ЕВГЕНИЙ ВАГИН – ХУДОЖНИК, ПОЭТ, МУЗЫКАНТ И СПОРТСМЕН

ЕВГЕНИЙ ВАГИН – ХУДОЖНИК, ПОЭТ, МУЗЫКАНТ И СПОРТСМЕН

ХУДОЯРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Материалы X Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию уральской лаковой росписи по металлу. Нижний Тагил, 2021 Издательство: МКУК «Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

О.В. Лебедева, искусствовед, заведующая выставочным отделом МБУК «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», 622000, г. Нижний Тагил, ул. Уральская 7 expo@artmnt.ru

В Нижнем Тагиле художника Евгения Ивановича Вагина хорошо знали и любили многие, он был из тех людей, про кого говорят – успел многое. Спортсмен, поэт, исполнитель авторской песни и, конечно, художник! Евгений Иванович Вагин – человек неиссякаемого оптимизма и творческой энергии. Его творческое наследие составляет одну из интереснейших страниц художественной жизни Тагила, а имя художника среди тех, кто закладывал основу для будущего развития искусства графики в Тагиле.

Произведения Е.И. Вагина хранятся во многих уральских музеях, в Ивделе, Ирбите, Екатеринбурге, Серове и Нижнем Тагиле. В родном городе произведения художника хранятся в коллекциях музея-заповедника «Горнозаводской Урал», в музейно-выставочном центре Евраз-НТМК, в частном Фонде развития и поддержки искусства «Коллекция» и в Музее изобразительных искусств.

В фонде Нижнетагильского музея изобразительных искусств представлено 86 гравюр мастера, часть из них была передана Министерством культуры Свердловской области, часть закуплена музеем, а часть передана в дар автором.

В коллекцию вошли многие работы, посвященные Нижнему Тагилу, серии: «Ивдель – край северный», «Чистая Чусовая», «По древним русским городам», «Верхотурье – древняя столица Урала», а также экслибрисы, которые Е. Вагин создавал в разные годы. Таким образом, в коллекции НТМИИ творчество Е.И. Вагина представлено довольно полно и разнообразно.

Родился Евгений Иванович Вагин 8 февраля 1925 г. в селе Даровское Кировской области. Родители художника работали на железной дороге и по долгу службы не раз переезжали с места на место и волей судьбы оказались на Урале, в Нижнем Тагиле.

В 1948 г. Е.И. Вагин поступил на живописно-педагогическое отделение Нижнетагильского художественно-промышленного училища (Ныне – Уральский колледж прикладного искусства и дизайна (филиал) ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова»). Окончив училище в 1953 г., он работал до 1955 г. учителем рисования и черчения в вечерней школе, вместе с этим художник активно и серьезно занимался спортом – фигурным катанием.

Участвовал Е.И. Вагин в соревнованиях местного и Всесоюзного уровня, выступая вместе со знаменитыми фигуристами С. Жуком, А. Горшковым и получил звание мастера спорта 1 разряда по фигурному катанию. Но здоровье подводит – ему присваивают группу инвалидности. Не смотря на проблемы, Е. Вагин не оставляет спорт и работает тренером по фигурному катанию в детской спортивной школе базы «Уралец» Нижнетагильского металлургического комбината и имеет весьма почетное звание – судьи 1 категории по спорту, тогда он был единственным в городе аттестованным судьей.

Кроме спорта и живописи в жизни Е.И. Вагина была еще страсть, которую он пронес через всю жизнь – это бардовская песня. Художник являлся членом Нижнетагильского клуба авторской песни «Зеленая лампа», участвовал во многих концертах, конкурсах и фестивалях как городских, так и областных. Например, в 1974 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург) он стал лауреатом областного конкурса авторской песни, приуроченного к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Песни мастера были известны и любимы в среде бардов, а стихи публиковались в местных газетах.

Е.И. Вагин был интересным и остроумным рассказчиком – замечательна его статья «В гостях у Сабли» в журнале «Уральский следопыт» (1977), где он рассказывает о путешествии в 1967 г. на приполярный Урал, хребет Сабля. Из поездки художник привез живописные этюды, которые затем переработал в серию ксилографий «Приполярный Урал».

