СУНДУЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА МЕРИНОВА В НЕВЬЯНСКЕ

«ФАБРИКА» В. И. МЕРИНОВА В НЕВЬЯНСКЕ (II ПОЛОВИНА XIX — НАЧАЛО XX ВЕКА). МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ

Ассоциация искусствоведов (АИС)
Петербургские искусствоведческие тетради Выпуск 39
Статьи по истории искусства. СПб., 2016. 348 с.

Пудов Глеб Александрович — искусствовед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела народного искусства ГРМ. Член Союза художников России. Автор более 40 научных публикаций, трех поэтических сборников. Поэт, дипломант нескольких поэтических конкурсов.

На сегодняшний день о производстве сундуков и шкатулок на Урале существует обширная литература. В трудах представителей Пермского земства, изданных в XIX веке (Е. И. Красноперова, П. Н. Зверева1), и в работах современных исследователей (А. В. Дмитриева, Э. Р. Меркушевой, Г. А. Пудова, Т. И. Шубиной2) сундучный промысел рассмотрен с нескольких сторон — экономической, технической, художественной. Но по большей части внимание ученых сосредоточивалось на крупных сундучных мастерских, в которых происходила сборка полуфабриката, поступающего от мелких кустарей.

О заведениях, поставляющих отдельные детали для сундуков, например, печатные жестяные листы, обычно упоминалось очень мало. 3 Этот пробел и призвано заполнить настоящее сообщение. Оно отражает лишь определенный этап работы над темой, в дальнейшем возможны уточнения и дополнения.

Мастерская Василия Ивановича Меринова была в свое время весьма известна. Специальная литература и каталоги выставок содержат следующую информацию о ней. Мастерская была основана в 1860 году. Работы В. И. Меринов производил в отдельной мастерской, число рабочих насчитывалось четыре, среди них — один наемный ученик, количество рабочих месяцев в году — девять, сумма годового производства — 750 рублей. При этом указывалось дополнительное занятие хозяина — старатель (сведения на 1889 год).4

«Фабрика» успешно участвовала в выставках. В. И. Меринов получил малую серебряную медаль на Сибирско-Уральской художественно- промышленной выставке 1887 года «за хорошие образцы листового печатного железа и ознакомление с самим способом печатания красками по железу».

Заведение упоминается в каталоге Нижегородской выставки (1896): «Меринов Василий Иванович. Печатное листовое железо. Железо, краски и масло получаются от невьянских заказчиков. С семьей зарабатывает в год 300 рублей. Мастерская существует 25 лет»5.

С этой выставки произведения В. И. Меринова, а именно «коллекция образцов печатного железа, состоящая из 26 листов» поступили в петербургский Кустарный музей6 (хотя не исключено, что вещи покупались Кустарным музеем у Меринова и ранее, так как в Указателе музея за 1892 год уже значится пермское «мороженое» железо7).

В связи с участием В. И. Меринова в Нижегородской выставке находится письмо представителя Пермской губернской управы А. М. Кирпищикова в Кустарный музей (1900). Сегодня оно хранится в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Приводим его полностью: «В числе кустарных изделий, бывших на нижегородской выставке и отправленных туда чрез Пермскую губернскую земскую управу, были изделия крестьянина Невьянской волости Екатеринбургского уезда Василья Иванова Меринова, а именно около 40 штук сундучного мороженого железа и эмалированной жести и футляр с разными пробками. Как видно из сообщения, от 28 октября 1896 года, помощника, заведующего Кустарным отделом г. Зеленского, все экспонаты Меринова были отправлены в Петербург, в Кустарный музей, причем предполагалось, что Меринов будет рассчитан за приобретенные от него вещи по фактурным ценам, помимо Пермской губернской управы. Ныне Меринов обратился в Губернскую Управу с заявлением, что ящик с разными пробками ему возвращен Кустарным отделом чрез Екатеринбургскую Уездную Управу, образцы же железа и жести ему не возвращены. Так как Меринов свои экспонаты отправлял на выставку чрез Пермскую губернскую Управу, то к ней он и обращается ныне с просьбой или выслать ему его образцы железа, или уплатить за них 10 рублей. Уведомляя об этом, я, как уполномоченный Пермской губернской управы, имею честь покорнейше просить Управление музея сообщить мне, справедливо ли заявление Меринова и в последнем случае выслать в Пермь, губернской земской управе, экспонаты Меринова или уплатить за них требуемую Мериновым сумму»8.

