СЕРЕБРЯНАЯ ВАЗА КАК НАГРАДА ДЛЯ ТАГИЛЬСКОГО МАСТЕРА ЕФИМА ЧЕРЕПАНОВА
СЕРЕБРЯНАЯ ВАЗА КАК НАГРАДА ДЛЯ ТАГИЛЬСКОГО МАСТЕРА I ПОЛОВИНЫ XIX В. Е.А. ЧЕРЕПАНОВА «ЗА УСТРОЕНИЕ ПЕРВОЙ ПАРОВОЙ МАШИНЫ»
КОНФЕРЕНЦИЯ: ХУДОЯРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Нижний Тагил, 21-22 октября 2021 г.
Надежда Алексеевна Высоцкая, научный сотрудник МКУК «Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», г. Нижний Тагил, пр. Ленина, 1.
visotskaja1976@yandex.ru
Нижний Тагил для многих его жителей и туристов – это родина первого паровоза в России, созданного талантливыми механиками-изобретателями в I половине XIX в. Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми.
Их новаторские достижения способствовали развитию отечественной техники в различных областях горнозаводской промышленности, в частности, машиностроения, созданию железнодорожного транспорта, но больше всего они были известны, как «устроители паровых машин».
Е.А. и М.Е. Черепановы создали более двадцати стационарных паровых двигателей мощностью от четырех до шестидесяти лошадиных сил. «Все они имеют самую удобнейшую конструкцию, немногосложны, превосходной наружной отделки и действуют легко, с полным успехом», – указывалось в документе «О награждении медалью заводского служителя Черепанова» [1, с. 274].
Механики Черепановы изначально рассматривали паровой двигатель как универсальный. Паровые машины Черепановых использовались и для действия различных станков, и для откачивания воды из шахт Меднорудянского рудника, а также для работы вентиляционного устройства, промывки золота и платины и др.
За создание паровых машин М.Е. Черепанов (1802/1803 – 1849) был награжден П.А. Демидовым премией в 500 руб., а Е.А. Черепанову (1774/1777 – 1842) «как главному механику в наших заводах» весной 1841 г. была отправлена серебряная ваза, украшенная турмалинами [2, с. 182] .
11 апреля 1841 г. Петербургское управление сообщало Нижне-Тагильскому заводоуправлению: «С нынешнею эштафетою посылается кубок, украшенный каменьями… механику Ефиму Алексеевичу Черепанову за устройство при Нижне-Тагильских заводах паровых машин…» [3, с. 190].
Подарок П.Н. Демидова представлял собой серебряную вазу с широкой плоской чашей, на фигурной ножке с базой, украшенной 12 розовыми турмалинами (гранатами).
По мнению Игоря Олеговича Сычева, искусствоведа Государственного Эрмитажа, для украшения вазы (базы, ножки, внутренней стороны чаши) характерно использование двух типов орнамента. Первый тип орнамента – это полоса чешуйчатого узора, обрамляющая центральное зеркало чаши с дарственной надписью. Второй тип орнамента представляет собой стилизацию под эпоху Ренессанс с характерными завитками и вьющимися растительными ветками [4, с. 1].
Этим вторым типом орнамента покрыта поверхность базы, ножки и чаши. В центре чаши была выгравирована надпись: «Ефиму Алексеевичу Черепанову. Устроение первой паровой машины на рудниках и заводах Нижнетагильских 1824-го года» [5, с. 190].
На чаше три клейма, которые, по мнению Нины Георгиевны Платоновой, зав. отделом драгоценных металлов ГИМ, свидетельствуют о парижской работе 1809 – 1819 гг. [6, с. 1].
Как отмечает И.О. Сычев, в декоре вазы отсутствует стилевое единство в орнаментации. Если чешуйчатый и дубовый лист соответствует стилистике начала XIX в., то ренессансный орнамент, а также форма ножки и базы с камнями, относятся уже к эпохе историзма (с 30–40-х и до 80-х гг. XIX в.).
В своем экспертном заключении И.О. Сычев предполагает, что ваза первоначально была исполнена в начале XIX в. Лицевая часть чаши имела только две полосы орнамента – чешуйчатый и дубовый лист. Позднее, в 1840 – 1841 гг., ваза была переделана по заказу П.Н. Демидова. Снова были изготовлены (или подобраны от другого предмета) ножка и база, а также вновь был выполнен ренессансный орнамент, который соответствовал орнаментации ножки и базы [7, с. 1; 9;10].
