ЗАВОД «ЭМАЛЬПОСУДА» СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ЗАВОД «ЭМАЛЬПОСУДА». СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

КОНФЕРЕНЦИЯ: ХУДОЯРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Нижний Тагил, 21-22 октября 2021 г.

Т.А. Коваль, заведующая филиалом «Этнографический комплекс» Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»

В 1930 г. в результате объединения артелей «Пролетарий», «Красная заря», «Лопата-ковш», «Искра» и «Смычка» была создана артель «Металлист». Предприятие находилось в подчинении Уральского областного союза кустарно-промысловой и кредитной кооперации (1925 – 1956 гг.)Т.А. Коваль, заведующая филиалом «Этнографический комплекс» Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»

В 1956 г. на базе артели был образован Нижнетагильский завод эмалированной посуды. В 1958 г. завод вошел в состав Нижнетагильского завода металлоизделий.

Завод металлоизделий открылся в 1956 г. на базе Тагилстроевского районного комбината, созданного в 1943 г.

В 1963 г. завод металлоизделий переименован в Нижнетагильский завод эмалированной посуды. В 1993 г. зарегистрировано акционерное общество закрытого типа (с 2002 г. – закрытое акционерное общество) «Эмальпосуда». В этом же году от завода отделился цех росписи подносов и на его основе создано предприятие ТОО «Метальная лавка».

В Нижнетагильском городском историческом архиве имеются сведения о работе завода за 1976 – 1991 гг. Это фонд 359, в нем 65 единиц хранения, содержащих годовые статотчеты и планы, приказы [1].

Приказы в лаконичной форме освещают деятельность завода в этот период в основном через материальное поощрение работников. Администрация поощряла любой вид деятельности, который совершали работники для выполнения плана: ремонт оборудования, разгрузочно-погрузочные работы, штамповка подносов, рационализаторские предложения и пр., которые улучшали процесс работы при условии, что данная работа не входила в должностные обязанности работника или производилась сверх рабочего времени.

Большое значение уделялось социалистическому соревнованию на предприятии между работниками, цехами, участками, это было характерной чертой того времени и широко внедрялось на всех предприятиях. Эти виды деятельности поощрялись и на других предприятиях, но что заслуживает внимания, так это поощрение работников, стремящихся повысить свой образовательный и профессиональный уровень без отрыва от производства или возвратившихся после учебы на предприятие. Администрация выписывала премии работникам, окончившим школы рабочей молодежи, училища, вузы, несмотря на то, что оно же оплачивало период учебных сессий этих работников.

Например, приказ № 115 от 27.06.1990 г. о премировании Полевой В.П. и Горбуновой Г.Н. в связи с окончанием высшего учебного заведения, подобных приказов за этот период несколько [2, л. 166]. Это делалось не на всяком предприятии даже в тот период.

Администрация завода постоянно старалась улучшить условия труда, оплату и быт работников, например, для их детей в 1981 г. открыли детский комбинат, а в трудные девяностые годы при заводе был открыт фирменный магазин «Уральский сувенир» с целью обеспечения работников продовольственными и промышленными товарами.

На производстве проводились разные мероприятия по улучшению условий труда. В 1981 г. производственный участок художников перевели на второй этаж в более светлое помещение.

В 1986 г. на заводе введено оборудование (полуавтоматы, прессы, сварочные аппараты и т.д.), управление которым было основано на электронике и логических схемах. Это значительно облегчало ручной труд и требовало высокой квалификации работников обслуживающего персонала, в связи с этим обслуживающему оборудование электрослесарю был повышен оклад.

На участке прочистки подносов преобладал тяжелый ручной труд, и в 1990 г. объявили конкурс на разработку и изготовление станка для прочистки подносов и выделили премию 300 руб. Работники цеха детской игрушки Н.И. Грошев, Г.Н. Сидоров, Г.И. Ядвичук и А.В. Зотеев разработали и изготовили станок, который после испытания приняли в эксплуатацию, вышеупомянутые рабочие получили премию по 75 рублей (пр. № 61 от 30.03.1990 г.) [3, л. 128].

Работники завода разрабатывали новые формы подносов и технологическую и штамповую оснастку к ним, например, овальные, прямоугольные. В 1987 г. инструментальщик Титов В. получил задание выполнить штамповую оснастку для высокохудожественного подноса с просечным бортом, за изготовление ее в срок был отмечен премией (пр. 149 от 02.07.1987 г.) [4, л. 279].