Неизвестно, чем закончилось дело. Вероятней всего, произведения (либо часть их) остались в музее. Из письма становятся понятными не только отдельные факты из жизни уральских кустарей, но и официальный статус В. И. Меринова, виды и цены изготовляемой и экспонируемой продукции. После того, как его изделия поступили в Кустарный музей, они были отправлены оттуда на Всемирную выставку в Париж (1900).9

Благополучно возвратившись (как известно, десятки произведений не были возвращены в Россию) 10, они приняли участие во Всероссийской кустарнопромышленной выставке в Санкт — Петербурге в 1902 году.11 Пермская губерния была одной из самых представительных на этой выставке.12

Необходимо также упомянуть о «фабрике» некоего В. И. Мериносова в связи с ее участием в выставке в Казани в 1909 году. Мастерская представила «ленты печатные: порошком, серебром, киноварью, мумией. Мороженое железо»13.

Учитывая совпадения в инициалах и созвучие фамилий хозяев, расположение обеих «фабрик» в Невьянске, сходство видов выпускаемой продукции (время существования производств также одинаково), можно предположить, что это очередное упоминание о мастерской Василия Ивановича Меринова.

Подобные ошибки в каталогах выставок не являются редкостью. Исходя из этих данных, время существования этой мастерской ограничивается периодом времени: 1860 — после 1909 года.
Годы жизни В. И. Меринова также определяются приблизительно как «I половина XIX века — после 1909 года».

Некоторые из участвовавших в петербургской выставке произведений В. И. Меринова находятся сегодня в Отделе народного искусства Русского музея. Это четыре листа с печатными узорами.

Первый14 представляет полосу с узором в виде коричнево — красной цепи гирлянд, состоящих из рогов изобилия, растительных завитков со спиральными ответвлениями, стилизованными изображениями цветов и листьев разного рисунка (на черном фоне). Обрамление состоит из сплошных полос разной ширины и полосок, заполненных многочисленными орнаментальными мотивами «плетенки» и рядом розеток двух рисунков.

На втором15 — узор в виде цепи белых волнистых гирлянд, также состоящих из рогов изобилия, завитков со спиральными ответвлениями, цветами и листьями разных рисунков на черном фоне. Обрамление — из сплошных полос разной ширины и двух узких лент с узором «плетенки» и рядом розеток двух рисунков. Этот лист аналогичен первому, отличие заключается лишь в цвете (узоры напечатаны разными красками, фон также черный).

Третий лист16 — полоса с узором в виде темно — розовой цепи волнистых гирлянд, состоящих из рогов изобилия, завитков со спиральными ответвлениями, цветами и листьями разных рисунков на черном фоне. Обрамление — из сплошных полос разной ширины, полоски с рядом розеток двух рисунков и полоски серебристой «плетенки». В середине листа — клеймо в форме большого квадрата с надписью: «ФАБРИКИ В. И. МЕРИНОВА ФАБ = СУЩЕ = СЪ 1860». Промежутки между словами заполнены крупными точками. Клеймо образовано восемью волютообразными завитками.

Четвертый печатный лист не атрибутирован в инвентарных книгах как изделие фабрики В. И. Меринова (указано лишь «Пермская губерния, XIX век»)17, но его художественное решение полностью совпадает с вышерассмотренными. Это изделие представляет широкую ленту с узором из двух одинаковых полос в виде серебристой гирлянды с цветами четырех рисунков, с зубчатыми листьями и плодами на черном фоне. Обрамление с одной стороны состоит из двух сплошных полос, с другой — из ряда розеток двух рисунков между линейными полосками. Наличие одинаковых орнаментальных мотивов, композиции, цветовых сочетаний определенно указывают на происхождение этого листа из мастерской В. И. Меринова. Вероятно, мастер использовал одни и те же трафареты и пробки.