Длительное время о судьбе серебряной вазы ничего не было известно. Впервые ее снимок был опубликован в 1956 г., в книге «Жизнь и деятельность русских механиков Черепановых» профессора В.С. Виргинского, который был лично знаком с Александром Павловичем Гуляевым (1877 – 1964) [Ил. 1], внуком М. Е. Черепанова [8, с. 182; 3, л.77].
В 1970-е гг. Л.П. Лепо [Ил. 3], заведующая историческим отделом Нижнетагильского краеведческого музея, занимаясь изучением родословной Черепановых, вела длительную переписку, встречалась лично с потомками М.Е. Черепанова по женской линии, в частности, с Анной Николаевной Водовозовой (1891 – 1979), правнучкой М.Е. Черепанова. А.Н. Водовозова подтвердила факт, что серебряная ваза Е.А. Черепанова хранится в семье А.П. Гуляева, в Москве [9, л. 21].
Нижнетагильский краеведческий музей хотел приобрести для экспозиции этот ценный раритет. Двенадцать лет Л.П. Лепо вела переписку с владельцами вазы, сначала с Антониной Ивановной Гуляевой, женой А.П. Гуляева, а потом с ее дочерью – Татьяной Александровной Котцовой (1921 – 2012) [10, с. 336]; [11, л. 74 – 75].
Научные сотрудники музея, каждый раз бывая в Москве, обязательно навещали семью Гуляевых. Первоначально удалось договориться с А.И. Гуляевой о создании точной копии вазы. В 1973 г. для экспозиции Нижнетагильского краеведческого музея московским реставратором Федором Федоровичем Ляхом был изготовлен муляж вазы [12, л. 69].
В 1987 г. Т.А. Котцова, правнучка М.Е. Черепанова, передала серебряную вазу Е.А. Черепанова в коллекцию Нижнетагильского музея [13, с. 10]; [14, с. 229].
Благодаря изучению материалов ГАСО, научного архива Музея истории науки и техники Свердловской железной дороги, научного архива Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», была уточнена история бытования этого раритетного экспоната.
После смерти Е.А. Черепанова серебряная ваза хранилась в семье его сына – Мирона Ефимовича Черепанова. Позднее, предположительно, она находилась в семье старшего сына М.Е. Черепанова – Киприяна Мироновича Черепанова (1838 – 1862).
Серебряная ваза упоминается в «Раздельном акте наследников Верхотурского мещанина Мирона Ефимовича Черепанова от 27 августа 1867 года» как «поднос серебряный, убранный 12 камнями» (стоимостью 35 рублей) [15, л. 1 об.].
Вероятно, ваза находилась в доме Черепановых, где жил со своей семьей Мирон Ефимович Черепанов, а потом Киприян Миронович Черепанов, по ул. Большая Выйская, 1 (сейчас – ул. Верхняя Черепанова, 1) [16, л. 24 об.].
Евгения Мироновна Гуляева (Черепанова), дочь М.Е. Черепанова, 1898 г. Фотофонд НТМЗ.
Возможно, после раздела движимого и недвижимого имущества в 1867 г., серебряная ваза была передана семье Евгении Мироновны Гуляевой (Черепановой) [Ил. 4], младшей дочери М.Е. Черепанова, которая жила с мужем Павлом Ивановичем Гуляевым и детьми в Екатеринбурге, в деревянном двухэтажном доме по ул. Кондратьева,7.
В 1942 г. ваза была передана, как семейная реликвия, младшему сыну Е.М. Гуляевой (Черепановой) – Александру Павловичу Гуляеву. Он в годы Великой Отечественной войны приехал с семьей в родной город, в родной для него дом, а после окончания войны вернулся в Москву. Как вспоминала его жена А.И. Гуляева: «…в 1942 г. младшая сестра (Антонина) подарила ему вазу серебряную (дар Демидова). Она это сделала, видимо, в знак благодарности и за всю его доброту…» [17, л. 77].
