КАПТЕРЕВ ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ — УРАЛЬСКИЙ КРАЕВЕД И ПИСАТЕЛЬ

«Я ожидал изменения советского строя…»

(о Леониде Михайловиче Каптереве)

С. Чумаков

Леонид Михайлович Каптерев оставил глубокий след в исторической науке, краеведении и музейном деле Урала и Поволжья. Его научные исследования и художественно-публицистические произведения, даже спустя десятки лет после их публикации, вызывают живейший интерес краеведов и учёных, открывающих для себя и других, на основе изучения архивных материалов, не известные ранее страницы его судьбы.
 
Леонид Михайлович Каптерев родился 5(17) апреля 1884 г. в посёлке Нязепетровского завода Пермской губернии в семье служащего лесного хозяйства. Его отец – Михаил Николаевич Каптерев (1841-1914) работал лесным таксатором, а после переезда семьи в Екатеринбург – в лесном управлении Екатеринбургского горного округа.
 
Мать – Людмила Александровна (1855-1927) – занималась воспитанием детей и домашним хозяйством. Кроме Леонида в семье было ещё пятеро детей: четыре брата и сестра.
 
Старший брат Александр (1870-1937) после окончания духовного училища был назначен дьяком прихода села Песчанское Шадринского уезда, в середине 1919 года ушёл с армией Колчака, пропав без вести для семьи. Как сейчас известно, Александр Михайлович в последние годы жизни служил священником в церкви с. Катышка Голышмановского района Омской области. 23 ноября 1937 года его арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации (ст. 58-10 УК РСФСР) и приговорили тройкой при УНКВД СССР по Омской области к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 10 декабря того же года.
 
В мае 1989 года Каптерев Александр Михайлович был реабилитирован Прокуратурой Омской области. Причислен к Лику Ново- мучеников Русской Православной Церкви 1.
 
Константин Михайлович (?-1911) был дьяконом церкви села  Бруснятское (по другим сведениям – учительствовал) Бруснятской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Он учился в Пермской духовной семинарии, был человеком образованным, читающим. Когда он погиб (при каких обстоятельствах – неизвестно), его вдова оказалась одна с четырьмя детьми.
 
По происхождению она была простой крестьянкой, малограмотной.  Её устроили работать просвирней в местную церковь. Братья отца помогали ей поднимать детей. Девочек-сестёр, Клавдию и Антонину, определили в екатеринбургское епархиальное училище. Антонине в момент смерти отца было восемь лет. Впоследствии она с отличием закончила епархиальное училище и вышла замуж за Лапина Владимира Васильевича, уроженца села Сылва Шалинского уезда.
 
По воспоминаниям их дочери Вероники, ей пришлось поработать и в школе, и на ликвидации неграмотности, и секретарём, и делопроизводителем. А заканчивала она свою работу в должности заведующей канцелярией Свердловского горисполкома в военные и послевоенные годы.
 
Вероника Владимировна (1938 г. р.) была единственным ребёнком в семье Лапиных, окончила филологический факультет УрГУ и всю жизнь прожила в Свердловске (Екатеринбурге), работая по специальности. После выхода на пенсию она практически до последнего дня занималась репетиторством по литературе и русскому языку для школьников разных возрастов. В последние годы жизни занималась краеведением и родоведением, в том числе собирала материал о жизни Леонида Михайловича, которому приходилась внучатой племянницей.
 
По словам помогавшей ей в сборе материалов Плаксиной Марины Григорьевны (в то время – главный библиографа отдела краеведческой литературы Свердловской областной библиотеки им. В. Г. Белинского), Вероника Владимировна вела дневник и трепетно собирала и хранила документы своих родителей.
 
Будучи человеком по-учительски требовательным и внимательным к красоте языка, даже в обыденной беседе она не снисходила до просторечия, сохраняя правильный литературный выговор слов. Сказывалась и привычка быть «на людях»: даже болея, Вероника Владимировна всегда поддерживала изящную причёску, приглашая парикмахера на дом. Скончалась она в возрасте 70 лет в 2008 году, успев опубликовать воспоминания о своей семье и статью о Леониде Каптереве.
 
Вероятно, весь её архив после смерти был уничтожен. Ряд материалов для публикации в журнале «Добрый малый» взял его издатель Вилен Захарович Фельдман, ныне также ушедший из жизни. Издание журнала не имело продолжения.
 
Свою семью Вероника Владимировна не сумела создать, поэтому детей у неё не было. Нет информации и о существовании на момент её смерти других родственников.
 