В Нижнетагильском музее изобразительных искусств хранится лист из этой серии – «По реке Сыне» (1982). Чарующую красоту северной природы раскрывает художник точным штрихом. В природных мотивах мастер часто выбирает широкий угол обзора взгляда издалека, «взгляда, парящего в воздухе, не привязанного к земле, свободного как ветер» [1, с. 52].

В 1954 г. в Нижнем Тагиле происходит значимое для художников города событие, которое затрагивает и судьбу Е.И. Вагина. Благодаря поддержке депутата Верховного  Совета СССР маршала Советского Союза Г.К. Жукова, который приезжал в этот год в  Тагил на предвыборное собрание, в городе было решено организовать художественно-производственные мастерские. Е.И. Вагин принимал деятельное участие в этом  вопросе, входил в оргкомитет.

Начиная с 1954 г., с момента открытия и до выхода на пенсию в 1985 г., художник работал в художественно-производственных мастерских, занимаясь производственной графикой и творчеством.

Е.И. Вагин известен в городе как мастер печатной графики, хотя закончил художественное училище на отделении живописи. Так случилось, что в начале 1960-х гг. художник на несколько месяцев оказывается прикованным к постели, оставаться без движения человеку привыкшему к активному образу жизни было нелегко.

Спасла художника от депрессии его супруга Антонина Матвеевна Вагина, тоже выпускница Уральского художественно-промышленного училища. Она предложила мужу попробовать себя в новом для него виде искусства – печатной графике и принесла необходимый инструмент. Сначала Евгений Иванович взялся резать дерево, но это было сложно в его положении и он перешел к мягкому линолеуму.

Практически самостоятельно открывал для себя Е.И. Вагин возможности новой техники – гравюры. И довольно успешно. Уже в 1967 г. он с графическими листами участвует в областной выставке, в 1969 г. – в зональной «Урал социалистический» в Челябинске (графический лист «Шестая домна НТМК» (вторая половина 1960-х гг.). Произведение, как и другие ранние гравюры, характеризует преобладание линейного рисунка над живописным пятном, стремление к обобщению, монументальности форм. Уже в 1970 г. Е.И. Вагина принимают в члены Союза художников СССР, что говорит о серьезности его творческой работы в графическом искусстве Нижнего Тагила.

Первой, а затем и главной темой в творчестве Е.И. Вагина-графика стал городской пейзаж. За годы творчества художник создает большую «графическую» летопись Тагила в нескольких сериях: «Старый и новый Тагил» (1959), «Тагилу – 250» (1972), «12 ксилографий с Лисьей горой» (1971 – 1989 гг.), «Новые кварталы Тагила» (1980), «Востокшахтопроходка» (1983 – 1984), «Храмы Нижнего Тагила» (1990-е – начало 2000-х гг.), «Окрестности Тагила» (1990 – 2000-е гг.). В сериях мастер раскрывает богатое прошлое города через его исторические места, памятники, рисует образ современного, строящегося города.

В одном из интервью Е.И. Вагин признается: «Очень люблю этот город за природу, за его характер. Мне нравится старый Тагил, период, когда город перестраивался, был очень интересным, я старался передать его в своих работах» [2].

В произведениях Е.И. Вагина Нижний Тагил – промышленный гигант, город с богатой историей и собственным архитектурным обликом .

Особенная по замыслу серия гравюр Е. Вагина «12 ксилографий с Лисьей горой».
По словам самого автора, идею он почерпнул у знаменитого японского художника Кацусика Хокусая, который изобразил священную гору Японии Фудзи в 36-ти ксилографиях – «Тридцать шесть видов Фудзи».

В Нижнем Тагиле тоже есть своя гора – Лисья, с небольшой Сторожевой башней, которая уже давно является главным и узнаваемым символом города. Е.И. Вагин создал серию гравюр, где разные виды города Нижнего Тагила объединяются меж собой именно силуэтом Лисьей горы, которая видна из любой точки центральной части города.

Любопытно, что художественный язык гравюр очень разный, то это лаконичные, практически плакатные формы, то точные, выверенные штрихи классической гравюры, то плавные линии почти прозрачного рисунка.

Е.И. Вагин много путешествует – творческие поездки в Тобольск, по Золотому кольцу России, старинным уральским городам – Ивдель, Верхотурье, Ирбит. Из каждой поездки затем рождается серия гравюр. Е.И. Вагин вообще любил работать именно сериями, это давало мастеру возможность полнее и последовательнее раскрыть тему. Он мог возвращаться в разное время к одной и той же серии и использовать при этом разные виды основы для печати: дерево, линолеум, пластик или оргстекло.

