НАТАЛЬЯ ГРЮНЕР ВНЕСЛА ОГРОМНЫЙ ВКЛАД В ИЗУЧЕНИЕ ФЛОРЫ ТАГИЛЬСКОГО КРАЯ

Весь Тагил — №33 (56)четверг, 25 августа 2011 г.

Нижнетагильскому музею-заповеднику – 170 лет

С рюкзаком и гербарной папкой

За 170 лет истории музея-заповедника в нем трудилось немало замечательных людей, талантливых ученых. Среди них можно назвать и Н.М.Грюнер (1910-1972 годы). Выдающийся ботаник-исследователь, она внесла огромный вклад в изучение флоры Тагильского края. Наталья Максовна была в числе тех, кого можно назвать «тагильчанами поневоле»: она оказалась в нашем городе по трагическим обстоятельствам. Но наряду с П. Э. Рикертом, О. Н. Бадером, А. И. Россадович и другими неустанно трудилась на благо Тагила, оставив в его истории заметный след.

Вероятно, будущая профессия Натальи Грюнер была предопределена еще до её рождения. Ведь родилась она в 1910 году в семье ученого агронома, а затем профессора и преподавателя института в Киеве. В юности у неё было много увлечений: после школы окончила курсы иностранных языков, брала уроки живописи. Но страсть к изучению растений оказалась сильнее.

В 1934 году она поступила на биологический факультет Ленинградского университета. Там в числе учителей были такие выдающиеся ученые, как академик В. Л. Комаров, автор многочисленных трудов по систематике и географии растений, Г. Д. Карпенченко, ближайший сотрудник Н. И. Вавилова, генетик, растениевед, географ, один из создателей учения о биологических основах селекции и мировых центрах происхождения культурных растений, и многие другие.

Годы обучения Н. М. Грюнер в университете совпали с обострившейся борьбой разных направлений в биологических науках. Этому способствовала деятельность Т. Д. Лысенко, получившего поддержку правительства и лично Сталина. Как и многое другое в это время, противодействие научных течений приобрело политический характер.

Это имело трагические последствия для науки и многих ученых, в том числе Н. И. Вавилова, его соратников и учеников. В их числе оказалась и Наталья Максовна Грюнер, которая после окончания университета в 1939 году работала в цитологической лаборатории созданного Н. И. Вавиловым Всесоюзного института растениеводства в качестве научного сотрудника.

Перед ней открывались большие перспективы в научно-исследовательской деятельности. Но уже в феврале 1940 года её уволили в связи с усилившимися гонениями на последователей Вавилова. Спустя двадцать лет она вспоминала, как во дворе на костре жгли книги Вавилова и его последователей-генетиков: «Страшнее зрелища я в своей жизни не видела».

Наталья Максовна была вынуждена уехать из Ленинграда, ей удалось устроиться на работу в научно-исследовательский институт масличных культур в Краснодаре. Но ненадолго. Грянула война. И уже в августе 1941 года Н. М. Грюнер как «лицо немецкой национальности» была выслана в Казахстан, где прожила пять лет, до 1946 года, в маленькой деревне Самарке. Сначала работала в колхозе, потом, с 1942 года, учителем английского языка в местной школе.

Казалось, путь в науку закрыт навсегда. Но неожиданно мелькнул луч надежды: в конце 1946 года она получила известие от брата, работавшего на Урале в Висимском заповеднике, об открытии там вакансии геоботаника. Н. М. Грюнер прошла по конкурсу и была принята научным сотрудником, в обязанности которого входило изучение флоры территории Висимского заповедника.

Вернуться в науку – это было великое счастье! Даже если и сохранялся прежний статус репрессированной, то есть человека с ограниченными правами, лишенного свободы передвижения. Вероятно, этим обстоятельством объяснялись такие черты характера Натальи Максовны, как замкнутость и даже суровость, о чем вспоминают те, кто общался с ней в повседневной, обыденной жизни.

Совсем иной, раскованной и счастливой, она становилась в лесу, на природе, которую любила горячо и преданно. «Только там я чувствую себя защищенной», – говорила Наталья Максовна. Эти слова были понятны тем, кто знал о её судьбе.

В Нижнетагильский музей Н. М. Грюнер пришла в 1950 году, после расформирования Висимского заповедника. Сначала работала экскурсоводом, а с 1952 года – заведующей отделом природы. Главной задачей Натальи Максовны в музее стало создание новой экспозиции отдела природы. Это требовало интенсивной научно-исследовательской, собирательской и организаторской деятельности. Наталья Максовна с энтузиазмом взялась за новое для неё дело – ведь это тоже была научная работа, хоть и в необычной, специфической форме.

