ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕМИДОВ И ИСТОРИЯ ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

МАТЕРИАЛЫ О ЖИЗНИ П. А. ДЕМИДОВА И ИСТОРИЯ ЕГО КОЛЛЕКЦИЙ

Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 5. — Екатеринбург, 2003.

Пирогова Елена Павловна Кандидат исторических наук
Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ)

Сведения о далеком потомке Григория Акинфиевича Демидова — Павле Александровиче ( 1869-1935) — не успели попасть в очерки дореволюционных биографов прославленного рода Демидовых, поэтому они весьма скудные. Несмотря на все усилия, восстановить биографические сведения о П. А. Демидове удалось весьма фрагментарно. Найдены отдельные документы личного происхождения в Государственном архиве Автономной республики Крым (ГААРК), фотографии периода жизни в эмиграции (опубликованные в редком парижском издании), но главное — удалось выявить остатки книжной и художественной коллекций П. А. Демидова. Последние интересны как сами по себе, так и тем, что, по нашим сведениям, вобрали в себя часть коллекций нескольких поколений Демидовых. Но чтобы лучше узнать коллекции, следует представить личность их владельца.

П. А. Демидов являлся представителем известной в России дворянской фамилии, но он не имел уже отношения ни к Уралу, ни к заводскому производству (его отец был последним владельцем Суксунских заводов Пермской губернии).

Согласно формулярному списку, Павел Александрович происходил «из потомственных дворян Бессарабской губернии», где имел 16 тысяч десятин земли и вотчину Будаки в Аккерманском уезде, владел Вишневецким замком в Волынской губернии, имел дома в Санкт-Петербурге, Житомире и других городах, виллу в Ницце, имение и (или) дачу в Крыму.

О родителях П. А. Демидова удалось выяснить следующее. Его отец — Александр Павлович (1845-1893) — особо ничем не прославился, да и прожил всего 47 лет. Он являлся почетным попечителем Демидовского юридического лицея, основанного его прадедом П. Г. Демидовым в Ярославле.

Семейная жизнь Александра Павловича не сложилась, хотя он имел в браке пятерых детей — кроме старшего Павла, еще трех дочерей (один сын умер в младенчестве). По некоторым данным, он часто изменял жене. Жена Александра Павловича (мать П. А. Демидова) — Александра Александровна Абаза ( 1853-1894) — происходила из старинного дворянского рода молдаванского происхождения. Она тоже не отличалась супружеской верностью.

С 1875 г. у Александры Демидовой завязался бурный роман с внуком императора Николая I великим князем Николаем Константиновичем, известным своим повышенным интересом к прекрасному полу и «прославившимся» скандальной историей с кражей фамильных драгоценностей. Вероятно, они познакомились в Ореанде (Крым), куда великий князь был первоначально сослан. При этом Александра Демидова заранее позаботилась о том, чтобы освободиться от мужа: по ее жалобе Александр II еще осенью 1874 г. сослал А. П. Демидова в Туркестанский край 1

В статье Р. Г. Красюкова о великом князе Николае Константиновиче, целиком основанной на документальных материалах и поэтому заслуживающей доверия, истории его романа с А. А. Демидовой уделено значительное внимание, причем роль и поведение «героини» выглядят совсем не романтично. Александра Демидова путем интриг и происков буквально преследовала великого князя: переезжала за ним в места его ссылок, тайно пробиралась к нему в дом, жила в его спальне. Результатом этой связи стало рождение в декабре 1875 г. сына Николая, а через полтора года — дочери Ольги.

Демидовой удалось добиться от императора выделения около пяти тысяч рублей в год из капиталов великого князя для воспитания детей. С мужем к тому времени она уже развелась.

Спасло репутацию А. А. Демидовой то, что в нее влюбился граф Павел Феликсович Сумароков-Эльстон ( 1855-1938), за которого она вскоре (в 1879 г.) и вышла замуж. Влюбленный муж признал ее внебрачных детей, приняв заботы по их воспитанию 2, а благодарная Александра родила ему еще пятерых (правда трое умерли в младенчестве). Две оставшиеся девочки — Екатерина и Зинаида — стали, таким образом, единоутробными сестрами Павлу Александровичу Демидову. Сумароковы-Эльстоны владели имением в Кореизе (в 12 верстах от Ялты), где и жил Павел Феликсович с женой и дочерьми. Здесь, в Кореизе, и похоронена Александра Абаза, умершая в 1894 г. в возрасте всего 41 года 3.

