ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО СКУЛЬПТОРА ВАСИЛИЯ УШАКОВА
ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ УШАКОВ: СЛОВО О ПЕДАГОГЕ, ХУДОЖНИКЕ, ЛИЧНОСТИ
Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока 2021 г
Ильина Елена Васильевна — искусствовед, член Союза художников РФ, заведующий отделом исследования творчества A.C. Голубкиной, Государственная Третьяковская галерея (Москва). E-mail: elena_ilyna@mail.ru
В статье рассматривается творчество и педагогическая деятельность нижнетагильского скульптора В.М. Ушакова — одного из первых и немногих профессиональных скульпторов Нижнего Тагила, входивших в плеяду мастеров, оказавших большое влияние на становление уральского искусства и педагогики в середине — второй половине XX века.
В художественной жизни Нижнего Тагила личность Василия Михайловича Ушакова (1928-1999) имела большое значение. Во многом его фигура уникальна: творчески темпераментный скульптор стал автором целого ряда произведений монументальной пластики на Урале, чутким педагогом, воспитавшим многих будущих художников, прекрасным организатором, сыгравшим важную роль в становлении и развитии художественных учебных заведений города, Нижнетагильских мастерских Художественного фонда и отделения Союза художников.
Принципиальный, честный и деятельный человек, он всегда находился в центре ключевых событий. В творчестве Ушаков стремился к созданию образов, решенных языком современной пластики, к обновлению и пониманию роли скульптуры в обществе. Авторитет его как культурного, образованного человека, хорошо знающего практическую сторону своей профессии изнутри и разбирающегося в тонкостях ремесла, был значителен.
Коренной тагильчанин Василий Михайлович Ушаков родился 7 января 1928 года в семье горняков. Во время войны он работал молотобойцем, но, будучи талантливым самоучкой, увлекся музыкой и играл в духовом оркестре. Страсть к рисованию привела его в 1942 году в студию ленинградского художника Ф.С. Лемберского (1913-1970), жившего в эвакуации в Нижнем Тагиле в 1941-1944 гг., который, по воспоминаниям Василия Михайловича, «точно ставил руку ученика и, что, может быть, самое главное, учил видеть, сумел привить главное — серьезное отношение к занятиям» [4, с. 137].
В сложное военное время в Нижнем Тагиле началось восстановление прерванных художественных традиций, заложенных в демидовские времена. В город, ставший крупным промышленным центром благодаря стройкам заводов-гигантов в 1930-е годы, была эвакуирована культурная интеллигенция, сыгравшая главную роль в формировании творческой среды.
К концу войны в Нижнем Тагиле открываются театр, музей искусств и Уральское художественно-промышленное училище1. Последнее было связано с необходимостью подготовки художественных кадров для Урала. Узнав, что открывается скульптурное отделение, Василий Ушаков становится студентом первого набора: еще посещая студию Ф. Лемберского, он понял, что хочет заниматься объемными формами. Направленные в Тагил профессиональные педагоги-художники — живописцы М.А. Кичигин, P.A. Кобозев, О.Э. Бернгард, скульпторы М.П. Крамской, E.H. Плугина, искусствовед Е.Л. Кронман — сумели дать студентам знания высокого уровня в рисунке, изучении натуры, истории искусств.
По окончании училища в 1950-м году Ушаков поступил в московский Институт прикладного и декоративного искусства, где прошел школу Е.Ф. Белашовой. Два года спустя в связи с расформированием института он перешел в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище2, учился у Р.К. Таурита, В.В. Исаевой, В.А. Оболенского, В.И. Ингала, В.Л. Рыбалко.
Педагогическая система, основанная на глубоком знании практической стороны профессии и изучении мирового скульптурного наследия в музеях, послужила основой для развития таланта молодого художника. Пришло ясное понимание законов творчества, своего пути в искусстве. Большую роль сыграло общение с Р.К. Тауритом, который давал основательные знания о законах монументальной скульптуры, а также практика у педагогов Исаевой и Таурита по увеличению модели шестиметровой фигуры Матери-Родины для мемориала погибшим в блокаду ленинградцам на Пискаревском кладбище3.
