ВЫСТАВКА КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ «ТАГИЛ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» 1944 – 1946 гг

ИСКУССТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ. (ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ – УЧАСТНИКОВ ВЫСТАВКИ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ «ТАГИЛ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» 1944 – 1946 ГГ.)

КОНФЕРЕНЦИЯ: ХУДОЯРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Нижний Тагил, 21-22 октября 2021 г.

Т.В. Смирнова,
МКУК «Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», 622000, г. Нижний Тагил, пр. Ленина, 1. t.v.smirnova00@mail.ru

Создание экспозиции постоянной выставки (отдела) «Тагил в Великой Отечественной войне» [1] можно смело назвать самым значительным событием военных лет в жизни Нижнетагильского краеведческого музея. Подготовка к строительству выставки началась еще в 1944 г.

Работа над выставкой велась централизованно под контролем и руководством партийных органов власти Нижнего Тагила. Председателем Выставочного комитета (далее – Выставкома) были последовательно назначены секретарь Городского комитета ВКП (б) Е.Ф. Колышев, председатель горисполкома И.А. Непомнящий, секретарь ГК ВКП(б) А.Н. Бровкин.

Членами комитета были директор Уральского танкового завода (далее – УТЗ) имени Коминтерна № 183 генерал-майор Ю.Е. Максарев, начальник Тагилстроя -Тагиллага генерал-майор М.М. Царевский, редактор газеты «Тагильский рабочий» А.В. Суворов, московский художник А.Н. Побединский и директор музея Н.Т. Грушина.

В декабре 1944 г. была утверждена смета по построению выставки и открыт счет в Госбанке на имя Выставкома [2, л. 137 – 139; 3, л. 196]. Общая сумма расходов на создание выставки составила 520 тыс. рублей. Художником-консультантом выставки был А.Н. Побединский, прорабом–архитектором – А.Г. Нейфельд.

Все предприятия Тагила перевели деньги на ее строительство и представили в музей материалы о работе предприятия в дни войны [4, л. 140 – 151]. В распоряжение Выставкома были откомандированы архитектор В.В. Щипакин, художники О.Э. Бернгард и Д.А. Кавалершин.

В.В. Щипакин должен был разрабатывать архитектурно-художественный проект выставки, выполнять рабочие чертежи и руководить строительством экспозиции [5, л. 45 – 47, 49].

О.Э. Бернгард и Д.А. Кавалершин приступили к созданию живописных панно по истории тагильских заводов и рудников. Художнику О.Э. Бернгарду, члену ВССХ, работавшему в Политотделе Тагилстроя, было поручено создание живописных панно по истории Новотагильского металлургического завода (далее – НТМЗ) – «Строительство 3-й домны», «Общая панорама завода», «Выпуск чугуна (литейный двор)». Как известно, О.Э. Бернгард написал для выставки две картины «Панорама завода НТМЗ»  и «Высокогорский рудник», а картина «Строительство 3-й домны НТМЗ» была заказана московскому художнику В.Ф. Штраниху.

Панорамное панно «Шахта «Капитальная» («Рудник имени III Интернационала») было написано художником-пейзажистом, членом ВССХ Д.А. Кавалершиным, работавшим в цехе «550» УТЗ № 183 [6, л. 116, 120, 125].

Скульптору М.П. Крамскому было поручено создать гипсовые бюсты тагильчан – Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. Живописные портреты тагильчан – Героев Советского Союза были заказаны А.Н. Побединскому и Л.А. Шматько [7, л. 123, 124].

Для работы над выставкой были привлечены московские художники А.Н. Побединский, Г.Г. Нисский, А.А. Пластов, А.П. Бубнов, В.Ф. Штраних и скульпторы А.И. Григорьев и А.А. Арендт [8, л. 113].

Среди картин, написанных по заказу музея, – «Передача колонны танков Уральскому добровольческому танковому корпусу» («Митинг на танковом заводе») А.П. Бубнова, «Воздушный бой летчика Пологова» («Подвиг Героя Советского Союза П.А. Пологова») Г.Г. Нисского, «Колхозное стадо коров «тагилок» («Стадо тагилок») А.А. Пластова, панорамное полотно металлургического и коксохимического заводов Г.А. Мелентьева.

