ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ МАСТЕРА ЛАКОВОЙ РОСПИСИ ПО МЕТАЛЛУ Н.Н. КОШКИНОЙ

ЖИЗНЕННЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ МАСТЕРА УРАЛЬСКОЙ ЛАКОВОЙ РОСПИСИ ПО МЕТАЛЛУ Н.Н. КОШКИНОЙ

КОНФЕРЕНЦИЯ: ХУДОЯРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Нижний Тагил, 21-22 октября 2021 г.

А.В. Васенев, МКУК «Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», 622000, г. Нижний Тагил, пр. Ленина, 1. anton-vasenev@rambler.ru

Нэлли Николаевна Кошкина  (девичья фамилия – Кашина) родилась в г. Нижний Тагил Свердловской области в семье Николая Ильича и Анны Петровны Кашиных [1] 23.03.1956 г.

В 1963 – 1973 гг. Нэлли Николаевна обучалась в школе № 42. Желание творческой деятельности привело Нэлли Кашину после окончания школы работать в театр кукол учеником бутафора.

В 1973 г., Н.Н. Кошкина пришла работать учеником художника в цех росписи подносов завода «Эмальпосуда», где начальником была Т.В. Смирнова.

Начинающему художнику повезло: её наставником стала старейший мастер тагильского подносного промысла Агриппина Васильевна Афанасьева. Н.Н. Кошкина вспоминает: «Первая встреча с Агриппиной Васильевной произошла в 1973 г., когда я пришла работать учеником в цех росписи подносов. В то время она учила меня не тагильской росписи, а «московской» (упрощенной жостовской), которая преобладала с 30-х до середины 70-х гг. ХХ в. ….

…. В 1983 году вернулась в цех росписи подносов, который уже находился в новом здании на Тагилстрое, по ул. Балакинской. Агриппина Васильевна работала в творческой группе. Моей наставницей, обучавшей меня уже новой, возрожденной росписи, стала Голубева Алевтина Николаевна. Но рабочий стол тёти Груши был рядом.
Можно было наблюдать за неспешными движениями её рук, плавными взмахами кисточки, расцветающими на её подносах волшебными цветами и сказочными букетами…».

Агриппина Васильевна объясняла, если что-то нам хотелось узнать, доходчиво и терпеливо об особенностях своей росписи. Понедельник начинался с того, что Агриппина Васильевна выбирала поднос или два (она любила прямоугольную форму, а фон часто нейтральный – охристый, бордовый, коричневый, неяркий голубой или синий, редко черный). В отличие от других, ей не надо было расписывать большое количество подносов. В то время она уже работала для истории. Выполняла подносы на заказ в музеи, и т.п. Затем наводила на палитре краски, проверяла состояние кистей, продумывая композицию. Её роспись отличалась тонкостью письма, яркостью красок. Это зависело от консистенции красок, которые она очень тщательно и долго растирала, добавляя растительное масло. Подмалёвки делала светлые; набор мазков для выполнения роз и листьев, а также привязка и другие мелкие детали, у неё отличались от других, у неё был свой, особенный, узнаваемый почерк» [2].

С 1975 по 1980 гг. Н. Кошкина училась на дневном отделении художественно-графического факультета Нижнетагильского педагогического института вместе со своей подругой – мастером уральской лаковой росписи по металлу Т.Д. Бинас.

В 1980 – 1983 гг. работала учителем изобразительного искусства и черчения в школе № 6 им. А.П. Бондина, где помимо педагогической деятельности дополнительно выполняет на общественных началах художественно-оформительские работы.

В 1983 г. Нэлли Николаевна вернулась работать в цех росписи подносов завода «Эмальпосуда».
Главной задачей Нэлли Николаевны было освоение техники традиционной уральской лаковой росписи по металлу, которую с середины 70-х гг. ХХ в. стали планомерно возрождать.

Наставником Нэлли Николаевны была назначена А.Н. Голубева, которая работала в творческой группе и по установленным нормам три месяца обучала традиционной росписи Нэлли Николаевну.

Мастер рассказывает: «Я тренировалась на подносе, отрабатывала сначала мазки, потом собирала их в цветы и листья. В один из дней практики я нарисовала на учебном подносе букет желтых хризантем. Коптела над ним целую смену. Когда в конце дня ко мне подошла Алевтина, надо было видеть её лицо! Пришлось всё стереть. Было очень жаль. А интересно было бы сейчас посмотреть на ту композицию!» [3].