Часто работники подавали рационализаторские предложения на улучшение оборудования (подставки для сушки подносов и др.) или технологии нанесения рисунка на подносы, например, в 1985 г. было подано рационализаторское предложение № 53 «Изменение нанесения технологии рисунка и композиции на круглый поднос диаметром 190 мм». Плановый отдел просчитывал экономический эффект и за использование предложения Г.П. Бабину, Г.Н. Горбуновой и З.В. Марусиной выдали премию (пр. 168 от 15.07.1985 г.) [5, л. 321].

Из приказов можно узнать, что в 1989 и 1990, 1991 гг. завод получал металл из Магнитогорска, Череповца, Караганды, а готовая продукция расходилась через аукционы, ярмарки, торговую сеть, получали заказы изготовление подносов с олимпийской символикой в 1980 г.; для награждения участников игр по волейболу «СССР – Япония», уходили подносы и на экспорт: Франция, Италия, Болгария и др. На заводе был создан сектор по изучению спроса и рекламе продукции (пр. 99 от 06.04.1983 г.) [6, л. 54] руководителем его был назначен Бабин Г.П., что способствовало налаживанию связей и продвижению продукции, в первую очередь, в городе.

Завод получал в 1980-е гг. заказы от городской и районных администраций, различных предприятий города, например, в 1984 г. был заказ о подготовке 1240 подносов в связи с празднованием 50-летия Тагилстроевского района и 150-летия со дня создания паровоза Черепановых; в 1987 г., к юбилею доменного цеха Нижнетагильского металлургического комбината; в 1988 г. изготовили 250 подносов с юбилейной символикой для Нижнетагильского филиала Уральского политехнического института.

В 1989 г. творческая группа выполняла задания по изготовлению авторских малосерийных подносов для Нижнетагильского института испытания металлов, РК КПСС, Областного краеведческого музея и других. И всегда администрация старалась поощрить работников, принимающих участие в выполнении заказа.

В апреле 1989 г. в Ленинграде провели аукцион по продаже уникальных и авторских подносов. На счет предприятия поступило 13552 рубля, почти половину – 6240 – рублей выделили на поощрение (пр. №88 от 11.05.90 г.) [7, л. 128]. В этом же году подобные аукционы прошли в Джамбуле, Алма-Ате.

Всплеску продаж завода способствовало то, что в 1976 г. завод стал осваивать новый рисунок «уральская живопись». Художники на период двух месяцев освобождались от работы на потоке и занимались только освоением этого рисунка, первой из художниц была переведена Афанасьева А.В. «сроком на два месяца со 2 сентября т.г. с оплатой по среднему заработку» (пр. № 442 от 1 сентября 1976 г.) [8, л.112].

В последующие 1977 – 1979 гг. она фигурирует в приказах наставницей по обучению уральской росписи, в т.ч. и у учащихся профессионально-технического училища № 49, выпускники которого по окончании образования работали на заводе [9, л. 95; 4, лл.203, 225].

В 1977 г. вышел приказ № 130 от 23 марта, где было дано распоряжение организовать техническое обучение работников цехов в связи с повышенными требованиями к качеству продукции, выпускаемой заводом, в том числе и художественных подносов. Бабину Г.П., художнику-конструктору, поручалось разработать программу для обучения художников. Приказ утверждал план работы методического совета, в задачи которого входило составить и утвердить списки наставников, ими стали: Афанасьева А.В., Алексеева Т.М., Юдина Т.В., Сидельникова А.Д., Кагилева М.М.

В обязанности совета входило обеспечение работой наставников, он должен был постоянно проводить с
ними методическую работу; также совет утверждал программы для обучения рабочих, обязан был оформлять и пополнять методический уголок учебы производственников; организовать кабинет профориентации; организовать школы передовых методов труда. Заседания методического совета должны были проходить один раз в два месяца [10, лл.106 – 108].