Особое место в программе обучения в бывшем училище барона А.Л. Штиглица отводилось рисованию. Занятия в классе В.А. Оболенского — ученика В.А. Серова, прививавшего студентам любовь к грамотному рисунку, укрепили руку Ушакова: педагоги его рисунки ставили в пример другим ученикам. Несмотря на насаждаемый в скульптуре послевоенного времени академический схематизм, в студенческих работах Ушакова ощущается внутренняя динамика, ставшая отличительной чертой его творчества впоследствии.
В Ленинграде он продолжает увлекаться музыкой и играть на тромбоне в джазовом оркестре училища, выступающем с концертами в северной столице. Знаменитый джазовый композитор и дирижер Эдди Рознер, услышавший на студенческом концерте выступление Василия Ушакова4, отметив технику владения им инструментом, пригласил талантливого музыканта в созданный им в 1954 году эстрадный оркестр. Однако молодой художник отказался от престижного предложения, навсегда избрав профессию скульптора-монументалиста.
Тенденция советской скульптуры послевоенного периода к монументализму определила характер дипломных работ выпускников ЛВХПУ перед которыми ставилась задача создания сугубо практических объектов.
В. М. Ушаков. Сашка. 1959. Мрамор. 34×26,5×20 Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил)
В 1956 году Василий Ушаков выполняет дипломную работу «Копьеметатель» для спортивного стадиона в город Златоуст, которая, к сожалению, не сохранилась. В достаточно типичном для тех лет изображении, выполненном с учетом установок на культ совершенного человека, помимо отличного знания пластической анатомии, проявилось стремление и к динамике, и к четкому пластическому силуэту Талантливому студенту предложили остаться на преподавательской должности в ЛВХПУ однако он вновь отказывается и возвращается на Урал, считая необходимым «поднимать культуру родного города»5.
Художественная жизнь Нижнего Тагила второй половины 1950-х — начала 1960-х годов была достаточно активной. В город после обучения вернулись бывшие ученики училища. Набирали силу художественное образование, Музей изобразительных искусств, а созданные в 1955 году мастерские Художественного фонда гарантировали возможность выполнения творческих заказов.
Чувствуя потребность в передаче накопленных знаний и опыта, Ушаков становится преподавателем спецдисциплин в родном училище. Скульптор А.Г. Неверов вспоминает: «У него была высокая академическая подача материала. Нам повезло, что рисунок у нас вел скульптор, ибо требования к рисунку были такие же, как и в пластике. Ушаков прививал студентам любовь к форме, композиции, знаниям анатомии. С его точки зрения, необходимо безупречно владеть пластической анатомией и знаниями пропорций, чтобы создавать образ… Ушаков смог выдать нам тот весь материал, который он постиг в Мухинке, и это было колоссально. Таким образом, мы, ученики Василия Михайловича, несколько раньше получили багаж знаний, который дает высшее учебное заведение. В этом заслуга Ушакова — не только талантливого мастера, но и великолепного педагога»6. Вероятно, поэтому первые ученики Б. Свинин и Е. Ротанов7 стали его друзьями.
Педагогическая деятельность молодого скульптора удачно сочетается с творческой и общественной. Рекомендацию на вступление в члены Союза художников Ушаков получил еще в Ленинграде и вскоре вошел в Свердловское отделение, был введен в правление, а в 1957 году делегирован на VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
К концу 1950-х годов в Тагиле возникла необходимость создать структуру высшего художественного образования в городе. В Нижнетагильском государственном педагогическом институте в 1959 году открылась первая в уральском регионе кафедра графики и изобразительного искусства, куда пригласили преподавать В.М. Ушакова. Вскоре он занял должность доцента, а в 1963 году стал первым деканом вновь образованного художественно-графического факультета. Даже спустя сорок лет современники признавали, что он был «один из самых лучших деканов»8.