Городу-труженику посвящен индустриальный пейзаж В.Ф. Штраниха «Строительство 3-й домны НТМЗ» (1945), крупномасштабное полотно А.Н. Побединского «Тагил – фронту» (1945), картины «Высокогорский рудник» О.Э. Бернгарда (1945) и «Шахта «Капитальная» («Рудник им. III Интернационала») Д.А. Кавалершина (1945).

К приему картин, написанных для выставки, члены Выставкома подходили очень ответственно. Заказанные картины просматривали предварительно до окончательного утверждения Выставкомом. Сохранились акты предварительного просмотра картин «Прокат броневой стали на Нижнетагильском заводе» (художник А.П. Давыдов) и «Панорама НТМЗ и Коксохима» (художник Г.А. Мелентьев). Было отмечено, что обе картины выполнены «в творческом и живописном отношении на хорошем художественном уровне». Акты подписаны начальником Областного отдела по делам искусств, а также двумя художниками: Н. Голубчиковым, подпись второго неразборчива [9, л. 121, 122]

25 февраля 1945 г. в Москве комиссией были приняты картины, заказанные Выставкомом: «Воздушный бой летчика Пологова» («Подвиг Героя Советского Союза П.А. Пологова») (художник Г.Г. Нисский), «Митинг на танковом заводе» (художник А.П. Бубнов), «Колхозное стадо коров «тагилок» (художник А.А. Пластов), «Строительство 3-й домны» (художник В.Ф. Штраних).

В составе комиссии: народный художник РСФСР С.В. Герасимов, народный художник РСФСР М.Г. Манизер, заслуженный деятель искусств Г.Г. Ряжский, и представители Выставкома: председатель Нижнетагильского Горисполкома И.А. Непомнящий, директор УТЗ, Герой Социалистического труда, генерал-майор Ю.Е. Максарев, начальник Тагилстроя НКВД СССР, генерал-майор М.М. Царевский, редактор газеты «Тагильский рабочий» А.В. Суворов и художник А.Н. Побединский [10, л. 114, 116 – 118].

24 февраля 1945 г. в Москве комиссией представителей Оргкомитета Союза советских художников СССР и представителей Выставкома была приняты заказанные для выставки скульптуры рабочего, колхозницы и бойца (скульпторы А.И. Григорьев и А.А. Арендт).

Состав комиссии представителей Оргкомитета Союза Советских художников СССР изменился: народный художник РСФСР М.Г. Манизер, скульпторы А.Е. Зеленский и Г.В. Нерода, состав представителей Выставкома остался неизменным [11, л. 119].

В сентябре 1945 г. комиссией Выставкома в составе председателя Выставкома, секретаря ГК ВКП(б) города Нижнего Тагила А.Н. Бровкина, председателя Горисполкома И.А. Непомнящего, секретаря ГК ВКП(б) В.Н. Осипова, заведующего отделом пропаганды и агитации ГК ВКП(б) И.В. Яковлева, члена Выставкома директора музея Н.Т. Грушиной, художника-консультанта Выставкома А.Н. Побединского были приняты картины, написанные по заказу Выставкома: «Вид Высокогорского железного рудника» (художник О.Э. Бернгард), «Шахта Капитальная» (художник Д.А. Кавалершин), «Тагил – фронту» (художник А.Н. Побединский), портреты Героев Советского Союза К.Ф. Пылаева, И.Н. Мотина и Ю.И. Дерябина (художник А.Н. Побединский) [12, л. 120, 123, 124, 125].

В военные годы появилась тенденция к насыщению экспозиции объемными экспонатами взамен плоскостных – широко практиковался заказ картин, скульптур и макетов для экспозиции. Благодаря построению выставки (отдела) «Тагил в Великой Отечественной войне» фонды музея пополнились образцами продукции заводов, документами, фото, были заказаны и приобретены 8 картин, 6 скульптурных портретов Героев Советского Союза, 3 скульптурных портрета Героев Социалистического Труда, малахитовая доска для размещения клятвы уральцев товарищу Сталину, малахитовая обложка для Книги почета города Тагила.