На художественно-техническом совете подводились итоги конкурсов, которые устраивались довольно часто на заводе: это и трудовые турниры «Люби свою профессию», и конкурсы к праздникам и конкурсы по разработке новых композиций и т.п. (пр. № 289 от 04.12.1984 г. и др.). Их организаторами являлись начальник цеха Смирнова Т.В., главный художник Бабин Г.П. и художники, члены творческих групп. Внутризаводские конкурсы способствовали улучшению качества продукции, выработке новых композиций.

Завод также постоянно посылал свою продукцию на всероссийские, республиканские смотры-конкурсы, ярмарки, выставки в другие города. В 1976 г. на республиканском конкурсе на создание новых образцов художественных промыслов коллегия отметила лучшие образцы художественных изделий, среди которых были 2 работы художницы завода Юдиной Т.В. [11, л. 88]. Участие в подобных мероприятиях способствовало популяризации промысла и продвижению продукции предприятия в другие регионы страны и за рубеж. И этому уделялось большое внимание, особенно в 1980-е гг.

23.04.1981 г. за № 100 вышел приказ, привожу его дословно: «До сих пор на заводе не принимаются надлежащие меры по подготовке образцов продукции, выпускаемой нашим предприятием. В связи с проведением в 1981 г. ярмарки в г. Москва Приказываю:

1. Обязать начальников цехов Смирнову Т.В., Кузеванову Р.Ф., мастера тов. Учарову О.А., начальника ОТК тов. Вертунову Э.В., обеспечить подготовку образцов к ярмарке. Срок 08.05.1981 г.

2. Впредь возложить обязанность на начальников цехов, начальника ОТК по подготовке образцов к аттестации продукции, выставкам, ярмаркам, смотрам-конкурсам, руководствуясь при этом стандартом предприятия «Эталонные и рабочие образцы изделий» и «Порядок подготовки и проведения заводской и государственной аттестации качества продукции». Директор завода А.П. Веер» [12, л. 79].

Для повышения качества создали школу повышения художественного мастерства. В приказах уделяется большое значение обучению мастеров, школы организовывались на 2 месяца (пр. № 20 от 04.02.1985 г и др.) или 3 (пр. 45 от 19.02.1987 г.) по мере необходимости, обучаться в созданной школе мог в определенный период и один художник или другое количество.

Оплата производилась следующим образом: на двухмесячных курсах – 10 дней по среднему заработку, 10 дней по среднему при условии выполнения дневной нормы на 50% и оставшееся время доводилась до среднего заработка, если дневная выработка выполнялась на 75%.  На трех месячных: 1 месяц по среднему, второй при условии выполнения нормы на 50% и третий – на 75 %.

В 1970-е гг. школы создавались для освоения уральского письма, а в 1980-е гг. их цель была расширена: «В целях улучшения работы цеха художественных промыслов в обновлении композиций, разработке новых цветов и внедрения их в производство в авторском исполнении 1. Заместителю директора по художественно-творческой работе Бабину Г.П. организовать в подносном цехе школу повышения художественного мастерства сроком обучения 2 месяца. 2. Обучающиеся: Максименюк О.В., Андреева М.Л., Базаркина Л.В., Рябинина О.В…..» (ПР. № 41а от 30.03.1989 г.) [13, л.38; 14, л. 290; 15, л. 45, 47, 141, 374; 16, л. 75].

В 1982 г. администрация завода направила в Федоскинскую школу живописи трех мастеров: Марченко Е.Ю, Гаврилову О.Ю., Кварталову И. для обучения сюжетной росписи, чтобы внедрить это направление в производство. В приказе № 30 от 31.01.1987 г. отмечается, что в 1986 г. после окончания училища молодые специалисты приступили к работе на заводе, данным приказом им определялись оклады – 125 руб. Е.Ю. Марченко и по 120 руб. О.Ю. Гавриловой и И. Кварталовой [17, л. 51].

Продукция цеха художественной росписи подносов постоянно обновлялась. Для разработки новых композиций были созданы творческие группы, творческая лаборатория, которые занимались разработкой новых образцов для выпуска на потоке, а также художники этих групп выполняли несерийные заказы авторских подносов для разных организаций.

Состав творческих групп периодически обновлялся в целях расширения ассортимента продукции и разработки новых композиций. Этому посвящено достаточное количество приказов.  Администрация продумывала и улучшала систему оплаты и поощрения в этих группах.