Итак, трудно представить, что детство Павла Демидова было  счастливым. Его родители разошлись, когда мальчику было семь лет. Вскоре Павел был отдан в Николаевский кадетский корпус (где, кстати сказать, плата была значительно выше, чем в других кадетских корпусах), там он закончил «полный курс наук», затем учился в Николаевском кавалерийском училище. Эти сведения взяты из упоминавшегося уже «формулярного списка о службе» П. А. Демидова, составленного в октябре 1902 г 4

Из этого списка явствует также, что в 1890 г. Павел Демидов был «зачислен на службу в кавалерийский ея величества полк», тогда же произведен в корнеты. «Высочайшим приказом» от 29 декабря 1894 г. «причислен к Министерству народного просвещения, с переименованием в титулярные советники», а годом раньше «утвержден почетным попечителем Демидовского юридического лицея» в Ярославле. Еще через несколько лет он станет также почетным членом хозяйственного комитета Санкт-Петербургской Николаевской детской больницы (с 1902 г.) и почетным попечителем Кременецкого коммерческого училища (с 1908 г.).

По сохранившимся отзывам современников мы можем судить о том, насколько хорошо справлялся П. А. Демидов с должностью попечителя, например, Демидовского юридического лицея в Ярославле. Так, С. П. Покровский, изучавший историю лицея, писал: «П. А. Демидов, помимо своих регулярных и крупных пожертвований в попечительство о недостаточных (т. е. нуждающихся. -Е. П.) студентах, учредил при лицее пять новых демидовских стипендий», поэтому «…его деятельность для… Лицея… должна быть признана более благотворной, сравнительно с деятельностью предшествовавших ему почетных попечителей из рода Демидовых». Он продолжал «осуществлять те задачи, которые ставил себе знаменитый основатель Лицея, его предок, в отношении обеспечения образования детей неимущего дворянства и других сословий» 5.

С. П. Покровский приводит также свидетельства того, что Павел Александрович, имея собственную хорошую библиотеку, нередко передавал книги лицею. «Кроме учреждения стипендий, — писал он, — П. А. Демидов жертвовал и жертвует в библиотеку Лицея ценные книги и издания, среди которых… ценное издание энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Сочувствуя учреждению научных студенческих кружков под руководством профессоров Лицея, П. А. Демидов прислал библиотеке кружка сравнительного правоведения много хороших учебных пособий» 6.

Вернемся к документам личного архива П. А. Демидова. Согласно «формулярному списку», в 1896 г. он находился в Москве в качестве представителя от бессарабского дворянства для участия в церемонии коронования Николая II. Через год Павел Александрович был назначен предводителем дворянства Кременецкого уезда, а позднее — и всей Волынской губернии, и в течение трех лет он совмещал эту должность с должностью почетного мирового судьи Житомирского округа.

В 1902 г. П. А. Демидов назначается чиновником особых поручений V класса при Министерстве внутренних дел «с производством за выслугу лет в надворные советники». В документах 1908 г. он фигурирует как «камергер Двора его величества», а 1913 г. — уже как «статский советник» в должности «шталмейстера высочайшего Двора» 7.

«Формулярный список» позволяет узнать, какие награды имел П. А. Демидов (по состоянию на 1902 г.): во-первых, это российские ордена св. Анны 3-й степени и св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест), а также иностранные — бухарский Золотой Звезды 2-й степени, черногорский князя Даниила 4-й степени 8 , Мекленбург-Шверинский Грифа 3-й степени 9 ; во-вторых, две медали — в память царствования императора Александра III и «священного коронования их императорских величеств».

Павел Александрович серьезно занимался своей генеалогией, он — автор книги «Родословная рода Демидовых, их благотворительная деятельность и медали в память их рода» (Житомир, 1910) 10, после выхода которой он стал действительным членом Историко-Родословного общества в Москве.

Павел Александрович был дважды женат: первый раз он женился в 1894 г. на Ольге Васильевне Шереметевой, от которой имел трех дочерей 11, второй (после развода) — в 1905 г. на девятнадцатилетней Елисавете (Элле) Федоровне Треповой (1885-1978), родившей ему долгожданного сына и еще одну дочь.