Работа над выставкой шла в течение двух лет с весны 1944 г. по май 1946 г. В музейном архиве хранится акт приема ремонтных работ по выставке от 6 апреля 1946 г., выполненных военнопленными лагеря № 153. Подписан акт директором музея Н.Т. Грушиной и инспектором по труду отделения № 2 Управления лагеря № 153 Беловой [13, л. 95, 97].

В первую годовщину Победы в Великой Отечественной войне в Нижнетагильском краеведческом музее открылась выставка «Тагил в Великой Отечественной войне», о чем была написана подробная статья в «Тагильском рабочем» от 11 мая 1946 г. [14].

Специально к открытию выставки со стороны внутреннего двора у входа в музей установили учебный танк, изготовленный в годы войны на заводе № 183 [15].

В едином стиле с экспозицией была оформлена и лестница, ведущая на 2-й этаж, где четыре (по документам, но фактически – пять) отремонтированных залов правого крыла заняла выставка «Тагил в Великой Отечественной войне». На верхней площадке лестницы предполагалось разместить картину И. Воскобойникова «Седой Урал кует Победу» и образцы старого вооружения и боеприпасов под девизом «Не впервые ковать мечи» [16, л. 30].

Позже первоначальный вариант оформления лестницы был изменен. На сохранившейся фотографии 1946 г. [17] на верхней площадке лестницы краеведческого музея хорошо просматривается панно «Тагил – фронту» А.Н. Побединского, гипсовые скульптуры колхозницы и рабочего (работа скульптора М.П. Крамского), под панно – девиз «Наше дело правое – мы победили», слева на стене – тоже девиз «Слава великому советскому народу-победителю!» [18].

Фактически экспозиционных залов было пять, хотя в документах под нумерацией упоминаются только четыре зала. Первый зал называется вводный (вводная часть) и по документам отдельной нумерации не имеет. В этом зале площадью 15 м2 представлен раздел «Хроника Тагила» 1917 – 1940 гг. Остальные четыре зала имеют последовательную нумерацию.

Зал № 1 площадью 20 м2 раскрывает тему «Все для фронта» («Родина-мать зовет» – заявления тагильских добровольцев-патриотов об отправке на фронт). Более 70 тысяч тагильчан с оружием в руках защищали Родину от немецко-фашистских захватчиков.

В зале № 2 площадью 82 м2 была построена экспозиция по темам «Герои Советского Союза – тагильчане», «Помощь тагильчан фронтовикам», «Подготовка резервов», «Тагильские госпитали, донорство в Тагиле», «Отдел строительства – промышленное, жилищное».

О деятельности тагильских предприятий в годы войны – Новотагильского металлургического завода, Высокогорского железного рудника, Уральского танкового завода – рассказывала экспозиция зала № 4 площадью 66 м2, главная тема – «Урал – кузница оружия».

Зал № 5 площадью 33 м2 был посвящен сельскому хозяйству. Темы этого зала – «Колхозы и совхозы с честью выдержали испытание войной» и «Подсобные хозяйства тагильских предприятий в годы войны».

Хронологически в экспозиции показан период с итогов революции 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны, т.е. вся современная (на тот момент) история советского периода. Содержание экспозиции самого первого (без нумерации), вводного, небольшого по площади зала можно обозначить как вводный зал по теме «Социалистические преобразования в Нижнем Тагиле в предвоенные годы».

Экспозиция представляла самые крупные достижения, события и факты в период после гражданской войны до начала Великой Отечественной. И, конечно же, в экспозицию зала были включены обязательные практически для любой экспозиции тех лет скульптурные портреты Ленина, Сталина и их изречения.

И только после этого раздела выставки начался рассказ о Великой Отечественной войне. Представление об экспозиции выставки дает план, хранящийся в архиве музея-заповедника [19, л. 30-31, 86-91].

Сохранились два проектных листа экспозиции выставки – зал «Промышленность» и зал «Нижний Тагил за 1917-1941 гг.» (исторический, вводный). Оба эскиза от 10 июля 1944 г. (карандаш, акварель), автор А.Н. Побединский [20, 21].

