ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ПАРКА СОВЕТСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

ПАРК СОВЕТСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ИЗУЧЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ХУДОЯРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Материалы X Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию уральской лаковой росписи по металлу. Нижний Тагил, 2021 Издательство: МКУК «Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

А.Л. Шемякина, зав. сектором городской скульптуры старший научный сотрудник МБУК Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 622000, г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 7.
als_1773@ mail.ru

История садовой и парковой скульптуры в России начинается еще с петровских времен, но именно в советской стране парковая скульптура получила массовый характер производства, стала одним из культурных символов советской эпохи. Это был беспрецедентный случай, когда государство не просто поставило себе на службу изобразительное искусство, а сделало это явление массовым, наполняя пространство городов скульптурой – зримыми образами «счастливой советской жизни и построения светлого будущего».

У истоков этого уникального для своего времени явления стоял ленинский план монументальной пропаганды, который приобрел силу закона после принятия Совнаркомом декрета от 12 апреля 1918 г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической республике». Да, страна лишилась многих достойных памятников, но и приобретения были несомненны. Советская скульптура начала свое развитие по идеологически направленному вектору на прославление достижений нового режима.

Парковая скульптура стала одним из зримых и значимых воплощений идей плана монументальной пропаганды, развиваясь активно и ярко. Наравне с монументальными объектами ей уделялось повышенное внимание, над ней работали как известные советские скульпторы, так и малоизвестные, получившие признание благодаря работам в парковой пластике.

Прежде чем пойти в тираж, работы принимались через Художественные советы, рекомендовались к массовому тиражированию, экспонировались на значимых выставках. Они выполнялись профессиональными художниками, многие из которых заканчивали крупные высшие учебные заведения, например, такие как Академия художеств, Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной или Московское высшее художественно-промышленное училище.

Сошедшая на нет в своем воплощении в 1970-80-е гг., тиражная парковая скульптура, к сожалению, в последней четверти ХХ века долго не признавалась сколь либо выдающимся явлением культуры, так как ее «тиражность» априори предполагала низкие эстетические качества.

Воронов Н.В. в своей книге «Советская монументальная скульптура 1960 – 1980» в главе «Декоративная скульптура» отмечает: «Изредка среди этой декоративной скульптуры попадались подлинные произведения искусства, например, «Девушка с веслом» И. Шадра в ЦПКиО им. Горького, аллегорические фигуры В. Мухиной – «Дары земли», «Дары моря», бронзовый «Лось» в Мончегорске Б. Воробьева. Но в целом декоративная скульптура среди монументальных произведений была единственной областью массового тиражного искусства, и ее эстетические качества были достаточно не высокими» [1, с. 192].

Из-за прежнего предвзятого мнения о парковой тиражной скульптуре, сложившееся, видимо, именно из-за ее многотысячных повторов и распространения практически по всем населенным пунктам бывшего Советского Союза, она очень быстро начала исчезать как культурное и историческое явление.

Сегодня отношение к советской тиражной парковой скульптуре меняется. Ее краткий, но яркий расцвет в наше время переосмыслен, что обусловлено не только фактически физическим исчезновением, но и, в первую очередь, признанием ее высоких художественных качеств.

И вот уже в начале XXI в. начинают собирать чудом сохранившиеся, уцелевшие памятники и скульптуры советской поры. Пионером в этом начинании считается Музеон парка им. Горького в Москве. Туда еще с 1990-х свозили свергнутые монументальные памятники Ф. Дзержинскому, В. Ленину, М. Горькому, И. Сталину и другим видным политическим деятелям советской эпохи.

«В Музеоне более 800 скульптур: памятники советской эпохи и периода соцреализма, не все связанные с политикой. Есть и работы отечественных авангардистов и современных художников, а также паблик-арт. Среди посетителей популярны скульптуры «Дед Мазай и зайцы» Александра Таратынова, «Дон Кихот» Николая Силиса, «Альберт Эйнштейн и Нильс Бор» Владимира Лемпорта, «Туфельки» Дмитрия Тугаринова1. Год от года коллекция пополняется» [2].