Чуткий и требовательный одновременно, обладающий прекрасными организаторскими способностями, он сумел найти новые приемы в учебном процессе, создать творческую атмосферу, наметить высокий уровень преподавания. Но, главное, «Василий Михайлович подготавливал своих учеников к тому, что надо учиться, видеть, смотреть» быть художниками. Блестящий рисовальщик и сильный педагог, он разрабатывал программы по рисунку и пластике, многие из которых вплоть до 1990-х годов были основой для занятий10.
С 1960 года он ввел летний пленэр для студентов: «днем студенты обычно рисовали, делали зарисовки природы (например, рисовали на пляже волны), таким образом, не теряли связи с природой», а «вечером устраивали праздники, где было много песен, различных экспромтов. Василий Михайлович обладал хорошим чувством юмора, много знал. Так что нам с ним было интересно»11.
Дальновидный организатор, Ушаков создал кафедру основ художественного и технического конструирования, изменил функционал кафедры изобразительного искусства, способствовал созданию междисциплинарных программ, не побоялся привлечь к преподаванию выпускников и даже старшекурсников, организовал проведение первых выставок. В бытность В.М. Ушакова деканом в 1960-е годы факультет окреп, были выработаны линии педагогической работы, складывались традиции.
В это же время В.М. Ушаков занимался общественной деятельностью: входил в совет мастерских Художественного фонда и Союза художников, являлся депутатом городского Совета депутатов трудящихся. В 1970 году В.М. Ушаков оставил пост декана, но остался преподавать на худграфе, участвовал в конференциях12, входил в правление Союза художников и худсовета мастерских. В 1974 году принял участие в оформлении городского цирка, тогда же был назначен директором Уральского училища прикладного искусства, которым руководил до 1977 года. Важной для города тех лет была идея возрождения тагильского подносного промысла. Ушаков сделал всё необходимое для подготовки к открытию в училище отделения по подносному промыслу, что и произошло при другом директоре. В училище Василий Михайлович работал вплоть до сентября 1999 года. За год до этого ему было присвоено звание «Отличник народного просвещения Российской Федерации». Творец и педагог, он воспитал многих будущих художников, дал им знания основ мастерства. Образовательная деятельность была важной частью жизни, но главенствовало в ней творчество. Он стал автором ряда значительных для развития Нижнего Тагила и Урала произведений монументального и станкового искусства.
Первые заказы на создание памятников В. Ушаков получил вскоре после возвращения в Тагил. Во многом это было связано с заметным оживлением монументального искусства во второй половине 1950-х годов и в стране, и на Урале [1, с. 62].
Так, в 1956 году Ушаков выполнил декоративные композиции «Данко» и «Спутник» для Караганды13, а год спустя — монументальный памятник в Нижнем Тагиле. Мемориал «Борцам революции» на месте кровопролитных боев в 1918 году и самого большого захоронения жертв Гражданской войны в Свердловской области был запланирован мастерской архитектора М.Я. Гинзбурга в проекте развития города как узловая точка нового района еще в 1930-х годах. Но решение о возведении монумента было принято лишь двадцать лет спустя, тогда в городе и было решено обратиться к местным художникам. В решении памятника отражены две ведущие тенденции послевоенного времени — создание архитектурно-скульптурного ансамбля и героизация истории14.
Уже в этом первом значительном объекте проявились отличительные черты пластического почерка скульптора: четкость форм, лаконичная пластика силуэта, предельная точность идеи. В образе мужественного красноармейца в распахнутой шинели заложена безусловность подвига, выбора своего пути. Впоследствии историческая тема становится одной из ведущих в творчестве скульптора, что во многом связано со спецификой монументального искусства. Ставший четвертым в истории города обелиск был первым на Урале среди «подобных по форме, которые в последующие десятилетия появятся во многих населенных пунктах» [1, с. 64].