Второй брак Демидова был заключен в год окончания русско-японской войны, участником которой он был. Сохранились телеграммы военного времени «есаулу Демидову» 12, из которых ясно, что он состоял при штабе великого князя Бориса Владимировича в Ляояне. В некоторых телеграммах фигурирует его тесть — генерал от кавалерии Федор Федорович Трепов(1854-1938) 13.

Как и многие Демидовы, Павел Александрович увлекался коллекционированием. Возможно, этим объяснялась покупка им Вишневецкого замка, замечательного своим прошлым и богатого фамильными и историческими сокровищами. Среди владельцев Вишневца, основанного, по некоторым данным, в XV в., было немало ярких личностей, государственных деятелей, оставивших след в истории Польши и Литвы.

В начале XVII в. именно в Вишневецком замке нашел своего первого покровителя Гришка Отрепьев, там он начал именовать себя царевичем, там состоялось его обручение с Мариной Мнишек. В конце XVIII в. при графах Мнишеках замок несколько раз посещал польский король Станислав-Август, здесь он встречался с великим князем Павлом Петровичем, будущим Павлом Первым 14.

За многие столетия существования богатая усадьба — вотчина князей Вишневецких — неоднократно разрушалась до основания и отстраивалась заново, она «сменила» многих владельцев. С последними исчезали постепенно бесценные сокровища замка: фамильные портреты, мрамор, бронза, старинная мебель, картины Ван Дейка, Рембрандта, Гольбейна и других знаменитых художников, коллекции рисунков, рукописей, карты и архив. Мы уже писали о богатой и ценной некогда библиотеке Вишневецкого замка 15.

В разные годы в ней насчитывалось от 10 до 30 тысяч томов, включая несколько сотен ценных рукописей и фамильных документов, относящихся ко многим знатным польским родам. К сожалению, большая их часть была расхищена или погибла еще до того, как перешла к П. А. Демидову.

Павел Александрович, видимо, осознавал, какую историческую и культурную ценность получил. Во всяком случае, по свидетельству С. Мунда, он делал всевозможное, чтобы восстановить «разрушенные памятники», «собрать частью распроданные, частью расхищенные археологические, исторические и художественные сокровища», книжные богатства 16.

К оскудевшей библиотеке замка П. А. Демидов присоединил свою, состоявшую, по утверждению современника, «главным образом, из книг Павла Григорьевича Демидова… умершего в 1858 г., деда нынешнего владельца Вишневца. Книги эти переведены сюда из Суксунекого завода на Урале в Пермской губернии и состоят преимущественно из сочинений по сельскому хозяйству, истории, географии и очень богатого энциклопедического отдела. К этой библиотеке присоединена личная библиотека… П. А. Демидова, заключающая в себе свыше 4000 томов по истории, искусству, генеалогии, геральдике, беллетристике и пр. на русском и французском языках, многочисленных дорогих иллюстрированных изданий и пр.» 17.

Важно отметить, что библиотека Суксунских заводов имела собственный книжный знак с надписью по латыни: «Souksoun. Exlibris Exc. Paul Grigor. DemidofF (Ил. 1 ). Павел Александрович использовал ее экслибрис для своих книг в несколько измененном виде и с новой надписью (Ил. 2): «Chateau de Wichnewetz /Р . A. Demidoff ‘ («Замок Вишневец /П . А. Демидов»). Именно наличие этого экслибриса и делает возможным поиски и находки остатков библиотеки в наше время.

Павел Александрович продал имение Вишневец, так и не завершив начатых там преобразований. По-видимому, это произошло где-то между 1912 (авторы статей о Вишневце за этот год пишут о Демидове как о владельце) и 1914 гг. и могло быть связано с началом первой мировой войны.

В войне П. А. Демидов, несомненно, участвовал, но конкретных свидетельств тому пока не найдено. Зато в журнале «Столица и усадьба» за 1914 г. (№ 21 ) среди других сестер милосердия названа его супруга Елисавета Федоровна, а в том же журнале за 1915 г. (№ 54) помещен ее портрет, на котором изображена утонченная аристократка с красивым благородным лицом. Сохранился еще один интересный источник, связанный с этой женщиной, — дневник с ее ежедневными записями за 1914 г. 18, который заслуживает, конечно, особого исследования.