Одновременно с Москвой подобные парки появляются Новокузнецке, Лысьве, идею обсуждают в Ленинградской области. Даже в Литве, несмотря на категорическое отрицание положительных моментов советского прошлого, в деревне Грута создали парк советских тиражных произведений. Известно, что на 26 гектарах установлено 86 памятников советской эпохи, тематика обычная – портреты и скульптуры вождей, исторические монументы, посвященные событиям Великой Отечественной войны.

Все скульптуры исторические, собраны по территории Литвы с 1990-е гг., когда памятники советской эпохи начали свергать с постаментов. Концепция парка – сохранение памяти пребывания Литвы в составе Советского Союза, но с нынешней оценкой этого факта общественностью Литвы. Посетившие Гутас – парк тем не менее отмечают достаточно нейтральный подход к методу экспонирования и представления экспонатов и бережное отношение к историческим артефактам. Создал его на собственные средства Вилюмас Малинаускас2.

В Хабаровске парк организуется благодаря активной позиции краеведческого музея. Директор музея Рубан Николай Иванович3 отмечал: «Мы планируем проводить настоящие экскурсии, ведь о каждой персоне можно много рассказать. У нас есть и памятник Михаилу Калинину, и Владимиру Ульянову, есть и девушка с горном, и с веслом мальчик, и еще много чего интересного» [3]. В Хабаровске удалось спасти десять скульптур, собранных по заводам, фабрикам, старым дворам и свалкам.

Кроме спасения и сохранения тиражной парковой советской скульптуры на российских просторах начались ее ремейки. Иногда это примеры качественного повторения, когда подлинное произведение 1930-50-х гг. реставрируется и с него снимается форма для дальнейшего коммерческого использования.

Другое направление – это создание новых работ на старые сюжеты: пионерия, счастливое детство, спорт и т.п. И, к сожалению, в этом направлении пока нет положительного опыта. Пока можно привести единственный пример новодела – «Парк СССР» селе Рыбалово Томской области, в котором пошли путем не собирания и реставрации советской тиражной пластики, а ее воссоздания. Но к этой работе привлечен был местный художник томский художник Константин Чайка. Ему глава поселения очень благодарен: «Закажи мы скульптуры на стороне, каждая бы обошлась тысяч в пятьсот. А тут земляк за все взял двести тысяч, – радуется экономии Александр Тюменцев 4» [4].

Константин Чайка не имеет специального образования, он столяр-плотник, но уже более 20 лет занимается резьбой по дереву, и приехал в Томск из Казахстана. Отсутствие профессионального образования автора «советских» скульптур негативно сказывается на их образно-художественной и внешней эстетической составляющей. Скульптуры созданы с нарушениями анатомии, плохой проработкой фактур и низким уровнем пластических решений.

При создании экспозиции парка советской скульптуры в Нижнем Тагиле сотрудники музея руководствовались совершенно иными принципами. Задача стояла не вернуть зрителя в советское прошлое, а именно сохранить и реставрировать старую скульптуру. Поэтому не подходил ни вариант современных копийных работ, ни создание новых скульптур любого художественного уровня.

Важно было найти произведения того периода, реставрировать их и создать экспозицию, поместив их в созвучную им среду, которую предполагается воссоздать со временем, разместив урны, скамейки, информационные стенды, фонарные столбы для освещения, выполненные в эстетических формах середины ХХ в.

Парк советской скульптуры Нижнетагильского музея изобразительных искусств имеет долгую историю создания, которой гордятся сотрудники музея. Начало формирования уходит практически ко времени создания самого музея. Его здание возникло на месте старого купеческого клуба дореволюционной постройки, а в 1961 г. было перестроено по проекту архитектора А.М. Ликина. При старом здании уже был небольшой сад. Были ли скульптуры в нем – сведений не сохранилось, но в 1950 г. в этом саду музей, основанный в 1944, установил бронзовую скульптуру работы М.Г. Манизера «Юность. В стране радости и счастья» (1945), изображающую обнаженных юношу и девушку, радостно бегущих, или даже, летящих в счастливую жизнь.

