ДЕМИДОВЫ КАК ПРОМЫШЛЕННИКИ И ПРОСВЕТИТЕЛИ

ЗНАЧЕНИЕ ДИНАСТИЙ В КУЛЬТУРЕ УРАЛА: ДЕМИДОВЫ КАК ПРОМЫШЛЕННИКИ И ПРОСВЕТИТЕЛИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ -№2, 2018 год Страницы: 83-86 Учредители: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Магнитогорск)

МАЛЕКО ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА — канд. филол. наук, доцент, кафедра права и культурологии, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск. 
 
Культура Урала прошла долгий и сложный путь становления, связанный с формированием и развитием опорного региона российского государства. Промышленность здесь стала той основой, которая определила специфику социокультурного пространства уральских земель [1].

На этих землях испокон веков селились рудознатцы, мастеровые, металлурги и крупные промышленники — заводовладельцы, в руках которых и было сосредоточено все существование черной и цветной российской металлургии.

Предпринимательская деятельность на Урале неотделима от истории династий: Строгановы, Зотовы, Нуровы, Баландины, Тарасовы и другие – только небольшая часть тех, кто находился у истоков строительства цивилизованного мира на уральских землях. Представление о династии здесь всегда отождествлялось с понятием о преемственности, которая выразилась в передаче традиций организации промышленного производства, а также в формировании определенной тактики накопления и распределения капиталов.

Семьи заводовладельцев, российских дворян, которым уральские земли были пожалованы высшей властью [6], внесли в культурное развитие Урала неоценимый вклад. Семейство Демидовых стало таким примером.

Никита Демидов – глава династии – знал все тонкости промышленного предприятия, прекрасно разбирался в процессе и технологиях производства металлургической продукции. Петр I пожаловал тульскому оружейнику Невьянский завод на Урале, а Демидов вложил в промышленное дело весь свой предпринимательский талант. Именно поэтому уральский предприниматель добился успеха, когда перед ним была поставлена задача государственной важности: обеспечить русскую армию оружием, созданным по европейскому образцу в условиях Северной войны, которую Россия вела со Швецией в 1700-1721 гг. Его первостепенной задачей была поставка оружия и боеприпасов для русской армии.

К оружию, производимому в России, предъявлялись жесткие требования: оно должно было стоить дешево, но превосходить по качеству все то, что производилось в Европе. Фактором, оправдывающим предпринимательский риск Демидова, было обещанное царем льготное налогообложение [7] и, как следствие, баснословные прибыли, составившие капитал, питавший затем многие поколения прославленной династии.

Таким образом, прибыли промышленника были получены законно, на основании строгого выполнения обязательств, вытекающих из заключенных с правительством договорных отношений. Для Никиты Демидова понятия «честь» и «честность» в делах государственных и государевых были определяющими, вся его деятельность на благо России проверялась этими понятиями.

Однако если Никита Демидов в своей предпринимательской деятельности ощущал полную меру ответственности перед царем и государством, то его ответственность перед рабочими, занятыми в металлургическом производстве, была ничтожной. Факты истории дают нам возможность понять, кто работал на заводах Демидова.

Известно, что крепостные крестьяне были привезены им на уральские заводы из Тулы, где и было изначально организовано и поставлено демидовское оружейное дело. Но последние стоили денег, а потому заводчики старались найти таких рабочих, за которых не нужно было платить: беглых крестьян и солдат, раскольников, пленных шведов, каторжников [6]. Эта категория рабочих позволяла получать максимальные прибыли, так как их труд не оплачивался, об их здоровье заводчики не заботились, вовлекая бесплатную рабочую силу в самые вредные и тяжелые производственные процессы.

Сохранились сведения о том, что заводовладельцы Демидовы всегда платили рабочим мало, часто обсчитывали приписных крестьян, которые выполняли подсобные, неквалифицированные, самые тяжелые и грязные работы. Специалистов же они ценили высоко, гораздо выше, чем на других уральских заводах. Именно такое отношение к производству и людям, занятым на нем, оставляло Демидовых в выигрыше.

