Сергей Волков и Дмитрий Кужильный
До 1945 года почти 90% всех сладостей в нижнетагильских магазинах были привозными. Немного кондитерской продукции выпускали столовые, малочисленные кафе, рестораны и мелкие артели. Как правило, это была сладкая выпечка. Старожилы с ностальгией вспоминали те времена, когда тагильские пряники закупались купцами из Екатеринбурга, Верхотурья и даже Перми…
Сегодня нас ждёт самый приятный на вкус выпуск рубрики выходного дня «Город-ЛабириНТ». Дмитрий Кужильный расскажет о «сладкой жизни» Нижнего Тагила.
До Февральской революции ситуация с производством кондитерских изделий в Нижнем Тагиле была вполне удовлетворительной. К началу 1914 года здесь работало две кондитерских, восемь «фабрик» по производству пряников и коврижек, а калачи и сладкие булки из пшеничной муки, обсыпанные сахаром и маком, изготавливали практически все, кто занимался выпечкой хлеба. Самым известным «сладким» заведением Тагила была кондитерская Пауля Мецгера, где делали не только недорогие и вкусные пирожные, но также пекли торты, кексы, варили десерты, занимались изготовлением конфет и цукатов.
Помочь в постройке фабрики вызвались «Уралвагонзавод», трест № 88, медико-инструментальный завод, Высокогорский механический завод. Конечно, о том, чтобы строить фабрику с нуля, не могло быть и речи. Но Колышев предложил разместить будущее предприятие в корпусах старого демидовского медеплавильного завода, которые по большей части использовались как склады для разного хлама. Оборудование и технологии пообещал предоставить директор областного треста «Росбакалея» В. Т. Гущин.
Несмотря на то, что работали на стройке преимущественно женщины и 14-15-летние подростки, отставание от графика строительства происходило редко и, как правило, из-за нерасторопности поставщиков оборудования. К апрелю 1945 года к запуску были готовы три цеха кондитерской фабрики: бисквитный, концентратный и конфетный.
Кроме пирожных и конфет, фабрика могла выпускать сиропы, варенья, фруктовые и ягодные джемы, маринады, фруктовые вина. Предприятие начало работу 7 мая 1945 года. За этот день в торговые точки города было отгружено 292 тонны конфет, печенья, тортов и джемов, что стало большим сюрпризом для тагильчан.
Единственным, но серьёзным минусом кондитерской фабрики было то, что волевым решением областных властей она с самого начала была подчинена объединению «Росбакалея», а потому её работа полностью зависела от свердловских коллег — и в плане поставок сырья, и в плане реализации готовой продукции. К началу 1946 года конфеты и торты стали в Тагиле дефицитом, и Колышев решил «выбить» самостоятельность для городской кондитерской фабрики в Москве.
В Наркомате торговли СССР он записался на приём к тогдашнему народному комиссару торговли Александру Васильевичу Любимову и попросил «вернуть кондитерскую фабрику городу».
«Действительно, несправедливо, — неожиданно быстро согласился нарком. — Строили рабочие Тагила, а конфеты едят свердловчане». Отдав распоряжения секретарю, Любимов вдруг сказал: «А ведь у меня дальние родственники когда-то жили в Тагиле… Вы возвращайтесь, а ваш вопрос мы обязательно решим положительно».
Положительного решения вопроса пришлось ждать почти два года, но связано это было вовсе не с бюрократическими препонами, а с преобразованием Совета народных комиссаров СССР в Совет министров СССР. В 1948-м Нижнетагильская кондитерская фабрика была выведена из структуры «Росбакалеи» и обрела статус самостоятельного предприятия с прямым подчинением Главному управлению кондитерской промышленности Министерства пищевой промышленности РСФСР. Теперь перед фабрикой открывались перспективы централизованного получения современного оборудования и возможность подготовки своих кадров. Евгений Фёдорович Колышев сделал для кондитерской фабрики ещё одно важное дело — договорился с московской фабрикой «Красный Октябрь» о помощи высококвалифицированными специалистами и современной техникой. Так, в Нижнем Тагиле появились ротационная машина для формовки печенья, глазировочные машины, аппараты, заворачивающие конфеты в обёртки, и вакуум-установки. А начиная с 1951 года в наш город стали прибывать по распределению выпускники московских и ленинградских вузов — дипломированные кондитеры и технологи. Часть этих специалистов проработали на фабрике до самого выхода на пенсию.
В течение 1950-х и 1960-х годов кондитерская фабрика из года в год увеличивала выпуск своей продукции и расширяла её ассортимент. В основном предприятие осваивало производство конфет московских кондитерских фабрик по их рецептуре: «Мишка косолапый», «Кара-Кум», «Красная Шапочка», «Золотой Петушок», «Белочка», «Ласточка» и других. А после ввода в строй вафельного цеха начался выпуск таких конфет, как «Курортные», «Ананас», «Гулливер». Кроме того, выпускались более 20 видов ириса и карамели, десять видов драже, разнообразные джемы и сиропы.
После реконструкции предприятия в 1970-х годах, произведённой без остановки производства, на фабрике начали разрабатывать новые виды кондитерской продукции уже по своей оригинальной рецептуре. Несколько видов карамели и глазированных конфет, внедрённых на нашей фабрике, были стандартизированы и выпускались на других кондитерских фабриках СССР.
Сейчас уже мало кто помнит, но самым желанным подарком для москвичей в 1970-х и 1980-х годах была коробка конфет «Птичье молоко» производства Нижнетагильской кондитерской фабрики.
Конфеты «Птичье молоко» начали выпускать в 1967-м на Владивостокской кондитерской фабрике по рецептуре, разработанной технологом предприятия Анной Чулковой. А тагильские кондитеры начали изготавливать их по оригинальной рецептуре польской фабрики «Ведель». Официальная история «Птичьего молока» началась в Варшаве в 1936 году, когда эти конфеты начали выпускать на местной кондитерской фабрике. На самом деле рецептура, придуманная основателями фабрики Каролем и Эмилем Ведель, стала известна в Российской империи с 1894 года под названием «сбивные конфеты».
Тагильские кондитеры просто взяли за основу оригинальный рецепт Веделей и повторили его.
Кроме того, именно в тагильских коробках «Птичьего молока» впервые начали попадаться одна или две конфеты, завёрнутые в красивые цветные «золотинки». Также в Нижнем Тагиле впервые стали выпускать «Птичье молоко» с клубничным вкусом (на всех других фабриках вкусов было всего три — сливочный, лимонный и шоколадный).
Долгое время конфеты укладывались в коробки вручную. Делалось это для того, чтобы в каждую коробку попадало одинаковое количество конфет всех вкусов. Тагильское «Птичье молоко» два раза было отмечено дипломами ВДНХ, но медаль Всесоюзной выставки так и не получило. Дело в том, что медаль ВДНХ за разработку рецептуры этих конфет была вручена технологу Чулковой ещё в 1971 году.
Как и большинство предприятий города, Нижнетагильская кондитерская фабрика не смогла без потерь пережить перестройку. Однако её судьба оказалась более-менее успешной: предприятие выжило в сложный период смены общественно-политического строя в стране и продолжает свою деятельность по сей день, правда уже в качестве подразделения компании KDV. В наши дни здесь выпускают вафли, драже, зефир, ирис, карамель, шоколадные конфеты и конфеты в глазури, ряд сортов крекеров и печенья.