Над произведениями серии обнаженных скульптур М.Г. Манизер работал несколько лет, создав работы, объединенные одной идеей: «Содержанием всей этой серии являются чувства любящих друг друга мужчины и женщины, чувства радости жизни, взаимной поддержки, общности жизненного пути и т.д. – чувства, с особенной силой и остротой переживавшееся миллионами советских людей в годы Великой Отечественной войны» [5, с. 37].

Прекрасное знание анатомии, удивительно точная пластика, мастерски переданная внутренняя энергия поставлены на решение общей идеологической задачи передать в скульптуре радость от молодости, жажду жизни, любви, стремление к высокой цели – все эти составляющие сделали произведение уникальным с высокой художественной составляющей. В тираж работа не пошла, по-видимому, из-за неоднозначного отношения к обнаженной фигуре в советское время. Тем ценнее то, что ее за все годы существования ни разу не пытались убрать с постамента или обезобразить.

Другой пример уникальной, не тиражной пластики на территории парка относится уже к 1960 г. Это произведение Е.Г. Челпановой «На целине». Небольшая бронзовая скульптура представляет сидящего студента, отдыхающего после тяжелого рабочего дня. Красивое русское лицо парня, правильное телосложение обнаженного торса, с реалистической точностью передано автором. Умение подметить выразительные детали, точность в знании анатомии человека характеризуют скульптора как художника-профессионала. Небольшая деталь – молодой человек сидит на треке трактора, который с одной стороны читается именно как техническая деталь, а с другой стилизован под волюту ионической колонны. Таким образом, художница подчеркивает свою связь с предшествующим классическим искусством.

Третья уникальная не тиражная скульптура, появившаяся в парке музея – это работа тагильского скульптора О.В. Подольского «Муза. Лесная нимфа», созданная в 1995 г. и перенесенная в парк из Дзержинского района. Находясь с 1995 – 2007 гг. во дворе одного из домов по пр. Вагоностроителей, скульптура несколько раз подвергалась актам вандализма – от хулиганского замазывания краской до уголовного воровства, когда работу скидывали с пьедестала, увозили в пункт приема цветного металла на переплавку.

После очередного инцидента сотрудники музея ходатайствовали за восстановительные и размещение произведения у себя в сквере, так как администрация района не могла дать гарантию его сохранности. Осенью 2007 г. парковая авторская скульптура «Муза. Лесная нимфа» была установлена в парке музея на невысоком постаменте, где находится до сих пор. Произведение отличает энергичная импрессионистичная лепка, обобщенные лаконичные формы, некоторая гротескность пластики.

Долгое время парк музея изобразительных искусств пребывал в запущенном виде.
Туда редко допускались зрители, так как не была разработана инфраструктура (урны, скамейки), дорожки заросли, кусты и деревья разрослись. Было красиво, но недоступно для посещения, неудобно для зрителя. В парк зрители допускались лишь во время акции Ночь музеев.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. архитектор-дизайнер М.В. Подольский разработал план преобразования парка. Именно согласно его плану скульптура «Муза. Лесная нимфа» была установлена на том месте, где она сейчас пребывает. Парк ждал своей реконструкции.

В мае 2018 года начались работы по благоустройству на территории парка, которые продолжились два года. Благодаря этому в парке появились удобные дорожки, были установлены скамейки, деревья и кустарники значительно проредили и посадили новые, так как прежние не соответствовали нормам безопасности. Скульптура «Юность. В стране радости и счастья» М.Г. Манизера было демонтирована, почищена и был выправлен ее постамент.

Также новый постамент обрела работа «На целине» Е.Г. Челпановой, общий вид парка приобрел черты регулярности и ухоженности, в нем стало приятно гулять, и появилась возможность устраивать масштабные мероприятия, проводить экскурсии. Чуть позже начались работы по благоустройству территории, освободившейся после сноса ветхого дома по пр. Ленина, 5.

Эта территория проектировалась как продолжение старого парка, но со своей концепцией наполнения. По задумке эта территория должна была быть насыщенна неоднозначными объектами, чтобы знакомить зрителей с ними, пропагандировать современное искусство. Научные сотрудники музея предполагали экспонировать копии известных произведений ХХ века, устанавливать артефакты и арт-объекты, например «Слона» С. Дали.

