СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ № 88. ЛИКВИДИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НИЖНЕГО ТАГИЛА. АРХИВ
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ № 88» (Г. НИЖНИЙ ТАГИЛ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ) 1932 Г. — [2003 Г.]
Муниципальное казенное учреждение «Муниципальный архив социально-правовых документов города Нижний Тагил» Фонд № 100
Период времени: 1948 — 2003 гг.
Строительно-монтажный трест «Уралвагонстрой» был организован с 01 июля 1936 г. как хозяйственная строительная организация, подчиненная Главтрансмашу, и производившая строительство Уралвагонзавода хозяйственным способом. В его состав входили участок «Жилстрой», машинопрокатная база, транспортная контора, контора снабжения, жилищно-коммунальная контора. (МКУ НТ ГИА, ф. 243, оп. 1, д. 6, л. 8, д. 89, д. 23, л. 10).
В ведении конторы материально-технического снабжения находились деревообделочный и мозаичный цехи, которые с 15 января 1937 г. были переданы на баланс коммунального (жилищного) отдела (там же, д. 6, л. 17).
В 1937 г. трест имел структуру: Строительный участок Уралвагозавода (с прорабским участком смолозавода), Строительный участок завода № 56, Монтажная контора, Сантехучасток (Сантехстрой), Участок Жилстрой, Участок автогужевого транспорта, Участок Строймеханизация, Дорстрой (с участком в Басьяново), Коммунальный отдел, контора материально-технического снабжения, Карьер Капино, Карьер Лапина гора, Карьер Валегин бор, Бетонный завод, Лесопильный цех, Отдел рабочего снабжения (там же, л. 21, 25).
В структуре управления имелись планово-производственный отдел, проектный отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, отдел кадров, юридическая часть, спецотдел, адмиинстративно-хозяйственный отдел (там же, л. 21).
Приказом управляющего трестом от 28 февраля 1937 г. Пригородное хозяйство отдела рабочего снабжения треста было передано в ведение Треста Пригородных хозяйств при Свердловском облисполкоме (там же, л. 49).
В соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 02 февраля 1937 г. о передаче отделов рабочего снабжения в систему Наркомвнуторга отдел рабочего снабжения был выведен из структуры треста (там же, л. 62).
На основании приказа Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР от 14 февраля 1937 г. № 164 Строительно-монтажный трест «Уралвагонстрой» был реорганизован с 04 марта 1937 г. в Строительную контору по сооружению Уральского вагоностроительного завода «Уралвагонстрой» Всесоюзного треста «Заводострой» Главстройпрома Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР (там же, л. 53, 160; д. 23, л. 10).
В августе 1937 г. Строительная контора была передана в состав треста Востокосоюзстрой Наркомата тяжелой промышленности СССР, а в сентябре она была подчинена Главтрансмашу вновь созданного Народного комиссариата машиностроения СССР (там же, д. 23, л. 10).
С 01 апреля 1937 г. участок строительства смолозавода был выделен из состава строительного участка Уралвагонзавода в самостоятельный участок. Фабрика мебели, мозаичный цех и деревообделочная мастерская были выделены из состава жилотдела и включены в состав отдела подсобных предприятий (там же, д. 6, л. 86).
Структура управления конторы на 01 апреля 1937 г. была следующей: Управление делами, Юридическая часть, Спецотдел, Бухгалтерия, Плановый отдел, Финансовый отдел, Производственно-технический отдел, Отдел кадров, Отдел снабжения, Проектный отдел, Научно-исследовательская станция и тарифная группа, Полевая лаборатория.
В производственную структуру входили: Участок Уралвагонзавода, Участок Смолозавода, Жилстрой, Сантехучасток, Дорстрой, Монтажный участок, Участок металлоконструкций, Машинопрокатная база, Автогужтранспортная контора, Жилищный отдел, Утильбаза, Комбинат подсобных предприятий, Калинский карьер, Лапинский карьер, Карьер Валегин бор, Бетонный завод, Лесопилка, Деревообделочная мастерская, Мебельная фабрика, Мозаичный цех (там же, д. 6, л. 86-87).
В связи с увеличением объемов работ на строительстве Уралвагонзавода в соответсвии с приказам НКТП № 341 приказом начальника конторы Уралвагонстроя от 25 мая 1937 г. № 164 вся производственная структура конторы была разбита на 15 участков:
1 участок (начальник — Голышкин С.М.) производил работы на следующих объектах — ТЭЦ, Газогенераторной станции, Объединенной насосной, Глиносушке, Электроблоках по всей промышленной площадке, Подстанции № 5, Компрессорной;
2 участок (начальник — Дыкин А.И.) производил работы на следующих объектах: Цех крупного литья, Цех мелкого литья, Цех серого чугуна, Внецеховые энергетические тоннели, Газопровод, Электроподстанции цехов крупного и мелкого литья;
3 участок (начальник — Догаев Ф.Д.) производил работы на следующих объектах: Осепоковочный, тележечно-полускатные цехи, Кузнечнопружинный цех, Вагоносборочный цех, Инструментальный цех, Ремонтно-механический цех, Электроподстанции при всех этих цехах, Новый гараж;
4 участок (начальник — Кривченко А.А.) производил работы по малярному цеху;
5 участок (начальник — Бугаенко Л.А.) работал на строительстве складов угля, щитов, огнеопасных материалов и масел, скрапного двора, ограде заводов, пожарного депо;
6 участок (начальник — Пражак С.О.) занимался строительством безрельсовых дорог, производимых хозспособом и контрагентом, железных дорог, планировкой территорий заводских площадок и соцгорода;
7 участок (начальник — Румянцев М.А.) осуществлял сантехнические работы (хозспособом и контрагентами) занимался строительством фенольной канализации;
8 участок (начальник — Туманьян С.Г.) производил общестроительные работы на Смолоперегонном заводе;
9 участок (начальник — Коготков Б.В.) — на площадке консервного завода;
10 участок (начальник — Зайдман М.А.) строил Соцгород11; участок
11 (начальник — Нехаенко А.С.) занимался электро- и механомонтажными работами на всех объектах. Ему подчинялся цех металлоконструкций;
12 участок (начальник — Полляк Н.П.) объединял все подсобные предприятия: лесопилка, бетонный завод, столярная мастерская, каменный карьер «Валегин бор», песчаные карьеры Лапина гора и Калинский, Мраморный карьер, Завод изделий из бетона;
13 участок (начальник — Красавин С.А.) был машинопрокатной базой;
14 участок (начальник — Лапин А.И.)- автогужтранспортной конторой;
15 участок (начальник — Бабк А.М.) занимался строительством железнодорожной линии от разъезда Моховое Алапаевской железной дороги до Басьяновского болота (там же, оп. 1, д. 6, л. 149-150).
С июля 1937 г. нормативно-исследовательская станция была включена в состав группы нормирования труда и заработной платы (там же, д. 7, л. 13). Строительные участки № 2, № 5 были объединены (там же, л. 16).
С 01 октября 1937 г. участок № 7 был ликвидирован, его функции были переданы участку № 6 (с созданием в нем прорабского участка по производству сантехнических работ) и участку № 9 (работы по водопроводу и канализации на строительстве завода № 56). Кроме этого были объединены участки № 1 и № 8 (там же, л. 92, 100, 142).
С 27 ноября 1937 г. Строительная контора по сооружению Уральского вагоностроительного завода «Уралвагонстрой» прекратила свою деятельность.
Постановлениями Совета народных комиссаров СССР от 29 августа 1937 г. № 1484 и от 17 октября 1937 г. № 167-7, приказом Народного комиссариата машиностроения СССР от 11 ноября 1937 г, № 89 был утвержден Устав Государственного союзного строительного треста «Уралмашстрой». Трест был зарегистрирован Бюро государственной регистрации Народного комиссариата финансов СССР 27 ноября 1937 г. за № 5892, т.V, с. 42. (там же, оп. 1, д. 7, л. 188, 189).
Трест был подчинен Главному управлению капитального строительства Народного комиссариата машиностроения СССР (ГУКС Наркоммаш СССР). Основной задачей треста являлось производство строительных и связанных с ними работ на территории Свердловской области, а также, выполнение особых заданий, возлагаемых распоряжениями Наркоммаша СССР.
Трест работал на основе хозяйственного расчета. Все входящие в состав треста стройки и его подсобные предприятия, были самостоятельными производственными единицами, действующими также на основе хозрасчета (там же, л. 186).
С 08 декабря 1937 г. в составе управления трестом был образован сметно-договорной отдел (там же, л. 190), а с 25 декабря 1937 г. были объединены транспортная и диспетчерская группы отдела снабжения (там же, л. 202).