Остальные братья – Николай (1886-?) и Вениамин (1889-1960) – преподавали в школах и училищах Пермской губернии и (в советское время) Пермской и Свердловской областей. По информации, предоставленной Петрович Л. Ю., Вениамин Михайлович обладал большими знаниями не только в области истории, но и в литературе, в философии, в искусстве.
 
В 30-е годы XX века подвергался репрессиям за свои убеждения, был обвинён в троцкизме, исключён из партии. Но не все обвинения были подтверждены реальными фактами, поэтому он не был лишён права работать учителем. С 1937 по 1957 гг. он преподавал историю в одной из школ г. Перми. Его жена, Татьяна Даниловна, в 1950-х годах работала в Пермской областной организации профсоюза работников культуры. Известно, что у них была дочь Клара.
 
Сестра Леонида – Лидия Михайловна Гилёва (1894-1942) – после окончания женской гимназии работала учительницей, с 1935 года проживала в одном городе с братом – Горьком (Нижний Новгород).
 
Сам Леонид Михайлович начальное образование получил в Пермской духовной семинарии. В 1908 году (по другим сведениям в 1905) окончил Московский Археологический институт со званием учёного-археолога. С 1909-го по 1931-й год жил на Среднем Урале. Александр Михайлович относился к младшему брату с большим уважением: «Самый развитый и умный из людей» – такую подпись он оставил на фотографии Леонида, сохранившейся в семейном архиве его правнука Иванова В. В.
 
Познакомившись с хранителем музея Уральского общества любителей естествознания Модестом Онисимовичем Клером (имя которого сейчас носит Свердловский областной краеведческий музей), Леонид Михайлович серьёзно заинтересовался краеведением. Его впечатления от познания истории и культуры Урала нашли отражение в первых литературных произведениях, опубликованных в 1916-1918 гг. 2
 
Пролетарскую революцию, по его собственным словам, он воспринял «со страхом и недоверием», считая коммунистов «варварами и разрушителями культуры». Симпатий к Советской власти у него не было, так как «она не давала народу демократических свобод и материального благополучия».
 
Десять лет своей жизни Л. М. Каптерев отдал уральскому краеведению. С 1920 года он работает научным сотрудником Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), в редакции «Энциклопедического словаря», газеты «Знание и труд», журнала «Просвещение на Урале».
 
В том же 1920 году УОЛЕ командировало Леонида Михайловича в Верхотурский, Надеждинский, Нижнетагильский и Алапаевский уезды для изучения памятников старины. В этой поездке он активно сотрудничал с руководителем Шадринского отделения краеведов В. П. Бирюковым, директорами тагильского музея А. Н. Словцовым и чердынского И. А. Лунеговым.
 
В 1924 году, как результат своей работы в Шадринском уезде, учёный издал книгу «Дубинщина», посвящённую восстанию крестьян Далматовского Свято-Успенского монастыря в XVIII веке и ставшей первым (и по сей день главным) исследованием по этой теме.
 
До 1925 года он жил в Верхотурье, где основал краеведческий музей и возглавил работу Общества по изучению Верхотурского края.
 
После возвращения в Екатеринбург с 1925 по 1928 годы Каптерев заведовал музейным подотделом Уральского областного отдела народного образования. С 1928 года занимал должность учёного секретаря Уральского областного бюро краеведения – краеведческого центра Урала, созданного в Свердловске в 1924 году. Большое внимание он уделял литературно-краеведческой деятельности, много печатался.
 
В декабре 1931 года семья Каптеревых переезжает в Нижний Новгород (с 1932 по 1990 гг. – г. Горький), на родину жены. Супруга Мария Николаевна родилась в 1899 году в селе Толмачёво Работкинского уезда Нижегородской губернии, работала библиотекарем в Екатеринбурге. Свой брак Каптеревы оформили в 1929 году.
 
О семейной жизни Каптеревых мало что известно. В немалой степени причиной тому послужило изъятие при аресте Леонида Михайловича в 1946 году всех личных записей, мемуаров, дневников и библиотеки, которые не были приобщены к материалам следственного дела и утрачены.
 
В Государственном архиве Нижегородской области документов о семье присутствует крайне мало: несколько фотографий самого Леонида Михайловича Каптерева, семейное фото с женой и сыном Всеволодом (по сведениям С. В. Симановского – 1928 года рождения, судьба его нам неизвестна), некоторые письма.
 
В какой-то степени его биографию освещают протоколы следствия, которые изучил и привёл В. В. Кашин в статье «Об основателе верхотурского краеведческого музея (репрессированный уральский историк и краевед Л. М. Каптерев)».
 