В правом нижнем углу на обоих эскизах – подпись: «Проектировал художник Побединский. Согласовано Колышев». Секретарь Городского комитета ВКП(б) Е.Ф. Колышев в это время был председателем Выставкома.

Почти во всех экспозиционных залах, исключая вводный и первый залы, были представлены картины, живописные и скульптурные портреты, заказанные специально для выставки.

Бюсты воинов-героев, изготовленные специально для выставки скульптором М.П. Крамским, и их живописные портреты стали украшением экспозиции второго зала, ведущая тема экспозиции которого – «Тагильчане – участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза». Здесь представлены скульптурные портреты Героев Советского Союза – тагильчан (автор М.П. Крамской): старшего сержанта М.Е. Жбанова, рядового С.Е. Афанасьева, сержанта К.Ф. Пылаева, сержанта П.Ф. Сулимова, капитана Н.И. Епимахова, подполковника П.А. Пологова [22, л. 57 об.].

Художником А.Н. Побединским были написаны портреты Героев Советского Союза – тагильчан: лейтенанта А.И. Шмакова, лейтенанта Ю.И. Дерябина, стрелка-радиста В.А. Верескова, И.Н. Мотина, сержанта К.Ф. Пылаева. Кисти художника Л.А. Шматько принадлежат портреты Героев Советского Союза: капитана А.П. Селезнева и гвардии сержанта В.А. Максименко [23].

По официальным данным, звание Героя Советского Союза получили двадцать восемь тагильчан. Наши земляки были им удостоены за подвиги, совершенные в боях под Ленинградом, на Украине, в Белоруссии, странах Восточной Европы, при взятии Берлина. На выставке экспонировались материалы о двенадцати Героях Советского Союза.

Особое место в экспозиции занимает картина Г.Г. Нисского «Подвиг Героя Советского Союза П.А. Пологова». Военный летчик Павел Андреевич Пологов за годы войны совершил 750 боевых вылетов, сбил десятки самолетов, совершил таран в воздухе и остался жив. «Сокол из Нижнего Тагила» – так называла его военная печать.

О знаменательном событии в истории треста «Тагилстрой» – строительстве и пуске третьей доменной печи в 1944 г. рассказывала картина «Строительство 3-й домны» художника В.Ф. Штраниха [24, л. 63 об.]. Строители и монтажники работали под девизом «Домну строит весь Тагилстрой!». Стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской.

Экспозиция зала № 3 рассказывала о деятельности оборонных предприятий Нижнего Тагила, которые добывали руду, плавили металл, производили снаряды, танки – ковали оружие Победы.

Тему деятельности оборонных предприятий Нижнего Тагила в годы Великой Отечественной войны раскрывают живописные полотна московских, тагильских и уральских художников и скульптурные портреты Героев Социалистического Труда. Экспозиция зала начиналась демонстрацией картины О.Э. Бернгарда «Высокогорский рудник» [25, л. 62; 10] и завершалась картиной, изображающей рудник имени III Интернационала работы художника Д.А. Кавалершина.

Высокогорский железный рудник (ВЖР) обеспечивал металлургические заводы рудой. Шахта «Капитальная» на руднике имени III Интернационала была пущена в строй в июне 1941 г.

Представление о деятельности Новотагильского металлургического завода дает картина «Панорама
Новотагильского завода» художника Г.А. Мелентьева[26]. На противоположной стене зала демонстрировалась картина «Прокат броневой стали НТМЗ» художника А.П. Давыдова [27, л. 66; 12].

В цехе рельсовых скреплений НТМЗ с 1941 г. катали ленту из нержавеющей стали, дюралюминиевый лист для авиации. Была налажена прокатка медного и томпакового листа для гильз, листа для корпусов снарядов и стабилизаторов реактивных снарядов, в том числе для знаменитых «Катюш», производились прокат броневого листа и выплавка броневой стали. Броневой лист изготавливал и завод имени В.В. Куйбышева – старейший завод Нижнего Тагила.

Центральное место в зале занимал огромный скульптурный портрет генералиссимуса И.В. Сталина работы П.И. Таежного на круглом плоском подиуме на фоне громадного живописного панорамного полотна художника А.П. Бубнова «Митинг на танковом заводе»  («Передача колонны Уральскому добровольческому танковому корпусу»).