После окончания периода обучения художник приступает к работе и выполняет установленную плановую норму росписи – двадцать круглых подносов диаметром 31,8 см в день в традиционной уральской маховой манере.

С 1985 г. Нэлли Николаевна входит в состав творческой группы цеха.
В творческой группе Нэлли Николаевна занималась тематической разработкой цветов, фруктов, ягод и птиц и приобщается к творческому опыту коллег по группе В.П. Полевой, Е.Л. Отмаховой, Т.В. Юдиной, Л.К. Шевченко.

Так, например, мастер Т.В. Юдина показала Нэлли Кошкиной особенности своей традиционной и ставшей уже классической уральской рябинки. В период работы на заводе у Нэлли Николаевны сложился свой узнаваемый творческий почерк. Происходила активная разработка цветочных и фруктово-ягодных композиций, а также композиций с птицами, бабочками, стрекозами, шмелями.

В 1987 – 1991 гг. Н.Н. Кошкина являлась руководителем творческо-экспериментальной лаборатории подносного цеха. На всех этапах своей работы в цехе росписи подносов Н.Н. Кошкина принимала активное участие в творческой жизни родного предприятия.

Большим событием для художников были творческие конкурсы и семинары, которые проводили сотрудники московского НИИХП на темы «Примитивный пейзаж», «Сюжет в стиле примитив», «Необычный цветок» и др.

Огромную организационную работу по возрождению традиционного махового письма и трафаретной орнаменталистики, а также применению элементов многослойной росписи в тагильском подносном промысле вместе с коллективом цеха проделал главный художник завода «Эмальпосуда» Г.П.Бабин. Геннадий Петрович не только решил ряд принципиальных административно-организационных вопросов, но и расширил ассортимент выпускаемых форм подносов, внёс ряд ценных предложений по расширению образно-тематической структуры тагильского расписного подноса, его колористике, композиционному строению.

В перестроечный период, пришедшийся на конец 1980-х гг., работы художников цеха росписи подносов принимают участие в аукционах-продажах различного уровня. На эти аукционы тагильские подносы отвозили в том числе и сами художники.

Так, например, Н.Н. Кошкина вместе с С.Б. Парышевой сопровождала партию высокохудожественных подносов на выставку-аукцион в г. Ленинград, а вместе с С.В. Веселковым, Г.Н.Горбуновой, Т.И. Дубовцевой и Г.Л. Галкиной отвозила произведения тагильских мастеров в г. Джамбул и г. Алма-Ата.

Руководители многочисленных в то время кооперативов по выпуску подносов периодически приглашали Н.Н. Кошкину для экспертной оценки выпускаемой продукции.

С 1991 по 1996 гг. Нэлли Николаевна работала в кооперативе по росписи подносов ООО «Энта» (позже сменил название на «Узор») в должности старшего мастера производства. В её обязанности входила работа с художниками по декоративной росписи, орнаменталистами, а также с отделением подготовки и лакировки подносов.

В последующие годы Н.Н. Кошкина трудилась в следующих организациях: 1996 – 2005 гг. в Доме детского творчества Тагилстроевского района (филиал – клуб «Романтик») педагогом дополнительного образования; 2005 – 2012 гг. – ГДДЮТ (объединение «Уральский букет»), педагог дополнительного образования; 2012 – 2015 гг. – ХЭШ, педагогом дополнительного образования.

С 2015 г. по настоящее время работает в Уральском филиале ФГБОУ ВО «МГХПА им. С.Г. Строганова» воспитателем в студенческом общежитии, проводит практические занятия для студентов отделения «художественная роспись металла» и мастер-классы в музеях города и области. Вместе со своими коллегами, мастерами уральской лаковой росписи по металлу Е.Л. Отмаховой, В.П. Полевой и С.В. Веселковым, Нэлли Николаевна в 2006 г. основала творческое объединение «Квартет», главной целью которого является сохранение традиций тагильского подносного промысла, а также взаимное обогащение творческим опытом.

Основная тематика творческой деятельности мастера – разработка фруктовых и цветочно-ягодных композиций, а также птиц. Эти композиции имеют свои особенности:
1. Цветочные композиции, создаваемые мастером, как правило, представляют собой изображение природных стилизованных цветов (роз, маков, сирени, черёмухи, ромашек) в сочетании с фантазийными цветами. Цветы отличаются тонкой прорисовкой деталей, нежными колористическими оттенками, аккуратно очерченными контурами.