Параллельно с этими работами появляются другие масштабные идеи. Еще в 2017 г. предложено создание парка советской скульптуры и в Нижнем Тагиле, в Пионерском сквере в границах ул. Первомайская – пр. Ленина – ул. Красноармейская, имевшего в 1930-50-е гг. подобное скульптурное наполнение. Это была инициатива Администрации города и лично заместителя Главы Администрации города по социальным вопросам В.Г. Сурова. Именно он инициировал восстановление скульптур, активно принимал участие в их сборе.

Дорожки Пионерского сквера проложены в виде пятиконечной звезды, в центре большая круглая клумба. К началу проекта было собрано шесть скульптур, пять из них предлагалось установить как раз на пяти лучах этой звезды, а шестую поставить в центр клумбы. Проект был выставлен на обсуждение и голосование на сайте Нижнего Тагила, и вдруг, неожиданно не получил поддержки тагильчан.

В двух работах, которые являлись бюстами В.И. Ленина и И.В. Сталина, вероятно, жители города усмотрели некий политический акт. Но необходимо помнить, что восстанавливались не просто портреты советских вождей или идеологически выдержанные образы, а произведения искусства, кусочек эпохи, которая составляет неотъемлемую часть истории страны. Ведь именно в сохранении и пропаганде редких произведений, так же истории страны стоит задача музея.

Скульптуры советского периода сохраняются музеем изобразительных искусств и как часть истории, и, особенно, как исчезающие свидетельства художественной жизни. Вот тогда и было принято решение перенести установку скульптур в благоустраиваемый в это время парк музея искусств, который разбивали на освободившейся после сноса ветхого здания территории, выходящей на пр. Ленина.

Осуществить планы по созданию парка советской скульптуры удалось благодаря приходу в Музей искусств реставратора Владимира Бекетова, на тот момент не только имевшего соответствующую квалификацию Министерства культуры РФ, но и опыт реставрационной работы уже в самом городе. К тому времени в Тагиле он проявил себя в реставрации практически разрушенной работы, носящей сегодня условное название «Утро» (изначально у произведения не было названия), расположенной на территории Демидовской дачи.

Значительные повреждения, серьезные утраты и глубокое проникновение в материал отрицательных воздействий окружающей среды, которые продолжали разрушать статую – все это не оставляло шансов на ее возрождение. Но, несмотря на перечисленные сложности, было принято решение скульптуру спасти, для чего и привлекли к работе В. Бекетова. И теперь работа восстановлена и находится, как и прежде, на территории Демидовской дачи.

Произведения парка советской скульптуры собирались по всем прилегающим окрестностям: три работы на тему пионерии были привезены из летних оздоровительных детских лагерей «Уральский огонек», «Золотой луг» и «Северянка». Двухфигурную композицию «Учительница» передал частный предприниматель из Верхней Салды, «Шахтера» – руководство шахты «Магнетитовая», бюст Ленина буквально нашли на свалке за зданием бывшего ДПП, а бюст Сталина приобрели у частного лица. Композицию «Маленький Володя Ульянов» передала городская станция юных туристов «Полюс».

Все без исключения работы были в плохом состоянии: крупные и мелкие утраты, деструкция материала, «замыливание» скульптурного рельефа постоянными подновлениями масляной краской – вот далеко не полный перечень дефектов, присутствовавших в произведениях. Работы были свезены к музею для дальнейшей реставрации, и к моменту принятия решения об их размещении реставрационные работы шли полным ходом.

Ученый совет музея отказался от первоначальной идеи создания парка современного искусства и предложил установить реставрируемые работы на территории верхнего парка.

После принятия решения об установке скульптур в парке музея его сотрудники разработали новый проект с предложением размещения работ, с включением в общий ансамбль аутентичных фонарных столбов, скамеек и вазонов. Было предложено несколько вариантов размещения произведений, но самым интересным для воплощения стало радиальное размещение. Все та же классическая планировка: вокруг одной – главной работы – размещаются все остальные.

Ведущим произведением выбрали «Учительницу». Именно она была установлена в центральную клумбу. Все остальные работы, грамотно разобранные по массам и пластике, установлены вокруг нее с учетом того, что парк будет пополняться. Идеологически скульптура «Учительница» связана с другими произведениями, а еще означает, что музей сам является просветителем и распространителем знаний об искусстве.