В серии гравюр «По древним русским городам» (1979) художнику удалось передать саму суть красоты старинных русских городов – Ростов Великий, Суздаль, Смоленск, Юрьев-Польский. Здесь архитектурное наследие России: белокаменные храмы, крепостные стены с бойницами, круглые, «коренастые» башни с острыми конусами крыш – все эти детали, как в генетической памяти, отзываются щемящим чувством в душе русского человека. Художественный язык мастера здесь по-особенному звучен, штрих то плавный и прозрачный, то густой и энергичный. Листы серии объединяет высокая одухотворенность, торжественность созданного впечатления.

Большая часть творческого наследия Е.И. Вагина связана с родным краем – Уралом. В 1975 г. появляется серия ксилографий «Ивдель – край северный». Художник выбирает исторически ценные виды города и создает их «портреты» легким, точным штрихом. Большое значение в создании художественного образа Ивделя отводится изображению природы. Пейзажные мотивы вносят камерность в звучание каждого листа и создают образ небольшого, уютного, уральского города.

Есть в творчестве Е. Вагина тема, к которой он шел долго и имела она для мастера особое значение – это образ духовной столицы Урала, Верхотурья. Знакомство с ним состоялось еще во время учебы в училище, где в 1953 г. он познакомился со своей будущей женой – Антониной Заякиной, которая оказалась родом из старинного уральского города. Именно она впервые привезла Е.И. Вагина в родной город, и впечатление от увиденного надолго захватило художника.

В гравюре Е. Вагин обращается к волновавшей его теме только в 1984 г. Как признавался журналистам сам художник – до этого боялся, что не хватит мастерства. В разные годы вплоть до начала 2000-х гг. серия пополнялась новыми работами, и сегодня они – это единственная столь полная художественная реконструкция памятников градо-храмового ансамбля Верхотурья.

Основную часть листов серии «Верхотурье – древняя столица Урала» художник создает во время работы в Подмосковном Доме творчества «Челюскинская дача» в 1984 г. Возможность работать и стажироваться на «Даче», где мастер бывал не раз в 1970 – 1980-е гг., сыграла большую роль в становлении Е. Вагина как художника-графика. Там он познакомился с известным графиком Николаем Ивановичем Калитой, который помогал ему постигать секреты мастерства искусства гравюры.

В Доме творчества под руководством опытных мастеров Е. Вагин единственный раз в жизни обращается к технике цветной ксилографии, печатая с трех досок. Графическая серия стала настоящей творческой удачей мастера. Листы отличает особенная ажурность, легкость, живописность и тонкость в художественном исполнении, насыщенные глубоким, высоко поэтичным образом духовной столицы Урала.

Характерная черта творчества Е. Вагина: слитость архитектуры с природой, гармония между двумя этими мирами, что особенно ярко раскрывает художественную цель мастера – создание образа одухотворенного и в тоже время монументального. Удачный ракурс находит художник в листе «На Кликун-камне»(1984) – вид на храмовый комплекс Верхотурья издалека, с излучины реки Туры. Несмотря на мощный массив скалы в центре композиции, лист оставляет впечатление прозрачности, легкости, тающего и возвышенного образа.

Важным акцентом каждого листа серии является рисунок облаков, он создает настроение, формирует внутреннее пространство, раздвигая его, лишая застылости. К этому мотиву художник вновь обратится в 1990-е гг., когда в творчестве Е.И. Вагина усиливается интерес к поиску духовного начала.

Весомый монументальный образ духовной столицы Урала создает мастер в гравюре на оргстекле «Верхотурье – древняя столица Урала» (1997). На фоне уральского пейзажа, на левом высоком берегу реки Туры, раскинулся большой Верхотурский храмовый комплекс – Николаевский мужской монастырь, основанный еще в 1604 г., первый женский монастырь на Урале – Покровский, основанные 1621 г., Кремль с красивейшим Троицким собором, построенным в 1703 – 1709 гг. Произведение было особенно любимо мастером, он возвращался к ней в разные годы, экспериментируя с цветом оттиска: печатая то черной, то коричневой краской.

