НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ ДМИТРИЯ ПЕТРОВИЧА ДЕМИДОВА

«АЛЬБОМ ЧЕРТЕЖЕЙ КОННОВОДНЫХ МАШИН…». НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ ДМИТРИЯ ПЕТРОВИЧА ДЕМИДОВА

ЗЫРЯНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Материалы Всероссийской научной конференции «XVIII Зыряновские чтения» Курган, 3–4 декабря 2020 г.

М. Н. Скочилова МКУК «Нижнетагильский музей-заповедник ‘‘Горнозаводской Урал’’»,
г. Нижний Тагил

Деятельность знаменитой династии уральских горнозаводчиков Демидовых нашла свое отражение во многих архивных и музейных собраниях. При этом фондообразователями являются как сами владельцы заводов, так и созданный ими обширный управленческий аппарат заводских контор. В Главном Заводском управлении в Нижнем Тагиле проходило формирование основного массива демидовского архивного фонда [3, с. 139-140]. Впоследствии часть этих материалов стала основой музейного собрания Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Одним из документов, приоткрывающих историю внутрисемейных отношений представителей династии Демидовых, является «Альбом чертежей конноводных машин, изобретенных Дмитрием Петровичем Демидовым, действительным членом Военно-ученого комитета Главного Штаба Его Императорского Величества» [1].

Особый интерес к этому Альбому обусловлен наличием дарственной надписи на его обложке: «Двора Его Императорскаго Величества Господину Камергеру — Курскому Гражданскому Губернатору и Санкт-Петербургской Академии Наук Господину почетному Члену — Павлу Николаевичу Демидову в Закон родственнаго Уважения усерднейше препроводить изобретателем» [1, л.1].

Автором «Альбома.» является Дмитрий Петрович Демидов (1776-13(25).03.1832) [9, с. 293] — коллежский советник, член Военно-ученого комитета Главного Штаба Его Императорского Величества, совладелец Кагинского завода [11, с. 26], № 52 в родословной рода Демидовых [4, с. 17], инициатор принятия мер для соединения рек Москвы и Волги посредством рукотворных каналов и шлюзов [8, с.128].

Дмитрий Демидов занимался разработкой и проектированием судоходных путей, а также предлагал множество вариантов и идей по соединению бассейнов рек центральной России.

Несмотря на то, что многие его задумки вызывали заинтересованность и одобрение Императора Александра I, из-за недостаточной проработанности его идей только одна из них была доведена до состояния проекта [8, с. 237]. Водный путь, соединяющий города Москву и Тверь, должен был не только способствовать развитию «лодочного судоходства», но и служить путем доставки материалов для строительства Храма Христа Спасителя [8, с. 129].

В 1825 г. после многолетних изысканий инженеров Министерства Путей Сообщения началась реализация проекта. Ими был выбран наилучший маршрут по соединению бассейнов рек Волги и Москвы, и начато строительство канала, соединяющего р. Истру и р. Сестру (Екатерининский канал) [10, с. 57].

Документ, обнаруженный в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», отсылает нас к другому начинанию Дмитрия Демидова.

В 1824 г. он взялся усовершенствовать конноводную (конноходную) машину Михаила Сутырина, для чего занял в Министерстве путей сообщения 4650 рублей [9, с. 295].

Главным отличием судна Демидова стала конструкция площадки для размещения животных. Звенья дорожки для лошадей, соединенные в бесконечную цепь, Дмитрий Петрович расположил не горизонтально, а под углом, поскольку главной задумкой автора было приведение судна в движение «не столько силою четвероногих животных, сколько пятью седьмыми веса их» [1, л. 5].

Внешне этот механизм напоминал современную беговую дорожку. По мнению создателя, применение этой конструкции в судоходстве вполне могло составить конкуренцию пароходам в перевозке грузов [9, с. 295].

Дмитрий Петрович Демидов предполагал использовать этот механизм для приведения в движение гребных колес на судах, для наматывания каната от завозимого якоря, а также для «других машинных действий на суше» [1, л. 5].

Для изучения устройства была организована специальная комиссия в составе Петра Петровича Базена и других офицеров корпуса инженеров путей сообщения. Вопреки ожиданиям Демидова, члены комиссии посчитали его разработку не несущей больших выгод для судоходства. Не согласившись с выводами инженеров, Дмитрий Петрович продолжил работу над машиной. Он не только не вернул занятые на ее разработку средства, но и вложил все свое состояние (26300 руб.) в усовершенствование механизма.

В 1827-1829 гг. он находился в крайней нужде и был вынужден влезть в долги и заложить имущество [9, с. 295]. В

1830 г. ему удалось поправить свои финансовые дела благодаря продаже части Кагинских заводов в Оренбургской губернии, полученной по наследству от дяди Ивана Евдокимовича Демидова (№ 25) [5, с.160].