«Учительница» – седьмое произведение, переданное для реставрации  и экспонирования уже в 2018 г. Страна первая победившая тотальную безграмотность, прославляла труд учителя. Двухфигурная композиция представляет собой учительницу, положившую руку в ободряющем жесте на плечо своего ученика, а он стоит и внимательно читает книгу. Композиционный строй очень прост и понятен, но в нем много внутреннего подтекста: именно в передаче знаний, навыков, умений, внушении моральных и эстетических ценностей и состоит главная задача учителя, а знания передаются через книги.

Стоит отметить замечательную работу автора с фактурами поверхности, не заостряя внимание на излишней детализации и натуралистичности, он все же точно подмечает разность фактур шерстяного костюма женщины, легкой шелковой блузы, сатиновой одежды мальчика с книгой, стоящего рядом; тонко проработана моделировка лиц и рук.

Одновременно с реставрацией В. Бекетов занялся и изучением спасаемых работ не только для верного атрибутирования, но и для правильного представления внешнего облика и последующих реставрационных работ по восстановлению утрат.

В ходе изучения скульптур было установлено, например, имя автора композиции «Володя Ульянов в детстве». Эта скульптура, выполненная по семейной фотографии 1874 г., создана Т.В. Щелкан-Руденко. Она была скульптором, окончила Киевское художественное училище, начинала работать в Петрограде, потом в Туле, наконец, судьба привела ее в Челябинск. В Челябинске художница выполнила серию портретов стахановцев, для детского сада станкостроительного завода ею был создан цикл скульптур на тему «Материнство», для здания железнодорожного вокзала – фигуры кариатид.

Но самым известным произведением стала мраморная работа «Ленин в детстве» (1936), которую мы знаем также под названием «Маленький Володя Ульянов» или «Володя Ульянов в детстве». При участии московского искусствоведа Б. Бессарабова статуя была отправлена в Москву, где художественный совет в составе

В. Мухиной, И. Шадра, З. Виленского, Г. Мотовилова предложил включить скульптуру в постоянную экспозицию Центрального музея В.И. Ленина и организовать ее массовое производство. Массовое производство скульптуры превысило все мыслимые нормы. Из-за небольшого размера скульптуры, ее можно было выставлять как в экстерьере, так и в интерьере.

Многие в Нижнем Тагиле помнят такого маленького Ильича в больничном скверике инфекционной больницы, возле детской больницы на ул. Кузнецкого, возле школ № 23 и 18 (последняя сохранилась благодаря тому, что ее поместили внутрь, в фойе), еще две работы были на Вагонке (в Пионерском сквере и возле ДК им. Окунева), а также во дворах жилых домов сталинской эпохи.

Кстати, именно благодаря многотиражности произведения удалось восстановить утраченное лицо скульптуры. Реставратор обратился в Гимназию № 18 с просьбой разрешить снять копию с их работы, предварительно ее тоже отреставрировав.

Скульптуры пионеров остаются пока не атрибутироваными. Они представляют собой три отдельно стоящие и самостоятельные по содержанию одиночные композиции: барабанщик – один из самых любимых и узнаваемых образов пионерского детства, девочка, поднявшая руку в пионерском салюте и школьница, читающая книгу. Последняя по смыслу перекликается с произведением «Учительница».

Напротив «Учительницы» в парке расположилась и «Девочка с книгой». Здесь неизвестный автор является продолжателем традиций русского изобразительного искусства, где героиней произведений часто становится юная читательница – образ яркий, романтичный, нежный; а также он формирует новое прочтение образа – идеологически выдержанной пропаганды того, что образование вообще, и чтение, в частности, стало доступно всем. Теперь читающие девочки и девушки в советской стране являлись символом обретения женских прав и свобод, они становились вровень с мужчинами в выборе своего жизненного пути.

