ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ СУНДУКОВ ИЗ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ГОРНОЗАВОДСКОЙ УРАЛ»
ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ СУНДУКОВ ИЗ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ГОРНОЗАВОДСКОЙ УРАЛ»
КОНФЕРЕНЦИЯ: ХУДОЯРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Нижний Тагил, 21-22 октября 2021 г.
Н.А. Щекотов,
научный сотрудник МКУК «Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», 622000, г. Нижний Тагил, пр. Ленина, 1
shchekotov1991@mail.ru
Проблема изучения истории, быта и культуры населения Среднего Урала имеет большую актуальность. Переведенцы, прибывающие на заводы Демидовых в XVIII – XIX вв., были из разных регионов России и несли с собой свои традиции и навыки. И уже в заводском поселке происходило их смешение, что-то воспринималось и становилось общим, а что-то забывалось. Очень ярко этот процесс отразился в материальной культуре.
Крупнейшим в округе центром торговли и кустарных промыслов являлся Нижний Тагил. Особенностью зарождения промыслов и ремесел в Нижнетагильском округе являлся процесс их обособления от хозяйства горнозаводской вотчины. Благоприятно на развитие промыслов повлияла высокая плотность населения в округе, создававшая рынок сбыта готовой продукции.
Сундучный промысел принадлежит к одному из старинных промыслов Урала.
Предпосылками для возникновения и развития этого промысла было изобилие материалов – дерева и железа, а также наличие высококвалифицированных мастеров, владеющих разными приемами обработки металла.
Изготовление сундука — процесс сложный, требующий участия разных мастеров (плотника, кузнеца, слесаря, мастера лаковой росписи).
Сундуки были важным элементом интерьера в русском жилище. Имея практичную и удобную форму, они использовались для хранения одежды, посуды, утвари, книг, документов, денег и для перевозки домашнего скарба. Благодаря разнообразию форм и размеров, сундуки служили также столами, скамьями и кроватями. Они же стали основой для производства других видов мебели.
Коллекция сундуков Нижнетагильского музея-заповедника насчитывает более 130 единиц хранения. Комплектование её началось в 1920-е гг., когда первый директор советского краеведческого музея А.Н. Словцов сдал сундуки-шкатулки.
Далее сундуки поступали благодаря экспедициям, проводившимся в Нижнем Тагиле, в пригороде, а также покупкам у местного населения. Но большинство – это дары жителей и краеведов города.
За многолетнюю историю изготовления сундука мастера освоили различные типы отделки: роспись, мцарирование, чеканку, обивку листами с цветной жестью и хромолитографией, которые отвечали веяниям моды своего времени.
Все эти типы сундуков представлены в коллекции музея-заповедника, но преобладают сундуки с комбинированными типами отделки, как правило, обитые листами «мороженой» жести и полосами с чеканным узором. Благодаря своим эстетическим и практическим качествам они пользовались большой популярностью у населения. Однако к украшениям из чеканной жести интерес постепенно падал, поскольку при этом процессе нарушался защищающий слой полуды (слой олова), это приводило к появлению ржавчины на изделиях.
Давайте рассмотрим наиболее интересные экспонаты из нашей коллекции. Вначале я хотел бы остановиться на расписных сундуках.
Среди расписных сундуков – это два свадебных сундука (ТМ-4708/1 и 2) с жанровыми сценами, изображающими людей на природе. Изготовлены они в первой половине XIX в. в Нижнем Тагиле. На обоих сундуках расположено по шесть сцен, две на крышке, две на фасадной стороне и две по бокам. Каждая миниатюра как бы обрамлена широкой полосой золотного орнамента, характерного для тагильских подносов.
Края сундуков обиты жестью с трафаретной росписью. Отличаются они размерами, первый сундук более крупного размера 123х65х64 см., по бокам его по две кованые ручки с каждой стороны, а второй меньший 89х54х43 см имеет по краям по одной ручке.
Принадлежали они Анне Николаевне Головановой, о чем свидетельствует надпись на крышке одного из сундуков, сделанная с помощью трафарета. Оба сундука бережно хранились в семье Головановых и передавались по наследству, от нее они перешли ее дочери Любви Ивановне Головановой (по мужу Ягодиной), а от нее ее сыну Ягодину Сергею Васильевичу – начальнику железнодорожной ст. «Узловая» и «Висим» и его жене Ирине Иосифовне. От Сергея Васильевича сундуки перешли дочери Марии (в замужестве Барашкова), а уже сын Марии – Барашков Валентин Федорович передал их в музей. Кем были и чем занимались первые владельцы сундуков, неизвестно, однако ясно, что такие изделия могли бытовать только в зажиточных семьях.