Острая нужда в деньгах вынудила Дмитрия Петровича произвести продажу без согласования с другими наследниками, и впоследствии (в 1834 г.) сделка была признана Сенатом незаконной [7, с. 239].

Убежденность Дмитрия Демидова в полезности и высоких ходовых качествах его конноводных судов, а также стремление убедить инженеров Комиссии подтолкнули его вложить деньги в изготовление чертежей механизма [9, с. 296]. По всей видимости, именно в этот момент был создан «Альбом чертежей конноводных машин.», обнаруженный в Нижнем Тагиле.

Всего в Альбоме четыре чертежа.

I «Быстроход или Почтовое конногребное судно для действия в три быка или лошади».

II «Грузовоз или Судно для подбора навивкою на себя каната закинутых уже быстроходом якорей .» .

III «Грузовоз Машинной или Судно для перевозки Кладей Тяжестию двух Быков или лошадей».

IV «Чертеж механизма для приведения в движение гребли колес и тяги грузов на судах, равно как и всяких прочих машинных действий на суше, не столько силою четвероногих животных, сколько пятью седьмыми веса их».

В качестве движущей силы Быстрохода и Грузовоза Дмитрий Петрович Демидов предполагал использовать лошадей и быков. На небольших легких грузовых суднах навивкой каната от завозных якорей могли заниматься люди с помощью специального механизма, действующего по принципу «беговой дорожки». В случае же попутного ветра судно можно было поставить под паруса [1].

Каждый свой чертеж Дмитрий Петрович сопровождал подробными поясняющими надписями и измышлениями об удобстве и выгодах его конноводных судов для развития судоходства и торговли в Российской Империи.

Так, согласно его расчетам — «Два Быстрохода, один Грузовоз и 3 Подчалка, употребляя 40 человек людей и 12ть лошадей, могут везти разом 20 тысяч пудов клади с быстротою [ . ] до 120 верст в сутки, тогда как ныне Движение грузов по Государству совершается и всего только до 19ть верст в день».

Содержание судов, по его мнению, не могло превышать и одной полушки на пуд перевозимого груза в сутки, включая нагрузку и выгрузку товара.

В конечном итоге он заключает, что «Всей разницы от Машиннаго Плавания в торговых оборотах всего обширнаго Государства нашего может точно последовать до Двухсот Миллионов рублей на каждый год» [1, л. 4].

В марте 1830 г. по прошению Дмитрия Петровича Демидова был созван новый «Комитет для рассмотрения различных проектов коллежского советника Демидова» под председательством Карла Ивановича Оппермана. Однако реакция Демидова на заключение Петра Петровича Базена о конноводных судах была настолько болезненной, что подтолкнула его написать рапорт, «исполненный таких выражений, кои позволяют, кажется, заключать о некотором расстройстве рассудка его».

За свои действия он получил «Высочайшее порицание», несмотря на изначальную благожелательность к нему со стороны Императора [9, с. 296].

В 1831 г. Дмитрий Петрович Демидов оформил «привилегию» на свои механизмы. В апреле того же года была возобновлена работа Комитета под председательством Петра Петровича Базена. В качестве эксперта на заседания пригласили профессора математики Санкт-Петербургского университета Дмитрия Семеновича Чижова.

Благодаря подробному техническому разбору устройства и математическому расчету профессор сумел доказать, что суда имеют грузоподъемность, скорость и рентабельность меньшую, чем считал разработчик. Однако, невзирая на доводы экспертов, Демидов до последнего не оставлял попыток продвинуть свое детище.

Так, с 15 мая по 12 декабря 1831 г. он находился в отпуске в Нижнем Новгороде для организации «компании относительно машинного по рекам плавания» [9, с. 296].

Несмотря на то, что главной сферой применения механизма, приводимого в движение силой животных, для Дмитрия Петровича было судоходство, все же в примечаниях к чертежам автор допускал и альтернативные варианты использования этого устройства.

Например, при помоле зерна на мукомольных мельницах: «Для приведения в совершеннейшее действие, на мукомольной водяной мельнице жернова от 6 до 7 четвертей поперечником толшиною в 5 вершков и весом в 20ъ пуд; потребна безпрерывная сила 2хъ лошадей [ . ], и тогда жернов сего размера совершая от 118 до 120х оборотов в минуту производит самой превосходной муки помол» [1, л. 5].

Для приобретения подобного устройства и подробного ознакомления с его работой Дмитрий Петрович Демидов предлагал владельцам частных хозяйств обращаться лично к нему: «все желающие видеть таковой в натуре и пользоваться им в домашнем быту своем, могут относиться к изобретателю онаго, живущему близ Аничковскаго моста в доме купца Дьячкова, где и получать самыя основательныя о выгодах и пользах сего изобретения разщеты и доказательства» [1, л. 5].