Никита, а затем и Акинфий Демидов отыскивали и собирали талантливых мастеров любыми способами: принимали у себя беглых и тех, кто пришел с других заводов, старались выпросить у губернаторов и горных уральских начальников, переманивали у своих конкурентов, выкупали за большие деньги иноземцев или просто воровали специалистов с других заводов.

В результате такого предпринимательства уже в первой трети XVIII века на Невьянском заводе находилось двести пятьдесят квалифицированных работников, среди которых были и мастера, и подмастерья. Невьянск служил своеобразной базой для подготовки специалистов на другие уральские заводы Демидова.

Дисциплина на заводах Урала всегда была жесткой. Наказания для провинившихся рабочих были самыми тяжелыми: работа в цепях, деревянных колодках, порка плетьми и т.п. О жестокости Демидова-заводовладельца ходили легенды [4].

Именно поэтому данную сторону деятельности Демидова сложно соотнести с процессами становления и формирования культуры промышленного предпринимательства. Скорее наоборот, подобные явления выглядят как средневековая дикость, хотя они имели место быть в России, которая в петровскую эпоху уже вставала на путь Просвещения.

Показательно и негативное отношение к промышленным предприятиям, которое формировалось в среде простых рабочих. Так, уральские заводы Демидова считали каторгой, местом отбывания постоянных повинностей, с них старались бежать целыми семьями, чтобы найти избавление от тяжких мучений. Эти типично феодальные отношения заводчика и рабочих были характерны именно для российской промышленности тех лет.

Важно учесть и тот факт, что сами заводы Никиты Демидова представляли собой вполне сложившееся капиталистическое производство. Его ответственность перед государством и полное презрение к рабочим создавали противоречивую картину развития предпринимательства на Урале, которое в этой своей части с трудом можно считать составляющей новой российской культуры, стремящейся к развитию по западным образцам.

С другой стороны, анализируя данную проблему, можно понять, какой сложный путь прошло формирование культуры промышленного производства за весь период существования России: от петровских времен и до наших дней [2].

Умный и тонкий стратег в освоении и создании всего нового, Никита Демидов был истинным патриотом и составил славу своему Отечеству. Его дело не закончилось лишь одним производством чугуна и металла. Для Никиты Демидова промышленная деятельность всегда опиралась на достижения в науке, которые самим предпринимателем всячески поощрялись. «Минералогическая коллекция» Генкеля, приобретенная им за границей, способствовала становлению всей русской минералогии, постоянно пополнялась в Тагиле уральскими и сибирскими минералами и даже дала возможность обучаться основам минералогической науки и горному делу М. В. Ломоносову [4].

Впоследствии эта коллекция была передана в дар Московскому государственному университету сыновьями уральского промышленника.

При Никите Демидове в юго-западной части алтайских гор было открыто свыше 30 рудных месторождений, в том числе Змеиногорское, из руд которого было получено первое российское серебро. Уже тогда на Урале были открыты месторождения меди и золота [3].

По инициативе и при материальной поддержке Никиты Демидова велись археологические раскопки в сибирских курганах, где были обнаружены золотые изделия кочевников, преподнесенные впоследствии в дар Петру I. Несомненно, что в задачи предпринимателя входило и повышение уровня образованности населения Урала, для чего и произошло открытие первой «цифирной школы» в Невьянске. В ней могли обучаться дети рабочих и мастеровых, что было особенно важно для повышения образованности населения Урала, где невежество и безграмотность были повсеместной проблемой, собственно, как и для всей России вплоть до рубежа XIX-XX веков [5].

Период активной деятельности Никиты Демидова пришелся на те годы, когда строилась северная российская столица – Петербург. В этом грандиозном проекте уральский промышленник сумел оставить свой след. Сейчас известен тот факт, что по заказу императора он поставил более восьмидесяти тысяч пудов чугунных и железных фонтанных труб, изготовленных невьянскими мастерами для Летнего сада и Петергофа. Уральские трубы были использованы и при строительстве дворцов в Петербурге и Ревеле [4].

Поставки для государственных ведомств он осуществлял по самой низкой стоимости. Так, в 1721 году, значительно понизив по сравнению с другими подрядчиками цены, он взялся за поставку Адмиралтейству корабельного леса из Казанской губернии [4]. Такое мероприятие было особенно важно для главного управления русского флота. И это далеко не полные сведения о прогрессивной деятельности уральского предпринимателя.