В. М. Ушаков. Портрет учительницы Т. Шишкиной. 1957. Гипс тонированный. 39×20,8×27,5 Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил)
Стремление скульптора к выявлению главного, обобщению проявилось и в его станковых портретах. Но если в ранних исторических портретах автор еще недостаточно самостоятелен и создает несколько типизированные образы А.М. Горького и A.C. Пушкина (оба — 1959)15, то работа с натурой раскрепощает его.
В портретах учительницы Т. Шишкиной (1956), строительницы Вали Чирковой, студентки («Портрет студентки (Ветер)», обе — 1959)16 автора интересует характерность черт модели, он ищет возможность рассказать о человеке, передать принадлежность его к своему времени. Ему важно само образное состояние героя, которое создается удачно найденными деталями, выразительной пластикой. В портрете скульптору были интересны типические лица, в которых он искал ведущие духовные черты: «Василий Михайлович стремился в портретах выявить неповторимость индивидуальности каждого своего героя и в то же время передать черты, присущие времени, эпохе» [2, с. 46].
Так, в статичном портрете человека из народа — учительницы Тамары Шишкиной -неброские черты простого лица, опущенный взгляд подчеркивают замкнутость, самопогруженность модели, что отличало многих людей, переживших войну. А романтичный «Портрет студентки» — это образ активного раскованного современника, стоящего на пороге шестидесятых. Открытый взгляд, несколько асимметричная постановка головы, взметнувшиеся от движения волосы создают образ создателя светлого грядущего, не просто его ожидающего, но творящего. Искусство этого времени искало в пластике одновременно и романтики, и прямолинейности высказывания, к поискам которых обратился и уральский скульптор.
В эти же годы Ушаков впервые обращается к мрамору, обнаружив незаурядное знание технологии. В портрете сына «Сашка» (1959)17 автор изображает мальчика гораздо старше своих лет и, словно заглядывая в будущее, создает психологически сложный образ. Подвижность ребенка передается легким наклоном головы, асимметричным композиционным решением, а слегка приоткрытые, словно шевелящиеся губы обусловливают живость лица. Тонкая моделировка формы подчеркнута легкой полировкой поверхности, прозрачные слои мрамора рождают ощущение нежной кожи, контрастом к которой выступают крупные кристаллические сколы массы основания.
Найденная линия честного разговора о лучших качествах личности, искренняя заинтересованность героем получили свое развитие в творчестве скульптора в 1960-е годы. Он создает образы живые и деятельные. Само время ждало тогда от художников не углубления в эмоциональные переживания, а создания легенд. Лаконичность высказывания, правдивость как нельзя более полно отвечали героизации обыденного. Уральский суровый стиль был умерен в пластических высказываниях, но все же в скульптуре постепенно нарастала внутренняя экспрессия, поиски всеобщего и динамизм форм соседствовали с емкостью образов.
В портрете знатного фрезеровщика H.A. Ширманова (1967)18, убедительном по решению, крепкая пластическая форма помогает выявить остроту точно взятой психологической характеристики, а достаточно экспрессивная лепка — передать внутреннюю целеустремленность героя. Иной портрет сталевара С. Барина19, в котором для художника важно впечатление от внутренней подвижности модели.
В середине — второй половине 1960-х годов Ушаков участвует в создании двух разных по решению памятников. Пластика монумента горнякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1965)20, отвечает стилистике своего времени лапидарностью, некой рубленостью форм. Композиция низкого уплощенного рельефа стелы построена на ритмике линий, что позволяет достичь динамики.
В. М. Ушаков. Памятник композитору П.И. Чайковскому. Бронза г. Алапаевск.
В памятнике П.И. Чайковскому для города Алапаевска21, созданном двумя годами позже, скульптор избирает классическую манеру лепки, поскольку «стремится не только к созданию собирательного образа, опираясь на разные источники — прижизненные фотографии, живописные изображения, но и к передаче самого духа эпохи, своего образа композитора… »22.
