ИССЛЕДОВАНИЕ ПАВЛОМ ПАВЛОВИЧЕМ ДЕМИДОВЫМ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА В РОССИЙСКИЙ ИМПЕРИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАВЛОМ ПАВЛОВИЧЕМ ДЕМИДОВЫМ ВОПРОСА О ПОЛОЖЕНИИ ЕВРЕЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В РОССИЙСКИЙ ИМПЕРИИ

ЗЫРЯНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Материалы Всероссийской научной конференции «XVIII Зыряновские чтения» Курган, 3–4 декабря 2020 г.

Н. Г. Попов
МКУК «Нижнетагильский музей-заповедник ‘‘Горнозаводской Урал’’», г. Нижний Тагил

Павел Павлович Демидов, родившийся 21 октября 1839 года в немецком городе Веймар, один из наиболее ярких представителей династии Демидовых, получивший широкую известность среди современников как крупный заводовладелец и благотворитель.

Однако личность Павла Павловича примечательна и рядом других не менее значимых фактов, одним из которых является его исследование, посвященное изучению жизни еврейской диаспоры в Российской Империи.

По всей видимости, интерес Демидова к данному вопросу сформировался в 70-х годах XIX века, когда он в 1871 году, покинув дипломатическую службу, поселился в городе Каменец-Подольский, в котором занял должность советника губернского правления.

Уже к концу 1871 года он переселяется в Киев, где сначала избирается почетным мировым судьей, а затем становится киевским городским головой. В 1874 году Павел Павлович избирается гласным в киевскую думу [2, c. 507].

Факт проживания и исполнение должностных обязанностей в Киевской губернии, являвшейся территорией, на которой было разрешено селиться представителям еврейского народа, позволили Павлу Павловичу лично познакомиться с неблагоприятными условиями, в которых вынуждена была существовать еврейская диаспора в Российской Империи.

Антисемитизм, как проявление крайней формы национализма, является одной из серьёзнейших проблем, сопровождавших существование человеческой цивилизации на различных этапах её развития и отчасти актуальной и по сей день. Данный феномен в значительной мере повлиял, в том числе, и на историю России.

Примечателен тот факт, что вплоть до осуществления разделов Речи Посполитой, произошедших в 1772, 1793 и 1795 годах, евреям было запрещено селиться на территории Российской Империи, что ярко иллюстрируется указами, принятыми в период правления императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.).

Например, указ 1742 года содержал в себе требования по высылке всех представителей еврейской диаспоры с территорий Российской Империи вне зависимости от их пола, возраста, материального и социального положения [3], а указ 1743 года запрещал возможность даже краткосрочных коммерческих визитов в страну [4].

Послабления касательно еврейского вопроса со стороны государства проявились в конце XVIII века, что было обусловлено присоединением территорий Речи Посполитой, население которых в значительной мере состояло из представителей еврейской диаспоры. Правительство вследствие вышеуказанного лишилось возможности выдворения еврейского населения из страны, так как это было чревато значительными экономическими потерями.

Правление императрицы Екатерины II (1762–1796 гг.), живо интересовавшейся гуманистическими идеалами эпохи Просвещения, сформировало предпосылки для пересмотра политики государства в отношении евреев.

Важнейшим законодательным актом, способствовавшим формированию системы, в рамках которой представители еврейской диаспоры проживали на территории Российской Империи с конца XVIII века вплоть до её развала в 1917 году, стал указ императрицы Екатерины II от 23 декабря 1791 года [5].

Согласно ему, евреям было разрешено селиться на территории Беларуси, Екатеринославского наместничества и Таврической области, однако жить в центральных губерниях России запрещалось, что способствовало созданию социального феномена, вошедшего в отечественную историю под названием «Черта оседлости».

Термин, изначально звучавший как «черта постоянного жительства евреев», впервые фигурирует в «Высочайше утвержденном положении о евреях» 1835 года [6].

Представителям еврейской диаспоры было разрешено селиться на территории 26 губерний [1, с. 94–95], наиболее населенными из которых на 1 января 1914 года являлись Волынская, Киевская, Подольская и Полтавская губернии [7, с. 18–22].

В своем анализе положения еврейской диаспоры в Российской Империи Павел Павлович выделял несколько факторов, оказывавших негативное влияние на процесс интеграции еврейского населения в российское общество. В качестве одного из таких факторов Демидов позиционировал религиозную нетерпимость государства и общества, а также стремление оградить православное население от влияния иудейской религии.

Следствием данной проблемы стало стеснение гражданских прав еврейского населения, проявляющееся в его неоднократных изгнаниях с территории России, а также в запрете на въезд из других государств. Известно, что данные ограничения применялись уже в XVI веке [1, с. 20–21].

Вторым фактором, выделяемым Павлом Павловичем, является неэффективная административная деятельность как местных властей, проявлявшаяся в коррупции и халатности, так и работы высших государственных органов Российской Империи в целом [1, с. 34], что находило отражение в принятии законов, усугублявших бедность еврейской диаспоры и негативно влияющих на благосостояние отдельно взятых губерний [1, с. 57–61].

Примером подобного закона может послужить один из пунктов «Высочайше утвержденного положения о евреях» 1835 года, текст которого запрещал евреям содержать при себе христиан для постоянных домашних услуг, что безусловно негативно сказалось на развитии еврейского предпринимательства и способствовало сохранению обособленности еврейской общины от общества Российской Империи [6].

Третьим фактором выступает наличие практики применения законодательства, ограничивающего права евреев, для осуществления конкуренции в области коммерции со стороны купцов других народностей, проживавших на территории Российской Империи.

В данном контексте показателен пример Киева, из которого, несмотря на его расположение в пределах черты оседлости, многократно выселялись представители еврейской диаспоры. В том числе выселялись и категории населения, имевшие право повсеместного проживания на территории Российской Империи, например, купцы, ремесленники и нижние чины [1, с. 67].

В своем исследовании Павел Павлович Демидов использует широкий спектр источников, касающихся как зарубежной, так и отечественной истории, а также актуальные для конца XIX века материалы, затрагивающие правовое поле Российской Империи того периода.

Вышеперечисленное позволяет рассматривать исследование Демидова, как ценный исторический источник, описывающий важный социальный феномен, существовавший в истории России.

Помимо этого, данная работа дает основания характеризовать самого Павла Павловича в качестве компетентного специалиста в области юриспруденции, а также подчеркивает его высокую осведомленность и заинтересованность в вопросах, касавшихся внутреннего состояния Российской Империи.

 

Список источников и литературы

1 Демидов Сан-Донато, П. П. Еврейский вопрос в России / П. П. Демидов Сан-Донато. – Москва : Изд-во гос. публ. ист. б-ки России, 2016. – 96 с.

2 Мосин, А. Г. Род Демидовых / А. Г. Мосин. – Екатеринбург : Изд-во «Сократ», 2012. – 532 с.

3 Полный свод законов Российской Империи : собрание 1649–1825 гг. Т. XI. Указ № 8673 «О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всяких жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всех их имением за границу и о непускании оных на будущее время в Россию кроме желающих принять Христианскую веру Греческого исповедания». – URL: http:// nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения: 31.08.2020). – Текст : электронный.

4 Полный свод законов Российской Империи : собрание 1649–1825 гг. Т. XI. Указ № 8840 «О воспрещении жидам проживать в России». – URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search. php (дата обращения: 31.08.2020). – Текст : электронный.

5 Полный свод законов Российской Империи : собрание 1649–1825 гг. Т. XXIII. Указ № 17006 «О предоставлении евреям прав гражданства в Екатеринославском наместни