Все четыре рассмотренных печатных листа следует датировать периодом времени «после 1860 года — до 1896 года». Возможно, такая широкая датировка со временем будет значительно уточнена.

Яркая, звучная декоративность произведений достигалась Мериновым путем сопоставления контрастных цветов и многочисленности орнаментальных мотивов, подобно ковру заполняющих жестяные полосы. Причина такого «декоративного изобилия» — функции жестяных листов, призванных не только украшать сундуки и шкатулки, но и привлекать внимание покупателя.

Мастер нашел оптимальный способ для достижения этих целей. При этом он четко осознавал вспомогательный характер своих произведений при украшении сундуков, учитывал форму и размеры последних. Необходимо отметить, что его деятельность следует рассматривать в контексте общего развития прикладного искусства Урала того периода.

Печатные орнаменты листов «фабрики» В. И. Меринова обнаруживают близкие параллели не только в изделиях других невьянских «печатальщиков» (например, А. А. Овчинникова)18, но и в трафаретном орнаменте тагильских подносов и туесов. Волнообразными декоративными полосами, состоящими из растительных завитков, изображений листьев и цветов украшены «зеркала» трех подносов из собраний Эрмитажа и музея — заповедника «Горнозаводской Урал» (Нижний Тагил) 19, туесов из коллекции Русского музея. 20 Однако при всем подобии орнаментальных композиций и мотивов изделия В. И. Меринова вполне узнаваемы.

Как же он делал вещи, пользовавшиеся таким успехом у покупателей и посетителей выставок? Какие техники он использовал? Первая из них — печатание узоров на железе. Лист черного легковесного железа намазывался олифой (использовалась щетинная кисть), затем сушился в печи, чуть позднее измененным составом олифы на нем печатались различные рисунки (поначалу для этого использовали бумажные трафареты, постепенно сундучники начали отдавать предпочтение кускам березовой пробки с вырезанными на ней узорами, еще позднее печатальщики придумали пробочный каток, который просто прокатывался рукой по поверхности листа), вновь сушили, потом натирали киноварью, покрывали олифой и снова ставили в горячую печь.

Главным в ремесле печатальщика считалось сварить хорошую олифу, так как от ее качества зависел результат всей работы. Надо отметить, что печатание узоров на листах относилось к самым вредным для здоровья производствам.

Вероятно, самой эффектной техникой, применявшейся в сундучном промысле, была «морозка» жести. Не исключено, что она была заимствована из Англии (как об этом писал П. Н. Зверев). Технология «морожения» железа основана на кристаллизации расплавленной полуды (смеси олова и свинца), при добавлении капель воды, и химической реакции на кристаллизованную полуду смеси серной и азотной кислот.

Брали жестяной лист клещами и держали стороной, покрытой полудой, над огнем, до полного расплавления полуды, затем снимали лист с огня и клали на доску, из лейки лили воду на лист. Потом его протирали сухой тряпкой и обрабатывали смесью купоросного масла, водки и воды. Потом лист сушили (летом — на солнце, зимой — в печи) и лакировали.

Если необходимо сделать его цветным, то покрывали не лаком, а олифой. Листы с зеленой «морозкой» получали при покрытии их веницейской ярью, смешанной с масляным лаком (и позднее — просушивании в продолжение суток).

Деятельность мастерской Василия Ивановича Меринова в невьянском сундучном промысле охватывает период почти в полстолетия. Есть сведения об успешном участии заведения, по крайней мере, в пяти выставках различного уровня — от местного до международного.

Исходя из сравнения информации, представленной в выставочной и статистической литературе, заведение В. И. Меринова предстает одним из самых крупных. Но большие объемы производства не препятствовали художественности изделий, что доказывается наградами на выставках и появлением продукции в Кустарном музее.