Как видно, Дмитрий Петрович Демидов действительно предпринимал многочисленные попытки продвинуть свое изобретение. Вероятнее всего, этой же цели он добивался при отправке «Альбома чертежей конноводных машин .» своему дальнему родственнику Павлу Николаевичу Демидову, совладельцу Нижнетагильских заводов, действительному статскому советнику, только занявшему должность Курского гражданского губернатора (в 1831 г.) [2, с. 487], учредителю Демидовских премий и почетному члену Санкт-Петербургской Академии наук.

В настоящий момент сложно точно сказать, что конкретно двигало Дмитрием Демидовым в момент отправки Альбома. Вероятнее всего, находясь в отчаянном положении, он не видел иного способа заручиться благосклонностью Российских академических кругов, как не через расположение со стороны Павла Демидова, основателя первой и самой престижной научной премии России.

В Альбоме нет никаких точных указаний на дату его отправки Павлу Демидову. Однако по косвенным признакам можно заключить, что Альбом был отправлен в промежуток времени между 16.03.1831 и 13.03.1832 г., то есть буквально в последний год жизни Дмитрия Петровича Демидова. Отправка этого Альбома стала одной из последних отчаянных попыток спасти свое положение.

Результатом упорных трудов Дмитрия Демидова стал его полный крах и разорение. Он умер на 55 году жизни «от удара в голову» в чине коллежского советника, будучи «Главного штаба Его Императорского Величества Военно-ученого Комитета действительным и непременным членом» [6, с. 37].

Архивных материалов, раскрывающих отношение Павла Демидова к начинанию своего дальнего родственника, пока не выявлено. Однако тот факт, что Альбом оказался среди документов Главного Заводского управления в Нижнем Тагиле, дает повод предположить, что он был отправлен на Урал по распоряжению заводовладельца.

«Альбом чертежей конноводных машин .» был результатом многолетнего труда Дмитрия Петровича Демидова. К сожалению, этот документ не стал прорывом в развитии и техническом переоснащении судоходства и грузоперевозок внутри Российской империи, как на то рассчитывал его автор. Однако для нас он стал ценным документальным памятником, позволившим приоткрыть новые, ранее неизученные факты взаимоотношений между представителями разных ветвей династии уральских горнозаводчиков Демидовых.

Список источников и литературы

1 Альбом чертежей конноводных машин, изобретенных Дмитрием Петровичем Демидовым, действительным членом Военно-ученого комитета Главного Штаба Его Императорского Величества. 1820-1932 гг. / / НТМЗ «Горнозаводской Урал», ТМ-26158, № в гос. каталоге — 20039858.

2 Биографический словарь. Высшие чины Российской Империи (22.10.1721-2.03.1917). Т. I. А-З. / сост. Е. Л. Потемкин. — Москва, 2017. — 622 с.

3 Гуськова, Т. К. Демидовские архивы / Т. К. Гуськова // Альманах Международного Демидовского фонда. — Вып. 1. — Москва, 2001. — С. 139-141.

4 Краснова, Е. И. Демидовы. Родословная роспись / Е. И. Краснова. — Екатеринбург : Демидовский институт, 1992. — 40 с.

5 Краснова, Е. И. Новое в генеалогии Демидовых / Е. И. Краснова / / Альманах Международного Демидовского фонда. — Вып. 1. — Москва, 2001. — С. 157-162.

6 Краснова, Е. И. Такие разные Демидовы : сборник статей / Е. И. Краснова. — Санкт-Петербург : СПГУТД, 2007. — 147 с.

7 Металлургические заводы Урала X V II-X X вв. : энциклопедия. — Екатеринбург : Изд-во «Академкнига», 2001. — 536 с., ил.

8 Озерова, Н. А. Москва-река в пространстве и времени / Н. А. Озерова ; отв. ред. проф. В. А. Широкова. — Москва : Прогресс-Традиция, 2014. — 320 с., ил.

9 Озерова, Н. А. Новые источники к биографии Д. П. Демидова (по материалам РГВИА и РГИА) / Н. А. Озерова // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Общие проблемы развития науки и техники. История физико-математических наук. — Т. 1. — Москва : ЛЕНАНД, 2013. — С. 293-297.

10 Озерова, Н. А. Три столетия истории канала им. Москвы: от идеи до реализации / Н. А. Озерова / / Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2010. — Москва, 2011. — С. 52-60.

11 Предприниматели Урала XVII-начала X X в. Справочник. Вып. 1. Уральские горнозаводчики / авт.-сост. Е. Г. Неклюдов, Е. Ю. Рукосуев, Е. А. Курлаев, В. П. Микитюк. — Екатеринбург : УрО РАН, 2013. — 128 с.