Итак, коллекции и библиотеку из Вишневецкого замка П. А. Демидов привез в одно из своих крымских имений (Ялту или Кореиз). Трудно было предположить, что все эти ценности могли сохраниться в Крыму после страшных лет революции, гражданской и Отечественной войн. И все же сегодня мы можем утверждать, что библиотека и коллекции П. А. Демидова вопреки всему сохранились, но, конечно, не полностью: от некогда роскошных книжного и художественного собраний остались единичные экземпляры, однако, напомним, речь идет о первых находках. 

Впервые сведения о наличии демидовских книг в Крыму появились в 1974 г. в статье ялтинского краеведа и библиофила А. Анушкина, опубликованной в журнале «Уральский следопыт» 19. Статья эта осталась не замеченной тогда на Урале (историей библиотек Демидовых еще никто не занимался), а в Крыму, как выяснилось позднее, о ней просто не знали.

К сожалению, при знакомстве с фондами Ялтинской городской библиотеки выяснилось, что спустя более четверти века после публикации статьи А. Анушкина в ней не оказалось ни одной из указанных им демидовских книг.

Все же две книги со знакомым экслибрисом были найдены и в этой библиотеке. Первая — Le Maudit par l’Abbé*** (Paris, 1864. T. 2.)-представляет собой трехтомный роман неизвестного аббата, выход которого вызвал во Франции в свое время большой резонанс, так как затрагивал важные религиозно-нравственные вопросы. Вторая книга — Dictionnaire des origines : Découvertes, inventions et établissements (Paris, 1777. T. 2) — один из томов французского энциклопедического словаря.

Еще два разрозненных тома истории Англии периода правления династии Тюдоров оказались в библиотеке Ливадийского дворца-музея — Hume D. Histoire d’Angleterre (Paris, 1822. T. 1,4). Все четыре найденные книги имеют экслибрисы: первая — Вишневецкого замка, остальные — библиотеки Суксунеких заводов. На трех книгах на форзаце наклеен ярлык «Комиссия по охране художественных сокровищ при художественном эмиссаре Крыма».

Эти находки доказывают, что библиотека не была увезена Демидовыми в эмиграцию, а была оставлена ими в Крыму, национализирована и распределена между различными местными государственными учреждениями культуры. К сожалению, распыление библиотеки продолжалось и в последующее время.

По свидетельству того же А. Анушкина, еще в 1970-е гг. в Ялте находились редкие издания XVIII в. из собрания П. А. Демидова. К сожалению, он не указал их количество и привел весьма неточное описание лишь двух из них — одной или двух частей романа известного английского писателя С. Ричардсона «Англинския письма, или История кавалера Грандиссона» (СПб., 1793-1794. Ч. 1-8) и «Новой Робинзон, служащий к увеселению и наставлению детей» И. Г. Кампе (М., 1792. Ч. 1-2). При этом на одной из двух частей второй книги имелся автограф Елизаветы Строгановой (по-видимому, Елизаветы Александровны, жены Николая Никитича Демидова).

Примерное 1919 г. Павел Александрович Демидов с семьей эмигрировал из Крыма во Францию. О том трагическом времени напоминают две записи на книге И. М. Долгорукого «Славны бубны за горами, или Путешествие мое кое-куда 1810 года…» (M., 1870), обнаруженной нами в Российской государственной библиотеке.

Кроме экслибриса «Имение Демидово. П. А. Демидов» , книга имеет записи: «Читано во время тяжелого времени в Ялте в феврале 1918 года. П. Д. » и ниже карандашом — «Читал в смутные дни в Ялте январь — май 1919 года. Хорошо жили в старину, жаль, что время это невозвратимо. Ф. Т.». Первая запись оставлена Павлом Демидовым, а вторая — его тестем Федором Треповым 20.