В 1985 г. для художников творческой группы была установлена «повременно-премиальная оплата труда из расчета 69,3 коп. в час и 40% премии при условии выполнения ежедневного нормированного задания» (пр. 19 от 04.02.1985 г.) [18, л.46.].

Администрация заботилась о творческом росте художников и отправляла их на семинары в столицу или другие города и также совместно с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности (г. Москва), проводила их на базе завода (пр. №140 от 4.07.1984 г.) [19, л. 58]. Эти семинары способствовали обновлению продукции.

С целью улучшения организации труда в 1984 г. Управление местной промышленности издало приказ «О внедрении бригадной формы организации труда». В подносном цехе прошло собрание, решение которого утвердил приказ № 237 от 22.10.1984 г. «С 01.10.1984 г. создать бригаду художников I категории и бригаду художников II категории с работой на единый наряд, с распределением зарплаты и премии по коэффициенту трудового участия. Совет бригад: I категории: Дубовцева Т.И. – бригадир, Шарипова Р.Р., Охлопкова Т.В., Белалова О.Л.; II категории: Новеньких С.П. – бригадир, Королева Ф.И, Черепанова Е.В., Мартынова Т.В.» [20, л. 236.].

С 01.01.1985 г. на основании приказа Министерства местной промышленности № 362 от 23.101984 г. «О проведении экономического эксперимента по расширению прав производственных предприятий Министерства местной промышленности РСФСР в планировании хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы» завод находился в условиях экономического эксперимента. За 1 квартал плановые показатели выполнили полностью, что позволило с 01.04. по 01.07.1985 г. установить доплаты к тарифным ставкам рабочим (сушильщики, маляры, лаборанты и пр.) за профессиональное мастерство 12% от тарифа и премия – 8%, при ухудшении работы доплаты отменяются. Для увеличения выпуска продукции привлекаются надомники, порядок работы с ними расписан в приказе № 48 от 05.03.1985 г. [21, л. 119, 206].

Но еще большие изменения пришли на завод в 1988 г. и, видимо, не в лучшую сторону. В начале этого года цех художественных подносов перевели на хозрасчет. Этому предшествовал приказ Управления местной промышленности облисполкома за № 205 от 28.10.1987 г. о переводе завода «Эмальпосуда» на полный хозрасчет и самофинансирование, несмотря на то, что «завод является предприятием, имеющим рентабельность ниже 15% и не обеспечивает покрытие расходов за счет своих накоплений, получая прибыль по распределению».

Приказ №205 в свою очередь выполнял Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11.06.1987 г. «О переводе объединений, предприятий и организаций отрасли народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование». И на основе приказа № 205 на заводе вышел приказ № 145а от 28.01.1988 г. «… в целях углубления внедрения хозрасчета и самофинансирования, усиления ответственности подразделений за достижение конечных результатов производства и социального развития трудового коллектива, согласно мероприятий перевода подразделений на хозрасчет, перевести цех художественных подносов с 01.10.1988 г. на хозрасчет». Далее в приказе описывался механизм перехода [22, л. 10].

Для улучшения профессиональных навыков художников, расширения творческого процесса к поиску новых направлений заместителю директора по художественно-творческой работе Г.П. Бабину дали задание разработать «Положение о работе художественно-технического совета завода и оценки авторских вознаграждений автору», начальнику цеха Воложаниной Л.В. организовать «выдачу заготовок художникам для создания творческих работ в свободное от работы время» [23, л. 112].

В целях дальнейшего развития художественного промысла, принятию мер к освоению новых видов изделий, расширение ассортимента выпуска уникальных и малосерийных изделий повышенного качества на заводе, согласно приказа № 128а от 01.08.1989 г., в цехе художественных подносов в порядке эксперимента организовали 4 группы художников с численность 20 человек в каждой. Ответственными за работу групп назначили художников Рябинину О.А., Базаркину Л.В., Андрееву Л.П., Максименюк О.В. «Руководители групп художников несут ответственность за выполнение заданий, качество росписи, дисциплину работающих, осуществляют ежедневную приемку продукции от художников групп. Для руководителей групп – смешанная оплата труда: сдельно – 6 часов со 100% выполнением норм выработок и повременно – 2. Сдельная – согласно сдельным расценкам за выпущенную продукцию. Повременные часы из расчета 50 руб. за отработанный час. Премирование согласно существующему положению» [24, л. 225].