Все эти факты истории бурной деятельности уральского заводовладельца Никиты Демидова свидетельствуют о том, что его предпринимательство было основой для постоянного развития российского государства, науки, образования, градостроительства и культуры. Во всем этом нашел глубокое выражение истинный патриотизм уральского промышленника, история которого дает нам уникальную возможность изучения особенностей формирования предпринимательской культуры в контексте развития всего российского государства [2].

Продолжателями дела Никиты Демидова стали его потомки. Так, сын Никиты Демидова – Акинфий Никитич построил на Урале девять заводов, открывал все новые рудники и получил вместе со своими братьями потомственное дворянство [7]. Одновременно он являлся человеком, который заботился о просвещении населения уральского края: открыл Тагильское училище, школы при заводах для детей мастеровых и рабочих. И хотя сам он чаще жил в Москве, славу ему составила деятельность мецената и просветителя – любителя книг.

Таким образом, мы можем утверждать, что развитие культуры Урала во многом осуществлялось в рамках интересов прогрессивных дворянских династий, имеющих прогрессивные взгляды, сформировавшиеся под влиянием идей европейского Просвещения.

Не менее славным в истории России было и третье поколение Демидовых: сыновья Акинфия — Прокопий Акинфиевич, Григорий Акинфиевич, Никита Акинфиевич. Все они владели заводами на Урале [7], но часто жили в столицах. В этом поколении не все представители семейства были знатными металлургами, до тонкостей понимающими промышленное производство.

Внуки Никиты Демидова владели его наследством, постепенно отходя от промышленных дел. Их славу составило, прежде всего, дело Просвещения: покровительство искусствам, наукам, обустройство учебных заведений и новое строительство в российском государстве.

Прокопий Акинфиевич Демидов являлся действительным статским  советником, управлением уральскими заводами он не занимался, поскольку жил в Санкт-Петербурге или Москве [7]. Этот представитель разветвленной династии вошел в историю своими чудачествами и сложным самодурным характером. Сложная и неординарная личность Прокопия Демидова обратила на себя внимание русского художника Д.Г. Левицкого, который, создав портрет заводовладельца, точно подметил черты его неоднозначного характера.

Громадные богатства сделали Прокопия Акинфиевича одним из значительнейших общественных деятелей и благотворителей. На один только Московский воспитательный дом им было пожертвовано более одного миллиона ста тысяч рублей. Он учредил петербургское коммерческое училище, в которое вложил двести пятьдесят тысяч рублей.

Прокопий Демидов, не задумываясь, жертвовал на народные училища, на поддержку русской армии в русско-турецкой войне, Московскому университету на выплату стипендий неимущим студентам, на здание самого Московского университета. Прокопий Акинфиевич живо интересовался ботаникой и биологией, а потому развел в Москве ботанический сад и собственной рукой написал трактат «Об уходе за пчелами», который был опубликован в 60-е годы XVIII века.

Его пожертвования продвигали развитие русской культуры, а суммы этих пожертвований были огромны! Сама Екатерина II благожелательно относилась к делам Прокопия Акинфиевича Демидова, на многие его чудачества закрывала глаза и вела с заводовладельцем светскую переписку, выделяя его заслуги среди деяний других подданных.

Григорий Акинфиевич Демидов, как и его родной брат, заводами не интересовался [7].
Правда, в начале XVIII века он жил в Соликамске, где создал один из первых в России ботанических садов. Интерес к ботанике и растениеводству был для Демидовых фамильным увлечением. Известно, что Григорий Акинфиевич вел переписку с европейскими учеными. Такое общение и приобщило Григория Демидова к просветительским идеям, которые он всей душой стремился реализовать в России.