Приказом № 19 от 15 января 1938 г. вновь была изменена основная производственная структура треста: на базе стройучастков № 1, 2, 3, 4, 11 для осуществления строительно-монтажных работ на Уралвагонзаводе и орфохимическом заводе был организован укрупненный строительно-монтажный участок Промстрой. Участок № 6 был реорганизован в стройучасток № 2 Дорсантехстрой для производства всех дорожных, наружных сантехнических и земляных работ. Участок № 10 Жилстрой был реорганизован в участок № 3 Гражданстрой, который вел все жилищно-коммунальное строительство на территории соцгорода. На базе участка № 9 была создана строительно-монтажная контора № 4, которая ведала строительством объектов завода № 56. Участок № 15 был реорганизован в участок № 5 Уралмашстроя по строительству Басьяновской железнодорожной ветки (там же, оп. 1, д. 11, л. 6, 15).
В структуру вспомогательных предприятий входили: автогужтранспортная контора, жилищно-коммунальный отдел, комбинат подсобных предприятий, в состав которого были введены цех металлоконструкций и механическая мастерская. Кроме этого на базе отдела строймеханизации была создана машинопрокатная база.
Структура управления трестом в феврале 1938 г. была следующей: Административно-хозяйственный отдел, Юридическая часть, Спецотдел, Главная бухгалтерия, Плановый отдел, Финансовый отдел, Производственно-технический отдел, Отдел кадров, Отдел снабжения, Сметно-договорной отдел (там же, л.47-47об.).
С 01 мая 1938 г. была ликвидирована нормативно-исследовательская станция треста, в соответствии с распоряжением Главного управления капитального строительства Наркомата машиностроения СССР от 10 апреля 1938 г. Все документы станции были переданы Гипрооргстрою (там же, л. 11-112).
Приказом Наркомата машиностроения СССР от 11 июля 1938 г. № 552/к исполняющим обязанности управляющего трестом «Уралмашстрой» был назначен Девишев И.М., а Зайдман М.А. освобожден от этих обязанностей (там же, д. 12, л. 25).
С 01 ноября 1938 г. на базе диспетчерской 1 участка была организована центральная диспетчерская треста (там же, л. 156).
С 01июня 1939 г. трест вошел в систему Народного комиссариата по строительству СССР и подчинен его Главному управлению по строительству Урала (там же, д. 23, л. 10).
С 01 января 1939 г. приказом № 26 управляющего трестом от 19 января 1939 г. в составе треста был организован жилищно-строительный участок № 5 (там же, д. 21, л. 24).
В целях улучшения эксплуатации строительной техники приказом № 27 управляющего трестом от 20 января 1939 г. был создан Отдел главного механика треста, которому были подчинены центральные ремонтные мастерские, выведенные из состава комбината подсобных предприятий, и машинопрокатная база (там же, л. 26).
Но уже с 29 июня 1939 г. Центральная ремонтная мастерская была разделена на две самостоятельные хозяйственные единицы: цех по производству металлических конструкций Комбината подсобных предприятий, ремонтно-механический цех машинопрокатной базы. В состав машинопрокатной базы кроме этого входил и цех эксплуатации механизмов (там же, л. 244).
Приказом № 38 управляющего трестом от 25 января 1939 г. был создан лесной отдел, а также лесоучастки в Нижней Салде и Верхотурье (там же, л.34).
В мае 1939 г. для улучшения руководства лесозаготовками управление лесного отдела было переведено в Нижнюю Салду (там же, л. 182).
Приказом № 134 от 09 марта 1939 г. участок № 4 был выведен из состава треста и предан в подчинение завода № 56 (там же, л. 92). На основании приказа № 138 управляющего трестом от 10 марта 1939 г. с 15 марта 1939 г. был создан транспортный отдел треста, в состав которого вошли автогужтранспортная контора и железнодорожный транспорт отдела снабжения. Транспортная группа отдела снабжения была реорганизована в погрузочно-разгрузочное бюро (там же, л. 102).
Приказом № 178 от 09 апреля 1939 г. участок № 2 был ликвидирован. Его функции и штат были переданы участку № 1 (там же, л. 127). Однако уже 27 апреля 1939 г. приказом № 219 в связи с постройкой асфальтово-бетонной дороги, соединяющей центр города Нижний Тагил с Уралвагонзаводом, вновь из состава 1 участка был выделен Дорожный участок (там же, л. 157).
С 13 мая 1939 г. детский сад треста, расположенный на карьере Валегин бор, в связи с небольшим количеством обслуживаемых детей был закрыт. Его помещение было переоборудовано в общежитие для рабочих карьера, а в бараках № 6, 7 были размещены рабочие, прибывшие из колоний (там же, л. 176).
В связи с развертыванием сети технического обучения начале 1939 г. был создан отдел технического обучения треста (там же, л. 52, д. 22, л.162-164).
С 01 августа 1939 г. в состав треста была включена Салдинская контора Главстроя, ведущая работы по строительству завода Стальконструкция» (там же, д. 23, л. 10).
С 01 сентября 1939 г. было организовано 4 хозрасчетных домоуправления на центральной площадке (там же, д. 22, л. 20, 80).
В 1939 г. трест заканчивал строительство хлебозавода (там же, д. 22, л. 10).
Приказом № 50 Главного строительного управления Народного комиссариата строительство СССР от 15 сентября 1939 г. строительство Сосьвинского деревообделочного завода Народного комиссариата среднего машиностроения СССР было передано в ведение треста Уралмашстрой (там же, д. 22, л. 114-116).
Тресту также было передано не начатое строительство Лобвинского гидролизного завода (там же, д. 23, л. 10). В связи с этим были организованы конторы по строительству Сосьвинского деревообделочного завода, Верхнесалдинского завода Стальконструкция и Лобвинского гидролизного завода (там же, л. 146, 149, 178).
Однако уже в октябре 1939 г. строительство Лобвинского гидролизного завода было передано Главспецстрою, а в ноябре 1939 г. строительство Верхнесалдинского завода Стальконструкция было передано его дирекции (там же, д. 23, д. 10).
В конце 1939 г. в состав треста входили самостоятельные производственные единицы: Сосьвинская строительная контора, Участок промышленного строительства на Уралвагонзаводе, Участок жилищного строительства на Уралвагонзаводе, Участок дорожного строительства на Уралвагонзаводе, Участок строительства Басьяновской железнодорожной ветки в районе Нижней Салды.
Приказом № 618 управляющего трестом от 13 ноября 1939 г. комбинат подсобных предприятий был разукрупнен на 2 конторы: 1. Контору подсобных предприятий в составе: Бетонного завода, Бетонно-мозаичного цеха, Завода бесцементных камней, Карьерного хозяйства, Асфальтно-бетонного завода. 2. Контору деревообрабатывающих цехов в составе: лесосушки лесопильного завода, деревообделочного цеха (там же, д. 22, л. 177).
В январе 1940 г. в ведение треста был принят Коксохимстрой, для управления которым была создана контора Коксостроя (там же, д. 26, л. 23).
Приказом № 16 управляющего трестом от 09 января 1940 г. при конторе материально-технического снабжения был создан железнодорожный отдел (там же, д. 26, л. 16). Кроме этого, с января 1940 г. участок строительства брусковых домов был присоединен к участку жилищного строительства (там же, д. 26, л. 23), а группа телефонной связи треста была передана из управления треста в состав жилищно-коммунального отдела (там же, д. 26, л. 78).
С 01 февраля 1940 г. участок № 2 Дорстроя был реорганизован в прорабский участок участка промышленного строительства № 1 (Промстроя) (там же, д. 26, л. 39).
С 01 мая 1940 г. дорожный участок № 2 вновь был восстановлен как самостоятельная производственная единица. Он выполнял работы по планировке площадки Уралвагонстроя, а также по строительству автогужевых дорог, железнодорожных путей промплощадки и соцгорода Уралвагонзавода, постройка путепровода трамвайного пути (там же, д. 26, л. 102, 137).
С 01 июля этот участок был реорганизован в участок дорожных сантехнических работ (Дорсантехстрой), начальником которого был назначен Сюткин А.Н. (там же, д. 26, л. 159).
В марте 1940 г. на основании приказа № 951 заместителя наркома по строительству СССР в ведение треста Уралмашстрой была принята Красноуральская строительная контора треста Севуралтяжстроя. (там же, д. 26, л. 57).
В мае этого же года в ведение жилищно-коммунального отдела треста поступил детский сад на площадке Коксостроя. (там же, д. 26, л. 1222).