В последнюю очередь для формирования парка советской скульптуры был передан памятник В.И. Ленину, работы известного тагильского скульптора М.П. Крамского, который он создал для городского молокозавода и который сохранялся возле здания ГМЗ до лета 2019 г., несмотря на то, что само здание уже было передано в частные руки. Сотрудники музея и администрация города неоднократно с 2014 г. обращались к частным предпринимателям, которые выкупили в свое время здание ГМЗ, с просьбой отдать памятник для реставрации и дальнейшего экспонирования. И только к лету 2019 г. удалось достигнуть договоренностей, по которым произведение было окончательно передано в музей.

К открытию парка осенью 2019 г. в нем было установлено восемь отреставрированных скульптур. Резонанс был вызван такой, что в музей начали обращаться частные лица с предложениями сотрудничества. Так была передана и отреставрирована еще одна работа – «Мальчик с мячом» на условиях создания и передачи точной копии владельцам оригинала.

Были организованы несколько экспедиций в окрестные пансионаты и санатории с целью выявления подобных никому не принадлежащих скульптур, или работ, которые их владельцы готовы передать в музей для пополнения экспозиции под открытым небом. И на контакт владельцы шли уже более открыто. Договариваться с хозяевами произведений было проще, так как был положительный опыт работы со скульптурой, и он транслировался и был замечен жителям Нижнего Тагила. Так были выявлены произведения в санатории «Руш» и в Качканаре, а сейчас ведется работа по их передаче в музей.

В сентябре 2020 г. в музей поступило известие о том, что на территории ОКН «Городская усадьба золотопромышленника Подвинцева» в Невьянске тоже находятся разрушающиеся скульптуры советского периода. Была организована командировка В. Бекетова в Невьянск с целью установления художественного и исторического значения произведений.

После положительной оценки художественного достоинства скульптур сотрудниками музея изобразительных искусств, и понимания, что данные произведения должны быть в его экспозиции, началась полугодовая работа по выяснению балансовой их принадлежности.

Сотрудниками отдела при поддержке Администрации города были составлены и отправлены письма в администрацию Невьянска, МУГИСО, НПЦ по охране памятников, предприняты несколько командировок в Невьянск с целью узнать историю бытования скульптур и их имущественную принадлежность.

Велась большая подготовительная работа, которая усложнилась тем, что когда вопрос о передаче произведений был практически решен, в дело вмешался Невьянский историко-архитектурный музей, тоже начавший претендовать на передачу работ в его коллекцию, и активизировалась общественность Невьянска.

Не последнюю роль в положительном решении вопроса в пользу Нижнего Тагила сыграло то, что в Музее изобразительных искусств есть материальная база, поддержка местной администрации и уже имелся опыт реставрации, изучения тиражной скульптуры советского периода. Научно-производственный центр, на чьей территории находились бесхозные скульптуры, сделал выбор в пользу Нижнего Тагила.

30 марта 2021 г. все три скульптуры советского периода были вывезены из Невьянска и доставлены в музей.

За то время, что велась переписка и переговоры, еще до официальной передачи произведений, была атрибутирована одна из трех работ. Это произведение свердловского скульптора Г.В. Петровой «Мальчик, кормящий голубей» («Мальчик с голубями», точная дата создания устанавливается), известная в кабинетном формате из металла и фарфора. Но именно паркового воплощения этого произведения не было известно, а пластический язык и композиционный строй не оставляют сомнения в авторстве. Эта работа оказалась наименее поврежденной из всех трех, а художественная ценность, несомненно, выше, чем у других двух. Токая проработка деталей, грамотное знание анатомии, классическая лепка, пластика, форма, композиция – все это говорит о том, что музей получил незаурядное произведение. По всей вероятности, это штучная работа, а не тираж, потому что пока никаких данных о тиражировании не выявлено.

Парк советской скульптуры будет расширяться и пополняться. На его территории уже идут всевозможные мероприятия городского масштаба. В мае 2021 года торжественно были приняты в ряды РДШ последователи пионерской организации в Нижнем Тагиле – волонтеры отряда «ЮНТА». Мероприятие может стать традиционным.

Проводятся экскурсии и квесты. Конечно, парк необходимо насыщать информационным контентом, он должен не только «радовать глаз», но и погружая зрителя в советскую эпоху, дать представление о жизни того времени вообще и искусстве в частности.