Главным продолжателем дела Демидовых в третьем поколении стал Никита Акинфиевич Демидов. Он строил новые и владел уже существующими заводами на Урале [7]. В конце XVIII столетия ему принадлежало девять крупных заводов, на которых производилась сталь и чугун. Но и Никита Акинфиевич был не чужд просветительским идеям. Известно, что он собрал библиотеку, книги которой хранились в Суксуне, Москве, Санкт-Петербурге. По каталогу, составленному в 1806 году, в библиотеке числилось 686 книг и рукописей по различным отраслям знаний. Здесь были и редкие издания: например, латинская Библия XIII века, которая в наши дни хранится в фонде редких книг Московского университета им. М.В. Ломоносова.

Никита Акинфиевич Демидов покровительствовал ученым и художникам, как и его братья жертвовал на Московский университет и Академию художеств. По его инициативе в 1779 была учреждена медаль «За успехи в механике», которая вручалась в Академии художеств. Никита Акинфиевич не был лишен и писательского таланта. Он являлся автором журнала «Путешествия в чужие края». Удивительная разносторонность личности свидетельствовала о высоких устремлениях и недюжинных талантах представителя знаменитого семейства.

В четвертом поколении славу Демидовых составили дети Григория Акинфиевича – его сыновья Александр, Петр и Павел. В государственной структуре все они занимали высокое положение, будучи людьми очень влиятельными: Александр Григорьевич – действительный статский советник, Петр Григорьевич – тайный советник, Павел Григорьевич – действительный статский советник [7]. Все они имели прекрасное образование, которое на рубеже XVIII и XIX веков позволило им заниматься делами российского государства.

Так, например, показательна история Павла Григорьевича Демидова, который был выпускником Геттингенского университета и Фрайбергской горной академии в Германии, занимался естественнонаучными изысканиями, владел коллекцией минералов и художественных ценностей. Как и его предки, он был «дарителем», «жертвователем» во благо расцвета российского государства: в 1803 подарил Московскому университету свой кабинет естественной истории, коллекцию монет и медалей, собрание книг и рукописей, которое, к несчастью, погибло в пожаре 1812 года. По инициативе Павла Григорьевича был открыт крупнейший в Сибири Томский университет [7].

Уральская земля не забыла тех, кто составил славные страницы ее истории. Память о Демидовых жива и в наши дни. Построенные Демидовыми города продолжают расти и развиваться, а изыскания полезных ископаемых, проведенные династией, до сих пор позволяют разрабатывать новые месторождения на Урале.

Демидовы вошли в историю России как заводовладельцы и просветители. В их честь на уральских землях зародилось демидовское движение, по инициативе участников которого в 90-е годы XX века был открыт Фонд. Его цель – поддержка проектов в рамках изучения исторического наследия Урала, поддержка научных исследований, искусства, ремесел, культуры в целом.

Фонд, основанный в честь Демидовых, поощряет проекты в сельском хозяйстве, военно-промышленном комплексе и многое другое. В рамках его деятельности проводятся лекции, устанавливаются памятники значимым в истории личностям, создаются парки, возрождаются народные традиции. Культура Урала во многом живет памятью о Демидовых.

Список литературы

1. Малеко Е.В. Гора Магнитная (Атач) как хронотоп культуры Южного Урала // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 5-2 (55). – С. 102-105.

2. Малеко Е.В. Основы формирования духовной культуры России первой половины XX века // Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник материалов VI Международной научной конференции / под ред. Жилиной В.А. – Магнитогорск, 2015. – С.136-138.

3. Малеко Е.В., Кривошлыкова М.В., Волкова В.Б. Значение золота на Урале: историко-культурный
аспект // Культура и цивилизация. – 2017. – Т. 7. – № 1А. – С. 71-80.

4. Никита Демидов//Википедия [2017–2017]. Дата обновления: 13.12.2017. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=89641963 (дата обращения: 13.01.2018).

5. Сергеева Е.В. Проблемы мировоззрения и поэтика прозы Ф. К. Сологуба (художественная космогония романов «Мелкий бес» и «Творимая легенда»): дис. … канд. филол. наук. – Магнитогорск, 1998.

6. Черкасова А.С. Мастеровые и работные люди Урала в XVIII. — М.: Наука, 1985.

7. Чумаков И. Правовые основы правления Демидовых [Электронный ресурс] // Уральское провинциальное издательство – официальный сайт. URL: http://uralizdat.ru/publ/3-1-0-66 (дата обращения: 02.12.2017).