НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ СУНДУЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ ОСИПА ПОЛИКАРПОВИЧА ЛАПТЕВА
О СУНДУЧНОЙ МАСТЕРСКОЙ ОСИПА ПОЛИКАРПОВИЧА ЛАПТЕВА (НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ЗАВОД, II ПОЛОВИНА XIX ВЕКА – ПОСЛЕ 1915 ГОДА)
КОНФЕРЕНЦИЯ: ХУДОЯРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Нижний Тагил, 21-22 октября 2021 г.
Пудов Глеб Александрович — Государственный Русский музей, старший научный сотрудник отдела народного искусства, 191011, Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4
narodnik80@list.ru
В истории уральского сундучного центра существовали мастерские, разительно отличавшиеся по объему и качеству продукции. Одни из них играли главные роли в производстве (часто именно они участвовали в выставках и представляли продукцию на крупных ярмарках), другие работали исключительно на местный рынок. «Биографию» первых возможно проследить по архивным данным, выставочным каталогам и статистической литературе. В случае, если сохранились изделия и/или воспоминания современников, история той или иной «фабрики» просматривается достаточно ясно.
В качестве примера можно привести мастерскую П.Я. Кокушкина, которого современники именовали сундучным королем. История других сундучных «фабрик» остается почти неизученной, хотя в последнее время предпринимаются некоторые шаги в исследовании конкретных заведений Урала [1, с. 73 – 76; 2, с. 96 – 112; 3, с.115 – 123].
Мастерская Осипа Поликарповича Лаптева упоминается в выставочной и статистической литературе [4, с. 152; 5, с. 29]. Указывается местонахождение «фабрики», количество наемных рабочих, места сбыта.
Как всегда в подобного рода литературе, художественная сторона производства не затрагивается. Современные исследователи, изучающие историю уральского сундучного промысла, часто обращаются к названным каталогам и справочникам [6, с.166]. Тем не менее, до настоящего времени не были ни обобщены сведения по истории «фабрики» Осипа Лаптева, ни проанализированы сохранившиеся изделия, ни определена ее роль в развитии уральского промысла.
Цель настоящей статьи — общая характеристика сундучного заведения Осипа Поликарповича Лаптева, определение ее значения для истории уральского сундучного центра. Задачи — анализ конкретных произведений и ввод в научный оборот новых сведений. В качестве материала исследования были привлечены памятники из музейных собраний (по большей части уральских), а также из частных коллекций.
Следует отметить, что на данном этапе исследования уральского сундучного промысла по мастерской О.П. Лаптева возможны лишь предварительные выводы. Возможно, со временем, при обнаружении новых произведений и каких-либо фактов, они будут скорректированы.
Как указывалось выше, мастерская Осипа Поликарповича располагалась в Нижнем Тагиле. «Дело» сундуков и шкатулок, украшенных тиснением, гравировкой, чеканкой и росписью существовало здесь с XVIII в. Как и в других заводах Урала, изделия были поначалу привозными, затем их начали делать местные жители.
Одним из видов продукции Нижнетагильского завода во II половине XVIII в. были обрезки для оковки сундуков, изготовленные из кровельного железа. В архивных документах встречается подробная информация за 1779 г. Она свидетельствует о том, что на заводе производилось большое количество обрезков. Как медная посуда, оно измерялось на вес, в пудах и фунтах. Обрезки не только продавались в Нижнетагильском заводе, но и отправлялись на другие демидовские предприятия.
По данным на 1795 г., в Тагиле было восемь столярных «фабрик», где производили сундуки. Кроме того, известно 38 мастеров, работавших на дому [7, с. 370].
Производство сундуков в Нижнем Тагиле всегда было тесно связано с аналогичным невьянским промыслом. Известно, например, что в 1915 г. жестяные листы с печатными узорами, «морозкой» и чеканкой покупались тагильчанами в Невьянске (своих «детальных» мастерских в Тагиле на тот период не зарегистрировано).
«Фабрика» О.П. Лаптева находилась на Старо-Базарной улице. Год ее основания в настоящее время выяснить не удалось. Вероятнее всего, она появилась во II половине XIX в. Судя по упоминанию в адрес-календаре [8, с. 389], мастерская прекратила существование после 1915 г.
