ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ЧЕРКАСОВ, МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ ДУШОЙ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАРОСТИ

75-летию Нижнетагильского драматического театра

Воспоминания Ольги Павловны Череповой по трудовой книжке  её работа в  театре с 1980 — 2020 гг. заведующая литературной частью

Историю присвоения звания заслуженного артиста Дмитрию Дмитриевичу Черкасову я знаю от А. Щеголева. Он рассказал ее мне, предупредив: «Только никому». Но, думаю, что за давностью лет могу снять гриф «Совершенно секретно» с этой истории.

Произошла она, когда почетные звания артистам еще присваивались, а не так как сейчас – за последние 15 лет ни один актер НДТ (да и большинства театров страны) не удостоен этой награды.

Итак… при Щеголеве у нас сложилась самая многочисленная за все годы заслуженная команда в составе народного артиста РСФСР Ф.Штоббе, заслуженных Н.Чумаковой, И.Высоцкой, С.Першакова, В.Гришина, Д.Черкасова, а также Э.Соловяна и Лауреата Республиканской премии ДА ССР В.Ткаченко, получивших звания в других театрах.

Много лет в этом почетном списке не было ДимДимыча (буду называть Черкасова так, как мы привыкли). Его наградные документы, оформленные театром, не прошли длинного пути от стола главрежа к столу, за которым подписывались Указы о присвоении званий. На каком-то этапе их притормозили по единственной причине – возраст. Актеру перевалило за 70.

Анатолий Иванович очень расстроился. Он говорил, что чувствовал вину театра или долг перед последним артистом первой театральной труппы. Черкасов еще до Великой Отечественной работал на одной из Ленинградских сцен, воевал, защищая свой город, и уехал на Урал только потому, что не смог жить там, где в блокаду погибла его семья. Но — один из немногих актеров первого призыва — остался верен Тагилу и театру на десятилетия. Он был занят во многих спектаклях, начиная с «Оптимистической трагедии», его любит публика, ценят режиссеры и партнеры, некоторые воспитанники драматического кружка, который он много лет вел в ДКЖ, стали артистами. И главное – он талантливый трудяга! Помню щеголевские слова: «Причем тут возраст! Он до 100 лет сможет играть — у него амплуа такое»!

Амплуа у Черкасова было несуществующее — «маленький человек с большой душой». Он был большой актер на маленькие роли. Его персонажи обычно назывались в середине, чаще — в конце списка действующих лиц, и редко открывали его. Но когда он выходил на сцену, то не играл, не выполнял задач режиссера и мизансцен, а просто жил. И не поверить ему было невозможно. Неслучайно авторы сохранившихся рецензий не обходят вниманием его небольшие роли.

«Оставляет впечатление тепло рисующий образ матроса Вайонена артист Дмитрий Черкасов». 1946 год, первый спектакль «Оптимистическая трагедия».

«Настоятель буддийского монастыря в исполнении Д.Черкасова своей сдержанностью и строгостью совпадает с китайской легендой о любви и коварстве». 1950-е, «Пролитая чаша», режиссер В.Мотыль.

«Трогательный Ширинкин униженный, обездоленный, потерявший богатство, но сохранивший широту души». Это о роли, в которой Д.Черкасов выходил на сцену раз 300, наверное, потому что с 1965 до 1982 года в трех постановках «Золотопромышленников» играл своего смешного, беззащитного и ущемляемого всеми приживалы.

Заслуженный артист Дмитрий Дмитриевич Черкасов. .Ширинкин в спектакле Золотопромышленники

«Облик патриархального крестьянина, хранителя и носителя христианской морали рисует артист Д.Черкасов. Косноязычный, невзрачный его герой Аким чист и душой и в делах своих». 1970, «Власть тьмы».

Вернемся к истории про звание. Получив отказ, А.Щеголев задумывает чуть ли не авантюрную многоходовку. Он находит пьесу, главный герой которой написан будто специально для Черкасова. Ставит спектакль «Петрович» с Черкасовым в заглавной роли. Зовет столичных критиков, которые дают театру путевку на Всероссийский фестиваль «Образ рабочего на сцене и в драматургии». И приглашает на фестивальный показ министра культуры РСФСР Ю.Мелентьева – тагильчанина, который всегда поддерживал связь с малой родиной.

Анатолий Иванович рассказывал, что, посмотрев «Петровича» и поблагодарив земляков за хороший и нужный спектакль , министр выслушал его просьбу. Представляю, как со свойственным ему фантастическим красноречием Щеголев сообщил Мелентьеву, почему Черкасов не имеет почетного звания…

Неважно, на какие рычаги после этой беседы нажал министр, но замысел Щеголева завершился успешно, и в ноябре 1982 года старейший по возрасту и по стажу работы в коллективе артист стал заслуженным.

Театр за «Петровича» получил Диплом фестиваля за подписью министра Ю. Мелентьева и председателя ВТО М.Царева. Исполнителю главной роли был вручен именной Почетный Диплом Министерства. В театре Петрович был признан лучшей мужской ролью 1981 года. За нее Черкасов получил приз зрительских симпатий профкома НТМК, через год руководством комбината официально учрежденный как приз «Лучшему актеру года».

Очень жаль, что уезжая из Тагила к сыну, Надежда Ивановна Серебренникова увезла с собой все эти Дипломы, портреты и большинство фотографий любимого мужа. Там, в Череповце они и остались… вместе с нею.

Мои любимые роли ДимДимыча, кроме Петровича и Ширинкина, эти дядя Митя – дед-баламут в комедии «Любовь и голуби» (у нас задолго до фильма ее ставил В.Анисимов). По-моему, в этом спектакле они с Надеждой Ивановной единственный раз в жизни играли семейную пару. И оба купались в своих ролях. Помню, как под хохот зрительного зала они носились по сцене: она с лопатой наперевес, готовясь огреть своего сценического супружника-пьянчужку, а он — ковыляя и прихрамывая изо всех сил. А в финале они танцевали, обнявшись как молодожены…

Последняя роль ДимДимыча — дирижер народного хора Ветлугин в спектакле режиссера Ф.Бермана «Синее небо, а в нем облака». Первый раз герой Черкасова был единственным на сцене мужчиной да еще и во фраке. Когда, собрав своих пятерых бывших жен, чтобы попрощаться и исполнить неосуществленную мечту, маэстро торжественно взмахнул руками, давая сигнал к началу мелодии-мечты, Ветлугин Черкасова как будто отчаянно кричал: «Поздно! Жизнь прошла мимо!»

В который раз сожалею, что при всей своей прелести, театр – сиюминутное искусство. Закрылся занавес – закончился спектакль.
И остались только воспоминания…