С 1 января 1990 г. завод «Эмальпосуда» стал государственным арендным предприятием «Нижнетагильский завод эмалированной посуды» на основании протокола об аренде между трудовым коллективом предприятия и Территориально-производственным объединением местной промышленности Свердловской области. В уставе, принятом конференцией трудящихся 13.09.1990 г. записано «В хозяйственной деятельности предприятие выступает как самостоятельный субъект, с правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, иные счета в банках, печать. … Управление осуществляется правлением из 10 человек, возглавляемое директором – председателем
правления» [25, лл. 1– 5].

Сведения, которые можно почерпнуть из приказов, дополняет информация, изложенная в книге «Тагильский розан». В книге авторы А.В. Дмитриев и А.С. Максяшин сделали попытку обобщить двухсот с половиной вековую историю промысла. Имеются здесь и сведения непосредственно о заводе с момента его реорганизации из артели «Металлист» и до 1993 г. – момента отделения подносного цеха от завода и реорганизации его в предприятие ТОО «Метальная лавка». В этой книге авторы дали описание механизма возрождения уральской росписи, вклад группы московских художников и художников завода.

В книге отмечено большое значение подготовки кадров: на предприятии были созданы школы мастерства, где художники оттачивали приемы уральской росписи, а в профессионально-техническом училище № 49, была создана группа, где обучали росписи в течение года или двух и его выпускников ждали на предприятии.

Мастерами росписи в училище были художники завода, сначала Агриппина Васильевна Афанасьева, которой легче было освоить уральскую технику, т.к. она обучалась еще в 1930-е гг., а затем ее сменила Тамара Владимировна Юдина, практику учащиеся тоже проходили на заводе. В городе с цехом сотрудничало и декоративно-прикладное училище, где в 1984 г. открыли отделение декоративной росписи. В этом училище (сейчас колледж) обучались и художники завода, а некоторые впоследствии закончили художественно-графический факультет Нижнетагильского пединститута.

Авторы показали и значение творческих групп, созданных на предприятии при непосредственном участии заместителя директора по художественной работе Геннадия Петровича Бабина. «…Администрация завода, возглавляемая В.П. Веером, выросшим на предприятии от рядового инженера до директора, решила сформировать для разработки эталонных образцов творческую группу из наиболее опытных и талантливых работниц. Вошедшие в нее живописцы помогали оттачивать молодежи технику двух-трехцветного мазка, реставрированную А.В. Бабаевой.

Возможности ее превзошли самые, казалось бы, смелые ожидания. Через совсем непродолжительное время художественный совет выбирал для серийного производства образцы подносов с нарядными, оригинально скомпонованными букетами, изображенными на цветных фонах. …. Возрожденная уральская роспись – плод коллективных, но не безымянных, как в далеком прошлом, усилий.

Кроме легендарной тети Груши – Агриппины Васильевны Афанасьевой, отдали ей свой талант и жар сердец Т. Юдина, Л. Безденежных, В. Гробова, О. Максименюк, И. Смыкова, Е.Л. Отмахова (Кодочигова), и многие другие мастера. Именно они вернули тагильской росписи те неповторимо индивидуальные черты, что во все времена отличали старинный промысел» [26, с. 63].

Этой книгой было положено начало осмыслению уникального промысла. В книге немного дается сведений о промысле в советский период до середины 1970-х гг., но в основном они базируются на статье С.Б. Рождественской «К вопросу о судьбах художественных промыслов РСФСР (подносный промысел Нижнего Тагила)» [27, с.136 – 143].

О заводе «Эмальпосуда», особенно периода 1980-х гг., когда шла активная работа по возрождению уральской росписи, написано довольно много статей, опубликованных в сборниках конференции «Худояровские чтения», но в основном это статьи о творчестве мастеров, работающих в тот период на заводе.

Непосредственно заводу «Эмальпосуда» посвящены две статьи, одна И.Г. Смыковой «Сизифов камень» (Воспоминания о художнике Г.П. Бабине). Автор делится воспоминаниями своими и коллег, о деятельности в тот период заместителя директора по художественной работе Г.П. Бабина о вкладе в процесс возрождения уральской росписи. [28, с. 255 – 260].

