россадович была настолько фанатично предана науке, обладала такой настойчивостью, напором и даром убеждения, что даже И. Г. Семенов, директор Нижнетагильского музея в 1968 – 2002 годах, несмотря на трудности в финансировании, всегда шел ей навстречу.
Увлеченности, трудолюбию и творческой активности Амалии Иосифовны можно только позавидовать. Ей было уже далеко за 70 лет, когда она, руководитель комплексной экспедиции, проводила раскопки мансийского селища XVIII в. в устье реки Выи на Лебяжинском поле. Там же, только на левом берегу реки Тагил, проводила рекогносцировочные раскопки Вогульского поселения Флора Григорьевна Зорохович, давний сподвижник Амалии Иосифовны во многих научных изысканиях.
Несколько слов хотелось бы сказать и о ней. Металлург, энергетик Нижнетагильского металлургического комбината и краевед по призванию души, Флора Григорьевна увлеченно занималась археологией Тагильского края, справедливо считая, что «археологические раскопки дают важнейшие данные, которых нет в архиве и которые не получить при опросе тагильчан».
Многие годы она, сотрудничая с музеем, делала металлографические анализы продуктов древней плавки железа, найденных в ходе полевых работ, тем самым уточняя и дополняя общую картину истории уральской металлургии.
Этих людей отличали их профессионализм и научный подход к решению проблем, исконная интеллигентность, доброжелательность к коллегам и молодежи. Поражает то, что, прожив долгую и сложную жизнь, пережив многие трудности, несправедливости, горести, эти люди сохранили удивительный оптимизм, страсть к своей работе, желание поделиться опытом и научить младших.
Амалией Иосифовной Россадович оставлен богатейший архив, с которым работают археологи и сотрудники музея. Много недоработанных и неопубликованных материалов – это задел на будущее для молодых исследователей.
Нина Крутских, старший научный сотрудник Нижнетагильского
музея-заповедника «Горнозаводской Урал»