В начале 2000-х гг. художник дополняет гравюру цветным карандашом, прорабатывает некоторые детали, расставляя акценты. Такой же прием Е.И. Вагин использует и в серии гравюр «Храмы Нижнего Тагила» (1990-е – начало 2000-х гг.). Художник создает образы храмов Нижнего Тагила, работая дома по фотографиям. Для мастера было важным точно запечатлеть мельчайшие детали архитектурного облика каждого храма, он стремился к создать правдивое изображение.

Несмотря на то, что главной темой в творчестве Е.И. Вагина был городской пейзаж, именно образ природы всегда помогал мастеру добиться нужного художественного эффекта. Через всю жизнь пронес художник любовь к природе, пока позволяло здоровье – часто путешествовал. Не так много «чистого» пейзажа в творчестве Е.И. Вагина, но образ уральской реки Чусовой он воплотил в двух сериях – «По Чусовой» (1968 – 1969) и «Чистая Чусовая» (1992 – 1994).

Серии гравюр, воспевающие красоту Чусовой, очень отличаются друг от друга.
Ранняя – «По Чусовой» одухотворена и наполнена присутствием человека, она одновременно лирична и монументальна по своей сути. Гравюры, выполненные на оргстекле, характеризует точность штриха, контрастность. Присутствие человека ощущается постоянно, часто не явно – в оставленном ли костре или привязанных у берега лодках. Уже в названии «По Чусовой» кроется понимание образа – величественного, поэтичного и проникнутого романтикой туристических будней.

Иная мысль заложена в серии гравюр на пластике «Чистая Чусовая». В 1990-е гг. активно велась работа по восстановлению и сохранению природного богатства реки Чусовой. Еще в 1980-е гг. был разработан проект национального парка, но лишь в 2004 г. вышло соответствующее постановление Правительства Свердловской области.

Для Е. Вагина, опытного туриста, человека не равнодушного, экологические проблемы Чусовой были важны, и художник откликается серией «Чистая Чусовая» в самом названии раскрывается главный посыл-призыв. И здесь Чусовая предстает в первозданном виде, нет и следа человека, только убегающая вдаль извилистая река, крутые берега с непроходимой порослью лесов, возвышающимися меж ними скалами-великанами каждый со своим особенным силуэтом и рисунком, и кругом, куда только может достать взгляд – вечные «зеленые горы». Художник печатает гравюры синей, зеленой, коричневой краской, прорабатывая затем цветным карандашом.

Для мастера было важно создать образ величественный, мощный, но и радующий глаз, вдохновляющий, поэтому он не скупиться на цвет, и композиционное построение рождает чувство полета, парения, горы не довлеют над зрителем. Серия гравюр «Чистая Чусовая» стала важным вкладом художника в общественное движение за сохранение природы реки Чусовой. Гравюры вошли в экспозицию совместной традиционной весенней выставки тагильских художников «Весна – 97. Чистая Чусовая», которая была полностью посвящена теме экологии реки Чусовой.

Е.И. Вагин всегда занимал активную общественную позицию: с конца 1960-х и первую половину 1970-х гг. художник был председателем секции графики, затем в 1980-е гг. – он председатель Выставочного комитета Нижнетагильского городского отделения ВТОО «Союз художников России». В 1992 г. Евгению Ивановичу Вагину было присвоено звание Заслуженного художника России.

Начиная с 1957 г. Е.И. Вагин был участником многих городских выставок, а с 1969 по 2003 гг. и всех зональных-региональных. Работы художника представлялись на всесоюзной выставке 1977 г. в Москве – «По Ленинскому пути» и на всероссийских в 2000 г. – «Духовность, традиции, наследие» и «Имени твоему. 2000-лет христианства».

В 2008 г. произведения Е.И. Вагина вошли в проект «Демидовский край» Нижнетагильского городского отделения ВТОО «Союза художников России», показанный на XI Московском международном художественном салоне в Центральном Доме Художника.

За долгую и плодотворную творческую жизнь художник подготовил более десяти персональных выставок, последняя – «Слово об Урале» состоялась в январе 2015 г. в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Тогда, на выставке, 10 февраля, прошел творческий вечер, посвященный 90-летию Е.И. Вагина, на котором присутствовал и сам художник. На встречу с поздравлениями собралось большое количество друзей мастера, было много теплых воспоминаний: художественных, музыкально-поэтических, спортивных и туристических. Так бывает, только когда человек живет и работает всем сердцем, честно и безоглядно.