Уральский танковый завод (УТЗ) имени Коминтерна № 183 был создан в августе 1941 г. по решению Государственного комитета обороны на базе Уралвагонзавода и 12 эвакуированных предприятий. В Нижнем Тагиле за годы войны завод дал фронту свыше 25 тыс. танков Т-34. К передней части фигурной подставки, на которой стоял бюст Сталина, были прислонены две большеразмерные «Книги почета Нижнего Тагила» [28, л. 88; 8].

По бокам картины А.П. Бубнова были размещены скульптурные портреты Героев Социалистического Труда работы М.П. Крамского: генерал-майора Ю.Е. Максарева, директора УТЗ имени Коминтерна № 183, и А.А. Морозова, главного конструктора УТЗ [29].

Далее находился скульптурный портрет Е.О. Патона работы скульптора М.П. Крамского. Евгений Оскарович Патон – Герой Социалистического труда, действительный член Украинской Академии наук, лауреат Сталинской премии, директор научно-исследовательского института сварки при Академии наук УССР [30, л. 65 об., 66].  Под руководством академика Е.О. Патона была изобретена и применена в производстве автоматическая сварка броневой стали под слоем флюса.

В скульптурных портретах М.П. Крамского изображены ученые и инженеры, эвакуированные в Нижний Тагил с Украины, Ленинграда, Москвы, руководители тагильских предприятий. Неоценим их вклад в обучение специалистов, освоение агрегатов и создание новых технологий.

Зал № 4 посвящен развитию сельского хозяйства и решению продовольственной проблемы в годы войны. На территории Пригородного района Нижнего Тагила работали колхозы «Новый быт» Лайского сельского Совета, «Победа» Балакинского сельского Совета, совхоз «Тагил». Большую часть тружеников села в годы Великой Отечественной войны составляли женщины и подростки.

Для решения продовольственной проблемы городские предприятия и учреждения создавали отделы рабочего снабжения (ОРСы), в ведении которых находились подсобные хозяйства. В 1944 г. 97 % рабочих и служащих Урала были обеспечены индивидуальными огородами [31, л. 68].

Внимание посетителей привлекала большая картина заслуженного деятеля искусств РСФСР А.А. Пластова «Стадо тагилок». Население Нижнетагильских заводов начало заниматься разведением молочных коров еще в XVIII в.

В 1931 г. вышел первый том Государственной племенной книги тагильского скота, и с этого года тагильская порода молочных коров была официально узаконена и признана плановой для улучшения скота Урала и Сибири.

Выставка «Тагил в Великой Отечественной войне» отразила новый уровень подачи экспозиционного материала, стремление создать образ, насыщенность краеведческим материалом, подлинными экспонатами, живописными полотнами и скульптурными портретами. Заказанные специально для выставки, они дают представление о деятельности оборонных предприятий, о героях-воинах и тружениках тыла. Тагильчане – зачинатели многих славных дел, скромные герои тыла стали известны во многом благодаря экспозиции выставки «Тагил в Великой Отечественной войне». Именно она стала впоследствии основой для создания отдела советской истории.

Список источников и литературы:

1. Документы /планы, списки экспонатов, переписка/ об организации выставки «Тагил в Великой отечественной войне». 12 февраля 1944 г. – 15 мая 1946 г. //Научный архив Нижнетагильского музея заповедника «Горнозаводской Урал» (далее – НТМЗ). Ф.57. Оп.1. Д.115. 160 л.

2. Там же.

3. Решение Исполкома Нижнетагильского городского Совета депутатов трудящихся № 708 от 13 декабря 1944 г. об открытии счета в Госбанке на имя Выставкома по выставке «Тагил в Великой Отечественной войне» // Нижнетагильский городской исторический архив. Ф.70. Оп.2. Д.511. Л.196.

4 – 13. Документы /планы, списки экспонатов, переписка/ об организации выставки «Тагил в Великой отечественной войне». 12 февраля 1944 г. – 15 мая 1946 г. //Научный архив Нижнетагильского музея заповедника «Горнозаводской Урал» (далее – НТМЗ). Ф.57. Оп.1. Д.115. 160 л.