Помимо тагильских расписных сундуков в коллекции музея представлены расписные сундуки так называемого «вятского» типа (НВ-24537, ТМ-24040, ТМ25298), изготавливаемые в Вятской губернии.
Представляют собой типичный прямоугольный ящик с округлой крышкой. Окрашивались вятские сундуки ярко-оранжевой краской, а расписывались по большей части геометрическими фигурами в виде ромбов (символ плодородия и достатка), кругов (символ солнца) и гирляндами цветов.
Основные же цвета, применяемые при росписи вятского сундука, это белый, синий, красный и желтый. Каждый элемент росписи очень символичен и несет определенную смысловую нагрузку. Прежде всего, такая роспись была призвана оберегать дом, хозяев и детей, все домашнее хозяйство.
Большой интерес представляет сундук-шкатулка, оббитый исключительно листами с чеканным узором (ТМ-4073). Это предмет с историей, что достаточно редко для сундуков. Он был сделан на заказ в 1880 гг. в заведении Кокушкина, а заказал его отец на день рождения своей дочери – Евгении Васильевны Черемных, о чем свидетельствует выгравированные на крышке ее фамилия и инициалы. К сожалению, о владельцах больше ничего не известно.
В 1880-х гг. в моду входят сундуки, оббитые жестью с «морозкой». Морозка, или мцарирование, жести заключалось в следующем: «на разгоряченный над углями, до сплавления олова, луженый лист брызгают веником холодной воды или дождем из лейки, каждая капля производит кристаллические центры, вследствие чего на листе возникают звездообразные рисунки. Затем листы начинают «отчищать».
«Отчистка» состоит в том, что лист намазывают, при посредстве деревянной палочки, азотной кислотой, через некоторое время кислоту смывают водой» [1].
Представляют интерес цветные сундуки-шкатулки желтого цвета. В данном случае жесть покрывали олифой и она становилась желтого цвета. «Мороженая» жесть сделала шкатулку похожей на драгоценное ювелирное украшение из янтаря. В солнечную погоду такое сходство только увеличивалось. Также в нашей коллекции есть один сундук зеленого цвета, покрытый венецианской ярью (уксуснокислая окись меди, употребляемая как зеленая краска).
В коллекции представлены два сундука-ларца. Такие ларцы первоначально делались в Великом Устюге.
Сундук-ларец ТМ-1316 сделан в Нижнем Тагиле. Он имеет форму двухярусного теремка, с внутренним замком и потайным ящичком в крышке, оббит жестью со сквозным прорезным орнаментом. Гравированный орнамент состоит из рокайлей, различных растительных и геометрических мотивов. По периметру ларца имеются «зеркальные» вставки. Изготовлен он, предположительно, во второй половине XVIII в. Исследователь из Санкт-Петербурга Г.А. Пудов также подтверждает эту датировку.
Второй ларец (ТМ-1406) интересен тем, что в нем вместо привычной откидной крышки имеются четыре выдвижных ящика. Изготовлен он в первой половине XIX века. Корпус его полностью оббит жестью без каких-либо декоративных элементов, а каждый ящик запирается на ключ.
Основная часть сундуков из коллекции музея-заповедника относится к концу XIX – началу XX вв. По книгам поступления можно получить сведения о владельцах, местах бытования. Большинство сундуков находились в обиходе крестьянских семей. К концу XIX в. в домах более зажиточных слоев населения появляется мебель – шкафы, комоды и буфеты, т.е. отпадает необходимость хранить сезонную одежду и посуду в сундуках.
Установить, в каких мастерских изготавливались сундуки, не представляется возможным, т.к. не на одном из них нет фирменных клейм или подписи изготовителя. Поэтому все указания о производителе записывались со слов владельцев.
В Тагиле было много сундучных заведений. Самым крупным из них считалось заведение Петра Яковлевича Кокушкина.
Предприятие было основано в 1858 г. «Сундучные короли» – так называли в Нижнем Тагиле семейство Кокушкиных. Этой семье принадлежало два дома по ул. Шамина (ныне К. Маркса). В одном из них жила семья, в другом размещались подсобные помещения.