А.П. Гуляев помогал своим сестрам всю свою жизнь. «После смерти мужа (П.И. Гуляева) мать моя осталась почти без всяких средств с семью детьми: тремя сыновьями и четырьмя дочерьми. Старшему из сыновей, Николаю, было 23 года, а младшему Александру (мне) – 9 лет. Из них «на своих ногах» стояли лишь старшие по возрасту: Николай, недоучившийся в гимназии юноша, служивший писцом в Екатеринбургском окружном суде, и Екатерина, окончившая полный курс Екатеринбургской женской гимназии с дипломом на звание домашней учительницы, дававшая частные уроки. Остальные дети все учились: Иван – в духовном училище, Вера (17 лет) и Любовь (15 лет) – в женской гимназии, а мы младшие, я и сестра Антонина учились дома, готовясь под руководством старшей сестры к поступлению в школы. Все мы жили при матери», – писал в своих воспоминаниях А.П. Гуляев [18, л.108,109].
Александр Павлович Гуляев (1877-1964), внук М.Е. Черепанова.1910-12 гг. Фотофонд НТМЗ.
Несмотря на жизненные трудности семья Евгении Мироновны Гуляевой (Черепановой) сохранила семейную реликвию – серебряную вазу Е.А. Черепанова.
В 2004 г. серебряная ваза с турмалинами, подаренная П.Н. Демидовым за «устроение паровых машин» Е.А. Черепанову в 1841 г., была представлена в экспозиции Историко-технического музея «Дом Черепановых», где и хранилась ранее в семье Киприяна Мироновича Черепанова. Реликвия семьи Черепановых вернулась в родной дом, на свою историческую родину.
Список источников и литературы:
1. Виргинский В.С. Жизнь и деятельность русских механиков Черепановых. Москва, 1956.
С.182, 274.
2. Там же.
3. Виргинский В.С. Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы. Москва, 1986. С.190.
4. Экспертное заключение о вазе Е.А. Черепанова И.О. Сычева. 13.08.1997 .
5. Виргинский В.С. Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы. Москва, 1986. С.190.
6. Экспертное заключение о вазе Е.А. Черепанова И.О. Сычева. 13.08.1997 .
7. Там же.
8. Виргинский В.С. Жизнь и деятельность русских механиков Черепановых. Москва, 1956.
С.182, 274.
9. Сведения о потомках Черепановых. Воспоминания А.Н. Водовозовой (записанные Л.П. Лепо 21.11.1970 .). [Рукопись]. Место хранения : Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Ф. 29, Оп.1, Д.10а.
10. Хранители исторического наследия: Статьи и воспоминания сотрудников Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»/авт.-сост. И.Г. Семенов.// Л.П. Лепо. Музей – вся моя жизнь. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». Екатеринбург, 2013. С. 336.
11. Письмо А.П. Гуляева Нижнетагильскому краеведческому музею. 2.03.1953. [Рукопись]. Место хранения : Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Ф.
10, Оп. 16., Д.1, Л.108, 109.
12. Письмо Ф.Ф. Ляха Л.П. Лепо. 28.04.1973. [Рукопись]. Место хранения : Научный архив
Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Ф. 29, Л.69.
13. Смирнова Т.В. Каталог «Черепановской» коллекции: к 170-летию пуска первого паровоза / Т. В. Смирнова ; Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». Нижний Тагил, 2004. С. 10.
14. Смирнова Т. В. Черепановы // Тагильские фамилии : научно- популярный сборник / Урал. ист.-родословное о-во, Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» ; ред. Ю. Матросов. Нижний Тагил, 2004. С. 229.
15. «Раздельный акт наследников Верхотурского мещанина Мирона Ефимовича Черепанова от 27 августа 1867 года ». [Рукопись]. Место хранения : Архив Музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Фонд А.Н. Водовозовой.
16. «Уставная грамота Выйского завода на усадьбы и покосы».1862 . ГАСО. Ф. 643, Оп.6, Д.77, Л.24 об.
17. Письмо А.И. Гуляевой Л.П. Лепо. 25.08.1969. [Рукопись]. Место хранения: Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Ф. 29, Д.68, Л.76-77.
18. Письмо А.П. Гуляева Нижнетагильскому краеведческому музею. 2.03.1953. [Рукопись]. Место хранения : Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Ф. 10, Оп. 16., Д.1, Л.108, 109.