14. Денисов Н. Тагил в Великой Отечественной войне // Тагильский рабочий. 1946. 11 мая.

15. Лекторы городского лекционного бюро у входа в здание Нижнетагильского краеведческого музея (справа от входа – танк). 1946 г./ НТМЗ. Коллекция фото-фоно-кинодокументов. ФТМ-555.

16. Документы /планы, списки экспонатов, переписка/ об организации выставки «Тагил в Великой отечественной войне». 12 февраля 1944 г. – 15 мая 1946 г. //Научный архив Нижнетагильского музея заповедника «Горнозаводской Урал» (далее – НТМЗ). Ф.57. Оп.1. Д.115. 160 л.

17,18. Лестница Нижнетагильского краеведческого музея ведет на 2-й этаж, где размещена выставка «Тагил в Великой Отечественной войне». 1946 г. // НТМЗ. Коллекция фото-фоно-кинодокументов. НВ-18267; ФТМ—772.

19. Документы /планы, списки экспонатов, переписка/ об организации выставки «Тагил в Великой отечественной войне». 12 февраля 1944 г. – 15 мая 1946 г. //Научный архив Нижнетагильского музея заповедника «Горнозаводской Урал» (далее – НТМЗ). Ф.57. Оп.1. Д.115. 160 л.

20. Эскиз экспозиции выставки «Тагил в Великой Отечественной войне» зала «Промышленность». Художник А.Н. Побединский. Карандаш, акварель. 10 июля 1944 г. // НТМЗ. Коллекция «Графики». НВ-3121/1.

21. Эскиз экспозиции выставки «Тагил в Великой Отечественной войне» зала «Нижний Тагил за 1917-1941 гг.» (исторический вводный). Художник А.Н. Побединский. Карандаш, акварель. 10 июля 1944 г. // НТМЗ. Коллекция «Графики». НВ-3121/2.

22. Документы /планы, списки экспонатов, переписка/ об организации выставки «Тагил в Великой отечественной войне». 12 февраля 1944 г. – 15 мая 1946 г. //Научный архив Нижнетагильского музея заповедника «Горнозаводской Урал» (далее – НТМЗ). Ф.57. Оп.1. Д.115. 160 л.

23. Экспозиция зала № 2 выставки «Тагил в Великой Отечественной войне» (левая стена).
Нижнетагильский краеведческий музей. 1946 г. // НТМЗ. Коллекция фото-фоно-кинодокументов. НВ-18567.

24, 25. Документы /планы, списки экспонатов, переписка/ об организации выставки «Тагил в Великой отечественной войне». 12 февраля 1944 г. – 15 мая 1946 г. //Научный архив Нижнетагильского музея заповедника «Горнозаводской Урал» (далее – НТМЗ). Ф.57. Оп.1. Д.115. 160 л.

26. Экспозиция зала № 3 выставки «Тагил в Великой Отечественной войне» (левая стена).
Нижнетагильский краеведческий музей. 1946 г. // НТМЗ. Коллекция фото-фоно-кинодокументов. НВ-18560.

27,28. Документы /планы, списки экспонатов, переписка/ об организации выставки «Тагил в Великой отечественной войне». 12 февраля 1944 г. – 15 мая 1946 г. //Научный архив Нижнетагильского музея заповедника «Горнозаводской Урал» (далее – НТМЗ). Ф.57. Оп.1. Д.115. 160 л.

29. Скульптурный портрет И.В. Сталина. Экспозиция зала № 3 выставки «Тагил в Великой Отечественной войне» (центр). Нижнетагильский краеведческий музей. 1946 г. // НТМЗ. Коллекция фото-фоно-кинодокументов. ФТМ—772.

30, 31. Документы /планы, списки экспонатов, переписка/ об организации выставки «Тагил в Великой отечественной войне». 12 февраля 1944 г. – 15 мая 1946 г. //Научный архив Нижнетагильского музея заповедника «Горнозаводской Урал» (далее – НТМЗ). Ф.57. Оп.1. Д.115. 160 л.