ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ГРИГОРИЯ ФОРШЕВА В НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ МУЗЕЕ
ВОКРУГ ДЕМИДОВСКОЙ ДАЧИ
В 2020 году А. В. Мельников, внук художника Г. И. Форшева (1899-1976), передал 60 его живописных и графических работ музею-заповеднику.
Разностороннее творческое наследие художника включает пейзажи, жанровые сцены, портреты, натюрморты, выполненные маслом, акварелью, цветными и простым карандашами. Работы удивительно живо передают свое время, состояние уверенности и спокойствия, любовь к людям и родному краю, его природе, истории, гордость за его успехи.
Для выставки «Вокруг Демидовской дачи» были выбраны работы художника, изображающие старый Тагил. Это районы бывшей Демидовской дачи, Гальянки, Ключиков, Корабельного мыса, Большой Кушвы, Лисьей горы и старого завода. С излюбленных точек художник рисует виды на протяжении ряда лет, и зритель может проследить, как меняется место, потому что автор очень точен в деталях. Разное время года сообщает пейзажу и разное настроение.
Интересны и авторские подписи. Они дают дополнительную историческую информацию о прошлом Тагила: как изменялась территория Демидовской дачи (речь идет то о санатории, то о насосной станции), как в 1925 году называли Лисьегорскую башню (Пожарная башня). Часть подписей отличаются лиричностью: «Вечер», «Оттепель», «Осеннее утро», «Снег на льду».
Рассматривая рисунки, посетитель выставки непременно настроится на лирический, ностальгический лад, чему-то удивится, о чем-то узнает, о чем-то задумается. Итак, отправляемся в путь вокруг Демидовской дачи вместе с художником Г. И. Форшевым.
Григорий Иванович Форшев (1899-1976) родился в Нижнем Тагиле у в семье железнодорожника. Мать, домохозяйка, происходила из известной на Гальянке семьи Францевых. Детство и юность художника были неразрывно связаны с Тагильским прудом, лодкой, рыбалкой, походами, помощью отцу в работе. В 1914 году, после окончания училища, молодой человек начал работать слесарем в паровозном депо станции Нижний Тагил, где познакомился и сдружился со многими известными в будущем людьми, в частности с будущим писателем А. П. Бондиным. В 1918-м и 1920-м красногвардеец Г. И. Форшев участвовал в боях за Тагил.
Григория Ивановича всегда тянуло к искусству, особенно к живописи. С 1920-го по 1924-й год он учился в Свердловском художественном училище и одновременно преподавал в школе и художественной студии.
В 1924 году Григорий женился на дочери известного в Нижнем Тагиле галантерейщика Якова Павловича Всехвальнова, построил свой дом на ул. Октябрьской революции, 42 (в настоящее время снесен).
С 1924-го по 1959-й работал учителем черчения и рисования в железнодорожной школе № 38 и по совместительству – еще в ряде школ города. Много рисовал, водил учеников на этюды на природу. Больше всего любил писать пейзажи.
Григорий Иванович был активным участником общественной жизни Нижнего Тагила. В 1924 году он участвовал в истории с «Тагильской мадонной», встречался с И. Э. Грабарем, приезжавшим в Тагил для осмотра картины. В это же время Григорий Иванович сотрудничал с металлообрабатывающей артелью «Пролетарий», где он занимался росписью подносов. Дважды Г. И. Форшев встречался с первым советским наркомом просвещения А. В. Луначарским во время его приездов в Нижний Тагил в 1923-м и в 1928-м.
Григорий Иванович неоднократно участвовал в выставках живописи в Нижнем Тагиле и Свердловске. Г. И. Форшев награжден государственными наградами – орденами Знак Почета и Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Г. И. Форшев. Автопортрет.
Бумага. Акварель. 1 пол. XX в.
Из-за густых черных бровей
ученики любовно прозвали художника «Бармалей».
участник гражданской войны. 1918-1919 гг.
Вид с вершины Птахиной горы на территорию бывшей Демидовской дачи, городской пруд. Заметно, что вся территория дачи не отчуждена, Птахина гора, бывший заводской заказник для охоты, не застроена. Территория, как дачи, так и заказника огорожена забором. Фотографии с подобным видом неизвестны.
Г. И. Форшев. «Горное гнездо». Бумага. Акварель. 1924-25 гг.