В третьем в стране памятнике музыканту23 он искал то особое композиционное и пластическое решение, которое способно передать само трепетное состояние рождения творческого замысла: «Чайковский как бы осторожно слушает музыку руками, ощущая сам момент ее возникновения. Изящные кисти рук музыканта, строгая сосредоточенность лица, сама динамичность позы передают внутренний порыв»24. Свободными «живописными» мазками автор создает поверхности скульптуры. Легкие, вибрирующие, они передают трепетное состояние вдохновения, подчеркивают тонкость эмоционального содержания образа.
То, что в станковом портрете «художник искренне заинтересован судьбами изображаемых людей, ставших для него близкими» [2, с. 46], убеждает портрет еще одного музыканта — свердловского дирижера М.И. Павермана25. Музыкант словно весь открыт миру — динамичный поворот создает ощущение устремленности, живости, богатой внутренней жизни. Ушаков впервые работает в дереве, но мастерство его безусловно. Сочетание разных приемов — более плавные резки в лице и крупные подвижные поверхности основного объема — создают вибрирующую, дышащую массу.
Порывисто-живописная манера резьбы созвучна пластическим опытам A.C. Голубкиной, которая «видела в дереве разновидность мрамора и камня с их весомой определенностью скульптурной плоти» [6, с. 58]. Несколько позднее Ушаков создает в дереве портрет студентки, названный им «Северянка» (1971)26, — признанный «шедевр уральской пластики тех лет»27. Образ-тип здесь близок к высказыванию В.И. Сурикова: «греческую красоту можно и в остяке найти». Решая объем единой плотной округлой формой, едва разработанной резками, мягко моделируя поверхность, скульптор добивается ощущения закрытости, большой внутренней сдержанности модели, словно хранящей некую древнюю тайну.
В историческом портрете Василия Ушакова интересовала не столько портретная документальность, сколько образное решение, как например, в портрете партизанки Зои Космодемьянской28. Изучая материал, скульптор ездил в Москву на встречу с матерью девушки, собирал сведения по партизанскому движению. В результате возник острохарактерный портрет-легенда, в котором индивидуальные черты доведены до уровня пластического знака.
К этому же типу относится и портрет Григория Быкова, над памятником которому он начал работать в 1976 году29. Для автора заказ не был простым: о гибели первого тагильского рабочего корреспондента ходили разные слухи, как и о его возможном отношении к аресту ряда рабочих, свой отпечаток наложил и связанный с работой на шахте конфликт Быкова с отцом скульптора. Изучение архивного материала привело автора к решению создать образ сугубо художественный, а не портретный. Меру обобщенности обеспечили пластическая ясность, использование крупных масс, своего рода граненность формы.
В. М. Ушаков. Северянка. 1971. Дерево, резьба. 33×20,2×26,1. Нижнетагильский Муниципальный Музей Изобразительных Искусств
Поступление. 1995, в дар от автора В.М. Ушакова, Нижний Тагил
В 1970-е годы усиление патриотического и исторического воспитания в стране определило возведение многих монументов, посвященных В.И. Ленину и героям Великой Отечественной войны. В эти годы скульптор выполняет несколько присутственных портретов Ленина, в том числе в мраморе, становится автором двух памятников политику30.
Перед монументалистами тех лет стояла задача создания идеологически верного портрета «вождя мирового пролетариата» в рамках сложившегося в советском искусстве иконографического типа, допускающего лишь незначительные вариации.
Так, в основе ивдельского монумента Ушакова можно прочувствовать композицию образа Ленина — вождя с призывно поднятой рукой, разработанную ленинградским скульптором В.В. Козловым еще в 1924-1925 годах, но максимальное упрощение формы и выразительность линий связаны уже с находками художников-графиков шестидесятых годов. Даже в заказных работах несомненный мастер четких силуэтов Ушаков умеет подойти творчески к решению пластических задач, закладывая своего рода «графическую» формулу в легкое и динамичное решение объема.