Очень важно, что она встретила полное понимание и доброжелательную поддержку со стороны директора музея А. А. Саматовой, не побоявшейся принять находящегося «под надзором» репрессированного человека. Анна Акимовна сумела понять огромный научный потенциал нового сотрудника и неизменно поддерживала её замыслы.

Жила Наталья Максовна в самой скромной, можно сказать, аскетичной обстановке. Сначала ночевала прямо в музее, в отделе природы, на раскладной койке, а позже, благодаря А. А. Саматовой, получила маленькую однокомнатную квартиру, где жила вместе со старенькой мамой и маленьким племянником, которого взяла на воспитание из многодетной семьи брата.

Большое внимание, как и в заповеднике, Наталья Максовна уделяла экспедициям. Регулярно с рюкзаком за спиной и гербарной папкой уходила «на природу» в ближайшие или дальние окрестности города. Часто совсем одна, реже – в сопровождении кого-то из технических помощников или местных краеведов. Возвращалась поздно вечером, а нередко даже ночевала в лесу у костра.

Она прекрасно ориентировалась в лесу и, по её словам, никого и никогда не боялась. Экспедиционная работа Натальи Максовны была тесно связана с собирательской и экспозиционной деятельностью. За сравнительно небольшой срок работы в музее (с 1951 по 1960 годы) ею был собраны гербарии флоры нижнетагильской части Среднего Урала, коллекция насекомых и почв края.

Подлинной революцией стало создание Н. М. Грюнер новой экспозиции в отделе природы. Раньше это был один из самых отсталых отделов краеведческого музея. Крайняя бедность оформления усугублялась низким научным уровнем содержания, идеологизированном в характерном для того времени духе примитивного атеизма и «лысенковщины», господствовавших тогда в биологии. В экспозиции преобладали макеты и плакаты из учебных пособий, отсутствовал местный материал. 

Наталья Максовна начала свою работу с составления перспективного тематико-экспозиционного плана отдела. Старую экспозицию сняли и заменили новой, в содержании которой использовали достижения современной музейной науки – в том числе ландшафтный метод показа природной среды, позволяющий наглядно выявить характерные особенности природы местного края.

В центре зала размещались ландшафтные диорамы: «Таежный лес», «Сосновый бор», «Подгольцовый субальпийский пояс», «Водноболотный ландшафт», в которых компактно, в природной обстановке показывались типичные представители животного и растительного мира местного края. Их дополняли гербарные панно. Природные богатства края демонстрировала диорама в виде минералогической горки под заголовком «Урал – богатейшая кладовая нашей страны».

В результате был создан единый экспозиционный комплекс, который достаточно полно представлял природу Тагильского края. Новую экспозицию отдела природы высоко оценили как посетители музея, так и специалисты музейного дела, признавшие отдел природы Тагильского музея одним из самых лучших в стране.

Важную роль эта экспозиция сыграла в жизни музея, став образцом для составления перспективных тематико-экспозиционных планов и планов комплектования на научной основе. То же относилось и к составленной методической разработке экскурсии по экспозиции. На базе отдела проводились экскурсии, обзорные и тематические, организовывались занятия и семинары со студентами и преподавателями пединститута и работниками других музеев области. Н. М.

Грюнер всегда стремилась расширить круг своего научного общения. Она установила связи с рядом академических учреждений, в том числе Томским университетом, Уральским отделением Географического общества при Академии наук СССР.

Музейный период Натальи Максовны оказался исключительно плодотворным для её научно-исследовательской деятельности, она достигла значительных успехов в научных исследованиях. К научной деятельности Н. М. Грюнер, безусловно, можно отнести созданные гербарии растений Тагильского края, а также обобщение многолетних метеорологических наблюдений, позволившие создать для экспозиции отдела «Календарь природы местного края».

В 1961 году Н. М. Грюнер перешла на работу в Нижнетагильский педагогический институт, где также сыграла огромную роль в обучении будущих биологов, в приобретении ими навыков полевой и научно-исследовательской работы. Будучи строгим и взыскательным наставником, Наталья Максовна увлекала их своей огромной эрудицией, любовью к науке и своему делу. Студенты той поры с неизменной благодарностью вспоминают своего учителя. Память о Н. М. Грюнер живет в сердцах всех, кто её знал.

В знак благодарности за её заслуги в Нижнетагильском институте (ныне Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия) в 1994 году на биологическом факультете была учреждена именная стипендия, которая присуждается студентам, достигшим успеха в научно-исследовательской работе.

Татьяна Гуськова, доктор исторических наук.
Фото из архива.