В парижском издании Жака Феррана опубликована фотография с надписью «Ялта, дача Демидовой 1917 г.», на которой изображены П. А. Демидов с женой Эллой и детьми, сестра Эллы Вера с мужем и дочерью, отец Эллы и Веры Ф. Ф. Трепов. Лица у всех, включая детей, тревожно напряжены. Наверное, это было их последнее фото на родине…

Кажется невероятным, но в то «тяжелое время» и «смутные дни», о которых писали Ф. Ф. Трепов и П. А. Демидов, в Ялте была организована художественная выставка из частных собраний Южного берега Крыма (Гурзуфа, Кореиза, Симеиза, Ялты), доказательством чему служит чудом сохранившийся экземпляр изданного тогда каталога «Искусство в Крыму. Художественная выставка» (Ялта, 1918).

Эта выставка оказалась неизвестной современным исследователям-искусствоведам, между тем ее изучение помогло бы раскрыть историю некоторых коллекций крупнейших художественных музеев Крыма. Пока же мы имеем о ялтинской выставке 1918 г. лишь самые общие, к тому же краткие, сведения, полученные из ее каталога.

Всего тогда была представлена 441 работа, включая масляную живопись, акварели, миниатюры, литографии, рисунки, росписи по фарфору. Все работы были распределены по отделам: «Русские мастера», «Неизвестные авторы…», «Иностранные мастера». Последний, самый большой раздел был представлен мастерами разных школ XVII-XIX вв.: английской, голландской, итальянской, французской.

На ялтинскую выставку 1918 г. П. А. Демидов представил 20 работ из своей коллекции. Прежде всего это семейные портреты: «Портрет Павла Григорьевича Демидова» кисти А. П. Брюллова, некий «Портрет Демидова» Молинари (инициалы не указаны), «Портрет Прасковьи Григорьевны Демидовой» Яковлева.

В разделе мастеров французской школы в каталоге названы просто «Портрет» и «Семейный портрет» без сведений о художниках. В виде миниатюры на фарфоре Императорского завода на выставке был представлен портрет «генерал-лейтенанта Демидова», выполненный Елашевским и подписанный 1836 г

В разделе каталога «Русские мастера» находим еще две работы с указанием «собственность П. А. Демидова» (один раз при этом уточнено: Кореиз) — «Портрет баронессы Икскуль фон Гильденбандт» художника Ф: К. Винтергальтера и миниатюру Д. Г. Левицкого «Портрет имп. Екатерины П». Среди итальянских мастеров представлены: два портрета кисти Крюгера Франца (первый — Фридриха Пр> сского, второй — князя Михаила Викторовича Кочубея), «Портрет Людовика XV» Клода Лефевра, «Негритенок» де Мартини, «Женский портрет» Риго и «Портрет» Скиавени.

Несколько картин привлекают особое внимание, так как прослеживаются и по другим источникам. Во-первых, это «Портрет кн. Екатерины и Анны Лопухиных» английского художника Гарло (Харло). В собрании «Русские портреты XVIII и XIX веков», изданном в 1909 г. великим князем Николаем Михайловичем, сказано, что одна из изображенных на портрете сестер — Екатерина Петровна Лопухина — вышла замуж за Григория Александровича Демидова (1765-1827), т. е. прадеда П. А. Демидова. Сам портрет выполнен «с миниатюры по акварельному портрету работы Харло, собственность П. А. Демидова в Ницце» 21. Из этого следует, что существовало два варианта, впрочем оба находились у П. А. Демидова.

Три портрета из коллекции П.А.Демидова, выставленных в 1918 г.в Ялте, сегодня находятся в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого. О них писала научный сотрудник музея Н. В. Григорьева, которая утверждает, что из демидовской коллекции ведут свое происхождение «практически все основные произведения французской портретной живописи XVII-XVIII вв. севастопольского собрания» 22.

Назовем эти три полотна: «Портрет канцлера Яна Чембека» неизвестного польского художника первой половины XVIII в., «Портрет писателя Фенелона» Клода Лефевра и «Портрет Мишеля Барона» Антуана Ранка. Две последние работы в каталоге 1918г. даны без указания владельца, а «Портрет Мишеля Барона» — еще и без фамилии художника, но с добавлением: «актер при Людовике XIV». Интересна история первого из названных портретов, значащегося в каталоге как «Портрет канцлера Пацци». Можно с уверенностью говорить, что это один из портретов, привезенных Демидовым из Вишневецкого замка: он воспроизведен (как «Портрет канцлера Пацци») в указанной выше статье В. и Г. Лукомских о замке.

