ФЕДОР ШТОББЕ ПОЧТИ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА В ИСТОРИИ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ДРАМТЕАТРА

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАРОСТИ

75-летию Нижнетагильского драматического театра

Воспоминания Ольги Павловны Череповой по трудовой книжке  её работа в  театре с 1980 — 2020 гг. заведующая литературной частью

Из когорты великих стариков Нижнетагильского драматического самый заметный след в истории театра и города оставил Федор Генрихович Штоббе – человек-легенда, единственный у нас народный артист РСФСР, единственный тагильский актер, удостоенный звания «Почетный гражданин города», кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, награжденный медалями «За оборону Сталинграда» и «За оборону Кавказа».

«Каждая его роль интересна. А пластическое решение работ Ф. Штоббе может составить предмет специального изучения», — писал в «Вечернем Свердловске» Э. Муравьев. Вся жизнь Федора Генриховича может составить предмет специального изучения.

…Мальчишка из многодетной семьи, чтобы быть рядом с братьями, поступил в мореходку, но судьба быстро вывела его на нужную дорогу – в Архангельское театральное училище. До Армии он успел поработать в Сталинградском ТЮЗе, а едва надел солдатскую форму, как началась война. С первого дня и до победного мая от Карпат до Волги и обратно, через Польшу и Чехию к германской границе прошел связист саперной роты. В одной части с ним служила добровольно ушедшая на фронт вслед за мужем Анастасия Михайловна, в которую он был влюблен с первого класса.
Вместе они вернулись в мирную жизнь, вместе переезжали из Казани в Киров, а в 1961 по приглашению главрежа Б. Гронского — в Тагил.

В его творческом паспорте — роли полковников и слесарей, глупых испанских женихов и страшных фашистских майоров, директоров школ, заводов и председателя колхоза, Порфирия Головлева в «Иудушке», Земляники в «Ревизоре», Митрича во «Власти тьмы», Клешнина в «Царе Федоре…», Ведьмы в «Тайне Черного озера»

Когда он играл Луку в «На дне», то это о нем разгорелись споры на страницах городской газеты. Одни считали роль чуть ли не провальной: «Нельзя согласиться с тем, что Лука на сцене нашего театра вдруг вырос в человеколюбца»! А другие радовались свежести актерского и режиссерского решения: «Мне кажется, что артист верно трактует образ Луки. Я — за Штоббе». За Штоббе оказались и профессиональные зрители – члены жюри двух республиканских смотров, отметившие эту работу театра и артиста дипломами первой степени.

Когда он 20 лет играл золотопромышленника Засыпкина в «Золотой пыли» Д.Мамина-Сибиряка, его образ менялся вместе с новыми партнершами (Анисью с ним играли заслуженные артистки М.Полетаева, И.Высоцкая, актрисы В.Пикалова и Н.Соничкина), и при этом становился совершеннее и современнее (фото 4)

Когда Ф. Штоббе выходил в начале спектакля «Последние» и вопрошал: «Почему меня никто не встретил», хотелось бежать и немедленно встречать его Ивана Коломийцева, подхватывать шубу разгневанного отца семейства, подносить ему стакан воды. Я очень любила его в этой роли (фото 3)

Он жил жадно, взахлеб, и успел столько, будто в его сутках было 48 часов, как минимум. Его хватало на режиссерские опыты (он поставил 5 спектаклей), на сочинение поздравительных «од» партнерам и статей в газету. Он успевал пообщаться с друзьями, пройтись в выходной день на лыжах по Тагильскому пруду, «повоспитывать» дочь и сына, поострить, разыграть, похвалить. А еще — возмутиться, вмешаться, отстоять, добиться, помочь, выручить и даже и спасти. За каждым из этих глаголов стоит множество конкретных историй, которые я знаю. Но расскажу свои.

Накануне премьеры первого в нашем театре моноспектакля в первом опыте Театра в фойе Федор Генрихович попросил меня посуфлировать ему: «А вдруг забуду. А это же Шекспир»! Чувствуя ответственность перед Шекспиром, зрителями и, прежде всего, перед актером, я на каждом спектакле, с текстом наготове тряслась от волнения. Никакого «вдруг» не случилось ни разу. Но всегда после поклона Федор Генрихович благодарил меня так, будто это я только что, а не он один во всех лицах сыграл «Короля Лира» (фото 5)

Как-то он обрадованно сообщил мне, что я еду в командировку в Чехословакию в составе лаборатории театральных критиков (туда они с А.Щеголевым пристроили меня учиться профессии за несколько лет до этого). Я развела руками, а он понимающе подмигнул: «Дам я тебе денег. В долг. На год»

Однажды мы с Федором Генриховичем были на творческом семинаре в Ирбите. В воскресенье в рамках познавательной программы нас пригласили поехать в церковь смотреть архитектуру, а попали мы на пасхальную службу – это в начале 80-х! Минут через 10 он кивнул мне, показывая на выход. И мы пошли бродить по церковному кладбищу и беседовать о вечном и сиюминутном. То и другое касалось спектакля «Деревья умирают стоя», в котором Ф. Штоббе репетировал роль сеньора Бальбоа. В этой роли он последний раз вышел на сцену на гастролях в Ейске в 1984 году (фото 6)

Он был философ и оптимист, романтик и перфекционист. Все, за что он брался, он делал вдохновенно, мастерски. Или не брался.

Он тщательно и очень увлеченно гримировался, часто до неузнаваемости, как тогда было принято. И перед зеркалом меняя облик, входил в образ своего сегодняшнего героя. А когда театр задумал спектакль о Ленине, Ф.Штоббе командировали на «Мосфильм» и он брал уроки у легендарного художника-гримера В.Штракина.

Когда Ф.Штоббе — уполномоченный Свердловского отделения Всероссийского театрального общества вел собрание нашей «ячейки», то казалось, что нет дела на земле важнее деятельности ВТО.

Когда он сочинял и играл капустники, хохотали все, даже те, кого в них критиковали и высмеивали.

Когда он затевал футбольные, шахматные или теннисные турниры (в этом виде у Штоббе был I спортивный и I судейский разряды), в них участвовала чуть ни половина театра.

Когда у него у первого в коллективе появился фотоаппарат, то альбомы всех желающих пополнились его снимками театральных событий и случаев.

Он избирался депутатом городского совета, читал лекции от общества «Знание», преподавал в музыкальном училище историю кино и театра, готовил самостоятельные программы по стихам Маяковского, Есенина, военной лирике, побеждал с ними на Всесоюзных конкурсах и выступал перед рабочими и школьниками.

Он сыграл больше ста ролей на нашей сцене. О них писали тагильские журналисты, свердловские и московские театроведы. Сегодня, благодаря этим публикациям можно представить или вспомнить замечательного актера.

Талантом Федора Генриховича, его деятельностью и сердечностью согреты почти четверть века истории Нижнетагильского драматического театра.

Федор Генрихович Штоббе в спектакле «Последние» в роли Ивана Коломийцева.

 

Федор Генрихович Штоббе в спектакле «Деревья умирают стоя» в роле сеньора Бальбоа.

 

Федор Генрихович Штоббе в спектаклк «Король Лир»

 

Федор Генрихович Штоббе в роли Засыпкина в «Золотой пыли» Д.Мамина-Сибиряка.