ПОРТРЕТ АВРОРЫ ДЕМИДОВОЙ — КАРАМЗИНОЙ В НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ МУЗЕЕ
Весь ТАГИЛ — №40(63) четверг, 13 октября 2011 г
Роковая Аврора
Нижнетагильский музей-заповедник – один из старейших на Урале. Тысячи его экспонатов представляют историю и сегодняшний день горнозаводского края.
Каждый экспозиционный зал – одна из граней Нижнего Тагила, может быть, самого «уральского» города на Урале
Почти в каждом музее есть экспонаты, которые составляют его особую гордость. В тагильском музее один из них – портрет «роковой» Авроры. Неторопливо проходя по залам, среди множества экспонатов не сразу замечаешь небольшую темную картину. Но заметив, я уже не смогла оторвать от нее
глаз.
С картины взирает молодая женщина с белоснежней кожей и ярким румянцем на щеках. С пышными формами, и в тоже время с тонкой талией и изящной кистью руки. Это портрет Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной кисти К. П. Брюллова.
Загадочна, окружена дымкой таинственности сама Аврора (1808-1902). Неясны многие обстоятельства рождения полотна и его «приключений» до появления в музейной экспозиции. Спорен и образ женщины, созданный художником.
Эти странные, широко раскрытые глаза. То в них чудится глубоко спрятанный трагизм, то спокойствие, то кажется, что они не выражают ничего. В устах угадывается полунамек на улыбку, смысл которой тоже непонятен.
Что хотел сказать художник?
Загадочность интригует, будит естественное любопытство, желание проникнуть в тайну. Я обратилась к истории.
Родилась урожденная Ева Аврора Шарлотта в 1808 году в Финляндии в семье губернатора Выборга подполковника Карла Иохана Шернваля. В 16 лет ее впервые выводят в свет, где расцветающая красота юной девушки с легкостью покоряет мужчин.
Считается, что первый жених, троюродный брат Авроры, носивший фамилию Маннергейм, умер при трагических обстоятельствах за несколько дней до свадьбы. Второй жертвой роковой Авроры стал полковник и камергер Александр Муханов, близкий друг поэта Александра Пушкина.
Впервые их встреча произошла еще в Финляндии, где служил Муханов. Спустя много лет, уже в Петербурге, он предложил ей руку и сердце. Была назначена свадьба, но накануне торжества Александр скончался.
Спустя два года к Авроре Шернваль посватался егермейстер двора действительный статский советник Павел Николаевич Демидов, один из богатейших людей своей эпохи, владелец тагильских заводов.Он был баснословно богат, на империю Демидовых работал практически весь Урал. Современники писали, что это был человек неплохой, но с чудачествами. Павел Николаевич искренне влюбился в Аврору.
На свадьбу он преподнес ей кованную платиновую шкатулку, внутри которой на бархатной подушечке лежало четырехрядное жемчужное ожерелье из жемчужин величиной с лесной орех и уникальный алмаз «Санси» с многовековой историей.
Камень долгое время находился в Англии, переходя из одних рук в другие. Странно, что многие владельцы считали «Санси» талисманом, хотя он еще никому не приносил удачи, а владеющих им постигали различные несчастья. Во время французской революции он был похищен, а в 1830 году Париж потрясла скандальная новость о том, что камень приобрел за 500 тысяч франков знаменитый русский богач Павел Николаевич Демидов. Аврора предпочитала этот алмаз другим драгоценностям. Говорят, что она появлялась на балах, имея на шее только одно украшение – «Санси» на платиновой цепочке.
Повлияло ли проклятье знаменитого камня на жизнь Авроры? Это невозможно ни проверить, ни доказать, но судьба этой женщины была настолько трагична, что невольно начинаешь верить в злой рок.
Однако вернемся к событиям. Сразу после свадьбы Павел Демидов, слывший покровителем Брюллова, решил заказать портрет своей новоиспеченной жены. Работа над полотном началась в 1836 году. Первые упоминания о нем встречаются в дневнике Александра Тургенева, брата декабриста и писателя Н. И. Тургенева.
9 декабря 1836 года он записал: «Был у Брюллова, видел портрет Авроры». Но, к сожаленью, брак Авроры и Павла Демидова продлился всего лишь 3,5 года. Павел Николаевич с детства был слаб здоровьем, страдал болезнью легких, он умер от скоротечной чахотки весной 1840 года. 32-летняя вдова, оставшись с полугодовалым сыном на руках, покинула свет и шесть лет не снимала траур. Аврора Карловна не планировала вновь выходить замуж, посвятив себя воспитанию сына и управлению уральскими заводами.
Но жизнь продолжалась, и в возрасте 38 лет Аврора снова полюбила. Ее избранником стал незаурядный человек, кадровый офицер Андрей Карамзин – сын известного историка. Андрей Николаевич Карамзин водил дружбу со многими известными людьми того времени, и о нем осталось много добрых воспоминаний. Новый брак Авроры был счастливым. Наконец-то она получила то, к чему так стремилась – тихое семейное счастье.
