УРАЛВАГОНЗАВОД ПРОСТИЛСЯ С НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ МАЛЫХ
Уралвагонзавод простился с Николаем Александровичем Малых
АО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «УРАЛВАГОНЗАВОД»
26 августа 2021 год
Сегодня в Нижнем Тагиле прошло прощание с Николаем Александровичем Малых. Отдать дань уважения легендарному генеральному директору одного из крупнейших машиностроительных комплексов России пришло множество людей.
Участники церемонии искренне сожалели об утрате и выражали глубокую благодарность человеку, который в 1997 году возглавил Уралвагонзавод и провел его через сложнейший период кризиса в отечественной экономике, сделал флагманом промышленности новой России. Н.А. Малых внес огромный вклад в развитие Нижнего Тагила, Уральского региона и всей машиностроительной отрасли страны.
Среди тех, кто пришел проститься с выдающимся человеком, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, генеральный директор Концерна УВЗ Александр Потапов, заместитель председателя Коллегии ВПК РФ Олег Бочкарев, директор Федеральной службы по оборонному заказу в 2006 — 2009 годах генерал-полковник Сергей Маев, а также работники и руководители Уралвагонзавода, ветераны предприятия, жители Нижнего Тагила и других городов.
Прощание проходило в то же время, когда на полях форума «Армия 2021» шла демонстрация бронемашин УВЗ, в том числе танка Т-90М «Прорыв». Эта современная машина — новейшая в семействе Т-90. Именно контракт на поставку Т-90 в начале 2000-х сыграл решающую роль в сохранении отечественного танкостроения.
В это же время в подмосковной Щербинке открылся железнодорожный салон PRO//Движение.Экспо. В том, что Уралвагонзавод является сегодня ведущим поставщиком подвижного состава на пространстве 1520 – тоже огромная заслуга Николая Александровича. Под его руководством на предприятии было создано новое направление по производству цистерн, шла разработка железнодорожных изделий, что позволило УВЗ не просто сохранить, а преумножить свои компетенции в этой сфере.
– Вся жизнь Николая Александровича была связана с Уралом, Свердловской областью, Нижним Тагилом. Он запомнится нам как сильный, решительный, созидательный человек. Руководить одним из крупнейших оборонных предприятий страны, да еще в непростой период, это ответственная, нелегкая ноша. Николай Александрович с честью справился с ней. Его большая личная заслуга в том, что Уралвагонзавод сохранил свой уникальный потенциал, наладил выпуск новых видов гражданской продукции. Его жизненный опыт и мудрость оказались широко востребованы и в областном парламенте. Мы всегда будем помнить Николая Александровича, — отметил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
– Ушел из жизни наш товарищ, мой друг. Представить себе сегодня жизнь без друга, наставника, человека, который отдал всю жизнь заводу, очень сложно. В прошлом году мы отмечали 100-летие танкостроения. Без Николая Александровича не было бы ни этого праздника, ни мощного российского танкостроения. Как, наверное, не было бы и 85-летия Уралвагонзавода. Я это говорю искренне и понимаю, о чем говорю. Он сделал много, и это останется на века. Корпорация, о которой знает весь мир, создана под его началом. Все предприятия, которые сегодня в нее входят и успешно работают, — его большая заслуга. Прекрасный музей с уникальной историей… Было бесконечно много побед. Побед, которые ассоциируются с городом, областью, страной. И за рубежом знают имя этого великого человека, — отметил генеральный директор Концерна «Уралвагонзавод» Александр Потапов.
– Я четко помню первую встречу после того, как он был назначен директором Уралвагонзавода. Отвечая на мою реплику, он тогда сказал: «Если директор есть, то Уралвагонзавод будет». И от него повеяла такая мощная уверенная сила, что я сразу понял: это тот человек, который нужен для предприятия. Все ожидания оправдались, и он спас не только завод, он спас всю бронетанковую отрасль, очень многие предприятия машиностроения. Самое главное, он укрепил веру в то, что Россия как была мощной танковой державой, так она ей и остаётся. Его уважали все министры обороны страны. И Сергеев, и Иванов, и Грачев – все его знали и все рассчитывали на него как на создателя необходимого в то время нашей армии танка, — сказал директор Федеральной службы по оборонному заказу в 2006 — 2009 годах генерал-полковник Сергей Маев.
– Николай Александрович вырос в советской системе, когда человека воспитывало не только производство, но и комсомол, и партия. Когда он стал генеральным директором, было глубокое понимание социальных вопросов, процессов в обществе. Для настоящего генерального директора завод не ограничен периметром. Завод — это город, область, страна. Тогда таких директоров называли «красными», вкладывая в это слово что-то уничижительное. Они ошиблись. Красный директор – это дух и сила. У Николая Александровича было много друзей, но были и враги. Но никто не сломал его дух, его убежденность, его внутреннюю правду, которую он нес всегда. Мы тянулись к нему, младшие по возрасту, менее опытные генеральные директора. Мы были командой, — отметил заместитель председателя Коллегии ВПК РФ Олег Бочкарев.
Слова соболезнования продолжают приходить в адрес родных и близких Николая Александровича и на Уралвагонзавод. В правительственной телеграмме заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов подчеркнул, что «ушел талантливейший инженер и авторитетный руководитель. Предприятие, руководителем которого он являлся, обеспечивало разработку и серийное производство бронетанковой техники, превышающей по своим техническим и боевым характеристикам лучшие мировые аналоги. Результаты его самозабвенной работы внесли значительный вклад в укрепление безопасности и обороноспособности нашей страны».
После отпевания в храме Дмитрия Донского, построенного по инициативе Николая Александровича, траурный кортеж двигался через живой коридор из заводчан, которые прощались с легендарным директором.
Звучал заводской гудок, что был так дорог сердцу Николая Александровича.