Следует отметить, что для пережившего войну скульптора патриотическое воспитание и любовь к Родине были собственными внутренними установками, а жизнь в рабочем городе позволила высоко ценить народ, рабочих. Поэтому в основу идеи Памятника боевой и трудовой славы строителей треста № 88 в Тагиле (1980)31, одного из лучших монументальных произведений В.М. Ушакова, автором естественно была заложена мысль о незаметном подвиге людей одной из самых мирных профессий — строителей, всегда работающих на светлое будущее.
Сложная кругообразная композиция из трех фигур, низкий постамент позволили органично ввести памятник в ритм жизни города, сделать его привычным в среде. За счет величины фигур и обобщенности решения автор достигает монументальности. В композиции проявилось хорошее знание скульптором классической и современной скульптуры, в том числе и европейской. Но на художественном совете непривычное для уральского искусства тех лет композиционно-образное предложение вызвало споры, и потребовалось немало сил, чтобы убедить совет в бесспорности решения.
Первая половина восьмидесятых годов для скульптора — время мастерства: отточен стиль, найдены основные ориентиры в пластике. Автор много работает над передачей пространственных и объемных характеристик, над силуэтом, выразительностью линий, создавая грамотно построенные, пластически наполненные, весомые образы.
Поиски художника ясно воплощены в двух монументальных памятниках, установленных в преддверии сорокалетия Победы в Великой Отечественной войне, над которыми он работал в 1984-1985 годах вместе с супругой — скульптором Л. П. Ушаковой. Памятник солдату на узловой станции Егоршино в городе Артёмовском Свердловской области стал вторым в творчестве скульптора: первый был возведен в поселке Свободном (1969).
Классически строгая композиция подчеркивает торжественное величие и скорбь, что прочитывается и в монументе «Мать-Родина» на братском захоронении солдат, погибших от ран в тагильских госпиталях, но здесь образ развивается глубже, трагичнее32.
Само выражение «Родина-мать» встречается в русской литературе еще в XIX веке, а с сороковых годов XX века образ Родины как матери стал одним из самых устойчивых в советском искусстве, в чем большую роль сыграл плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». В послевоенном Советском Союзе символ стал одним из самых действенных при работе с «исторической памятью» и решении идеологических задач.
В настоящее время известно около 30 памятников Матери-Родине33, установленных в 19501980-х годах в стране и за рубежом, из которых нижнетагильский был, вероятно, одним из самых последних: в 1991 году Советский Союз прекратил свое существование, и больше объекты подобного содержания не создавались. Памятник стал едва не единственным монументом на тему «Мать-Родина» на Урале.
Тема будущего монумента была сформулирована художниками практически сразу: памятник людям разных национальностей, нашедшим свое упокоение на тагильской земле. Достаточно быстро был решен и образ матери, много работающей женщины с крепкой фигурой и «характерным типом лица — несколько неприметным, но исполненным глубокой внутренней значительности, силы, мужества, таких женщин на Урале, да и в России, — много»34.
Устоявшийся архетип с точно выраженным смыслом авторы сумели наделить отличительными чертами. Это не гневная мать, почти богиня с мечом в руках с Мамаева кургана, призывающая к отмщению, не торжественная в своей молчаливой скорби мать, возлагающая венок своим детям-ленинградцам на Пискаревском кладбище. Авторы выводят на первый план силу потаенной горечи, величественную, скрытую печаль, используя известную в мировом искусстве атрибутику скорби — обобщенное одеяние, разорванный, упавший к ногам венок, непокрытую голову, плат, придерживаемый рукой на плече, мерную поступь. Произведение было выполнено в немыслимо короткие сроки: приступив к лепке в конце января 1985 года, художники окончили его уже к концу марта.
Последними монументальными работами скульптора стали рельефы стелы Мемориала на Аллее Славы в Нижнем Тагиле (1985) и мемориальная доска на доме, в котором жил первый секретарь Нижнетагильского горкома ВКП(б) Шалва Окуджава (1987). Тогда же, увлеченный его личностью, В.М. Ушаков начинает резать в дереве его портрет35.