Андрей Николаевич подружился с сыном Авроры Павлом, чьим официальным опекуном он стал. Чтобы уделять больше времени семье, Карамзин вышел в отставку. Кроме того, женитьба сделала его очень состоятельным человеком. Их семейная жизнь протекала спокойно и размеренно. Летние месяцы проводили в Финляндии, зимние и весенние – в Санкт-Петербурге.
Салон Карамзиных был украшением светской жизни северной столицы. Там часто устраивали веселые чаепития с чтением литературных новинок или концертные вечера с разгадыванием шарад. Приходили художники, писатели, поэты. Наверное, это были самые счастливые 8 лет в жизни Авроры.
Богатство не превратило Андрея Николаевича в барина. С началом Крымской войны полковник Карамзин добровольно ушел на фронт и получил назначение в Александрийский гусарский полк, дислоцировавшийся в Малой Валахии.
Словно предчувствуя беду, Аврора проводила мужа из Санкт-Петербурга до самой Москвы. К сожалению, причиной гибели Андрея Николаевича послужило его чрезмерное геройство.
16 мая 1854 года он, командуя кавалерийским отрядом, производящим разведывательный поход, принял опрометчивое решение и вступил в бой со значительно превосходящими силами турок. Вместе с ним погибло 19 офицеров и 139 солдат. Как считали современники, трагедия произошла по вине Андрея Николаевича.
В 46 лет Аврора в очередной раз осталась вдовой.
Неизвестно, что на ее месте сделала бы другая женщина, но Аврора была великой, она была сильной и нашла стимул жить дальше. Поначалу Аврора предпочитала уединение, занималась воспитанием сына, племянников и племянниц. Затем она всецело посвятила себя благотворительности и занималась этим до конца своих дней.
Однажды во время путешествий по Европе она увидела приюты, поддерживаемые трудом католических монахинь-диаконесс. Аврору захватила идея создания таких же домов в Финляндии и России.
Нельзя не упомянуть о ее помощи голодающим. В 1867 году северные провинции России и Финляндию охватило страшное бедствие – сильный голод, ставший итогом череды неурожайных лет. К голоду присоединились эпидемии чумы, тифа и оспы. Аврора Карловна организовала доставку продовольствия из Петербурга и южно-уральских губерний.
День и ночь в ее имение Трескенде приходили изможденные, голодные люди. Ухаживая за больными, Аврора Карловна и сама заразилась оспой, но, по счастью, выздоровела.
Последние годы своей жизни она провела в усадьбе Хагалунд. Скончалась Аврора в 1902 году в возрасте 94 лет в результате несчастного случая.
Ее век был долог, она пережила двух мужей, единственного сына. Аврору Демидову-Карамзину, урожденную Шернваль, похоронили на кладбище Хиетаниеми на берегу залива Лапин-лахти. Гроб несли потомки старых ее друзей, в том числе будущий маршал Финляндии граф Карл Густав Эмиль Маннергейм.
После своей смерти она завещала усадьбу городу Хельсинки, и теперь в нем располагается городской
музей. Он расположен на улице Маннергейма.
Одна из загадок, над которой бьются исследователи и авантюристы: где жемчуга Авроры и бриллиант «Санси»?
Авторы известных книг о драгоценных камнях Г. Банк и Г. Смит утверждают, что «Санси» выставлялся на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, был приобретен лордом Астором и сейчас демонстрируется в галерее Аполлона в Лувре. Мне эта версия кажется правдоподобной, а если допустить, что бриллиант был продан в тот год, когда Аврора Карловна построила Дом милосердия и организовала доставку продовольствия голодающим, то напрашивается вывод и о судьбе жемчугов. Скорее всего, их она тоже продала, может быть, частями, потому что на такую роскошь трудно найти покупателя.
Есть легенда, что в ее честь был назван известный крейсер.
Крейсер «Аврора» получил свое название в честь другого корабля, принимавшего участие в Крымской войне 1855 года. Имя «Аврора» было дано судну во время шутливого пари, проигранного командиром корабля своему другу, Андрею Карамзину. Получив новое имя, корабль вскоре был подорван англичанами, но название его сохранилось и перешло затем крейсеру, сыгравшему заметную роль в истории.
В заключение этой истории можно сказать, что Аврора Шернваль – первая красавица своего века, фрейлина императрицы, воспетая в стихах Жуковским, Вяземским, Тютчевым. Авроре Шернваль в 1824 или 1825 г. посвятил стихотворение Евгений Баратынский, проходивший в то время службу в
Финляндии:
Выдь, дохни нам упоеньем,
Соименница зари;
Всех румяным появленьем
Оживи и озари!
Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит с тихою тоской:
«Для кого она выводит
Солнце счастья за собой?»
Она пережила немало утрат и трагических случаев, преследовавших ее всю жизнь. Она не ушла бесследно, мы всегда будем ценить ее вклад в историю. Для меня эта великая женщина – пример женственности, большого, доброго сердца и сильного характера. Современники называли ее «Роковая
Аврора». Быть роковой – удел красивых и неординарных женщин.
Анна Засыпалова, ученица 10 «Б» класса школы №75/42.
К.П. Брюллов. Порmреm княгини Авроры Демидовой
Холст, масло. 90×71