На основании приказа № 155-Н Наркомстроя от 23 июля 1940 г. строительство Коксохимзавода с 30 июля 1940 г. было передано от треста Уралмашстрой тресту Тагилстрой. (там же, д. 26, л. 198, 200).
С января 1941 г. курсовая база треста была реорганизована в кустовой учебный комбинат с филиалами при Красноуральской строительной конторе и при Сосьвинской строительной конторе. Начальником учебного комбината был назначен Ярославцев А.Ф. (там же, д. 30, л. 9, 83).
С февраля 1941 г. Кирпичный завод в Красноуральске был передан из оперативного подчинения Красноуральской строительной конторы Комбинату подсобных предприятий (там же, д. 30, л. 12), а в марте Красноуральский кирпичный завод был передан Красноуральскому промкомбинату (там же, д. 30, л. 56, 65).
Приказом № 35 управляющего трестом от 23 февраля 1941 г. управление комбинатом подсобных предприятий было ликвидировано и все подсобные предприятия были подчинены главному инженеру треста (там же, д. 30, л. 18).
25 июня 1941 г. был введен в эксплуатацию кирпичный завод в районе карьера Валегин бор. Завод был включен в структуру карьера (там же, д.30, л. 126, 167).
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. трест был переведен на военное положение. С 01 октября 1941 г. он был реорганизован в Особую строительно-монтажную часть № 66 (ОСМЧ-66). Часть была подчинена «Уралсибстрою».
Из прибывших в Нижний Тагил 5000 мобилизованных УралВО рабочих было сформировано 5 рабочих колонн по 960 человек: № 390, 391, 392, 393, 394. Каждая колонна была разбита на взводы по 80 человек и бригады по 20 человек (там же, д. 30, л. 192, л. 222, 224). Кроме этого при тресте работали рабочие батальоны № 767, 768,851, 852. В колонне № 852 был специализированный взвод электриков (там же, д. 30, л. 256).
Начальником ОСМЧ-66 был назначен Исаев Федор Иванович, главным инженером Дыкин А.И. (там же, д. 30, л. 201).
В связи с увеличением численности рабочих приказом № 341 управляющего трестом от 23 сентября был создан отдел рабочего снабжения, который с ноября 1941 г. стал хозрасчетным (там же, д. 30, л. 179, 262).
С 21 октября 1941 г. из состава Комбината подсобных предприятий были выделены в самостоятельные участки Лесопильный завод и цех столярных изделий с непосредственным подчинением управлению трестом (там же, д. 30, л. 205).
Была создана транспортная контора, объединившая весь автомобильный, гужевой, собственный железнодорожный транспорт треста и погрузочно-разгрузочное бюро (там же, д. 30, л. 206-207).
В 1941 г. ОСМЧ-66 занималась строительством объектов Уралвагонзавода, в том числе производств танковой промышленности — завода № 183 (там же, д. 30, л. 237).
С 09 октября 1941 г. был создан самостоятельный участок Торфохимического завода во главе с инженером Лобановым В.С., который производил работы по строительству Нижнетагильского торфохимзавода — (там же, д. 30. л. 195).
Часть строила и газопровод от Новотагильского металлургического завода до Уралвагонзавода, а также кислородный завод и Красноуральский химический завод (там же, д. 30, л. 184, 222, 228, 288).
Строительство Басьяновской железнодорожной ветки временно было приостановлено (там же, д. 30, л. 46).
Жилищное строительство было сконцентрировано на строительстве землянок для новой рабочей силы, прибывающей в Нижний Тагил, а также детского сада и детяслей (там же, д. 30, л. 240, 251).
В ноябре 1941 г. в составе строительного управления № 2 был создан участок по строительству стандартных деревянных жилых домов (там же, д. 30, л. 257). В 1941 г. была открыта строительная лаборатория (там же, д.89, л. 46-46 об.).
С 23 января 1942 г. фондообразователь стал называться Особой строительно-монтажной частью Уралмашстрой (там же, д. 34, л. 21).
С 01 января 1942 г. была в управлении трестом была организована группа по субподрядным организациям (там же, д. 34, л. 17). А 01 февраля цех металлоконструкций был выведен из состава Комбината подсобных предприятий и передан в подчинение монтажной конторе (там же, д. 34, л. 41). Тогда же приказом № 47 начальника ОСМЧ был образован самостоятельный участок по строительству завода № 767, который с 05 мая 1942 г. был реорганизован в строительный участок № 5. Начальником участка был назначен командированный Наркомстроем Котлярский З.Г. (там же, д. 34, л. 28, 138).
А с 01 марта 1942 г. при Конторе материально-технического снабжения был создан швейный комбинат, который занимался пошивом и ремонтом спецодежды, постельных принадлежностей и др. для рабочих ОСМЧ (там же, д. 34, л. 49). Кроме этого, с мая 1942 г. была организована обувная лаптеплетная мастерская, которая с 01 августа была объединена со швейным комбинатом (там же, д. 34, л. 129, 224).
При отделе рабочего снабжения с 01 марта 1942 г. части был организован Комбинат общественного питания (пищевой комбинат), в состав которого входили буфеты на участках и 5 введенных в эксплуатацию столовых: № 1 — для ИТР (управления части), № 2 — на поселке, № 3 — на промучастке, № 4 — на Басьяновской ветке, № 5 — на карьере Валегин Бор (там же, д. 34, л. 59).
Но в апреле 1942 г. вся сеть общественного питания ОСМЧ и функции по снабжению, заготовкам продовольствия и выдаче продовольственных карточек были переданы Управлению рабочего снабжения Завода № 183 (приказ № 144 от 06 апреля 1942г. (там же, д. 34, л. 86, 93, 96).
А с 01 июня 1942 г. вся сеть столовых и буфетов, обслуживающих рабочих и служащих ОСМЧ, вновь была принята от завода № 183 в ведение вновь созданного отдела общественного ОРСа ОСМЧ. Приказом № 227 начальника ОСМЧ от 01 июня 1942 г. была утверждена сеть из 8 хозрасчетных столовых (по ул. Свердлова 44, в пос. Жилстроя, в Земляном городке, Промстрое, Нижней Салде, карьере Валегин Бор, Торфохимзаводе, подсобном сельском хозяйстве) и буфетно-раздаточных пунктов, в т.ч. и столовых, работавших при стройколоннах (там же, д. 34, л. 153).
Кроме этого, с 01 августа 1942 г. в составе ОРСа была создана продовольственная и промтоварная база в г. Свердловске (там же, д. 34, л. 239).
Приказом от 14 апреля 1942 г. при ЖКО ОСМЧ была создана медико-санитарная часть во главе с Шрейбером С.З. С 23 ноября медсанчасть была выделена из состава ЖКО в самостоятельную единицу. Медпункты при колоннах были ликвидированы и обслуживание всех работников ОСМЧ осуществлялось через поликлинику медсанчасти (там же, д. 34, л. 105, 140, 339, 344).
Приказом начальника ОСМЧ «Уралмашстрой» от 22 апреля 1942 г. № 171 было организовано 5 рабочих колонн: Колонна № 1 — из бывших колонн № 391, 393.Колонна № 2 — из бывших колонн № 1489 и 767.Колонна № 3 — из колонны № 392.Колонна № 4 — из колонны № 394. Колонна № 5- из колонны № 768, 390.
Все колонны были прикреплены к строительным производствам для постоянного обслуживания: Колонна № 1 — к Промстрою, монтажной конторе, бетонному и лесопильному заводу. Колонна № 2 — к Дорсантехстрою, к подрядным организациям и вспомогательным производствам. Колонна № 3 — к Жилстрою. Колонна № 4 — к транспортной конторе, ОРСу, карьерам, лесному отделу, Заводу № 767, Красноуральскому строительству. Колонна № 5 — к Промстрою (там же, д. 34, л. 110, 117).
С 01 августа 1942 г. количество рабочих колонн уменьшилось до 3: 5 колонна была присоединена к 1-ой колонне, 3-я колонна объединена со 2-ой, а 4-я переименована в строительную колонну № 3.
Колонна № 1 была закреплена за работами, производимыми строительным управление Промстрой. Строительная колонна № 2 выполняла работы, закрепленными за строительным управлением Жилстрой и субподрядными организациями (там же, д. 34, л. 228).
С 20 мая были ликвидированы Красноуральская и Сосьвинская строительные конторы (там же, д. 34, л. 137).
В целях оказания технической помощи изобретателям и рационализаторам в июне 1942 г. в техническом отделе управления трестом было организовано бюро консультации (там же, д. 34, л. 162).
С 15 июня 1942 г. в управлении трестом была создана диспетчерская группа (там же, д. 34, л. 172), а с 12 июля 1942 г. — самостоятельный участок по строительству нефтеемкостей (там же, д. 34, л. 205), а с 27 июля прорабский участок по электроработам стройуправления № 2 был передан главному механику (там же, д. 34, л. 225).