Научные сотрудники отдела по работе с посетителями разработали концепцию популяризации произведений парка. В ней благодаря созданию «живой» среды, со звучащей музыкой советских лет, возможностью «окунуться в ту эпоху», посетители заинтересуются и самим музеем. Этот проект основан на создании образовательных зон непосредственно рядом со скульптурами, что позволит узнать не только в традиционной, но и в игровой форме всю информацию о скульптуре: время создания, автор, если таковой будет установлен, и его биография, материал скульптуры и его особенности, рассказ о реставрационных мероприятиях.

Также были предложены так называемые «зоны уединения», где можно в тишине и покое осмотреть скульптурные произведения; интересна идея создания пленэрных выставок, а может быть и фестивалей на этой территории. Скверы будут содержать навигацию, информационные стенды, позволяющие узнать что-то новое о музейных событиях, выставках, мероприятиях, произведениях коллекции. Стоит отметить, что успешная реализация музейных программ и поддержание скверов в нужном формате невозможно без продумывания инфраструктуры парковых зон. Крайне необходимы санитарные зоны, зоны отдыха, кафе и т.д. – все решается в стилистике середины прошлого века.

Во время работ по благоустройству был обнаружен старый подземный ход и теперь эта территория обыгрывается: есть предложение сам объект законсервировать, привести в порядок и сделать более доступным для посетителей, а наверху создать эстрадную площадку в стиле 1930-50- х, что позволит здесь проводить концерты музыкальных коллективов города. 

 

1 «Дед Мазай и зайцы» Александра Таратынова, (1999) «Дон Кихот» Николая Силиса (2010), «Альберт Эйнштейн и Нильс Бор» Владимира Лемпорта (1979), «Туфельки» Дмитрия Тугаринова (1993)

2 Вилюмас Малинаускас — литовский предприниматель и бизнесмен, основатель частного парка-музея неподалёку от города Друскининкай.

3 Рубан Николай Иванович — директор Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова с 1994 по 2018 год, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации

4 Александр Тюменцев – глава Рыбаловского сельского поселения, Томская область.

 

Список источников и литературы:

1. Воронов, Н.В. Советская монументальная скульптура 1960-1980 / Н. В. Воронов. – Москва : Искусство, 1984. – 224 с., 87 л. ил.

2. Википедия. Парк «Музеон» – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музеон_(парк). – (дата обращения 12.05.2021)

3. КОЛЛЕКЦИЯ ДВОРОВЫХ И ПАРКОВЫХ СКУЛЬПТУР ВРЕМЕН СССР – URL: https://
www.liveinternet.ru/community/2315596/post109400785/. – (дата обращения 11.05.2021).

4. «Девушка с веслом», Лев Яшин и несколько бетонных пионеров: «Парк СССР» в Томской области – URL: https://tv2.today/Istorii/Devushka-s-veslom-lev-yashin-i-neskolko-betonnyh-pionerovpark-sssr-v-tomskoy-oblasti / — (дата обращения 4.05.2021)

5. Манизер, М. Скульптор о своей работе II / М. Манизер. – М.: Государственное издательство «Искусство», 1952 – 56 л, илл.

6. Бабурина, Н. Скульптура в пленэре / Н. Бабурина. – Москва : Изобразительное искусство, 1980. –– 127 с., илл

7. Толстой, В.П. Ленинский план монументальной пропаганды в действии. – Москва : АХ СССР, 1967

8. Studwood.ru. Социалистический реализм – URL: . https://studwood.ru/797905/kulturologiya/ sotsialisticheskiy_realizm . – (дата обращения 12.05.2021).

9. LIVEJOURNAL. Парк советского периода – URL: https://annataliya.livejournal.com/270689. html. – (дата обращения 11.05.2021).

10. Парк Грутас – URL: https://www.privet-litva.ru/168/national-parks-ru/grutas-park-ru.html — (дата обращения 10.06.2021)

11. Отзыв: Музей советских скульптур Груто Паркас (Литва, Друскининкай) — На тропинках прошлого, или Back in the USSR – URL: https://otzovik.com/review_214427.html — (дата обращения 10.06.2021)