В 2020 г. Евгению Ивановичу Вагину исполнилось бы 95 лет, к сожалению, художнику не суждено было отпраздновать юбилей, 21 февраля 2019 г. Е.И. Вагин ушел из жизни.

Евгений Иванович Вагин относится к поколению, чье творчество останется важной частью художественного наследия Тагила и Урала.

Список источников и литературы:

1. Гундырева Н., Штрих созерцающий / Н.А. Гундырева // Культура Урала. – Екатеринбург, 2015. – № 2 (28). – С. 52-53.: ил.

2. Баранова Е., Евгению Вагину – 90 лет / Е. Баранова // История Нижнего Тагила от основания до наших дней. – 2015. – URL: http://historyntagil.ru/culture/10_583.htm (дата обращения 03.08.2020)

3. Вагин Евгений. Графика / Свердловское отделение СХ РСФСР; автор вступ. ст. С. Г. Мосина. – Свердловск, 1985. – 16 с.: ч.б. ил.

4. Вагин Евгений. Графика : альбом /авт.-сост. Н. Грачиков, Л. Грачикова, А. Захаров, Е. Ильина; текст. Е. В. Ильина. – Нижний Тагил, 2007. – 108 с. : ил.

5. Вагин Е. В гостях у Сабли / Е. И. Вагин // Уральский следопыт. – Свердловск, 1977. – №
9. – С. 2-4: вкл.

6. Горина Е., Заслуженному художнику – 70 / Е. Горина // Тагильский рабочий. – 1995. – 16
февр.

7. Девятая региональная выставка СХР «Урал-2003». Каталог / авт. вст. ст. С. П. Ярков. – Екатеринбург,2003. –135 с. : ил. Денисова И., «Прогулка» по Верхотурью / И. Денисова // Тагильский рабочий. – 1997.2– 7 февр.

8. Дмитриева И., Осень-96. Реалистическое направление / И. Дмитриева // Тагильский рабочий. – 1996. – 16 ноябр.

9. Зональная художественная выставка «Урал социалистический» : каталог / М-во культуры РСФСР, Союз художников РСФСР ; отв. ред. А. Г. Янбухтина. – Уфа : [Союз художников РСФСР], 1974. – 224 с. : ил.

10. Каталог Всероссийской художественной выставки к 2000-летию Рождества Христова
«Имени твоему» / СХР. – Москва, 2000.

11. Лебедева О., Евгений Вагин – художник, поэт, музыкант и спортсмен / О. В. Лебедева //
Тагильский рабочий. – 2005. – 8 февр.

12. Мосина С., Поэзия и мастерство / С. Г. Мосина // Тагильский рабочий. – 1985. – 7 дек.

13. Мосина С. Языком графики / С. Г. Мосина // Тагильский рабочий. – 1985. – 20.02.

14. Погодина Л., «И обещаю жить…»/ Л. А. Погодина // Горный край. Нижний Тагил. – 2005. – 18 февр.

15. Пятая зональная художественная выставка «Урал социалистический» : каталог / М-во культуры РСФСР, Союз художников РСФСР . – Тюмень : [Союз художников РСФСР], 1979. – 160 с. : ил.

16. Седьмая региональная художественная выставка «Урал». Каталог / М-во культуры РСФСР, Союз художников РСФСР . – Курган, 1991. – 164 с. : ил.

17. Смирнов А., Верхотурье – город – сказка, город чудес! / А. Смирнов //Горный край. Нижний Тагил. – 1998. – 24 сент.

18. Смирнов А., Воспоминания о будущем: Верхотурье Евгения Вагина / А. Смирнов // Тагильский рабочий – 1998. – 17 дек.

19. Татаринова И., Весна-97. Чистая Чусовая / И. Татаринова // Тагильский рабочий – 1997. –14 мая.

20. Третья выставка пастели. Каталог: буклет //авт. статьи Д. О. Карлова, М. Ю. Мотовилова. – Нижний Тагил: СХР. НТМИИ, 2005.

21. Третья зональная художественная выставка «Урал социалистический»: каталог / М-во культуры РСФСР, Союз художников РСФСР ; сост. и ред. А. В. Елисеева. – Челябинск : [Союз художников РСФСР], 1969. – 200 с. : ил.