ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ Я ПРОЖИЛА С МОИМ НИЖНЕТАГИЛЬСКИМ ТЕАТРОМ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАРОСТИ

75-летию Нижнетагильского драматического театра

Воспоминания Ольги Павловны Череповой по трудовой книжке  её работа в  театре с 1980 — 2020 гг. заведующая литературной частью

Отыскала странички старого дневника с записью нашей беседы с заслуженной артисткой РСФСР Н. И. Чумаковой.

На гастролях в Орджоникидзе мы сидели на лавочке в парке, и она рассказывала о себе и о партнершах — так мы определили тему беседы. Наталья Ивановна удивила меня, начав разговор так:

«Я была зачислена в штат Н. Тагильского драмтеатра в качестве актрисы в порядке перевода с 27.10.1959 года, приказ N 247».
(Я еще не встречала людей, которые помнили бы такие подробности. Увидев мое недоумение, Н.Чумакова лукаво улыбнулась. И мне показалось, что я прочла ее внутренний монолог: «Да! Вот как мне дорог этот день и этот приказ»). И она продолжила.

«Когда мы с мужем режиссером В.Добронравовым пришли в театр, я восхитилась красотой актрис. Да и позже от них глаз было не отвести — А.Вакулина, Т. Иноземцева, Н.Островская, Б.Чумичева, И.Высоцкая (называя каждую, Наталья Ивановна говорила «Тамарочка», «Ниночка»). А Серебренникова! — все еще красит волосы в голубой цвет, потому что красавица»! (и мы обе рассмеялись).

 

Наталья Ивановна не рассказывала о пережитой ею трагедии, о серьезных травмах, которые она получила дважды (одну, возвращаясь с выездного, вторую — на спектакле “Приключения желтого чемоданчика”), о перенесенном опасном заболевании, после которого она все-таки вернулась на сцену и сыграла еще немало замечательных ролей… В моей памяти она осталась кристально чистым, светлым, удивительно добросердечным, сильным и необыкновенно скромным человеком. Мне кажется, что она любила всех, кто рядом.

Первой ее ролью в Тагиле была Анника — ввод в «Блудного сына».
«Эту роль играла заслуженная артистка М. Полетаева. Анника была ее удачей, ей было жаль расставаться с ролью, но… Без всякой ревности, очень трепетно помогала она мне войти в спектакль. Та наша первая встреча вылилась в дружбу.

Прекрасным партнером была А. Дейн — сильная актриса, честный, принципиальный человек. Навсегда запомнила ее кредо: «Главное в творчестве — добрые отношения». Она была эталоном чуткости, совестью коллектива. Она никогда не говорила я «приду на работу». Только «я приду на репетицию», «я тороплюсь на спектакль», «я вышла из Театра» (именно так, с большой буквы.)

Интересной, очень искренней актрисой была с A. Комарова. В «Золотопромышленниках» Б. Гронского она играла старуху Мосевну. Через много лет в спектакле, по той же пьесе режиссера А. Щеголева эту роль играла я. И Мосевна Комаровой служила мне образцом.

Не могу не вспомнить М. Фетисову… Ах, какая трагедия… (М.Фетисова погибла, выйдя на крыльцо служебного входа в тот момент, когда на него с крыши рухнула льдина). Ее так любили зрители! Какие у нее были роли! Валя в «Иркутской истории», Василиса в «На дне», а Стряпуха! — это невозможно забыть! Мы в пару играли с ней королеву Елизавету в трагедии «Мария Стюарт». Ее королева, по-моему, была больше коварной интриганкой, а у меня — расчетливой и мстительной. А заслуженная артистка Н. Романова какая была яркая актриса, мы с ней играли в спектакле «Совесть»…

Приведу цитату из «Советской культуры» Поражает амплитудой своего творческого диапазона артистка Н.Чумакова: порочная, опустошенная, исполненная коварства и ханжества королева Елизавета в «Марии Стюарт» и инструктор райкома Зуева из «Совести», с ее доведенным почти до абсолюта отсутствием собственного мнения! И обе роли исполнены блистательно. (Ф.Маркова)

 

Наталья Ивановна вспоминала свои роли. В молодости, еще в Кировском театре, в спектакле «В поисках радости» она играла Леночку, а уже в Тагиле — ее свекровь Клавдию Васильевну, женщину интеллигентную, скромную, с крепким внутренним стержнем. Эта героиня очень близка была артистке, в отличие, например, от скандальной, разбитной колхозницы Лизаветы в «Характерах» или школьного завуча в «Драме из-за лирики». В последние годы она играла Шанель в комедии «Восемь любящих женщин» и Бабушку в драме «Деревья умирают стоя».
Однажды, после этого спектакля Наталья Ивановна ушла со сцены и ушла из театра. Навсегда. Потому что почувствовала, что забывала текст роли. По ее глубокому убеждению это было недопустимо…

Процитирую монолог Н.Чумаковой из «Тагильского рабочего» 1986 года. Моему театру исполняется 40 лет. Двадцать пять из них мы прожили вместе, и хоть я на пенсии, я могу так сказать: «Моему театру». Мой театр — это зрители, сцена, спектакли и, конечно, люди. Я благодарна своим партнерам Ф Штоббе, Н.Будагову, B. Кайгородову. Дороги мне встречи на сцене с Д. Черкасовым — преклоняюсь перед этим человеком, с Н. Серебренниковой, А. Вакулиной, В. Зайцевым.
А сегодня на сцене — мои бывшие партнеры, мои коллеги Н. Соничкина, М. Юрченко, А. Сухинин, А. Саловский… Им мы передаем эстафету и наш театр.