Поздние станковые творения скульптора из серии №36 очень лиричны, в них воплотились поиски полнокровного и гармоничного бытия. При общей сдержанности здесь вновь, как ранее в портретах, открывается редкий темперамент мастера. Художник часто избирает контрапостные положения крепких женских тел, которые наполняет упругой силой, спокойствием, уверенностью. В крепко взятых формах, сложных разворотах явно проявилась связь с мировой скульптурой жанра N11, в частности с Бурделем, творчеством которого был увлечен В.М. Ушаков. Большой по размеру торс он выполняет в дереве светлого теплого тона с легкой полировкой, что передает не только пластичность и упругость молодого тела, — «в ней мощно ощущается напряженная внутренняя сила жил, которые есть в этом дереве»37.
Автор сознательно оставляет нетронутой поверхность дерева в срезе плеч, едва обрабатывает его крупными резками в низком постаменте. В другой работе «Волна» автор вновь использует разную манеру обработки поверхностей — классическая лепка тела сочетается с импрессионистической в решении волос.
Вклад Василия Михайловича Ушакова в культуру трудно переоценить, и, думается, еще многое будет открыто о нем как о личности и художнике.
Примечания
1. Ныне «Уральский колледж прикладного искусства и дизайна». Филиал ФГБОУ «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова».
2. В 1953 году Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу присвоено имя В. И. Мухиной.
3. Мемориальный ансамбль Пискаревского кладбища (Санкт-Петербург). Архитекторы A.B. Васильев, Е.А. Левинсон, скульпторы В.В. Исаева, Р.К. Таурит.
4. Рознер Эдди (Адольф) (1910-1976), джазовый трубач, дирижер, композитор, работал в СССР в 19321972 гг.
5. Воспоминания художников о В.М. Ушакове: Л.П. Ушакова. С. 3. Из архива семьи.
6. Воспоминания художников о В.М. Ушакове: А. Г. Неверов. С. 7. Из архива семьи.
7. Свинин Борис Александрович (1938-1994), скульптор, заслуженный художник России. Ротанов Евгений Никитич (1940 г. р.), скульптор, заслуженный художник России.
8. Воспоминания художников о В.М. Ушакове: В.П. Антоний. С. 4. Из архива семьи.
9. Воспоминания художников о В.М. Ушакове: А. Г. Неверов. С. 7. Из архива семьи.
10. Воспоминания художников о В.М. Ушакове: О.В. Подольский. С. 5. Из архива семьи.
11. Воспоминания художников о В.М. Ушакове: А.Г. Неверов, С.М. Крашенинников. С. 7, 5. Из архива семьи.
12. Например, участвует в городской конференции «Задачи идейного и эстетического воспитания детей и молодежи средствами изобразительного искусства», методической конференции НТМИИ с докладом «Эстетическое воспитание детей и молодежи средствами изобразительного искусства».
13. Местонахождение неизвестно.
14. Нижний Тагил, архитектор Н.Я. Черпаков. Боковые рельефы «Бой» и «Реквием»: скульпторы Л.П. Ушакова, Ю.П. Петров. Утрачены, восстановлены по фотографиям и эскизам в 2004 году скульпторами О.В. Подольским и А.Г. Неверовым; установлены на памятник в 2005 году.
15. Местонахождение неизвестно.
16. «Строительница В. Чиркова» — местонахождение неизвестно. «Портрет Т. Шишкиной» и «Портрет студентки (Ветер)» — Нижнетагильский музей изобразительных искусств (Нижний Тагил) (далее — НТМИИ).
В. М. Ушаков, Л. П. Ушакова, Ю. П. Петров. Памятник борцам революции. 1957. Чугун, гранит. Высота фигуры 170, стелы 5 м
17. НТМИИ.
18 НТМИИ.
19. НТМИИ.