Вернемся к статье Н. В. Григорьевой и продолжим перечень полотен из коллекции П. А. Демидова: «Портрет Марии Лещинской» неизвестного художника первой половины XVIII в., «Портрет дамы в маскарадном костюме», выполненный швейцарским художником Жозефом де Ландерсе, два портрета неизвестного польского художника — «Портрет дамы» и «Портрет мужчины в латах». В качестве свидетельства разнообразия интересов П. А. Демидова как коллекционера в статье приводятся произведения неизвестного нидерландского художника XVI в. «Святое семейство» и неизвестного итальянского художника XVII в. «Поклонение пастухов» 23.

Работа в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого в 2002 г. позволила нам выявить еще ряд полотен, принадлежавших ранее П. А. Демидову. Для этого были изучены инвентарные книги, составленные в послевоенные годы (первые книги погибли), в которых, правда, по словам директора музея, есть неточности, зато сохранена старая атрибуция, т. е. та, с которой картины попали в музей в 1927 г., в год его открытия.

В инвентарных книгах указан источник поступления полотен, например: «из колл. Голицына», «из Ливадийского дворца», «из колл. Демидова по списку» и др. Последняя запись встретилась нам 14 раз, что означает, что по меньшей мере 14 демидовских полотен находятся в фондах севастопольского музея (из них 6 — в экспозиции). Ранее его сотрудникам известно было о девяти полотнах.

Часто в инвентарных книгах музея встречаются приписки: «комиссия Бугайского по списку» или «из фонда Центрального музея Тавриды», которые напоминают о национализации в начале 1920-х гг. частных имений Южного берега Крыма, включая летнюю императорскую резиденцию в Ливадийском дворце, а также о времени создания на базе их коллекций новых музеев 24.

О том, что коллекции, брошенные в спешке их владельцами, вынужденными эмигрировать, спасая свои жизни, долгое время никому не принадлежали, свидетельствуют многочисленные записи в тех же книгах, касающиеся сохранности национализированных полотен. Вот примеры, относящиеся к демидовской коллекции: «незаделанные две дыры у головы и на корсаже» (о портрете Марии Лещинской), «в двух местах доска треснула; местами осыпи красочного слоя; покрыта крокелюрами» (о «Святом семействе»), «имеются осыпи краски» («Поклонение пастухов»), «местами вздутые краски; покрыта сетью крокелюров» («Портрет мужчины в латах») и т. п.

По видимому, еще П. А. Демидов предпринимал попытки реставрировать некоторые из своих полотен, но, судя по записям, не всегда удачные, например: «следы давней реставрации», «следы плохой реставрации», «следы давней реставрации и неудачного снятия лака». Одна из картин — «Поклонение пастухов» — была реставрирована в 1950 г. Государственной реставрационной мастерской.

Инвентарные книги позволяют восстановить некоторые любопытные детали. Так, мы узнаем, что на «оборотной стороне слева на подрамнике» портрета «канцлера Паца» (Яна Чембека) имеется «бумажная этикетка с гербом П. А. Демидова» (по-видимому, речь идет об одном из вариантов указанных выше экслибрисов), а «на холсте надпись тушью Рае Kanele».

На обороте другого холста — «Святого семейства» — помещена бумажная наклейка с надписью «447. Коллекц. Демидова. Мадонна с птичкой… » (т. е. это полотно — из пятой сотни всей коллекции!); там же помещена другая наклейка — с гербом П. А. Демидова, а в центре доски — большая сургучная печать и маленькая бумажная наклейка с надписью «Albert Durer».

Наконец, «Портрет писателя Фенелона» имеет на обороте бумажную наклейку торговой художественной фирмы Парижа. Наибольший интерес представляют неизвестные ранее как демидовские пять картин, выявленные при просмотре инвентарных книг. Назовем эти полотна: картина фламандского художника XVII в. Антони Викторейнса «В кабачке»; большое живописное полотно (висит в экспозиции музея) французского художника Никола де Куртейля «Венера и амур» 1792 г.; трогательный сюжет изображен на живописном полотне Сен-Жан Симона «Букет роз на берегу ручья» (в инвентарной книге указан другой автор -Жо , с пометой о том, что в 1963 г. картина была переатрибутирована Л. Ф. Хоруновой). На полотне, «слева внизу» имеется надпись: «Leon 1850».