По сведениям на 1902 г. известно, что в ней работали 2–3 постоянных рабочих (и один человек из состава семьи хозяина), не считая мастеров-детальщиков, берущих работу на дом за сдельную плату.
Ежегодно заведение Лаптева изготовляло шкатулок, погребцов и сундуков на сумму до 3000 рублей. Изделия сбывались на Ирбитской и Нижегородской ярмарках [9, с.152].
Жесть покупалась английская. Тес выписывался вагонами из Тюмени. Заведение упоминается также в 1908 г.: продолжительность рабочего времени в тот период – 8 месяцев в году, 5 наемных рабочих [10, с. 29].
Несмотря на то, что сведения статистической литературы свидетельствуют о постепенном экономическом росте мастерской Осипа Лаптева, она не относилась к числу самых крупных заведений Нижнего Тагила.
Другой, не менее показательный факт: мастерская не была представлена на Нижегородской ярмарке продолжительное время, как крупные «фабрики», — в 1870 г., 1890-е и в 1914 г. она не упоминается среди участвующих в ярмарочной торговле (в отличие, например, от заведения названного выше П.Я. Кокушкина).
Известно, что «фабрика» О.П. Лаптева представила на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге в 1902 г. «шкатулку 9-вершковую» и «погребок стаканный 9-вершковый» [11, с.152].
Последний сегодня находится в коллекции отдела народного искусства Государственного Русского музея. В инвентарных книгах ОНИ местом его производства ранее назывался Невьянский завод Пермской губернии, время не указывалось. В настоящее время удалось установить, что, во-первых, это не шкатулка, как ранее указывалось в инвентарных книгах, а погребец, и, во-вторых, что он был изготовлен в тагильской мастерской Осипа Поликарповича Лаптева на рубеже XIXXX вв. [12, с. 267].
В известной книге П.Н. Зверева, которую можно назвать энциклопедией уральского сундучного промысла, среди разных видов шкатулок упоминаются и погребцы: «… погребцы для чаю и сахару с перегородками. Размеры их 8 верш. дл. и 7 верш. ширины; оковка морозом кругом, окладка из белой жести, без переплета» [13, с.14].
Погребец из ОНИ ГРМ украшен листами «мороженой» жести. Это, вероятно, самая эффектная техника, которая применялась в сундучном промысле. Не исключено, что она была заимствована из Англии (как об этом писал тот же П.Н.Зверев) [14, с.10].
Технология «морожения» железа основана на кристаллизации расплавленной полуды (смеси олова и свинца), при добавлении капель воды, и химической реакции на кристаллизованную полуду смеси серной и азотной кислот.
Брали жестяной лист клещами и держали стороной, покрытой полудой, над огнем, до полного расплавления полуды, затем снимали лист с огня и клали на доску, из лейки лили воду на лист. Потом его протирали сухой тряпкой и обрабатывали смесью купоросного масла, водки и воды. Потом лист сушили (летом — на солнце, зимой — в печи) и лакировали.
Если необходимо сделать его цветным, то покрывали не лаком, а олифой. Листы с зеленой «морозкой» получали при покрытии их веницейской ярью, смешанной с масляным лаком (и позднее — просушивании в продолжение суток).
Поверх «мороженых» листов погребца расположены тонкие полосы желтой жести, образующие клетку наподобие шахматной. Кроме «мороженой» и желтой жести мастера также использовали геометрический орнамент, состоящий из различных фигур. Он в техниках гравировки и тиснения нанесен на металлические полосы, обрамляющие края погребца. Углы отмечены узором в виде перечеркнутых квадратов с точками внутри. Это придает отчетливость, ясность форме вещи.
Гравированный узор, широкой лентой обегающий боковые и лицевую поверхности погребца, завершается ромбами, заключенными в прямоугольники. Они напоминают пилястры, фланкирующие фасады жилых и промышленных построек Урала. В гравированном орнаменте эти мотивы имеют функцию ограничения, сдерживания движения орнамента.
Надо отметить, что тонкие полосы жести, покрывающие поверхности погребца, также вносят некий оттенок упорядоченности в общее художественное решение.
Строгая симметрия, свойственная изделию, умело завуалирована мастером яркими праздничными цветами «мороженой» жести. Произведение своим богатым украшением вносило цветовой акцент в оформление любого интерьера, будь то дом горнозаводского служащего или юрта жителя Азии. Полость погребца разбита на отделения разной формы, вероятно, служившие для разных предметов походной посуды.