2. Ягодные композиции, создаваемые мастером, как правило, представляют собой изображение природных стилизованных ягод: клубники (лесной и садовой земляники), смородины, крыжовника, рябины, калины, брусники. В качестве эксперимента на одном из подносов мастер нарисовала морошку. Ягодные композиции практически всегда дополняются цветами (клубника, брусника, рябина, калина с цветами).

3. Первой Нэлли Николаевна начинала рисовать традиционным двуцветным мазком птиц, сочетая различные приёмы, используя линии разного вида в передаче оперения. Птицы в работах художника, как правило, являются частью цветочно-ягодной композиции (тагильская роза, клубника, земляника, малина) и отличаются натуралистичностью изображения. Художник обращает внимание на каждую деталь в росписи, иногда дополнительно декорируя элементы крыльев, хвоста, и т.п. тонкими плавными линиями. Прежде, чем нарисовать ту или иную птицу, мастер создаёт рисунок, который точно повторяет пропорции и контуры природного оригинала. Несколько позже, чем у Н.Н. Кошкиной, композиции с птицами начинают встречаться в работах Т.М. Шарф, Т.Д. Бинас, М.А. Вахромовой, Н.В. Клепиковой. Работы этих мастеров носят более декоративный характер.

4. Художник изображает небольших стилизованных природных птиц: соловья, воробья, синицу, снегиря. В качестве эксперимента на одном из подносов художник изобразила трясогузку. Любимой птицей для изображения является воробей.

5. В своих работах мастер, как правило, изображает птицу, сидящую на ветке дерева (или кустарника), а также птицу в полёте. Количество птиц может быть разным. Чаще всего на подносе присутствует композиция из одной, двух, либо четырёх птиц. Для мастера характерно собственное восприятие образа птицы – воплощающего собой природную гармонию, трепетность и неуловимость.

К техническим особенностям творческого почерка мастера можно отнести:
1. Основу росписи составляет, как правило, черный либо цветной фон, иногда выполненный с использованием приёма копчения.

2. Тонкость мазка и плавность цветовых переходов; в цветочной росписи сочетание цветов не слишком контрастное.

3. Плотность красочного мазка, которая достигается минимальным разведением краски.

4. Вариативность и пластичность цветовой палитры. Выбор цветовой палитры зависит от общего замысла и фона работы. Цвет палитры меняется мастером в процессе работы непосредственно кистью без использования чистых красок (без обтирки кисти и набора другого цвета).

5. Контурная обводка деталей росписи.

6. Натуралистичность. Цветы, ягоды, фрукты и птицы имеют характер стилизованно изображённого природного объекта, в чём прослеживается связь с отдельными стилистическими мотивами жостовской («московской») росписи при преобладании традиционной техники уральской лаковой росписи по металлу.

7. Активное использование орнаменталистики. Мастер предпочитает большие секторные подносы и владеет техникой орнамента – кистевого и трафаретного. Нередко используется приём цветовой тоновой доводки. Преобладающими типами орнамента являются растительный и геометрический.

Проследив основные вехи жизненного и творческого пути мастера уральской лаковой росписи по металлу Н.Н. Кошкиной, можно говорить о том, что её деятельность протекает в русле классических традиций уральской лаковой росписи по металлу.

Творческий почерк мастера имеет свой неповторимый колорит, как в тематике оригинальной образной системы, так и в удивительно деликатном и гармоничном сочетании традиционного махового письма с элементами многослойной росписи. Всё это открывает неиссякаемые горизонты для дальнейшего научного изучения деятельности мастера.

Список источников и литературы:

1. По сведениям, предоставленным Н.Н. Кошкиной о своих родителях, Николай Ильич Кашин (1921-1970 гг.) родился в деревне Салманы Кировской области. В 1946 г. переехал на постоянное место жительства в г. Нижний Тагил Свердловской области.
Анна Петровна Кашина (девичья фамилия – Жернакова) (1920-2012 гг.) родилась в деревне Барихино Верхотурского уезда Пермской губернии. В 1946 г. её семья переезжает в г. Нижний Тагил Свердловской области.

2. Кошкина Н.Н. Из воспоминаний Н.Н. Кошкиной мастера художественной росписи по металлу [Рукопись] : Н.Н. Кошкина записал А.В. Васенев, науч. сотрудник филиала «Этнографический комплекс». – Нижний Тагил, 2021 г. – Архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

3. Кошкина Н.Н. Из воспоминаний Н.Н. Кошкиной мастера художественной росписи по металлу [Рукопись] : Н.Н. Кошкина записал А.В. Васенев, науч. сотрудник филиала «Этнографический комплекс». – Нижний Тагил, 2021 г. – Архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».