ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТРАМВАЯ НЕ СМОГЛИ РЕАЛИЗОВАТЬ ТО, ЧТО ПРИДУМАЛИ ДИЗАЙНЕРЫ

Что стало с зеркальным трамваем, которым восторгался Собянин шесть лет назад (ФОТО)

25 августа 2020 г

Яндекс Дзен 1520. Все о ж/д

Самый крупный блог о железной дороге в России. Редактор блога — журналист Кирилл Балберов. E-mail для писем: balberov.spb@gmail.com (на почту всем отвечаю).

 
В 2014 году свердловский завод презентовал трамвай, который всех потряс. Его хвалили СМИ, им восторгались политики, его уже хотел купить для Москвы Сергей Собянин. В 2015 году «трамвай-айфон» должен был пойти в серийное производство, но прошло шесть лет… Уральские журналисты нашли тот самый единственный экземпляр и посмотрели, что с ним стало.
 
 
УВЗ Трамвай-айфон
 

«Трамвай-айфон»

Трамвай, о котором идет речь, называется R1 или Russia one. Его произвели в 2014 году на заводе «Уралтрансмаш» в Свердловской области. Эту модель в СМИ и блогах прозвали «айфоном» за футуристичный дизайн.

«Основным лейтмотивом дизайна новой линейки R1 стал черный уральский самоцвет в металлической оправе, зеркальная поверхность которого в буквальном смысле отражает в себе город, становясь его неотъемлемой и гармоничной частью. Одна из основных задач R1 — изменение отношения жителей города к самой идее общественного транспорта», — говорилось в сообщении производителя.

Трамвай презентовали на выставках в Екатеринбурге и Москве. Он смотрелся как транспорт из фантастического фильма. Он восхищал не только снаружи, но и внутри. Там обещали удобные сиденья, Wi-Fi, USB-зарядки и чуть ли не автоматический подбор музыки, звучащей в аудиосистеме, в зависимости от времени суток. Главное, он мог ехать на аккумуляторах до 50 км. Напомню, что это был 2014 год. Тогда «Витязей» еще не было, и все эти обещания поражали воображение.

 

Хвалили трамвай, кстати, не только российские эксперты. Вот что говорил Мурат Гунак, возглавлявший дизайн в Peugeot, Mercedes, DaimlerChrysler AG, Volkswagen:

«Мой любимый экспонат здесь — это русский трамвай. Отличная работа! Только с таким уровнем промдизайна российские компании смогут конкурировать на мировом рынке».

Трамвай осматривали и первые лица страны. «Надо брать!», – говорил о трамваях мэр Москвы Сергей Собянин. Тогдашний премьер Дмитрий Медведев «высоко оценил» трамвай, а министр промышленности Денис Мантуров «посоветовал выходить с ним на международный уровень».

УВЗ Трамвай-айфон

Тем не менее у трамвая нашлись и критики. Главный вопрос был в безопасности, причем как пассажиров, так и водителя, и пешеходов. С такой конструкцией было непонятно, как трамвай выдержит столкновение с другим транспортом. Кроме того, конструкция практически не оставляла шансов на выживание пешеходам, попавшим под трамвай. Ещё эксперты говорили о низкой ремонтопригодности трамвая и слабых местах в его ходовой части.

В 2015 году уральские инженеры доработали трамвай. Он стал менее вычурным и уже больше походил на классический современный транспорт. Такой легко представить где-нибудь на улицах Москвы или даже в какой-нибудь Франции или Германии, где трамваи давно и прочно вписались в городской пейзаж.

 

В 2017 году стало известно, что трамвай не пойдет в серийное производство. Причина — производители не могут реализовать то, что придумали дизайнеры, — сообщил Василий Бровко, директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех»:

«У нас есть серьезная проблема разрыва между дизайнерами и производителями. Во-первых, для него нет ходовой части, во-вторых, дизайнерский трамвай оказался слабо пригоден для ремонта».

И вот в августе 2020 года екатеринбургское издание Ura.ru опубликовало заметку о том, что тот самый трамвай ржавеет в промзоне уральской столицы.

На заводе сказали, что свою задачу R1 выполнил, и не стали возвращаться к обсуждению этой модели.