КОЛЛЕКТИВУ УРАЛВАГОНЗАВОДА ПРИСВОЕНО ИМЯ ФЕЛИКСА ДЗЕРЖИНСКОГО
Машиностроитель — № 34 (11239) Пятница, 1 сентября 2017 год.
С 1921 по 1924 год Феликс Дзержинский был народным комиссаром путей сообщения. За полтора года он восстановил железные дороги, разрушенные в ходе Первой мировой и Гражданской войн, и в корне изменил ситуацию на них. В Наркомат путей сообщения он не побоялся привлечь специалистов, оставшихся с романовской эпохи, открытых монархистов, лишь бы дело двигалось. Под его руководством была восстановлена техническая база железных дорог, организована ритмичность их работы.
В те годы на железной дороге процветало взяточничество и массовое хищение грузов. Дзержинский решительно боролся с воровством, бесхозяйственностью, коррупцией. Был создан Трансплан, введена платность перевозок, внедрялись основы хозрасчета. Также был введен в действие новый устав железных дорог. В результате уже через два года железная дорога была не только восстановлена, но и рентабельна.
На посту председателя Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) с 1924 года Дзержинский принимал все необходимые меры для быстрейшего восстановления и дальнейшего роста промышленного производства, был организатором строительства новых заводов, в том числе вагоно- и паровозостроительных.
19 июля 1936 года в связи с 10-летием со дня смерти Феликса Дзержинского вышло Постановление ЦИК СССР, в котором говорилось о присвоении имени Дзержинского ряду предприятий, среди которых был и Уралвагонзавод. В честь этого события на Уралвагонзаводе состоялся митинг, где было принято решение отправить телеграмму с благодарностью правительству за высокую честь, оказанную заводу.
В газете «Вагоногигант» (сегодня – «Машиностроитель») от 22 июля 1936 года опубликован ее текст: «Москва. Наркому тяжелой промышленности тов. Орджоникидзе. Коллектив рабочих, инженеров, техников и служащих Уралвагонзавода сегодня с радостью узнал о присвоении Центральным Исполнительным комитетом СССР нашему заводу боевого славного имени тов. Феликса Эдмундовича Дзержинского… По примеру Феликса Дзержинского будем бороться за хозяйственный расчет, высокое качество вагонов и перевыполнение производственной программы».
Выпуски газеты «Вагоногигант» того периода пестрят заголовками: «Большая честь», «Оправдаем высокое доверие», «Чтобы с честью оправдать звание Железного Феликса».
В годы Великой Отечественной войны Уральский танковый завод носил имя Коминтерна, а в послевоенные годы – И.В. Сталина. Но в 1963 году рабочие обратились к правительству страны с просьбой вернуть Уралвагонзаводу имя Ф.Э. Дзержинского. Их пожелание было удовлетворено.
С 2007 года это имя стала носить научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». В честь Дзержинского назван и район Нижнего Тагила, где расположено предприятие.
Феликс Дзержинский – фигура в истории нашей страны неоднозначная. С одной стороны, он основатель и глава Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК), основоположник «красного террора» С другой – отличный хозяйственник, хорошо проявивший себя на руководящих постах в промышленности и заложивший основы индустриализации СССР.
По материалам Выставочного комплекса Уралвагонзавода и сети Интернет. Фото: Людмила Иванова.