После переезда Леонид Михайлович вначале заведовал плановым отделом Нижегородского районного геологоразведочного треста. Впоследствии работал учёным секретарём Горьковского института краеведения, затем – заведующим библиографического отдела и исторического кабинета Института марксизма-ленинизма (1933-1936).
 
«Неисправимый краевед» – так его назвал уральский краевед Владимир Бирюков – не оставил своего увлечения и «переключился на нижегородско-горьковское краеведение и местную историю».
 
За пятнадцать лет активной деятельности в Нижегородском крае им были опубликованы монографии: «Недра Горьковского края» (1932), «Большая Волга» (1933), статьи «Нижегородский край при Петре I» (1940), «Нижегородское наместничество» (1941), книги «В Синегорских лесах» (1934), «Город Горький» (1934), историко-экономическое исследование «Нижегородское Поволжье в X-XVI вв.» (1939).
 
Учёный постоянно участвовал в различных научных и краеведческих конференциях. Последним его выступлением был доклад по теме «Нижегородская ярмарка» на второй городской научно-педагогической конференции «Город Горький в прошлом и настоящем (к 725-летию со дня основания)» в 1946 году. В этом же году им была закончена вторая часть исследования по истории Нижегородского Поволжья с XVIII в. до конца 50-х гг. XIX в., однако опубликовать её автор не успел.
 
5 июня 1946 года Л. М. Каптерев был арестован за «высказывание резких антисоветских суждений по проводимым ВКП(б) и Советским правительством мероприятиям, за гнусную и злобную клевету на руководителей партии и государства» и помещён во внутреннюю тюрьму Управления Министерства Госбезопасности.
 
Через месяц, 12 июля, Каптереву предъявили обвинительное заключение в том, что он, «будучи враждебно настроенным, на протяжении ряда лет среди своего окружения проводил антисоветскую агитацию, то есть совершил преступление, предусмотренное ст. 58 п. 10 ч. 2 УК РСФСР».
 
На судебном заседании Каптерев заявлял:
«Я выказывал недовольство Советской властью. То, что я хотел…, писать было нельзя, писать надо было по заказу. Я считал систему Советского Правительства в некоторых случаях неправильной, был недоволен карточной системой. Недовольство Советской властью вкоренилось за неполные три десятка лет, но открытой агитации никогда не вёл.
 
Советскую власть считал недостаточно демократичной, она не является выразительницей воли народа. Я был недоволен суровым судебным приговором в отношении врагов народа Рыкова и Сулимова…
 
Во время Отечественной войны я никогда не стоял на пораженческой политике и не желал победы немцам, для меня каждое поражение Красной армии было очень больно… Я ожидал изменения советского строя, но не смены его…».
 
7 августа Горьковский областной суд приговорил его к семи годам исправительно-трудовых лагерей и поражением в правах на три года с конфискацией имущества. Точная дата освобождения учёного не известна. Не возобновилась и его исследовательская деятельность.
 
Скончался Леонид Михайлович Каптерев в возрасте 73-х лет 31 января 1958 года в городе Горьком.
 
Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР 29 мая 1963 года приговор в отношении него был отменён и дело за отсутствием состава преступления прекращено.
 
Неопубликованная рукопись последнего труда краеведа – «Ниже городское Поволжье XVII-XIX веков. Ч. II» – в 1985 году была передана его вдовой Мариной Николаевной в Центральный архив Нижегородской области (Ф. 5861 Оп. 8 Д. 3).
 
Следы прямых потомков семьи Каптеревых (сына, внуков) нам выявить не удалось. По сведениям правнучки Каптерева А. М. Петрович Л. Ю., изучающей родословную Каптеревых, ей удалось установить более двадцати представителей этого рода, проживающих в России и Белоруссии. В основном это потомки Александра Михайловича, имевшего 7 детей.
 
Фото Участники 3-й Окружной краеведческой конференции, 21-24 июня 1928 г., Нижний Тагил. Л. М. Каптерев — второй слева во втором ряду. Слева от него первый директор Нижнетагильского краеведческого музея Александр Николаевич Словцов. Фото архив В. Кашина.
 
 
1 Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. Т. 4 Омск, 2001 г. с. 76
 
2 Каптерев Л. М. Тени прошлого // Уральское хозяйство. 1916 № 5 С. 10-15;
Здесь и там // Уральское хозяйство. 1917 № 2 С. 3-5;
Счастье маленьких людей // Уральское хозяйство. 1917 № 4 С. 8-13;
К новой жизни. Изд-во Совета кооперативных съездов. 1919;
Островок: очерк. Изд-во Совета кооперативных съездов Урала. 1919