Сборка сундуков велась в мастерской, расположенной во дворе дома. Славились кокушкинские сундуки особой отделкой – окантовкой черной, белой и цветной жестью, выделанной «под мороз». Жесть закупалась за границей и на Нижегородской ярмарке. Сундуки запирались сложными замками «с музыкой», изготовлялись они нескольких стандартных размеров с тем, чтобы их можно было поместить один в другой или поставить «горкой». Сундуки пользовались большим спросом на ярмарках в России, а также продавались в Китай, Монголию и Турцию.
В 1887 г. на Сибирско-Уральской выставке в Екатеринбурге П.Я. Кокушкин «за луженое и мороженое железо» и за удовлетворительное изготовление сундуков был награжден Бронзовой медалью. В 1895 г. на фабрике Кокушкина было изготовлено сундуков на сумму 16000 руб. [2].
После смерти Петра Яковлевича управление фабрикой перешло в руки его снохе – Зинаиде Петровне Кокушкиной.
Другим крупным владельцем сундучной фабрики был Николай Николаевич Попов. Его мастерские в двух деревянных корпусах были позади его дома по улице Синициной (ныне Ломоносова).
По сведениям краеведа Орлова, Кокушкина и Попов вели работы «компанией» и были объединены, т.к. были родственниками. Все работы на этих сундучных фабриках проводились вручную, кроме продольной резки досок дисковой пилой от мотора [3].
Были заведения и поменьше, а именно Гаева Ивана Васильевича с годовым оборотом 7 тыс. руб., Сизова Александра Денисовича с годовым оборотом 10 тыс. руб. и Шабанова Федора Яковлевича, производившим продукции на 10 тыс. руб.
Также были и кустарные мастерские, где производственный цикл был не полный, а лишь производилась окончательная отделка. Сведения о первых из них были найдены в Росписи жителей Нижнетагильского завода 1829 г., занимавшихся изготовлением подносов, шкатулок и сундуков, из которой следует, что крепостные крестьяне Яков Морозов, Афанасий Дьячков и Григорий Сыроедин занимались поковкой и покраской деревянных сундуков. Готовые изделия сбывали на Ирбитской ярмарке.
Сведения о кустарных сундучных мастерских Нижнего Тагила в нач. ХХ в. мы получаем из докладов Верхотурского уездного земского собрания 39-й очередной сессии 1908 г. В этот год в Нижнем Тагиле проводилась Кустарная сельскохозяйственная выставка, участниками которой были такие сундучники, как Евтихий Филимонович Гаев (денежная награда за хорошее качество сундуков); Осип Поликарпович Лаптев (диплом на большую бронзовую медаль за высокое качество сундуков); Михаил Яковлевич Новожилов (почетный отзыв за хорошие сундуки) и Ефим Степанович Щербаков из Нижнетагильского завода (почетный отзыв за изготовление сундуков).
Изготовление сундуков в округе продолжалось вплоть до середины 1960 гг. на Петрокаменской мебельной фабрике, пока не было полностью вытеснено современной мебелью, однако и сейчас эти сундуки можно встретить в домах жителей окрестных деревень.
В ходе изучения предметов коллекции было выявлено, что большая часть сундуков представляет собой типичные изделия, отражающие эпоху и среду своего бытования, но есть и достаточно редкие экземпляры, и надеюсь, что в дальнейшем коллекция музея-заповедника пополнится редкими и интересными сундуками.
Список источников и литературы:
1. Шишонко В. Н. Пермская летопись. V период. Ч. 2 с 1695 по 1701. 1887г. / В. Н. Шишонко. – Пермь. – С. 81-86.
2. Подкорытова Г. В. Род мастеровых Головановых из Нижней Салды // Тагильский вариант. – 2017. – 1 апр.
3. Орлов И. А. Старый Тагил глазами краеведа / И. А. Орлов. – Нижний Тагил, 2011. – 371с.
4. Меркушева Э. Р. Тагильские сундуки // Вторые Худояровские чтения : доклады и сообщения. 25-27 окт. 2005 г. – Нижний Тагил, 2005. – С. 172-175.
5. Пудов Г. А. Уральские сундуки XVIII-XX веков. История. Мастера. Произведения / А. Г.
Пудов. – Санкт-Петербург, 2016. – 339 с.
6. Дело о мануфактурных заведениях 1829 г. ГАСО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 609. Л. 15.
7. Доклады Верхотурского уездного земского собрания 39-й очередной сессии 1908 год. –
Нижний Тагил, 1909. – 127с