Четвертое полотно — «Голова девушки» Жана Батиста Греза — представлено в виде копии художника-любителя Н. А. Времевой, которая жила в конце XIX в. в Ялте(в 1920-е гг. ее коллекция была конфискована). Последняя картина, написанная маслом на большом полотне (89 х 151), работа И. Владимирова «Батальный сюжет из Японской войны», должно быть, навевала Павлу Александровичу как участнику войны личные воспоминания. П А. Демидов приобретал не только портреты и живописные полотна.

В журнале «Столица и усадьба» за 1916 г. (№ 67) помещены изображения часов «из коллекции П. А. Демидова» с пояснениями. Про одни сказано, что это «часы, пожалованные Екатериной II Прокофию Акинфиевичу Демидову после учреждения Демидовского Коммерческого училища в Москве». Интересно отметить, что эти же часы изображены среди предметов Вишневецкого замка: они стояли на камине в розовой гостиной (см.: Старые годы. 1912. Март).

Другие часы — бронзовые — были приобретены еще в XVIII в. H. Н. Демидовым в Париже (в журнале ошибочно указаны инициалы «П. Н.»). Это те часы, которые изображены на известном специалистам портрете Николая Никитича Демидова в инвалидной коляске. Третьи часы — часы Томира, сделанные в Париже по заказу того же H. Н. Демидова.

Факт нахождения предметов искусства, принадлежавших в свое время Прокофию Акинфиевичу и Николаю Никитичу Демидовым — представителям других «ветвей» демидовского рода (напомним, что П. А. Демидов — потомок Григория Акинфиевича), интересен сам по себе и заслуживает дальнейшей проработки. Как эти предметы (и, кстати, фамильные портреты) оказались у Павла Александровича?

Можно только предположить, что они попали к П. А. Демидову после печально знаменитого аукциона Сан-Донато в 1880 г., когда бесценные демидовские коллекции и библиотека были распроданы с молотка. Необходимо проверить наличие указанных часов и ряда портретов в каталогах аукциона, которые, впрочем, составляют восемь томов и к тому же являются библиографической редкостью. Словом, эта тема заслуживает особого исследования.

О жизни П. А. Демидова и членов его семьи в эмиграции ничего не известно. Но в упоминавшемся издании Жака Феррана мы видим еще одну фотографию: Париж, сентябрь 1931 г. За длинным скромно сервированным столом сидят мужчины. Среди 29 человек — Павел Александрович Демидов. Надпись на фотографии гласит (в переводе): «Ежегодный обед Ассоциации бывших офицеров конно-гвардейского полка». Демидову на этой фотографии 61 год — жить ему осталось четыре года. Его сын Павел Павлович доживет до 1988 г.

Возможно, какую-то часть фамильных коллекций и библиотеки Демидовым удалось все же увезти с собой в эмиграцию (имеются сведения о том, что несколько книг из Вишневецкого замка находится сегодня в Британском музее). Но, скорее всего, большая их часть осталась в Крыму. Первые находки, подтверждающие это, уже сделаны: выявлено 14 картин и 4 книги из некогда богатейших коллекции и библиотеки П. А. Демидова. И это только начало поиска, уже намечены обоснованные пути его продолжения: снова Севастополь и Ялта, а также Москва и Санкт-Петербург. Итоги подводить рано, подождем новых находок.

 

1 См.: Красюков Р. Г. Великий князь Николай Константинович (опыт биографии) //Историческая генеалогия. Екатеринбург; Париж, 1995. Вып. 5. С. 74.

2 В 1888 г. по ходатайству П. Ф. Сумарокова-Эльстона имп. Александр III дозволил воспитанникам его… принять фамилию «Волынские», именоваться по отчеству «Павловыми» и пользоваться правами личного дворянства, без предоставления им каких-либо прав по имуществу их воспитателя». См.: Красюков Р. Г. Великий князь Николай Константинович… С. 75.

3 Имеется фотография 1903 г., на которой изображены сестры Зинаида Павловна и Екатерина Павловна Сумароковы-Эльсгон (последняя с мужем, графом А. П. фон дер Паленом) и их «сводный брат» П. А. Демидов. См.: Ferrand J. Noblesse Russe: portraits. Paris, 1998. Vol. 4.