Вторая статья А.В. Васенева «К вопросу о жизненном и профессиональном пути главного художника завода «Эмальпосуда» Г.П.Бабина» [29, с. 255 – 260].

Геннадий Петрович работал на заводе с 1976 г., поступил еще в цех, который находился по ул. Первомайской у цирка. При нем завершилось строительство нового цеха на ул. Балакинской. Автор со слов непосредственного участника тех событий подробно описывает производство подносов 2-й половины 1970 – 1980-х гг.: читатель знакомится с технологией подготовки подноса к росписи, узнает, рабочие каких специальностей участвовали в изготовлении подноса, как на заводе с помощью творческих групп добивались получения подносов, которые радовали глаз, и большинство из них во второй половине 1970 – 1980-х и 1990-е гг. использовали не по назначению, а как украшение дома, развешивая на стенах кухонь или располагая на полках шкафов.

По результатам работы в Нижнетагильском историческом архиве и просмотра литературы можно сделать выводы, что на сегодняшний день и в литературе и в архиве можно найти сведения о работе завода в период возрождения уральской росписи. Отрывочные сведения о деятельности завода в период до 1976 г., в историческом архиве этих сведений нет.

Необходимо исследовать документы архивов Министерства и управления местной промышленности, которым подчинялся завод, а также архив за- вода металлоизделий, в составе которого находился завод с 1958 по 1963 гг. По возможности записать воспоминания работников, которые работали на заводе до периода возрождения уральской росписи. И, конечно, продолжать сбор воспоминаний работающих на заводе в 1980 – начале 1990-х гг. И достойно осветить работу ТОО «Метальная лавка», преемника цеха художественной росписи подносов.

Список источников и литературы:

1. Нижнетагильский городской исторический архив. Ф. 359. Оп. 1. Д. 1-65.
2. Там же. Д. 58. Устав государственного арендного предприятия Нижнетагильского
завода эмалированной посуды.
3. Там же. Д. 59. Приказы за 1990 г.
4. Там же. Д. 40. Приказы за 1987 г.
5. Там же. Д. 30. Приказы за 1985 г.
6. Там же. Д. 21. Приказы за 1983 г.
7. Там же. Д 59. Приказы за 1990 г.
8. Там же. Д. 2. Приказы за 1976 г.
9. Там же. Д. 40. Приказы за 1987 г.
10. Там же. Д. 8. Приказы за 1979 г.
11. Там же. Д. 5. Приказы за 1977 г.
12. Там же. Д. 21. Приказы за 1983 г.
13. Там же. Д. 26. Приказы за 1984 г.
14. Там же. Д. 26. Приказы за 1984 г.
15. Там же. Д. 30. Приказы за 1985 г.
16. Там же. Д. 40. Приказы за 1987 г.
17. Там же. Д. 40. Приказы за 1987 г.
18. Там же. Д. 30. Приказы за 1985 г.
19. Там же. Д. 26. Приказы за 1984 г.
20. Там же. Д. 26. Приказы за 1984 г.
21. Там же. Д. Приказы за 1985 г.
22. Там же. Д. 46. Приказы за 1988 г. (с июня)
23. Там же. Д. 59. Приказы за 1990 г.
24. Там же. Д. 52. Приказы за 1989 г.

25. Там же. Д. 58. Устав государственного арендного предприятия Нижнетагильского завода эмалированной посуды.

26. Дмитриев А. В. Тагильская роза. История «лакирного дела » на Урале / А. В. Дмитриев, А. С. Максяшин ; под ред. Е. В. Логунова, И. Г. Семенова. – Екатеринбург : Старт, 2000. – 140 с. : ил.

27. Рождественская С.Б. К вопросу о судьбах художественных промыслов РСФСР: подносный промысел Нижнего Тагила // Советская этнография. – 1960. – № 2. – С. 136-143.

28. Смыкова И. Г. Сизифов камень. Воспоминания о художнике Г.П. Бабине // Седьмые Худояровские чтения : доклады и сообщения.15-16 октября 2015 г. – Нижний Тагил, 2017. – 304 с.: ил.

29. Васенев А. В. К вопросу о жизненном и профессиональном пути главного художника завода «Эмальпосуда» Г. П. Бабина // Девятые Худояровские чтения : доклады и сообщения. 24-25 октября 2019 г. – Нижний Тагил, 2019. 324 с.: ил