В качестве аналогичной вещи можно назвать шкатулку из собрания Свердловского областного краеведческого музея (г. Екатеринбург). Это вещь в виде небольшого продолговатого ящичка с плоской крышкой. Обита листами «мороженой» жести золотистого цвета. На крышке — железная ручка сложной формы. Сохранился замок. Также на крышке — решетка из узких полосок со штампом «веревочка» (как на погребце из Русского музея). Углы и низ изделия, борт и край откидной крышки декорированы орнаментальными поясками, состоящими из штампованных точками изображений листьев. Внутри каждого — штампованный листик жести белого цвета. Оборотная сторона шкатулки покрыта жестью черного цвета.
Рассмотренные шкатулки близки друг другу по художественному решению, технике исполнения, использованным материалам, размерам и формам.
Не исключено, что какое-то отношение к заведению О.П. Лаптева имеет мастерская Александры Ильиничны Лаптевой, также упомянутая в Уральском адрес-календаре на 1915 г. [15, с. 389].
Однако на сегодняшний момент произведения этого заведения не выявлены среди массы продукции уральских сундучных «фабрик».
Таким образом, мастерская Осипа Поликарповича Лаптева предстает небольшим сундучным заведением, существовавшим в Нижнем Тагиле в промежуток времени «II половина XIX в. – после 1915 г.». В истории мастерской отразились особенности названного периода существования уральского сундучного производства: организация «дела» сундуков и шкатулок с помощью наемных рабочих; поиск мест сбыта на весьма обширной территории; использование характерных для того времени материалов и техник. Надо также отметить, что ассортимент продукции был не широк.
Без сундучных заведений наподобие мастерской О.П. Лаптева, производивших небольшое количество качественных вещей, история уральского сундучного промысла была бы несравненно беднее.
Список источников и литературы:
1. Пудов Г.А. Фабрика» Василия Ивановича Меринова в Невьянске (II половина XIX – начало XX века). Материалы к истории // Веси. – Екатеринбург, 2016. – № 10.
2. Пудов Г.А. Из истории сундучного промысла Петрокаменского завода (II половина XIX – середина XX века) // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. V. – Екатеринбург, 2017.
3. Пудов Г.А. Из истории мастерской А. С. Алексеева (Невьянск, II половина — начало XX века) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2020. – №3. Часть 2.
4. Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездными земствами Пермской губернии на… Всероссийскую кустарно-промышленную выставку 1902 года в С.-Петербурге. – Пермь, 1902.
5. Мелкие промышленные заведения Пермской губернии. – Пермь: электро-тип. Губ. земства, 1908.
6. Меркушева Э.Р. Тагильские сундуки (из истории Нижнетагильского сундучного промысла)// Вторые Худояровские чтения: доклады и сообщения, 25-27 октября 2005 г. – Нижний Тагил, 2005.
7. Кафенгауз Б.Б. История хозяйства Демидовых в XVIII-XIX вв. Опыт исследования по уральской металлургии. Т.I. – М., Л.: АН СССР, 1949.
8. Уральский торгово-промышленный адрес – календарь…: Пермская, Уфимская, Оренбургская и Вятская губернии, на 1915 год. – Пермь: типо-лит. Губ. правления.
9. Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездными земствами Пермской губернии на… Всероссийскую кустарно-промышленную выставку 1902 года в С.-Петербурге. – Пермь, 1902.
10. Мелкие промышленные заведения Пермской губернии. – Пермь: электро-тип. Губ. земства, 1908.
11. Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездными земствами Пермской губернии на… Всероссийскую кустарно-промышленную выставку 1902 года в С.-Петербурге. – Пермь, 1902.
12. Пудов Г.А. Фабрика» Василия Ивановича Меринова в Невьянске (II половина XIX – начало XX века). Материалы к истории // Веси. – Екатеринбург, 2016. – № 10.
13. Пудов Г.А. Из истории сундучного промысла Петрокаменского завода (II половина XIX – середина XX века) // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. V. – Екатеринбург, 2017.
14. Там же.
15. Уральский торгово-промышленный адрес – календарь…: Пермская, Уфимская, Оренбургская и Вятская губернии, на 1915 год. – Пермь: типо-лит. Губ. правления.