4 См.: ГААРК.Ф. 20ZOn. 1.Д. 18. Л. 1-6.

5 Покровский С П. Демидовский лицей в Ярославле в er о прошлом и настоящем. Ярославль, 1914. С. 218.

6 Там же. Один из томов Энциклопедии Брокгауза и Ефрона чудом уцелел и находится сегодня в отделе редких книг Ярославской областной библиотеки. На нем имеется автограф П. А. Демидова.

7 См.: Свидетельство об утверждении П. А. Демидова в звании «почетного попечителя Кременецкого коммерческого училища» от 15 ноября 1908 г. (ГААРК. Ф. 202. On. 1. Д. 18. Л. 7); Свидетельство о праве ношения медали в память 300-летия Дома Романовых от 25 апреля 1913г. (Там же. Л. 10).

8 Орден Даниила I — это орден Независимости Черногории. «Орден Восходящей звезды Бухары» — один из трех орденов Бухарского эмирата В одном только 1893 г. бухарским эмиром было роздано во время его пребывания в Петербурге более полутораста орденов. См.: Спасский И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. Л., 1963. С. 131.

9 Имеется в виду Орден Грифона Мекленбург-Шверинского герцогства, имевший 4 степени. Многие представители Российского императорского дома были выходцами из этого герцогства, например вел. кн. Мария Павловна, мать вел. кн. Бориса Владимировича, с которым служил П. А. Демидов. Представители герцогства Мекленбург-Шверинского со свитой участвовали на Коронационных торжествах 1896 г. в Москве, где был и П. А. Демидов.

10 В Российской государственной библиотеке в Москве хранится экземпляр «Родословной рода Демидовых…» с экслибрисом «Замок Вишневец / П. А. Демидов» и авторской правкой по всему тексту. В издании указано, что книга вышла тиражом 209 экз., в том числе: 25 экз. на слоновой бумаге (1-25), 175 экз. на царской бумаге (26-200) и 9 экз. для цензуры (201 -209). Экземпляр РГБ имеет типографское клеймо: «№ 28. Экземпляр библиотеки Вишневецкого замка П. А. Демидова».

11 В «формулярном списке» названа только одна дочь Ольга; по-видимому, младшие — Александра и Зинаида -к 1902 г. уже умерли.

12 Странный для П. А. Демидова чин есаула, возможно, объясняется какой-то секретной миссией его как чиновника особых поручений при МВД.

13 Сохранились телеграммы за 1904-1909, 1911 -1912 гг. Все они аккуратно подшиты и имеют твердый переплет, на котором золотом написано: «Телеграммы. 1904-1905″, ‘Телеграммы. 1906-1907» и т. д. — всего 7 томов. На корешке каждого из них имеется золотое тиснение в виде короны и инициалов «П. Д.»,  а на вну1рснней стороне крышки переплета наклеен экслибрис Вишневецкого замка (См.: ГААРК. Ф. 202. On. 1. Д. 2,3,4, 5,9, 11,12).

14 См. подробнее: Лукожше В. и Г. Вишневецкий замок//Старые годы. 1912. Март. С. 3-40.

15 См.: Пирогова Е. П. Библиотеки Демидовых: книги и судьбы. Екатеринбург, 2000. С. 67-71

16 Мунд С. Вишневец и его библиотека // Вестн. литературы. 1912. № 9. С. 230-235.

17 Там же.

18 ГААРК.Ф. 202. Оп. 1.Д. 16.

19 Анушкии А. Приключения библиотеки // Уральский следопыт 1974. № 4

20 РГБ: МК XII. А. 10/4-ж № 13202

21 Русские портреты XVIII и XIX веков / Изд. вел. кн. Ник. Мих. Романова. M., 1909. T. 1. С. 358.

22 Григорьева Н. В. Роль частных собраний в формировании севастопольской коллекции западноевропейской живописи //Материалы междунар. науч.-практ. конф. ‘Меценаты и коллекционеры» (к исгории музейных собраний). Севастополь, 2001. С. 39.

23 См.: Григорьева Н. В. Роль частных собраний… С. 39-40.

24 См.: Бендюкова Я. А. К истории коллекции Севастопольского художественного музея// Материалы мсждунар. науч.-практ. конф. «Меценаты и кошюкционеры…». С. 10-16.