Для строительства гидроэлектростанции в г. Алапаевске с 13 ноября 1942 г. было создано строительное управление в г. Алапаевске, а с 22 ноября — еще два управления: Мелкозеровское и Синячихинское. Все эти строительные управления были подчинены оперативной группе, созданной с 20 декабря 1942 г. (там же, д. 34, л. 330, 337, 350). При этой группе были созданы филиалы транспортной конторы и конторы материально-технического снабжения (там же, д. 38, л. 1).
С 20 мая 1943 г. оперативная группа была ликвидирована. Алапаевское стройуправление было объединено со строй управлением Металлургстрой в единое строительно-монтажное управление Гидрометаллургстрой ОСМЧ (там же, д. 38, л. 91). 20 ноября 1942 г. при управлении ОСМЧ было организовано карточное бюро из 3 человек (там же, д. 34, л. 336).
В мае 1943 г. при главной бухгалтерии было организован фондовый отдел, который занимался получением и выдачей документов (карточек, бирок и др.) на питание и промтовары (там же, д. 38, л. 81, 105).
В 1943 г. основные усилия ОСМЧ были направлены на строительство объектов завода № 183, 185, 767, Невьянского цементного завода, Алапаевских гидростанций и металлургических заводов (там же, д. 38, л. 134-135).
В январе 1943 г. электроцех строительного управления Жилстрой был передан машинно-прокатной базе (там же, д. 38, л. 4). Со 02 марта 1943 г. созданы 4, 5, 6 строительные колонны, которые были прикреплены к строительству электростанций в Алапаевске, Синячихе и Мелкозерново (там же, д. 38, л. 31).
В 1943 г. каждое предприятие ОСМЧ должно было организовать производство товаров народного потребления. В ОСМП производились топоры, молотки, вилы, тяпки, ключи гаечные, ухваты, сковородники, оцинкованная и жестяная посуда, столярный и слесарный инструмент, деревянная мебель и посуда (столы, стулья, табуреты, кровати, кадки и др.) (там же, д. 38, л. 32-33).
В марте 1943 г. при Басьяновском лесном отделе был организован участок подсобного хозяйства (там же, д. 38, л. 41).
С 30 апреля 1943 г. для строительства завода металлоконструкций в Нижнем Тагиле был создан самостоятельный строительный участок, который с 24 мая был присоединен как прорабский участок к участку Промстрой (там же, д. 38, л. 55, 79). С 01 апреля 1943 г. Стройуправление № 2 Жилстрой было реорганизовано в прорабский участок «Жилстрой» (там же, д. 38, л. 54).
В июле 1943 г. структура центрального аппарата ОСМЧ «Уралмашстрой» была следующая: Управление, Производственно-технический отдел, Отдел главного механика, Плановый отдел, Бухгалтерия, Финансовый отдел, Отдел кадров, Административно-хозяйственный отдел, Бюро найма рабочей силы, Группа подготовки производства, Группа субподрядных организаций, Проектно-сметная группа (там же, д. 38, л. 145-145 об.).
С 01 сентября 1943 г. вновь был ликвидирован как самостоятельный участок Дорсантехстрой, его функции были преданы участку Промстрой (там же, д. 38, л. 165), а при ЖКО была организована мастерская по ремонту часов (там же, д. 38, л. 183). В сентябре же 1943 г. железнодорожный транспорт был передан из транспортной конторы в ведение конторы снабжения (там же, д. 38, л. 182).
С ноября 1943 г. начальником ОСМЧ «Уралмашстрой» был назначен Красильников П.Ф. С декабря 1943 г. все рабочие колонны ОСМЧ были объединены в одну колонну, которая была разбита на 10 отрядов (там же, д. 38, л. 272).
В 1944 г. создан Алапаевский лесозаготовительный участок. Группа проектирования и организации работ была создана в 1946 г. (там же, д. 89, л. 46-46 об.).
В 1944 г. к строительным объектам ОСМЧ добавился Нижнетагильский пищекомбинат, который был сдан в эксплуатацию в 1945 г. (там же, д. 48, л. 7).
В 1944 г. в Мелкозерове был организован дом отдыха для трудящихся ОСМЧ. А в 1945 г. в Басьяновке был открыт еще один дом отдыха (там же, д. 48, л. 34).
В 1945 г. строительно-монтажные участки «Монтажстрой» и «Дорсантехстрой» были присоединены к участку «Промстрой», Невьянское строительное управление было перемещено в Нейво-Рудянку (там же, д. 48, л. 2).
Производственная структура ОСМЧ была следующей:
1. На балансе управления находились два особых строительно-монтажных участка: «Промстрой» и «Жилстрой», а также строительная лаборатория и отдел технического обучения.
2. Имели самостоятельный баланс предприятия: Алапаевское особое строительно-монтажное управление, Невьянское особое строительно-монтажное управление, Синячихинское особое строительно-монтажное управление, Машинопрокатная база в Нижнем Тагиле, Транспортная контора, Контора снабжения с пошивочным комбинатом и железнодорожным цехом, Жилищно-коммунальная контора в г. Нижнем Тагиле, Комбинат производственных предприятий, в состав которого входили: Карьер бутового камня и щебня «Валегин Бор», Карьер песка «Лапина гора», Кирпичный завод, Бетонно-растворный цех, Завод шлакоблоков, Цементная установка, Известково-обжигательное и гасильное хозяйство, Цех железобетонных изделий, Асфальто-бетонная установка, Установка по изготовлению толя и буролита, Гвоздильный цех, Лесосушка, Лесопильный завод, Деревообделочный цех, Управление лесозаготовками: Нижнесалдинский лесозаготовительный участок, Алапаевский лесозаготовительный участок, Отдел рабочего снабжения (там же, д. 48, л. 2-3).
1945 г. часть продолжала строительство на тех же объектах в Нижнем Тагиле: закончена теплофикация Соцгорода в Дзержинском районе, сданы в эксплуатацию 6 жилых двухэтажных дома, лагерь военнопленных, цех прессовых изделий завода Рохлина, разгрузочная эстакада и склад угля завода № 183, завод шлакоблоков, кислородная станция завода металлоконструкций, 3 км дороги Нижний Тагил-УВЗ).
В Алапаевске были введены в эксплуатацию первая очередь плотины и гидроэлектростанция Алапаевской ГЭС, 7 жилых домов. К 01 января 1946 г. были практически закончены, но не введены в эксплуатацию основные объекты Алапаевского металлургического завода.
На Нейво-Рудянком лесохимическом заводе были построены помещение конденсаторных установок, смонтировано 3, 4 км электролиний. С 1945 г. ОСМЧ начались работы по строительству и Баженовской колхозной гидроэлектростанции, реконструкции производственных помещений завода № 563 (там же, д. 48, л. 7).
В 1945 г. была расширена и собственная производственная база — спроектирован собственными силами и построен новый завод шлакоблоков (там же, д. 48, л. 23), в Алапаевске начато строительство собственного лесозавода (там же, д. 48, л. 55).
Основными субподрядными организациями ОСМЧ были Уралсантехстрой, Уралэлектромонтаж, Союзтеплострой, Нефтозаводстрой, Уралэнергочермет, Гидромонтаж (там же, д. 48, л. 6).
В 1945 г. активно внедряются скоростные методы работы, механизация производства, совершенствуется строительный инвентарь, активно внедряются рационализаторские предложения изобретения (там же, д. 48, л. 17-22, 25). С 01 апреля 1946 г. ОСМЧ «Уралмашстрой» была переименована в Трест «Уралмашстрой». Он стал подчиняться Главсредуралстрою Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, которое было создано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1946 г. (В.А.Цикулин, История государственных учреждений СССР (1936-1965), М., 1966, с.106, ф. 243, д. 512, л. 52, 66).
В 1946 г. были ликвидированы управление лесозаготовками треста (постановление Коллегии Министерства от 19 июня 1946 г.) Синячихинское и Невьянское стройуправления треста. Последнее вошло в состав треста «Уралтяжстрой».
В декабре 1946 г. железнодорожный отдел был передан из конторы снабжения в транспортную контору треста (там же, д. 52, л. 2).
В 1946 г. составе участка «Промстрой» были выделены цех металлоконструкций и бетонно-растворный узел. А в составе «Жилстроя» — стройдвор и бетонно-растворный узел (там же, д. 52, л. 2 об.).
