ИСТОРИИ ВАГОНСКОГО ТРАМВАЯ
МашиноСтроитель — № 9 (11366) Пятница, 6 марта 2020 г
Газета АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Издается с марта 1932 г
Истории вагонского трамвая
далекое-близкое
8 марта – знаменательная дата для тагильского трамвая. В этот день 80 лет назад первый вагон отправился по маршруту «Нижний Тагил – УВЗ». В честь этого события в выставочном зале музея истории Уралвагонзавода прошел круглый стол с участием ветеранов цеха 920 и действующих работников МУП «Тагильский трамвай».
Коллеги рассматривали фотографии прошлых лет, вспоминали о трудностях и успехах. Первыми взяли слово представители сильной половины человечества – бывшие начальники трамвайного управления Алексей Сатыга и Сергей Оськин.
– Когда я пришел в цех весной 1991 года, денег не выделялось ни на зарплату, ни на запчасти, пассажиров зачастую возили бесплатно, выручка была минимальной, – вспоминал Алексей Сатыга. – Но коллектив был дружный, мы работали сплоченно, даже когда были трудности, и сумели выстоять, пережить это время.
– А какие раньше снега были и морозы! – добавил Сергей Оськин. – Приходилось трамваи бросать на шестом маршруте – их заметало, потом вручную откапывали по несколько суток.
Когда в начале 2000-х в парк поступили несколько новых трамваев, я запомнил вагон с красивым номером «125». Мы решили отдать его хорошему водителю – этот трамвай выходил на линию в любые морозы и до сих пор действует.
История трамвайного управления берет свое начало еще в довоенные годы.
Почти сразу после того как образовался цех 920, началась война, тогда ни пути, ни трамваи не ремонтировались, приходили в упадок.
– В начале 1950-х директор завода Окунев предложил моему отцу Андрею Грачеву возглавить трамвайный цех, – рассказала ветеран Алевтина Коваленко. – Именно при Андрее Павловиче началось строительство новых корпусов трамвайного парка, были получены первые цельнометаллические рижские трамваи, открыто движение на Красный бор. Вагоны были холодные, и водители нагревали кирпичи на печке, чтобы потом положить их под ноги в кабину. Следующий начальник цеха Алексей Садовник приспособил в эти трамваи электрическую печку. Я пришла в 920-й инженером-технологом в 1994-м. В это тяжелое время нам очень помог Уралвагонзавод: специально для нас изготавливалось более ста наименований деталей для ремонта.
Как вспоминали ветераны, в трамвайном парке никогда не было легко.
– Трудно было всегда, не только в девяностые, – уверена Валентина Василькова. – Когда я пришла в цех в 1965 году, водители не имели спецодежды, вагоны были деревянные, а зимы суровые. Ремонты трамвайных путей люди делали своими силами по ночам, носили шпалы на себе. Никогда не привлекали наемных рабочих.
– Один раз только нам на помощь отправили роту солдат, – добавил Владимир Рыбаков. – Тогда у нас на одиннадцатом маршруте застряли 13 вагонов – одинарных и двойных. Они стояли у лакокрасочного завода, занесенные снегом по самые стекла. Чтобы их откопать, сначала привлекли стройбатовцев, а потом привезли танк без башни, который вытаскивал «спасенные» вагоны на горку у трикотажной фабрики. После этого мы построили свой трамвай-снегочист, который ходит до сих пор.
Помимо трудностей у цеха 920 были и блестящие победы. Так, Алевтина Таранухо удостоена звания «Женщина года», а Татьяна Иванова вошла в двадцатку лучших на Всесоюзном конкурсе молодых водителей трамваев в 1985 году в Ульяновске.
– У нас была красивая форма – китель с лычками на погонах, – рассказала Татьяна Геннадьевна. – С ней связан один курьез. Однажды привезли ребят из пионерского лагеря, а автобусы не подписали, и дети все перепутались. Наша водитель встречала своего ребенка в этом кителе, а за ней бегала женщина и умоляла: «Товарищ прокурор, помогите!»
Интересно ветеранам было узнать и о сегодняшнем дне трамвайного управления.
– Парк на 60% укомплектован новыми вагонами, – рассказал руководитель «Тагильского трамвая» Игорь Темнов. – Введена безналичная оплата проезда, с апреля планируем ввести электронные проездные документы, повременную оплату проезда. Проект, который может быть реализован в ближайшее время, – трамвайная закольцовка Алтайского микрорайона.
Текст: Марина Карачева.
Фото: Людмила Иванова
и из архива Выставочного комплекса УВЗ.