ИНОСТРАННЫЕ РАБОЧИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ УРАЛВАГОНЗАВОДА

Весь Тагил — № 4 четверг, 19 августа 2010 г

Американские коммунары

Забытая страница советской эпохи

26 января 1932 года по решению Наркомтяжпрома СССР на работу в Нижний Тагил приехали члены интернациональной коммуны «Цемент».

Ее костяк составили финны, эмигрировавшие когда-то в Америку. К финнам, немцам, полякам, чехам присоединились безработные американцы, которые тогда, в период Великой депрессии, искали работу по всей Европе. Так и не найдя её, пускались за океан. Но и в Америке рабочих мест было гораздо меньше, чем рабочих рук. Их семьи почти бедствовали, когда до эмигрантов донёсся слух: «Квалифицированные рабочие и специалисты требуются в Советском Союзе».

И вот в 1930 году в Нью-Йорке 80 рабочих, инженеров и техников объединились в трудовую коммуну «Цемент». На последние средства купили инструменты, билеты на пароход и вместе с семьями отправились в далёкую, неведомую Россию.

Начинали в Нижнем Новгороде, на ударной стройке Автозавода. Коммунары, истосковавшиеся за несколько лет по работе, с жадностью взялись за дело. Они руководили бригадами столяров, кровельщиков, штукатуров, обучали строителей прогрессивным методам труда. К тому моменту, когда коммуну перевели в Нижний Тагил, большинство ее членов уже были членами ВКП(б).

На строительстве Уралвагонзавода иностранцы участвовали в социалистическом соревновании, завоёвывали звания ударников. Они делили с советскими людьми все трудности неустроенного быта. Такая награда, как ботинки и пара калош, вызвала бы усмешку у иностранных специалистов, работа которых в СССР оплачивалась валютой, но коммунары получали её с радостью.

С одним только не хотели мириться члены «Цемента» – с бестолковой организацией труда. Возмущались, если доски, щебёнку и другие материалы сваливали в кучу, где попало, а не выгружали в доступном и удобном месте. Они первыми на стройплощадке заговорили о культуре производства, и их поняли и поддержали.

Главным богатством коммунаров был технический опыт. Его не держали в секрете. Американский метод штукатурки, высокопроизводительный и экономичный, широко распространялся на стройках Нижнего Тагила. Чех Котен сам ставил всесоюзные рекорды кладки и обучил профессии каменщика многих разнорабочих. Сложное дело – заготовку ферм для перекрытий – освоила под руководством американца Эккерта бригада плотников. Прогрессивным методам строительных работ было обучено 500 рабочих Уралвагонстроя и 200 курсантов. За обучение рабочих и курсантов скоростным приёмам строительства «Цементу» не раз объявляли благодарность.

В Нижнем Тагиле коммуну возглавлял американский инженер Леон Эллис Сважиан. Он же исполнял обязанности главного инженера Уралвагонстроя.

В мае 1932 года ЦИК СССР наградил Сважиана орденом Ленина за особые заслуги в строительстве и пуске в эксплуатацию Харьковского тракторного завода. Для ускорения темпов строительства Леон Эллис Сважиан зимой 1932-1933 годов на Уралвагонстрое проповедовал теорию о возможности укладки бетона в мёрзлый грунт. Совместно с советским инженером-строителем С. И. Харитоновым проводил исследования в этой области.

В 1934 году впервые на строительстве ремонтно-механического цеха фундаменты бетонировали с помощью электропрогрева. Внедрение этой технологии позволило вести бетонные работы в суровых климатических условиях в течение почти полугодовой зимы.

На Уралвагонстрое работали и другие американские специалисты, не входившие в коммуну. Так, под руководством инженера Джонсона в московском Гипромаше были спроектированы все литейные цеха Уралвагонзавода. Он же осуществлял авторский контроль над их строительством в Нижнем Тагиле.

Профессор Томпсон в начале 1930-х был начальником технологического отдела Уралвагонстроя. Список американских инженеров, участвовавших в создании и освоении на УВЗ новейших для того времени технологий вагоностроения, можно продолжить.

Вдали от родины, на Урале, иностранцы не чувствовали себя чужаками. Они были активными участниками строительства крупнейших предприятий СССР в годы первых пятилеток, в том числе Уральского вагоностроительного завода.

Николай Тарасов, краевед.
Фото из архива музея истории УВЗ