20. Нижний Тагил, архитектор А.И. Обухов, скульпторы В.М. Ушаков, М.П. Крамской, Ю.П. Клегцевников.
21. Памятник отлит на Мытищинском заводе художественного литья, установлен в октябре 1967 года в сквере здания детской музыкальной школы им. П.И. Чайковского, ныне — Дом-музей П.И. Чайковского.
22. Воспоминания художников о В.М. Ушакове: Л.П. Ушакова. С. 22. Из архива семьи.
23. Первые два памятника созданы В.И. Мухиной: бюст П.И. Чайковского (1929, г. Клин); памятник П.И. Чайковскому (1944-1954, Москва).
24. Воспоминания художников о В.М. Ушакове: Л.П. Ушакова. С. 20. Из архива семьи.
25. Паверман Марк Израиле-вич (1907-1993), композитор, дирижер, педагог. «Портрет М. Павермана» — Ирбитский государственный музей изобразительных искусств (Ирбит Свердловской области).
26. НТМИИ.
27. Высказывание заслуженного художника России, заслуженного художника республики Северная Осетия-Алания, почетного члена Российской Академии художеств В.Н. Наседкина.
28. Космодемьянская Зоя Анатольевна (1923-1941), красноармеец диверсионной группы штаба Западного фронта, Герой Советского Союза.
29. Нижний Тагил, архитектор В.И. Солтыс.
30. Свердловская область — поселок Свободный (1981), город Ивдель (1980).
31. Нижний Тагил, архитектор В.И. Солтыс.
32. То же.
33. Наиболее известные — в Волгограде (1959-1967, скульптор Е.В. Вучетич, Н.В. Никитин), Киеве (1981, скульптор В. Бородай), Санкт-Петербурге (1959, скульпторы В.В. Исаева, Р.К. Таурит).
34. Воспоминания художников о В.М. Ушакове: Л.П. Ушакова. С. 7. Из архива семьи.
35. Музей ГУП ПО «Уралвагонзавод».
36. НТМИИ.
37. Воспоминания художников о В.М. Ушакове: Л.П. Ушакова. С. 11. Из архива семьи.
Литература
1. Алексеев, Е.П., Черепов, В.А., Ярков, С.П. Памятники монументального искусства Свердловской области. — Екатеринбург : Сократ, 2008. — 151 с.: ил.
2. Белохонов, В.Н. Педагоги-художники Нижнетагильского государственного педагогического института : сб. ст. / В. Н. Белохонов, Г. Л. Курманаевская ; Нижнетагил. гос. пед. ин-т. — Нижний Тагил : НТ-ГПИ, 1999. — 55 с.
3. Ильина, Е.В. Скульпторы В. М. и Л. П. Ушаковы: творческий тандем // Четвертые Хуцояровские чтения. Доклады и сообщения. — Нижний Тагил, 2009.-С. 122-132.
4. Ильина, Е., Смирных, Л. Нижний Тагил в жизни и творчестве Феликса Лемберского // Феликс Лем-берский. Живопись. Графика. 1913-1970. — Москва : Галарт, 2009. — С. 137-142.
5. Каменский, A.A. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. — Москва : Изобразительное искусство, 1990. — 463 с.
6. Художники Нижнего Тагила 1942-2017: 75-летию Нижнетагильской городской организации Союза художников России посвящается : альбом / НТМИИ ; сост. Е.В. Ильина, Л. Л. Смирных при участии М.В. Агеевой, Л.А. Хайдуковой, М.Ю. Комаровой ; авт. вст. ст. Е.В. Ильина ; сост. кат. Л.Л. Смирных, М.Ю. Комарова ; дизайн-макет, верстка H.A. Гунды-ревой, М.Е. Трухина. — Нижний Тагил, 2017. — 171 с.; ил.
7. Шемякина, А.Л. Опыт реставрации памятника Героям Гражданской войны в Нижнетагильском музее изобразительных искусств // Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Эрмитажной школы реставрации. — Екатеринбург : Тезис, 2007. -С. 47-51.