Именно «фабрики», подобные рассмотренной, оказывали непосредственное влияние на развитие стиля уральских сундуков, именно благодаря им уральский сундук существует в таком виде, в котором он сегодня известен специалистам и широкому зрителю.

Примечания

1 Красноперов Е. И. Кустарная промышленность Пермской губернии на Сибирско-Уральской промышленной выставке в г. Екатеринбурге в 1887 году. Пермь, 1887, вып. 1–34; Зверев П. Н. Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Екатеринбург, 1889.

2 Дмитриев А. Невьянские сундуки // Урал. 1989, № 4; Меркушева Э. Р. Тагильские сундуки (из истории Нижнетагильского сундучного промысла) // Вторые худояровские чтения. Доклады и сообщения 25–27 октября 2005 г. — Нижний Тагил, 2005. — С. 164–169; Пудов Г. А. О произведениях уральского сундучного промысла//Страницы истории отечественного искусства (XVIII). Сб. статей по материалам научной конференции. Альманах. — Вып. 300. — СПб., 2011, С. 258–270; Шубина Т. И. Коллекция сундуков в фондах Невьянского государственного историко-архитектурного музея // Пятые Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции. Невьянск, 4 декабря 2010 года. — Невьянск, 2010. — С. 321–332, и мн. др. работы.

3 Например, в книге В. А. Барадулина есть сведения о мастерской В. И. Меринова, но они очень отрывочны и не совсем точны. Тем не менее, в научной литературе это — одно из первых упоминаний о заведении (см.: Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. — Свердловск, 1987. — С. 117).

4 Зверев П. Н. Указ.соч., С. VIII (таблица).

5 Каталог Всероссийской Нижегородской выставки. Отдел VI. — Нижний Новгород, 1896. — С. 30. Исходя из этой информации, дата основания мастерской определяется как 1871 год, однако из надписи на одном из листов («Фаб=суще=съ 1860») явствует, что заведение было основано в 1860 году.

6 РГИА, ф. 400, оп. 1, д. 13, л. 20.

7 Краткий указатель коллекций Кустарного отдела Императорского сельскохозяйственного музея. — СПб., 1892. — С. 39–40.

8 РГИА, ф.400, оп.1, д.22, л. 39–39об. Орфография и пунктуация подлинника сохранены.

9 См.: РГИА, ф. 400, оп. 1, д. 24.

10 РГИА, ф. 400, оп. 1, д. 36, л. 51. Множество изделий уральских мастеров также упомянуто в этом списке: Л. П. Голованова, Н. А. Перезолова, И. И. Кайгородова, А. Е. Белоглазова и мн. др. Сегодня они находятся в коллекции Русского музея.

11 РГИА, ф. 400, оп. 1, д. 36, л. 51. В каталоге выставки изделия В. И. Меринова значатся среди произведений других невьянских мастеров (см.: Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездными земствами Пермской губернии на … Всероссийскую кустарно-промышленную выставку 1902 года в Санкт-Петербурге. — Пермь, 1902. — С. 153–154).

12 РГИА, ф. 400, оп. 1, д. 52, л. 4.

13 Об участии губернского и уездных земств Пермской губернии на Казанской международной выставке в 1909 году. С. 12. Среди известных уральских фабрикантов там же упоминаются Н. А. Перезолов, В. Л. Недорезов. Представили свою знаменитую лакированную продукцию и братья Деевы.

14 Инв. № М-150.

15 Инв. № М-151.

16 Инв. № М-152.

17 Инв. № М-155.

18 На полосах и треугольниках с тисненым узором, которые прибивались к уральским сундукам и шкатулкам, также встречаются подобные орнаментальные мотивы.

19 Инв. №№ РМ — 1543; ТМ — 5374, М -1439; ТМ- 2237, М- 1434.

20 Инв. №№ Р — 1530, Р– 1535.