Выделяется и производственная структура в Алапаевском стройуправлении: Песчаный карьер, Карьер бутового камня и установка дробления щебня, Лесопильный завод, стройдвор и ДОЦ-Бетонно, растворный завод и мастерская шлакоблоков, Механическая мастерская, Коммунальный отдел, Пожарно-сторожевая охрана, Отдел снабжения (там же, д. 52, л. 2 об.).
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 06 июня 1947 г. и на основании приказа Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР от 11 июня 1947 г. тресту Таггилстрой были преданы часть технических и людских ресурсов треста «Уралмашстрой», были ликвидированы (переданы тресту «Тагилстрой») Алапаевское стройуправление и Алапаевский филиал ОРСа. Кроме этого около 300 рабочих и ИТР были переведены из треста в трест «Запорожстрой», 500 человек военнопленных, ранее работавших на объектах треста, было переведено на предприятия угольной промышленности и др. заводы.
А в июле 1947 г. в соответствии с постановлением № 2627 Совета Министров СССР от 21 июля 1947 г. и на основании приказа № 617 Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР от 25 июля 1947г. трест Уралмашстрой передал заказчикам для производства строительства хозяйственным способом следующие стройки: Синячихинскую ГЭС, Завод № 767 Министерства химической промышленности, Нижнетагильский котельно-радиаторный завод Министерства строительный материалов, Нейво-Рудянский лесохимический завод Министерства лесной промышленности. В связи с этим Синячихинское стройуправление было передано дирекции Нейво-ГЭС с 16 октября 1947 г (там же, д. 65, л. 11, д. 66, л. 2-2 об., 5-5 об.).
В 1947 г. основные работы велись на строительстве объектов заводов им. Сталина (Уралвагонзавод), Алапаевского металлургического завода, Нижнетагильского цементного завода, жилищном строительстве (там же, д. 66, л. 6 об.).
В июле 1947 г. производственная структура треста была следующая: Строительно-монтажный участок «Промстрой», Строительный участок «Жилстрой», машинопрокатная база с ремонтно-механическими мастерскими и электроцехом, комбинат производственных предприятий (из состава которого были выведены установка по изготовлению толя и буролита и гвоздильный цех), Басьяновский лесозаготовительный участок, Алапаевский лесозаготовительный участок, транспортная контора с железнодорожным цехом, контора снабжения с пошивочным комбинатом, жилищно-коммунальная контора, отдел рабочего снабжения с пригородным хозяйством. На балансе управления трестом находились: группа проектирования и организации работ, учебный комбинат, строительная лаборатория (там же, д. 66, л. 2 об.).
В структуру управления трестом входили: Планово-финансовый отдел, Производственно-технический отдел, Сектор труда и зарплаты, Бухгалтерия, Отдел кадров, Административно-хозяйственная часть. Трест возглавлялся управляющим, у которого имелся заместитель. Технические вопросы решались главным инженером и главным механиком. Кроме этого в управлении имелись должности инженера по технике безопасности и юристконсульта. (там же, д. 65).
В мае 1948 г. трест возглавил Батраков В.А. (там же, д. 68, л. 85).
В 1949 г. в состав треста 11 структурных подразделений, находящихся на самостоятельном балансе:
1. Строительно-монтажный участок «Промстрой» (в г.Нижний Тагил),
2.Строительный участок «Жилстрой» (в г.Нижний Тагил),
3 Строительно-монтажный участок «Заводстрой» (в г.Нижний Тагил),
4. Машинопрокатная база (в г.Нижний Тагил), ремонтно-механические мастерские, электроцех;
5. Комбинат производственных предприятий (в г. Нижний Тагил) Карьер песка «Лапина гора», Карьер бутового камня и щебня «Валегин бор», Кирпичный цех, Цех шлакоблоков, Цех шлакового цемента, Известковый цех, Цех железобетонных изделий, Асфальто-бетонный цех, Сушильный цех, Лесопильный цех, Деревообделочный цех;
6. Алапаевский лесозаготовительный участок: Лесозаготовительный участок (пос. В.Сусанна, Нейво-Шайтанского завода Свердловской области), Лесопильный завод (г. Алапаевск);
7. Басьяновский лесозаготовительный участок (разъезд Кардон, Нижне-Салдинского района Свердловской области). Транспортная контора (г. Нижний Тагил), Железнодорожный цех, Погрузочно-разгрузочное бюро, Автопарк, Автоколонны (Алапаевская и Басьяновская), Конный двор. Контора снабжения с пошивочным комбинатом (г. Нижний Тагил). Жилищно-коммунальная контора (г. Нижний Тагил) имела в своем составе 10 домоуправлений и сторожевую охрану. Отдел рабочего снабжения с пригородным хозяйством (г. Нижний Тагил). Кроме этого на балансе треста находились строительная лаборатория, учебный пункт, группа проектирования и организации работ, военно-вооруженная охрана, детский сад № 57 (там же, д.89, л. 44, 46-46 об.).
С июля 1949 г. в составе треста «Уралмашстрой» был создан Красноуральский строительно-монтажный участок (там же, д. 89, л. 5). А на базе прорабского участка «Промстроя», ведущего строительство Алапаевского металлургического завода — самостоятельный Алапаевский строительно-монтажный участок (там же, д. 90, л. 3). Структура управления трестом не изменилась, только добавились должность инспектора по спецработе (там же, д. 89, л. 47), а в составе производственно-технического отдела управления трестом была создана сметно-договорная группа (там же, д. 81, л. 1).
В 1949 г. предприятия треста выполняли строительные работы в Нижнем Тагиле: на Заводе им. Куйбышева, шиферном заводе, заводе пластмасс; на Алапаевском металлургическом и Красноуральском химическом заводах (там же, д. 89, л. 45). Но приоритетной стройкой 1949 г. было объявлено строительство Нижнетагильского цементного завода (там же, д. 81, л. 35). С мая 1949 г. тресту было передано и строительство Нижнетагильского коксохимического завода (там же, д. 81, л. 82).
В 1950 г. трест был подчинен Главному управлению по строительству предприятий черной металлургии Востока (Главчерметстрою Востока) Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР (Минтяжстрой СССР) (там же, д. 108, л. 76). Планово-финансовый отдел был разделен на 2 отдела: плановый и финансовый (там же, д. 108, л. 4 об.). В производственной структуре появляется участок «Цемстрой» (там же, д. 108, л. 39). А в ноябре 1950 г. Красноуральский строительный участок был реорганизован в Красноуральское строительное управление (там же, д. 108, л. 47, 49). Асфальто-бетонный цех Комбината производственных предприятий треста переименован в асфальтный завод. Цехи шлакоблоков, шлакового цемента и известковый вероятно были объединены в цех шлакобетонных камней (там же, д. 108, л. 114 об.).
В 1951 г. у строительных участков появляются номера: Жилстрой — № 1, Промстрой — № 2, Цемстрой -№ 3. За Красноуральским строительным управлением закрепляется новое наименование — Управление начальника работ № 751 (УНР-751) (там же, д. 113, л. 127).
Кроме этого, в структуре транспортной конторы треста появляется Красноуральская автоколонна (там же, д. 113, л. 76), в составе жилищно-коммунальной конторы еще 3 домоуправления: № 11-13 (там же, д. 113, л. 86 об.), а 1952 г. их. остается 11 (там же, д. 113, л. 238).
С конца марта 1951 г. трест изменил свое наименование. Он стал называться Государственный союзный строительно-монтажный трест № 88. Он был подчинен Главуралсибстрою Министерства строительства предприятий машиностроения СССР (Минмашстрой СССР) (там же, д. 113, л. 132, 142, 143).
С 1952 г. трест возглавил Мошинский М.Г., сменив на этом посту Батракова (там же, д. 114).
В 1952 г. за строительными участками окончательно закрепляются номера: № 1, № 2, № 3, УНР-751 (там же, д. 113).
В январе 1953 г. в производственной структуре треста появляется вновь созданное Управление начальника работ № 783 в г. Красноуральске. (УНР-783) (там же, д. 135, л. 56, 65). В структуре комбината производственных предприятий вновь появляется известковый цех и цех местных вяжущих (там же, д. 135, л. 135).
С 15 марта 1953 г. Государственный союзный строительно-монтажный трест № 88 Главуралсибстроя вошел с систему Министерства строительства СССР, созданного в результате слияния двух министерств СССР: строительства предприятий тяжелой индустрии и строительства предприятий машиностроения (В.А.Цикулин, История государственных учреждений СССР (1936-1965), М., 1966, с. 108, ф. 243, оп. 1, д. 132). А с 19 апреля 1954 г. трест был подчинен Главному управлению строительства предприятий в районах Северного Урала (Главсевуралстрою) Министерства строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР (Минметаллургхимстроя) (там же, д. 142).