Хорошо прорисована «светлица» — гостевой домик с цветными витражами в окнах. Сооружение на переднем плане – очевидно, остатки бывшей купальни, с дверью, выходом на открытую воду.
Г. И. Форшев. «Окрестности Тагила. Бывшая Демидовская дача». Бумага. Акварель. 1924-25 гг.
Хорошо прорисована открытая беседка на берегу весной. Заметен берег, широкой полосой укрепленный бутовым камнем. На заднем плане – деревянный Тагил с собором.
Г. И. Форшев. «Старый Тагил». Бумага. Акварель. 1924-25 гг.
Г. И. Форшев. Этюд «Санаторий в бывшей Демидовской даче». Бумага. Акварель. 1925 г.
Вид с берега Тагильского пруда, с территории Демидовской дачи. Внешний вид «светлицы» несет следы реконструкции (в сравнении с видами, сделанными автором в 1924-25 гг.) На заднем плане угадывается силуэт Драматического театра.
Г. И. Форшев. «Поздний осенний пейзаж». Бумага. Акварель. Нач. 1960-х гг.
В центре – недавно построенная насосная станция металлургического завода, далее – очертания «светлицы» со спуском к воде. На обратной стороне – авторская надпись тушью: «Насосная станция вновь строящегося водопровода г. Н. Тагила».
Г. И. Форшев. «Вечер». Бумага. Масло. 1935 г.
В центре – деревянная «светлица» (бывший гостевой домик) с лестничным спуском к воде, береговая линия выложена камнем. На заднем плане вдали угадываются недавно построенные многоквартирные жилые дома и высокие подъемные краны.
Г. И. Форшев. «Вид с территории. Демидовской дачи». Бумага. Акварель. Нач. 1960-х гг.
Г. И. Форшев. «Вид с территории Демидовской дачи». Бумага. Акварель. Нач. 1960-х гг.
Изображены еще неутраченные дореволюционные ограждения балконов, шар и шпиль на башне. К креплениям на куполе башни ведут электрические провода со столбов, закрепленных в грунт горы.
Г. И. Форшев. Этюд. «Пожарная Башня (Лисья гора)». Бумага. Акварель. 1925 г.
Изображены окрестности Нижнего Тагила. Река Большая Кушва.
Г. И. Форшев. «Летний пейзаж». Бумага. Акварель. 1 пол. XX в.
Район Большой Кушвы в окрестностях «Горзеленхоза».
Г. И. Форшев. «Летний пейзаж». Бумага. Акварель. 1960 г.
Берег Тагильского пруда в районе Корабельного мыса.
Г. И. Форшев. «Оттепель». Бумага. Акварель. 1965 г.
Берег Тагильского пруда в районе Корабельного мыса.
Г. И. Форшев. «Оттепель». Бумага. Акварель. 1969 г.
Берег Тагильского пруда в районе Корабельного мыса.
Г. И. Форшев. «Пруд. Снег на льду». Бумага. Акварель. 1969 г.
Г. И. Форшев. «Ключики». Бумага. Акварель, карандаш. 1970 г.
Заводские дымы напоминают «лисьи хвосты», как их называли старожилы города. По одной из версий, с этим эффектом связывают происхождение названия Лисьей горы
Г. И. Форшев. «Вид на завод со стороны плотины и пруда». Бумага. Акварель. Сер. XX в.
Нижнетагильский музей-заповедник благодарит семью наследников творчества Г. И. Форшева и лично А. В. Мельникова, принявших решение передать музею часть работ художника, которые позволят изучить как творчество художника и его личность, так и изменение облика Нижнего Тагила в XX веке, станут основой разнообразных выставок.
Источники и литература:
1. Орлов, И. А. Старый Тагил глазами краеведа: воспоминания. Редактор-составитель Т.К. Гуськова. 2011 г., 372 с.
2. Будаева Д. Р. История Демидовской дачи. Историческая справка. 2018 г. // Научный архив НТМЗ «Горнозаводской Урал».
3. Ковальчук Л. А. Концепция развития филиала «Музей «Демидовская дача». 2020 г.
4. Воспоминания Т. Г. Винкевич (Форшевой), А. В. Мельникова о Г. И. Форшеве из архива семьи Мельниковых.