В 1954 г. в структуре управления трестом появляются новые отделы: отдел подготовки производства, отдел главного механика, сметно-договорной отдел, отдел производственных предприятий и лесозаготовок (там же, д. 155, л. 2). А в марте 1954 г. в производственной структуре появляется Красноуральский комбинат производственных предприятий и Красноуральский лесозаготовительный участок (там же, д. 155, л. 124, 149). В этом же году был создан узел связи и телефонная станция треста и открыт еще один детский сад № 67 треста (там же, д. 155, л. 9, 156).
С 1955 г. фондообразователь стал называться Строительным трестом № 88 (там же, д. 182, л. 41, д. 183, л. 66). Были ликвидированы финансовый, административно-хозяйственный отделы, сектор труда и зарплаты (там же, д. 183, л. 93-94).
В ноябре 1955 г. при тресте появляются Военно-строительные отряды № 1024, 1030, 1031, 1032, 1033, которые были реорганизованы из строительных рот на основании приказа Министра обороны от 13 мая 1955 г. № 86 (там же, д. 214, л. 58-82).
Восстановлено Красноуральское строительное управление, создано Красноуральское строительное управление «Химстрой» (там же, д. 210, л. 32, 46).
25 июня 1955 г. трестом был введен в эксплуатацию собственный кирпичный завод мощностью 14 тыс. шт. кирпича (там же, д. 231, л. 3).
С 01 мая 1956 г. было создано Кировградское строительное управление треста № 88 (там же, д. 183, л. 52, д. 210, л. 57), которое занималось строительством Кировградского медеплавильного и химического заводов (там же, д. 195, л. 7).
Структура комбината производственных предприятий строительного треста № 88 в 1956 г. была следующей: Лесопильный цех, Деревообделочный цех, Цех железобетонных изделий, Цех шлакоблочных камней, Карьер бутового камня и щебня, Песчаный карьер, Бетонный цех и полигон фундаментных блоков (там же, д. 210, л. 99-100).
Кирпичный цех вышел из состава комбината производственных предприятий и стал самостоятельным кирпичным заводом (там же, д. 210, л. 106).
Законом Верховного Совета СССР от 10 мая 1957 г. был осуществлен переход к управлению всем хозяйством страны по территориальному принципу. Было ликвидировано Министерство строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР, и трест был подчинен Управлению строительства Совета народного хозяйства Свердловского экономического административного района (В.А. Цикулин, История государственных учреждений СССР (1936-1965), М., 1966, с. 110-111, ф. 243, д. 227).
В 1957 г. отдел производственных предприятий и лесозаготовок переименован в отдел производственных предприятий и собственного капстроительства (там же, д. 183, л. 12-13). В 1957 г. в структуре треста появляется специализированный строительный участок «Отделстрой» (там же, д. 229, л. 1, д. 243, л. 27-31) и деревообделочный завод (ДОЗ). Последний был до этого в составе строительно-монтажного теста № 5 Министерства авиационной промышленности СССР (там же, д. 231, л. 3).
В состав ДОЗа входили: цех по производству минеральной шерсти, лесопильный цех, строгальное отделение, столярный цех, мебельный цех и сушильные камеры и собственная котельная (там же, д. 231, л. 4).
В производственной структуре треста самостоятельными хозрасчетными организациями в 1957 г. были: Строительный участок № 1,Строительный участок № 2, Строительный участок № 3, Строительный участок «Отделстрой», Красноуральское строительное управление, Строительное управление «Химстрой», Кировградское строительное управление, Комбинат производственных предприятий в г. Нижний Тагил, Красноуральский комбинат производственных предприятий, Кирпичный завод в г. Нижний Тагил, Деревообделочный завод № 1 в г. Нижний Тагил, Басьяновский лесозаготовительный участок, Красноуральский лесозаготовительный участок, Транспортная контора, Контора снабжения, База механизации, Жилищно-коммунальная контора. Кроме этого на балансе треста находились: Учебный пункт, Строительная лаборатория, Узел связи с диспетчерской службой и телефонной станцией (там же, д. 229, л. 1-2).
В 1957 г. трестом были завершены работы по строительству и введены в эксплуатацию важнейшие объекты соцкультбыта в Нижнем Тагиле: Техникум на 1000 мест на Уралвагонзаводе, Детские ясли на 80 и 66 мест, Теплосети соцгорода I-й очереди на Уралвагонзаводе, Прачечная. Кроме этого в Красноуральске были построены Клуб строителей на 310 мест и детские ясли на 88 мест (там же, д. 229, л. 11).
Изменили наименования некоторые производственные структуры комбината производственных предприятий: цех шлакоблочных камней стал называться цехом шлакоблоков, карьер бутового камня и щебня — каменным карьером, бетонный цех и полигон фундаментных блоков — бетонным узлом (там же, д. 243, л. 141-142).
С июля 1958 г. строительный участок № 2 был разделен на два строительных участка: № 2 и № 4. На основании постановления Свердловского Совнархоза № 105 от 24 марта 1958 г. Кировградское стройуправление было передано из треста «Уралмашстрой» тресту «Уралмедьстрой». Строительство же в г. Красноуральске в составе двух управлений и комбината производственных предприятий, лесоучастка и всех подсобно-вспомогательных и обслуживающих хозяйств по постановлению Свердловского совнархоза № 139 от 18 апреля 1958 г. было передано тресту «Свердловскуглестрой» (там же, д. 258, л. 2-3).
В 1958 г. трест сдал в эксплуатацию в Нижнем Тагиле 18 жилых домов 20685 кв.м жилья, Дворец культуры Уралвагонзавода на 946 мест, школу на 880 мест, 3 детских сада и первую очередь собственного пионерского лагеря, также химводоочистку мощностью 13650 куб. метров воды в сутки (там же, д. 258, л. 14).
В 1958 г. структура управления трестом была следующей: руководство, производственно-технический отдел, отдел подготовки производства, отдел главного механика, отдел производственных предприятий и собственного капстроительства, плановый отдел, бухгалтерия, отдел кадров (там же, д. 265, л. 5-9).
Постановлением Совета народного хозяйства Свердловского экономического административного района № 120 от 29 апреля 1959 г. из состава треста № 88 были исключены Басьяновский лесозаготовительный участок и автоколонна, находившаяся при нем (там же, д. 294, л. 1).
Постановлением Свердловского Совнархоза № 152 от 02 июня 1959 г. из состава треста была выведена транспортная контора, которую подчинили Автотранспортному управлению Совнархоза. Железнодорожный транспорт, погрузочно-разгрузочное бюро и конных парк треста, входившие ранее в состав транспортной конторы, были включены в состав конторы материально-технического снабжения (там же, д. 284, л. 2).
В 1960 г. база механизации стала называться управлением механизации (там же, д. 313, л. 2). Несколько поменялась структура управления тестом в 1960 г.: руководство, технический отдел, отдел труда и заработной платы, производственный отдел, отдел главного технолога, отдел главного механика, плановый отдел, бухгалтерия, отдел кадров (там же, д. 322, л. 15-19).
В марте 1961 г. в связи с ликвидацией треста «Свердловскуглестрой» во исполнение постановления Свердловского Совнархоза № 31 от 09 февраля 1961 г. в состав Стротельного треста № 88 приняты Красноуральское строительное управление, образованнное на базе двух строительных управлений (Красноуральского строительного управления и строительного управления «Химстрой»), осуществлявших строительство в г. Красноуральске, и завод железобетонных изделий (там же, ф. 243, оп. 1, д. 349, д. 350, л. 1, д. 357).
Таким образом, в состав производственной структуры треста в 1961 г. входило 5 общестроительных управления (№ 1, 2, 3, 4 и Красноуральское СУ), одно специализированное СУ № 5, а также вспомогательные и обслуживающие хозяйства: Управление механизации с ремонтно-механическими мастерскими, Жилищно-коммунальная контора, Контора материально-технического снабжения с железнодорожным цехом, погрузочным бюро и конным двором. Кроме этого на подрядном балансе треста находились центральная строительная лаборатория, машиносчетное бюро, узел связи с диспетчерской службой и телефонной станцией, проектно-сметная группа, учебный комбинат и детские сады (там же, д. 350, л. 1-2).
В составе треста было три самостоятельных хозрасчетных предприятия: Комбинат железобетонных и бетонных изделий и конструкций (КЖБИ), деревообрабатывающий завод в Нижнем Тагиле и завод железобетонных изделий и конструкций в Красноуральске (там же, д. 352, л. 2).
В составе КЖБИ было 3 цеха: бетонно-смесительный узел, арматурный передел и три формовочных отделения. Остальные промышленные предприятия имели безцеховую структуру управления производством (там же, д. 559, л. 1).
В 1961 г. были введены в эксплуатацию законченные строительством силами треста комплекс объектов Завода пластмасс: цехи себациновой кислоты и пластификаторов. Пущены в строй первая очередь комплекса завода отопительного оборудования, а также 2 общеобразовательные школы по 920 мест каждая в Нижнем Тагиле и Красноуральске, райводопровод с насосной станцией в Дзержинском районе (там же, ф. 243, оп. 1, д. 350, л. 27-28, 47, 48).
В соответствии с постановлением Свердловского Совнархоза № 128 от 04 мая 1962 г. приказом Управления строительством № 73 от 14 мая 1962 г. Деревообрабатывающий завод был передан в подчинение Управления деревообрабатывающей и бумажной промышленности Свердловского Совнархоза, а в марте 1963 г. вновь был возвращен в состав строительного треста № 88 (там же, д. 372, л. 1, д. 393, л. 1).
В 1962 г. трестом были сданы в эксплуатацию цех мелкого и среднего литья Уралвагонзавода, поликлиника на 250 посещений, детский сад на 100 мест, трамвайная линия протяженностью 3,87 км (там же, д. 370, л. 23, 41).
В конце 1962 г. капитальное строительство было выведено из ведения совнархозов и передано Министерству строительства РСФСР. Совнархозы стали выполнять только функции заказчика. (Коржихина Т.П., История государственных учреждений СССР, М.,»Высшая школа», 1986, с. 295).
В январе 1963 г. было образовано Главное управление по строительству на Среднем Урале Министерства строительства РСФСР, которому и был подчинен строительный трест № 88 (Краткий справочник по фондам Государственного архива Свердловской области, Екатеринбург, 1996, с. 172; ф. 243, оп.1, д. 391, 393).
Постановлением Свердловского Совнархоза № 14 от 26 января 1963 г. было организовано строительное управление № 6 (СУ-6) для производства работ на объектах сельского хозяйства и других периферийных мелких заказчиков (там же, д. 391, л. 4). А приказом Главсредуралстроя № 325 от 21 декабря 1963 г. СУ-6 было передано тресту «Свердловсксовхозстрой» (там же, д. 417, л. 2 ). В 1963 г. сданы в эксплуатацию цехи № 130 и № 540 Уралвагонзавода (там же, д. 386).
В 1966 г. приказом Главсредуралстроя № 87 от 19 марта был организован ремонтно-механический завод (РМЗ) в г.Нижнем Тагиле (по промышленному балансу), а приказом № 223 от 04 июля 1966 г. в составе треста был организован Строительно-монтажный поезд (СМП) в городе Ташкенте (по подрядному балансу). РМЗ изготавливал закладные детали, инвентарную опалубку и металлоконструкции разнообразной номенклатуры индивидуального и мелкосерийного производства (там же, д. 463, л. 2, 3; д. 465, л. 1).
21 февраля 1967 г. было создано Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии СССР (Коржихина Т.П., История государственных учреждений СССР, М.,»Высшая школа», 1986, с. 296). В состав этого министерства вошел Главсредуралстрой и Строительный трест № 88 соответственно (там же, д. 491).
В 1968 г. строительному поезду в Ташкенте присвоен № 1, а в структуре треста вместо проектно-сметной группы появляется группа проектирования производства работ, группа сетевого планирования. Детские сады объединены в группу дошкольных учреждений (там же, д. 512, л. 1-2). Согласно приказу Главсредуралстроя № 157 от 29 апреля 1969 г. при тресте вновь было создано общестроительное управление № 6 (СУ-6) (там же, д. 534, л. 1, 6).
05 октября 1969 г. открыто СПТУ № 89, занимавшееся подготовкой рабочих для треста (там же, ф. 243, оп. 1, д. 909, л. 138).
В 1970 г. были ликвидированы Стройпоезд № 1 в г. Ташкенте и группа сетевого планирования треста (там же, д. 557, л. 2, 4).
В 1971 г. ликвидировано СУ-1, контора материально-технического снабжения была реорганизована в Управление производственно-технологической комплектации, в состав которого входили железнодорожный цех и погрузо-разгрузочное бюро (там же, д. 583, л. 2). В соответствии с постановлением Коллегии Главсредуралстроя № 1/3 от 06 января 1971 г., с 15 марта ремонтно-механический завод треста был включен в состав Комбината железобетонных изделий на правах цеха. В 1971 г. в составе КЖБИ были следующие цехи: железобетонных изделий, стеновых материалов, ремонтно-механический завод, сырьевой (там же, д. 585, л. 2).
В 1972 г. Комбинат железобетонных изделий и Деревообрабатывающий завод в Нижнем Тагиле вышли из состава треста. Приказом Главсредуралстроя № 33 от 09 февраля 1972 г. Ремонтно-строительный завод был включен в состав Красноуральского завода железобетонных изделий и конструкций (ЖБИиК) на правах цеха (там же, д. 608, л. 1).
С 1973 г. Управление технологической комплектации стало называться Управлением производственно-технологической комплектации (там же, д. 624, л. 2).
В 1974 г. в структуре треста появляется домоуправление (там же, д. 646, л. 2), а в 1975 г. — проектно-сметная группа (там же, д. 664, л. 2).
В 1975 г. на основании письма Тагилтяжстроя от 25 марта 1975 г. № ПЭО-24 вновь было создано Строительное управление № 1 (СУ-1) (там же, д. 664, л. 2). С 1975 г. трест вошел в состав вновь организованного комбината «Тагилтяжстрой» Главсредуралстроя. (там же, ф. 243, оп. 1, д. 686).
На основании приказа комбината «Тагилтяжстрой» № 258 от 10 ноября 1976 г. из состава треста № 88 было передано вновь организованному тресту Строймеханизация № 3 Специализированное управление механизации (там же, л. 20). А согласно приказу комбината «Тагилтяжстрой» № 6 от 08 января 1979 г. строительное управление № 6 было присоединено к строительному управлению № 1 (там же, д. 768, л. 7).
С 01 февраля 1981 г. Строительный трест № 88 вошел во вновь созданное Производственное строительно-монтажное объединение «Тагилстрой». Несколько поменялась производственная структура треста. В его состав входили: 8 общестроительных участков: № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, 2 специализированных участка: № 9 — отделочный и № 10 — малой механизации; группа проектов организации работ, проектно-сметная группа, строительная лаборатория, учебный комбинат, группа детских дошкольных учреждений, домоуправление. В составе треста на отдельном балансе находились: Управление производственно-технологической комплектации, Жилищно-коммунальная контора (там же, д. 833, л. 17).
Дефицит рабочих в тресте покрывался в 1980-е годы в основном за счет военных строителей и условно-освобожденных. Так, в 1982 г. в составе треста работали военно-строительные отряды № 386, 571, 578 и 602(там же, ф. 229, оп. 1, д. 2337, л. 65; ф. 243, оп. 1, д. 842, л. 1, д. 843, л. 96), а с 1987 г. и военно-строительный отряд № 1199.
В 1987 г. на стройках треста работало 170 человек условно-освобожденного спецконтингента (там же, ф. 243, оп. 1, д. 868, л. 47, 78) .
В 1984 г. в состав управления трестом входили: руководство, технический отдел, отдел труда и заработной платы, производственный отдел, сметно-договорной отдел, плановый отдел, отдел техники безопасности, отдел кадров, оперативно-диспетчерский отдел, бухгалтерия (там же, ф. 229, оп. 1, д. 2531, л. 22-25). В производственной структуре отсутствуют: строительная лаборатория, учебный комбинат, домоуправление (там же, ф. 229, оп. 1, д. 2616, л. 15). В 1984 г. в производственной структуре треста появляется группа геодезии (там же, ф. 229, оп. 1, д. 2531, л. 31).
В 1985 г. — группа пускового комплекса (там же, ф. 229, оп. 1, д. 2748, л. 2). В 1980-е гг. на балансе треста находились 3 детских сада (№ 57, 67, 139), 4 детских комбината: «Юность», «Космос», «Икарус» (№ 56, 160, 167, 175) и 5 общежитий № 1, 3, 4, 6, 8 (там же, ф. 229, оп. 1, д. 2531, л. 83, ф. 243, оп. 1, д. 844, л. 85).
В 1985 г. сметно-договорной отдел реорганизован в сметный отдел, а бухгалтерия — в централизованную бухгалтерию (там же, ф. 229, оп. 1, д. 2796, л. 25-31).
В производственной структуре треста работали: группа проектов организации работ, проектно-сметная группа, группа пускового комплекса по строительству объектов производственного назначения, группа геодезии, строительное управление № 1 (строительные участки № 1, 2, 6), строительное управление № 2 (строительные участки № 7, 8), строительное управление № 3 (строительные участки № 3, 4, 5), Специализированный участок № 9 «Отделстрой», Участок механизации (№ 10).
В составе треста на отдельном балансе находились: Нижнесалдинское строительное управление с проектно-сметной группой и группой геодезии, Управление производственно-технологической комплектации III группы, Жилищно-коммунальная контора IY группы (в составе 4 жилищно-эксплутационных участков, Дома культуры Строителей, пионерского лагеря «Золотой луг», профилактория «Тагильские зори», водно-спортивной и лыжной баз) (там же, ф. 229, оп. 1, д. 2796, л. 25-92, ф. 243, оп. 1, д. 875, л. 150-151).
Приказом Главсредуралстроя № 85 от 27 марта 1987 г. ПСМО «Тагилстрой» было ликвидировано, а Строительный трест № 88 стал самостоятельным, вошел в состав Территориально-строительного объединения «Средуралстрой» и был подчинен Министерству строительства в районах Урала и Западной Сибири РСФСР (там же, ф. 243, оп. 1, д. 867, л. 15).
Приказом управляющего трестом № 136 от 29 мая 1987 г. утверждена следующая структура предприятий и организаций треста: Красноуральское строительное управление II группы (г. Красноуральск), строительное управление № 1, I группы (г. Нижний Тагил), строительное управление № 2, II группы (г. Нижний Тагил), строительное управление № 3, I группы (г. Нижний Тагил), специализированное управление отделочных работ «Отделстрой», III группы (г. Нижний Тагил) (объединены строительные участки № 9 и № 10 (там же, ф. 243, оп. 1, д. 869, л. 28).
Нижнесалдинский хозрасчетный участок I группы (г. Нижняя Салда), Управление производственно-технологической комплектации II группы (г. Нижний Тагил), Жилищно-коммунальная контора IY группы (г. Нижний Тагил), Завод железобетонных изделий № 3 II группы (г. Нижний Тагил). В его составе на правах хозрасчетных цехов — Ремонтно-механичекий цех (г. Нижний Тагил), Красноуральский цех (г. Красноуральск).
На балансе треста находились: Группа проектирования производства работ, Проектно-сметная группа, Строительная лаборатория, Группа детских учреждений, Учебно-курсовой комбинат (там же, ф. 243, оп. 1, д. 869, л. 39).
В 1987 г. структура управления трестом была несколько изменена: руководство, производственный отдел, оперативно-диспетчерская группа, планово-экономический отдел, проектно-сметный отдел, отдел труда и заработной платы, отдел кадров, отдел инженерной подготовки производства, центральная бухгалтерия, группа пускового комплекса (там же, ф. 243, оп. 1, д. 689, л.65-67). В производственную структуру треста вошло Специализированное управление механизации и буровзрывных работ (там же, ф. 243, оп. 1, д. 875, л. 63).
Строительные управления № 1, 3, 9 (Отделстрой) имели по 3 строительных участка, Строительное управление № 2 — 2 участка, жилищно-коммунальная контора — 4 жилищно-эксплутационных участка (там же, ф. 243, оп. 1, д. 875).
В 1988 г. подразделения треста перешли на хозяйственный расчет (там же, ф. 243, оп. 1, д. 892, л. 1).
Структура управления трестом вновь была несколько изменена: руководство, проектно-технический отдел, сметно-договорной отдел, планово-экономический отдел, производственный отдел, оперативно-диспетчерская группа, отдел капитального строительства, отдел по организации и нормированию труда, отдел кадров, центральная бухгалтерия, отдел инженерной подготовки, отдел главного механика, отдел контроля качества, учебно-курсовой комбинат (там же, ф. 243, оп. 1, д. 890, л. 44-49).
Учебно-курсовой комбинат треста занимался в основном обучением военных строителей, штат которых обновлялся каждые полгода. Базовым же учебным заведением, готовившим специалистов — строителей для треста, было Специализированное профессиональное техническое училище № 89 (там же, ф. 243, оп. 1, д. 892, л. 16).
В марте 1989 г. на базе строительного управления № 2 организован Специализированный участок по строительству автодорог и благоустройству (приказ № 55 от 02.03.89 г.). В производственной структуре треста на 15 февраля 1989 г. отсутствует Нижнесалдинский хозрасчетный участок (там же, ф. 243, оп. 1, д. 912, л. 1), а в штатном расписании аппарата управления треста на 01.03.89 г. — отдел инженерной подготовки (там же, ф. 243, оп. 1, д. 907 л. 157-162). С 01 июля 1989 г. на метод арендного подряда с открытием расчетных счетов, передачей основных средств, зданий, механизмов и др. переведены Цех изоляции труб, а с 01 октября 1989 г. — Красноуральский цех ЖБИ (приказ № 246 от 29.09.89 г.).
В марте 1990 г. детский комбинат № 167 был передан Нижнетагильскому производственному трикотажному объединению, детский сад № 57 — на баланс Уралвагонзавода (приказы № 43 от 21.02.1990, № 58 от 15.03.1990 г.).
С 10 ноября 1990 г. приказом управляющего трестом от 07.09.1990 г. был ликвидирован учебно-курсовой комбинат. В структуре отдела кадром управления трестом были введены 2 должности инженеров по подготовке кадров (там же, ф. 243, оп. 1, д. 925, л. 31).
Приказами № 238-а, 239, 239-а от 1, 2 ноября 1990 г. было ликвидированы Строительные управления № 1 (СУ-1), 2 (СУ-2), 3 (СУ-3) и «Отделстрой». Правопреемником СУ-1 стал вновь созданный кооператив «Меридиан», правопреемником СУ-3 — кооператив «Масштаб», а правопреемником СУ «Отделстрой» — кооператив «Полигран». Имущество бывших СУ-1, СУ-№, СУ «Отделстрой» было передано кооперативам в аренду. На базе землеройного, кранового, Красноуральского участков Управления механизации и буровзрывных работ и СУ-2 было создано Специализированное строительно-механизированное управление треста № 88 (там же, ф. 243, оп. 1, д. 926, л. 83-89).
Была изменена структура управления трестом. В соответствии со штатным расписанием, утвержденным 19 декабря 1990 г. были созданы отделы: Технический, Производственно-диспетчерский, Социальный, капитального строительства, экономический, центральная бухгалтерия, учебный пункт (там же, ф. 243, оп. 1, д. 926, л. 3-5).
С января 1991 г. начался переход треста на первую модель хозяйственного расчета — «аренду». Приказом управляющего трестом от 17 января 1991 г. № 10 была создана рабочая комиссия (там же, ф. 243, оп. 1, д. 940, л. 43). С 01 января 1991 г. были ликвидированы Специализированное строительно-механизированное управление и Красноуральское строительное управление. На их базах созданы Государственные арендные предприятия ГА ССМУ И ГА КСУ (там же, л. 6).
Приказом управляющего трестом от 11 января 1991 г. № 6 с 18 января 1991 г. было ликвидировано УПТК. На его базе создано малое строительное предприятие, также входившее в производственную структуру треста (там же, л.48-49).
В феврале 1991 г. в связи с передачей жилого фонда и детских садов треста на баланс Нижнетагильского горисполкома была передана жилищно-коммунальная контора. При тресте был создан хозрасчетный жилищно-коммунальный отдел (приказы № 16 от 06.02.1991, № 28 от 28.02.1991 г.).
Приказом управляющего трестом от 26 февраля 1991 г. № 26 были ликвидированы Завод железобетонных изделий № 3 (ЗЖБИ № 3) и арендный цех изоляции труб. На базе ЗЖБИ № 3 созданы Малое арендное предприятие ЖБИ № 3, Малое арендное предприятие «Транспорт» (на базе железнодорожного цеха ЗЖБИ № 3), кооператив «Монолит» (на базе Красноуральского цеха ЗЖБИ № 3). На базе цеха изоляции труб было создано Арендное предприятие изоляции труб «ЦИТ» (там же, л. 21).
Решением № 95 исполнительного комитета Дзержинского районного Совета депутатов трудящихся от 04 апреля 1991 г. Строительный трест № 88 реорганизован в Арендно-кооперативное строительное объединение (АКСО) № 88 (там же, ф. 402, оп. 1, д. 1122, л. 19).
Приказом № 59 от 12 мая 1991 г. управляющего трестом были ликвидированы бухгалтерия и плановый отдел Управления буровзрывных работ (там же, ф. 243, оп. 1, д. 941, л. 37).
В 2002 г. документы по личному составу поступили на муниципальное хранение в описанном состоянии.